Возможно, это лучший фильм одного из ведущих режиссёров КНР Чжан Имоу. Хотя он не был обласкан значительными премиями, как дебют «Красный гаолян» и последующие работы Чжана. Примечательно, что Алексей Герман, будучи членом жюри основного конкурса Каннского фестиваля, не сумел убедить председателя жюри Бернардо Бертолуччи как-либо отметить «Цзюйдоу» в 1990 году. Но эта картина стала первым китайским фильмом, удостоенным номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», что свидетельствовало о заинтересованности американцами новым китайским кинематографом.
В своих первых картинах Чжан Имоу обращался к 20-м годам XX века в истории Китая. Уже случилась Синьхайская революция, в результате которой была упразднена монархия, но ещё не произошёл переход к демократическому режиму и не установилась легитимная власть. Ведущие европейские державы всё ещё пытались оказывать влияние на внутреннюю политику Китая с целью завладения рынками сбыта, а Япония начала осуществлять постепенный захват китайских территорий для расширения «жизненного пространства». Борьба между гоминьдановцами и коммунистами за власть привела к слабости Китая внутри и снаружи.
Оставались также сильными многовековые традиции, определявшие общественную жизнь Китая. И девушка по имени Цзюйдоу (исполнительница этой роли актриса Гун Ли играла в девяти фильмах Чжан Имоу) становится жертвой жестокого патриархального уклада, который фактически превратил женщину в рабыню и позволил мужчине поддерживать домашнее насилие. Она вступит в интимную связь с племянником мужа и родит от него ребёнка, который будет выдаваться за сына старика-тирана и его молодой жены, что приведёт в итоге к печальным последствиям.
Фактически Чжан Имоу свидетельствует о случившемся крахе некогда могущественной империи, который был усугублён приходом коммунистов к власти и разделом всей страны на два государства: КНР и Тайвань (ещё следует упомянуть о Гонконге, находящимся в подчинении Англии с середины XIX века), что является главной темой ключевых работ режиссёра. Устаревшие традиции, их беспомощность и вред по отношению к беззащитным становятся причиной упадка всего общества, не замечающего безнравственности и аморальности вроде бы благовоспитанных и уважаемых граждан. Насилие в ответ порождает лишь насилие, которое становится ещё более разрушительным и бесповоротным.
И Чжан Имоу выражает эту мысль при помощи целого ряда изысканных деталей, утончённых решений, метафор, образов, объединяя их в изумительную стилевую систему. А актриса Гун Ли показывает (как и во многих других актёрских работах) неповторимое таинство женщины, готовой нарушить вековые традиции, лишь бы хоть на мгновенье ощутить вкус свободы и любви. Но финал с горечью сообщает, что настоящая свобода может быть только в горении. По ту сторону жизни уже нет никаких ограничений.
Этот фильм известен тем, что он стал первой китайской картиной, которую номинировали на премию Оскар. Так же фильм получил номинацию и на уважаемый Золотую пальмовую ветвь. Лично я очень люблю фильмы Чжана Имоу. Он гений, и его работы прекрасны. В них столько глубины, столько жизни, человеческой драмы, чего-то настоящего.
Сейчас перед нашим вниммнием картина под названием «Цзюй Доу», входящая в трилогию, придуманную Имоу. Все эти три фильма шедевры, и смотреть их одно сплошное удовольствие. Этот режиссер элита восточного кинематографа, и не посмотреть его фильмы, означает потерять многое. По многим причинам люблю и выделяю эту картину.
1920-ые годы, китайская деревушка. Ян Тяньцин возвращается после долгого отсутствия в дом своего богатого дяди, на которого он работает и живет у него. Дядя женился на молоденькой и красивой девушки Цзюй Доу. Ян видит, как тот обижает ее, постоянно бьет. Между Яном и Доу вспыхивают чувства, и единственное то, что им мешает быть вместе - дядя тиран. Жизнь идет своим чередом, и мы видим настоящие шекспировские страсти, происходящие в тихой и глухой, китайской деревушке…
Обратите внимание, как Имоу снимает, как продумана каждая сцена, какие цвета, какая глубина сюжета. Его фильм – потрясающая картина. Смотрится она так переживательно, в напряжении и самое интересное то, что предугадать исход сюжета невозможно. Думается уже о самом мрачном исходе, но режиссер хорошо удивит зрителя.
Все неизвестные мне китайские актеры сыграли чисто и дядя и его племянник, но конечно все внимание на прекрасной Гу Ли. В этом фильме она как всегда безукоризненно хороша. Как ей удается так перевоплощаться загадка, она замечательная актриса с большой буквы. С ее лицом ассоциируется большая часть фильмов Чжана ИМоу.
В этой картине стоит подтекст. Вроде бы история о насилии в семье и жажде альтернативы, выходе из ситуации, но на самом деле тут все глубже. Здесь повествуется о системе в Китае, которая держит народ, и по этим традициям ничего не меняется. Герои находят выход, но их ждут большие разрушения и испытания. Кино двусмысленное, поэтому оно было много лет запрещено в Китае, что делает его более притягательным и заманчивым.
«Цзюй Доу» - драма Чжан Имоу, которую он снял вместе с Фэнляном Яном 1990 года. Фильм особенный и является фундаментом талантливого режиссера, на котором строились признание и любовь к его картинам.
События фильма охватывают десятилетний период с 1920-го по 1930-й год, не покидая при этом пределов глухой китайской деревни. Пожилой хозяин небольшой красильной лавки приводит в дом молодую жену Цзюй Доу, которая должна родить ему сына, поскольку две предыдущие супруги не справились с этой задачей и были буквально сжиты со света. Цзюй Доу тоже долго не может забеременеть и в наказание подвергается систематическим побоям. Заметив однажды неравнодушный взгляд племянника хозяина, Тьянчина, Цзюй Доу соблазняет его, делая своим тайным любовником.
Долгожданная беременность не заставляет себя долго ждать. Ничего не подозревающий хозяин нарекает «своего первенца» Тьянбеем – Чистотой. Скоро со стариком случается несчастье - его парализует ниже пояса. Любовники продолжают жить в грехе, теперь уже почти открыто, не опасаясь расправы хозяина-мужа. В отместку он пытается сжечь дом, за это жена с племянником сажают его в бочку, подвешенную над землей. Подросший Тьянбей долго не может начать говорить, а первое произнесенное слово «папа» адресует старику-хозяину.
После очередной задержки Цзюй Доу избавляется от нового незаконного ребёнка с помощью уксуса, что навсегда лишает её шансов стать матерью в будущем. Теперь каждый поступок любовников оборачивается своей полной противоположностью. Многолетние незаконные прелюбодеяния приводят к тому, что из Тьянбея вырастает «дьявольское отродье», которое не назовёшь иначе как проклятием за грехи.
После триумфа дебютного «Красного гаоляна» (1987) Чжан Имоу - лидер обновленного китайского кино (так называемого «пятого поколения») – вновь обратился к историческому сюжету, на этот раз о молодой китаянке, которая не пожелала мириться с отведенной ей социальной и гендерной ролью. Но даже притом, что она сама выбрала для себя любовника-мужа, пассивность мужчины, так и не решившегося пойти против воли хозяина и покинуть дом, привела к трагедии. Гун Ли, играющая Цