К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мне очень трудно оценивать этот фильм с объективной точки зрения, скорее даже для меня это невозможно, так как лично для меня это фильм детства, во многом эпохальный фильм навсегда отождествлённый с своеобразной, непередаваемой романтикой 90-х и ставший их неотъемлемой частью вместе с таким шедевром как 'Назад в будущее'. Фильм пересмотрен ещё на ВэХаСной кассете буквально до дыр, выучен почти наизусть и слова 'Клиндату', 'Роджер Янг', 'Тикондерога', 'Мародёр', 'Большая К' и в конце концов 'Арахнид' не забудутся никогда и всегда будут напоминать о беззаботном детстве первого поколения Песи-Колы постсоветских времён.

Если же оставить сентиментализм и говорить чисто по сути необходимо сказать о высочайшем качестве работы всей съёмочной команды - фильм снят в далёком бородатом 1997 году, но спецэффекты просто невероятно качественны для своего времени. Стоит только вспомнить арахнидов, сам образ и внешний вид которых крайне атмосферен и вызывает примерно такую же неприязнь какую все мы, чисто на подсознательном уровне, испытываем к паукам, да и вообще ко всем насекомым. А само исполнение насекомых просто выше всех похвал, во время просмотра фильма ни разу нельзя усомниться в их реальности, натуральности, так чётко и без огрехов выглядит каждый арахнид-солдат, даже в кадрах с мириадами жуков каждая отдельная особь сделана так же качественно как и в сценах с крупным планом. Уж не знаю какие модели, каркасы или роботы использовались при съёмках, но выглядят они абсолютно реально!

Так же отдельного внимания заслуживает массовка фильма, коей там предостаточно, но, опять таки каждый солдат, даже на самом дальнем плане выглядит так же красиво и атмосферно как и главные герои. Но и этого Полу Верховену было мало - он пригласил статистов-инвалидов, дабы сцены с оторванными конечностями выглядели так реалистично, как это вообще возможно. А ещё бесчисленные кучи 'подсохших' трупов тоже только добавляют антураж!!!

И, в конце концов, даже космические корабли, летящие на фоне бескрайнего космоса, выглядят более чем сносно, а уж для конца 90-х так и вообще абсолютно идеально!

Итог таков - качеству съёмок и тому, с какой ответственностью и знанием дела подошла к съёмкам вся съёмочная команда, начиная самим Полом Верховеном и заканчивая отдельно взятым статистом позавидовали бы 'творцы', наверное, половины современных фантастических фильмов.

Так что фильм даже сейчас, спустя 13 лет, выглядит очень и очень качественным: глаз не режет грубая компьютерная графика и до сих пор картина заставляет поверить в реальность происходящего на экране.

И в заключении хочется 'обратиться к вновь прибывшим, правило у меня только одно - сражаются все, никто не отступает, кто сдрейфил - того я пристрелю!'

9.5 из 10

09 августа 2010 | 01:45
  • тип рецензии:

Вообще 'Звездный десант' я впервые посмотрел еще в детстве на VHS. После этого я пересматривал этот фильм еще раз примерно десять-пятнадцать, и он буквально впечатался мне в мозг покадрово. Последний пересмотр был году эдак в 2002-2003. И вот буквально пару дней назад сидя перед телевизором и перебирая каналы я совершенно случайно наткнулся на этот фильм. Неожиданно для себя пересмотрел его еще раз, даже не без удовольствия.

Пол Верховен, действительно очень хороший режиссер, но как-бы это помягче выразится, немного второсортный. В его фильмах нет философии Спилберга, технического изящества и мастерства Кэмерона, эпичности Джексона или возведенного в абсолют зубодробительного экшена Майкла Бэя. Эти четверо человек сегодня делят между собой корону современного киноблокбастеринга и гребут прибыль миллиардами. Верховен же стоя мягко говоря 'на задворках' делает свои, особенные блокбастеры, которые даже и не блокбастеры вовсе, а такое специфически-авторское кино. По своему глубокое и несущее под собой определенный смысл.

Казалось бы, перед нами типичный голливудский развлекательный фильм для подростков, какими кормит нас с вами этот же Бэй. На месте все составляющие: хороший парень, его девушка, пара комедийных персонажей, суровый, видавший виды Айронсайд, инопланетяне, питающие жуткую ненависть к людям, бравые милитари, отвечающие насекомым взаимностью, взрывы, спецэффекты.

В фильме есть несколько откровенных разногласий со здравым смыслом, всего их четыре.

1. Как мы все знаем, различные инопланетяне, астероиды, и прочие катаклизмы любят исключительно американцев и падать соглашаются только на Соединенные Штаты Америки. В 'Звездном десанте' же, метеорит падает на Буйнос-Айрес. Хотя если зарыться поглубже, то можно всё понять. Весь Буйнес-Айрес говорит исключительно по английски, а подростки играют в американский футбол, что наводит на мысль, что в будущем, в котором происходит действие фильма, США уже успели распространить свою 'Демократию™' на весь мир и Аргентина является очередным штатом, захваченным белыми варварами, то есть астероид не ошибся и попал в цель.

2. Кстати про астероид. Если верить фильму, то он был сбит с орбиты вражьей планеты насекомых и долетел до земли. Да и сбил астероид, как я думаю огромный огнедышащий жук (больше некому). Тут выясняется интересная вещь. Авторы фильма прогуливали физику в школе. Во первых, как жуки могут стрелять своей плазмой с такой силой, что она улетает в космос. Для этого она (плазма) должна разгоняться до скорости 11 км/с, чтоб не имея двигателя улететь в космос. Во вторых, даже если представить, что мы недооцениваем жуков и они плюют своей плазмой со скоростью 11 км/с, то это какая точность нужна, что-бы сбитый плазмой астероид полетел не куда-нибудь в систему Дагоба, а именно на Землю. Да и к тому же планеты злобных арахнидов и людей находятся на разных концах галактики, это расстояние даже свет преодолевает за сотни тысяч лет. Не знаю, сколько бы миллиардов лет понадобилось астероиду что-бы преодолеть это расстояние.

3. Что касается военных действий. Я конечно не офицер и ничего не смыслю в военной стратегии, но по моему нужно быть полным идиотом, что-бы отправлять людей воевать с существами, которые выдерживают, когда в них выпускают обойму из автомата в упор и физически, которые сильнее людей в несколько десятков раз, к тому же численное превосходство насекомых, так же играет важную роль. По моему лучшим решением было бы выкуривать насекомых из нор ракетами и сжигать напалмом с вертолётов, а остатки безжалостно давить танками. Кстати где танки? Почему их нет?

4. Так же интересна природа насекомых. Поскольку они насекомые, то самцы должны отличатся от самок по внешнему виду, а все арахниды, как на подбор одинаковые. Выходит, либо они все однополые и размножаются почкованием, либо с двуногими оккупантами борются лишь благородные арахнидские мужи, а дамы сидят в норах и выращивают подкрепление. А толстый паук-надмозг? Кто он? И зачем ест мозги? Именно ест, а не 'забирает'. На этот счет я так же имею собственную теорию. Надмозг протыкает череп огромной трубкой, после чего высасывает мозги. Думаю, после таких процедур, мозг серьёзно повреждается и теряет способность мыслить становясь обычной белковой кашей, которую наш паучище и ест.

Однако, это всё мелочи, если подкопаться, можно в любом фильме найти такие нюансы. Если же рассматривать 'Звездный десант', как фантастический боевик, (коим он и является), то выполнен он на чертовски высоком уровне. Всё - постановка, сценарий, актёры (особенно хочется отметить ̶Г̶о̶л̶л̶и̶в̶у̶д̶с̶к̶о̶г̶о̶ ̶д̶е̶д̶у̶ш̶к̶у̶ ̶Л̶е̶н̶и̶н̶а̶ Майкла Айронсайда), эдакая атмосфера будущего, визуальные эффекты, сделано очень качественно. И заслуживает лишь аплодисментов (желательно стоя).

P.S. Интересно, мне одному форма офицеров будущего напомнила форму третьего рейха?

28 июня 2010 | 21:03
  • тип рецензии:

Сразу скажу, что книга, по которой снят фильм, художественной ценности представляет мало, таких в 50-ые годы выходило по десятку в год. Никаких рассуждений, которых не было бы во многих других книгах, никакого изящества повествования - ничего нового или интересного. Может, поэтому мне так понравился фильм. Серьёзно, как нам показала экранизация 'Престижа', иногда нет ничего плохого в том, чтобы целиком поменять сюжет книги.

Фильм 'Звёздный десант' получился разносторонним. С одной стороны - безумное крошилово для любителей тупых американских боевиков. С другой стороны - едкая сатира на американское общество. Например, выпуск новостей, в котором рассказывается о жестокой и крайне неудачной для людей битве, показаны раненные и убитые, приводятся статистика потерь, а потом внизу экрана радостно мигает надпись 'Хотите узнать больше?'.

Ну и пара слов о персонажах - они тут получились необычными, не картонными и не шаблонными, как это часто бывает. И на протяжении всего фильма они меняются. Сначала они были беспечными дураками, которым по приколу было записаться в армию. В конце, когда они все стали офицерами, мы видим уже не безмозглых юнцов, а усталых ветеранов - это видно буквально во всём - в повадках, в поведении, в репликах - кстати, далеко не каждый актёр смог бы это показать.

Однозначно,

10 из 10

27 апреля 2010 | 14:41
  • тип рецензии:

Экранизация культового произведения Роберта Хайнлайна, написанного еще в 1959 году являет собой тот удивительный случай, когда фильм не только не соответствует оригиналу (что для Голливуда в принципе нормально), но и по сути намеренно стебется с него (а вот это случается намного реже). Почему так сложилось, сказать трудно, все-таки обычно экранизации известных литературных произведений стараются делать в духе первоисточника, в случае же со Звездным десантом все совсем наоборот – режиссер фильма Пол Верхувен неоднократно заявлял что так и не смог дочитать роман, так как он “был слишком скучным и вгонял в тоску” и всячески старался делать фильм как можно более сатиричным, большая часть съмочной группы тоже не читала романа, а некоторые даже и не слышали про него.

В итоге, фильм по сути представляет собой скрытую пародию на творение Хайнлана (и вообще все произведения восхваляющие милитаризм) замаскированную под развлекательный блокбастер. В принципе, в зависимости от точки зрения, это можно рассматривать как основной плюс или как основной минус фильма – те кто страстно хотел увидеть экранизацию Хайнлайна, с мобильной пехотой в летающих скафандрах, военным братством и обществом будущего которое управляется военной демократией, будут жестоко разочарованы, те же кто хотел посмотреть именно фильм снятый Верхувеном в своем фирменном стиле – с невероятным количеством насилия и крови, черным юмором, обнаженкой и всеми остальными атрибутами не должны быть разочарованы.

Хоть фильм и представляет собой сатиру, но поверьте, он весьма зрелищен - космическое десантирование, военные корабли, бомбардировки, жуки, их истребление – все это сделано просто на ура и даже по прошествии стольких лет смотрится весьма достойно. Актеры сыграли в целом неплохо (хотя конечно они по возрасту не очень-то были похожи на недавних выпускников школы, хотя возможно это было сделано намерено), сатирический компонент фильм тоже вполне удался – тут и полюбившиеся еще со времен Робокопа едкие социальные ролики, и общая пародийность боев вроде идиотов-военных, сначала посылающих войска, а затем после провала миссии проводящих бомбардировки, легковооруженных пехотинцев у которых похоже нет другого оружия кроме автоматов и которые тысячами отстреливают все прибывающих жуков, и безусловно знатный армейский юмор, вроде наглядного объяснения зачем в ядерной войне солдату нужно умение кидать нож. Завершающим штрихом на все это ложится насилие – по уровню крови Звездный десант превосходит все остальные голливудские творения Верхувена вместе взятые – оторванные конечности и кишки разлетаются во все стороны в невероятных количествах, в отдельных моментах уровень жестокости просто зашкаливает, что только усиливает сюрреалистические впечатления от картины.

Итого: весьма зрелищная антивоенная сатира Пола Верхувена снятая им в своем фирменном стиле. Возможно, Звездный десант и не лучший из голливудских фильмов Верхувена, но тем не менее он весьма хорош, главное не воспринимать происходящее на экране слишком серьезно - и тогда удовольствие от просмотра гарантировано.

19 марта 2010 | 20:52
  • тип рецензии:

Тех кто читал роман могу сразу обрадовать - кино книгу напоминает весьма отдаленно. Что, безусловно, к лучшему, т. к. книга довольно уныла и представляет из себя среднего качества фантастику. Чего не скажешь о фильме.

Из сугубо положительных сторон, следует отметить отличный сюжет (в частности саму манеру подачи через выпуски новостей), эпичные баталии на земле и в воздухе, мощный экшен и Смысл.

Нет занудных диалогов, нет идиотских решений. Любовная история преподнесена нормально, а не как хотелось бы девочке-сценаристу или мальчику-эмо.

Сюжет довольно сложен - с одной стороны, люди сражающиеся за свою безопасность, мстящие за товарищей. С другой стороны, неизвестно кем был брошен первый камень. Конечно, сама концепция Федерации имперского типа с формой сильно напоминающей фашистскую. Сами вооруженные силы очень напоминают распространенную концепцию 1-й мировой.

Снятый в стиле пропагандистских фильмов начала прошлого века, Звездный десант заставляет задуматься о своем месте в обществе и устройстве общества в целом.

10 из 10

02 декабря 2009 | 00:47
  • тип рецензии:

Посмотрев этот фильм примерно в 7 классе, ничего кроме выспренного пафоса и дешёвой игры актёров я не увидела.

Пересмотрев кино лет через 10, я с немалым удивлением увидела в нём самую едкую политическую сатиру похлеще 'Южного парка'! Ещё бы её не было, учитывая наличие Пола Верхувена в режиссёрском кресле! Этот товарищ всегда умел сделать ловкий финт ушами, вплетая в мейнстрим нечто заковыристое, заставляющее напрячь мозги.

И данный фильм - не исключение: именно картонные образы главгероев и зашкаливающее количество великодержавного пафоса вкупе с идеалистической картиной военной диктатуры светлого будущего создают ощущение какой- то ненатуральности и театральности всего. Именно с этого сатира и начинается, и в этом фильме она на превый взгляд абсолютно закамуфлирована, но на деле ею пропитано буквально всё. Браво, маэстро Верхувен! Только вы так можете пошутить со зрителем!

За своеобразный юмор

9 из 10

21 июня 2009 | 01:20
  • тип рецензии:

Фильм основан на книге Р.Хайнлайна. Книгу не читал и сравнивать схожесть фильма не могу. Но хочется отметить что Пол Верховен создал шедевр научно – фантастического жанра.

Фильм получился жестокий и очень реалистичный. Именно этот реализм сгубил картину, из-за рейтинга R основной зритель так и не попал в кинотеатр.

Актеры молодые и, за редким исключением, не особо известны, но не бездарны.

Большую часть отзыва уделю созданием спецэффектов, т к ЗД без преувеличения эталон масштабного кино. Для 97 года это немыслимый шаг создать хаос флота федерации, космические позиции кораблей, армию арахнидов.

Для создания космического флота сразу отказались от компьютерных моделей, на первом месте стояла детализация корабля, но корабли поддержки и транспорт в части эпизодов трехмерные. Было построено 13 кораблей Rodger Young (один 5,4 м, шесть 2,7 м, шесть 46 см), несколько транспортников и модель станции Ticonderoga.

Для поддержки этих моделей было построено 2 самых больших крана в истории кинематографа.
Во время разрушения корабля(кстати половинки модели корабля отделялись) было около 200 элементов огня, в то время как компьютеры выдерживали не более 50. Для решения задачи каждый взрыв снимали отдельно, и затем подставляли к кадрам корабля, так что все взрывы на кораблях настоящие.

Как не удивительно самая сложная сцена столкновение с астероидом. Оно снималось отдельно, т к астероид имел другой масштаб, затем кадры были наложены друг на друга.

Также интересны жучьи баталии. В большинстве случаев это трехмерные модели и лишь в эпизодах с трупами были куклы. Просчёт батальных кадров занимал до 32 часов! Жуки появлялись днём и ночью, под освещением луны…комбинировались лучи, идущие от солнца и отраженные от земли. Недаром над этим пиршеством визуальных технологий работали самые именитые студии.

Стоит отметить работу костюмеров, что-нибудь напоминает форма? Логотипы, форма, антураж фашисткой Германии. Кстати форма десантников использовалась в “Пришелец” 2001 года.

Что же в итоге: хороший сюжет, хорошая игра актёров, потрясающие эффекты(даже на сегодняшний день), мощное музыкальное сопровождение. Коктейль получился столь мощный, что по сей день не каждая картина со схожей тематикой способна достичь высот десанта, а убогие 2 и 3 части только подчеркивают величие первой, как только Верховен подписался пол ними!

Как бы то ни было, несмотря на неудачу в прокате, на провал продолжений и скорее всего на бессмысленность ожидания продолжения первой части, Звездный десант в праве называться шедевром научно – фантастического жанра.

10 из 10

09 апреля 2009 | 15:52
  • тип рецензии:

В 1959 году отставной военный Роберт Хайнлайн опубликовал фантастический роман «Звездный десант», в котором красочно изобразил собственное понимание Светлого Будущего для человеческой расы. Мир в этом будущем успокоился под ласковым армейским сапогом, демократию упразднили за ненадобностью, отныне вся власть в мире принадлежала людям в форме. Хочешь быть полноправным гражданином и иметь все причитающиеся права — отслужи в армии, иначе ты просто трутень, паразит и обыватель. А тут еще на доблестное военнизированное общество будущего нападает жуткая зараза инопланетных жуков, так почему бы каждому, кто считает себя гражданином, с оружием в руках, не доказать свою полезность для государственного строя? Не спрашивай у государства, что он для тебя сделало — спроси у себя, что ты сделал для государства! Короче, за Родину!

Мнения о романе были самые неоднозначные. Одни восприняли книгу, как классический фантастический боевик, и поэтому получили от нее море удовольствия. Однако, были и те, кто усмотрел в действиях космических десантников, уж очень смахивающих на любимую автором морскую пехоту, призыв к радикальному урегулированию коммунистической гегемонии в Восточной Европе, а саму хайнлайновскую идеологию — идеалом фашистского государства. Впрочем, эта двойственность восприятия не помешала роману Хайнлайна быть переведенным на десятки языков и в итоге, получить заслуженный культовый статус.

Повальная мода на фантастические боевики в 90-е годы, натолкнула голливудских продюсеров на мысль о перенесении книги на большой экран. Автору «Робокопа» Эдварду Ноймайеру поручили утрамбовать роман таким образом, чтобы в фильме было поменьше рассуждений и побольше возможностей все вокруг повзрывать. На постановку выделили нестыдный бюджет в 100 миллионов, а руководить ею позвали выходца из Голландии Пауля Верховена, который уже доказал умение снимать кровавую фантастику, на примере успешного «Вспомнить все».

Продюсеры не учли одного: Верхувен даже в Голливуде, как «свой среди чужих» умудрился остаться европейским режиссером, да вдобавок к теме фашизма тоже обращался в раннем фильме «Оранжевый солдат». Пропустив через сознание европейского интеллектуала, сочинение бывшего сержанта морской пехоты, он в итоге снял одно из самых провокационных и выдающихся фильмов в истории кинофантастики.

В кинозале гаснет свет. Рука зрителя погружается в ведерко с попкорном. Сейчас экран должен заполниться кровью, будет много резни и взрывов — главного и любимого блюда для зрителей 90-х годов. Однако, фильм открывается агитационным роликом, призывающим граждан записываться в космическую пехоту, который одновременно подозрительно напоминает... реальные рекламные ролики с призывами записываться в сиречь всея святых американской нации — американскую морскую пехоту. Только, почему у них форма серого цвета? Что это за странные орлы на кокардах, что-то смутно напоминающие из недавней истории? И мамочки, почему видеоряд со счастливо смеющимися детьми и иронично посмеивающимися пехотинцами, так сильно напоминает кадры кинопропаганды гитлеровского времени?

На самом деле, режиссер просто довел хайнлайновскую модель общества до ее логического завершения и одновременно, абсурда. Такие диалоги о всеобщем долге перед Государством и превосходстве землянина над остальными формами жизни, которые были в романе ( часть Ноймайер перенес на экран, но больше выбросил — уж больно знакомо звучат эти тексты), автоматически подразумевают наличие на кокардах орлов или любой иной профашистской символики. Верхувен просто дорисовал эти визуальные образы, и в итоге получился фильм, где в кадре разрывают людей на клочки во имя Идеи, а за кадром и в визуальном ряде, режиссер сам над этой идеей вдоволь иронизирует.

Верхувен проявил незаурядное чувство юмора, экранизировав роман Хайнлайна (а заодно и сценарий Ноймайера) в стилистики любимого режиссера Гитлера, незабвенной нацистки Ленни фон Рифеншталь.

«Звездный десант» — это пропагандистское кино для общества победившей военной диктатуры, «Триумф воли» и «Олимпия» в одном флаконе, описывающие героические будни людей, стоящих на ее страже. Но одновременно, язвительное предостережение для общества настоящего и откровенное высмеивание всех пресловутых американских ценностей: святости института гражданства, образа идеальной американской семьи, защиту демократических ценностей...

Только, истинный европеец Верхувен мог с таким изяществом, легко и ненавязчиво высмеять самые основы основ американской цивилизации, причем за американские же деньги.

Рикошет летит в разные стороны и не жалеет никого. Тут Вам и диспуты о праве женщин служить в армии наряду с мужчинами (сцена групповой помывки в совместном душе смотрится очень пикантно), и роль СМИ в растлении современного общества (прямая трансляция казни на электрическом стуле — почему бы нет, народ должен все видеть собственными глазами), и образ современного солдата как защитника демократии, который почему-то больше напоминает агрессора.

Пригласив на главные роли неизвестных большому экрану, актеров из подростковых сериалов: Ван Дина, Майерс, Харриса, Верхувен словно предупреждает, что если страна и дальше будет продолжать стрить свою жизнь, беря в качестве образцов героев телемыла с их картинностью, слащавостью и неизменным смехом за кадром, то рано или поздно, она сама не заметит, как начнет маршировать в сапогах и распевать под нос военные марши.

Сама война на экране потрясающе снята оператором Йостом Вакано и сопровождается умопомрачительной музыкой Бэзила Поледуриса. Однако, для самого Верхувена она является войной двух одинаково уродливых монстров, только камера снимает происходящее со стороны наиболее привычного для нас. Более того, даже если отбросить все эти режиссерские аллюзии, ЗД и поныне остается одним из самых масштабных и зрелищно снятых, фантастических фильмов в истории жанра — сцены высадки, битвы с жуками и по сей день, как и 12 лет назад, оставляют просто незабываемое впечатление.

Фильм — два в одном: великолепный боевик и сатирическая драма. Вместе — эталон вдумчивой фантастической экранизации.


10 из 10

21 марта 2009 | 17:27
  • тип рецензии:

Не секрет, что фильм снят по мотивам романа Р. Хайнлайна (творчество которого мной очень любимо). И не секрет, что от самого произведения осталось немного: имя главного героя и факт космической войны. Книга полна философскими изречениями, размышлениями главного героя, фильм на неё не похож. Но тем не менее, он захватывающ, интересен, ярок и динамичен!

Да, создатели фильма не следовали путём великого фантаста, с книгой это соотнести практически невозможно, НО! Но они создали шедевр, они сделали совершенно иную историю, которая захватывает с первых минут просмотра. В фильме есть место и юмору, и жалости, и грусти, и радости, а есть места, где становится немного не по себе.

Арахниды и им подобные гигантские насекомые.... Вам не кажется, что они сделаны здорово? Их внешний вид внушает неприязнь, а то, что они такие огромные, эту неприязнь усиливает. Грамотный ход, ведь насекомые не пользуются особой популярностью (уж у меня точно!), и даже на подсознательном уровне (даже если плохи главные герои, а они отнюдь не плохи) болеешь за победу над этими пауковидными чудовищами.

Сам Каспер ван Дин(Рико) сыграл очень достойно, даже, если честно, не представляю его в другой роли. Хотя больше меня порадовал Джейк Бьюзи, его герой сразу вызывает симпатию, даже обьективно и не обьяснить почему...Дениз Ричардс не производит особого впечатления, хотя невозможно не оценить её красоту. Гораздо больше трогает за душу героиня Дины Мейер...

Не могу говорить за всех, но для меня это фильм не на один и не на два просмотра, а на гораздо больше...он даже не особо приедается. Он достоин быть в личной фильмотеке.

Пожалуй, я даже не решаюсь его оценивать, для меня он 10 из 10, хотя более обьективно было бы поставить

8 из 10

10 октября 2008 | 18:58
  • тип рецензии:

Роберт Энсон Хайнлайн (1907 — 1988) — один из крупнейших фантастов XX века, во многом определивший лицо современной научной фантастики, автор 54 романов, повестей и рассказов, удостоен четырех премий «Хьюго» и премии «Небьюла» за выдающиеся достижения в области фантастической литературы.

Хайнлайн поднял планку жанра фантастики на недосягаемую высоту, ничуть не уступающую классической литературе, а ведь прежде развлекательному чтиву надлежало бы уступить место серьезной беллетристике. Богатство идей, доведенных до совершенства, нестандартность образов, живой остроумный язык, ироничное повествование, умение заставить читателя поверить в происходящее — вот отличительные черты первого Гранд-Мастера фантастики.

Хайнлайн с детства мечтал о службе в военно-морском флоте. И позже, став профессиональным писателем, понимание значимости армии в жизни общества, неудовлетворенная мечта и ностальгия по армейской дисциплине сохранились, и, в том или ином виде, материализовались в «Звездном десанте», написанном в 1958 году.

Будучи большим поклонником фантастики в целом и творчества Хайнлайна в частности, я читал почти все его романы, в том числе и «Звездный десант» - это одна из самых лучших и сильных работ мастера и настоящая веха в жанре. Роман получил «Хьюго» и вызвал бурю противоречивых мнений - одни называли его блестящим, другие обвиняли фантаста в пропаганде милитаризма и даже расизма вкупе с фашизмом.

Не менее бурные и противоречивые отзывы вызвала и экранизация Пола Верховена, вышедшая в 1997 году. Что бы там не говорили критики и зрители, которые не приняли картину после книги, фильм не имеет практически ничего общего с романом, за исключением имен персонажей и схожих сюжетных линий. Верховен лишь взял за сюжетную основу роман Хайнлайна и создал собственную киноутопию. Безусловно, роман значительно сильнее и глубже и несет в себе интеллектуальный философский подтекст, но это не значит, что фильм вышел плохим – он получился совсем другим, хотя и гораздо более поверхностным. А вот черта, которая во многом объединяет картину и книгу – это манера повествования.

«Эй, вперед, обезьяны! Или вы хотите жить вечно?» (неизвестный сержант, 1918 год). Этот эпиграф к первой главе романа очень точно характеризует манеру повествования, которая стержнем проходит через книгу Хайнлайна и экранизацию Верховена – иронию. Что касается Пола, то он здесь на сто процентов оказался верен своему стилю. Помимо иронии, этот фильм, как и предыдущие работы Верховена, отличает роскошный визуальный ряд, гипертрофированное насилие, обилие натуралистичных сцен и черного юмора, а жестокие телерепортажи и садистские ролики, несущие издевку и тонкую сатиру на футуристический социум, один в один напоминают «Робокопа».

Вот только, в отличие от «Робокопа» и «Вспомнить все», здесь Пол показал и высмеял не антиутопичную модель общества, а, наоборот – утопию, где сконструированное им общество подчинено сильному милитаризованному государству, где всем заправляют военные и где без службы в армии нельзя даже получить вид на жительство или лицензию на рождение ребенка. В то же время Верховен показывает, что, несмотря на жестокую и беспощадную войну за выживание между гигантскими разумными насекомыми и всем человечеством, десантники остаются людьми: радуются жизни, влюбляются и надеются на лучшее будущее.

Фильм снят масштабно и очень здорово, а техническая сторона картины просто отменна: прекрасная операторская работа, отличные декорации, звук и монтаж, а шикарные визуальные эффекты выполнены с очень большим размахом и смотрятся невероятно правдоподобно. Что касается саундтрека, то композитором в картине выступил Бэзил Поледурис, работавший ранее над «Робокопом». Музыка в фильме неплохая, но она полностью вторична, а главная тема почти без изменений нагло взята Поледурисом с его же «Робокопа».

А вот актерская игра, на мой взгляд, подкачала. По словам Пола, он целенаправленно пригласил на главные роли малоизвестных молодых актеров, так как не хотел брать звезд первой величины. Это, вообще, был первый проект Верховена такого грандиозного масштаба без участия в главных ролях сильных актеров. По-моему, это было промахом – все молодые актеры, включая Каспера Ван Дьена, Денис Ричардс, Дину Мейер (она сыграла здесь лучше остальных), Патрика Малдуна и Джейка Бьюзи в общем и целом смотрятся неплохо, но профессиональной их игру не назвать - в отдельных местах они выглядят пародией и откровенно халтурят и недоигрывают. А вот «старая гвардия» здесь на высоте. Майкл Айронсайд сыграл отлично, а Клэнси Браун в роли инструктора Зима просто великолепен – создал очень яркий и запоминающийся образ. Одна из лучших его ролей.

«Звездный десант», конечно, уступает таким эталонам жанра космической фантастики, как «Чужие» или тот же «Вспомнить все». К недостаткам, помимо не самой лучшей актерской игры, можно отнести посредственный и весьма примитивный сценарий и приторно-пафосную, слащавую концовку, не лучшим образом вписывающейся в русло повествования картины, хотя в целом фильм очень хорош, невероятно зрелищен и смотрится практически на одном дыхании.

Интересное динамичное повествование, отличный экшен и прекрасно снятые батальные сцены с огромным количеством массовки как настоящих, так и «компьютерных» статистов и блестящее техническое исполнение. Не самый лучший, но вполне достойный представитель жанра, безусловно, заслуживающий внимания.

8 из 10

26 июля 2007 | 10:50
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: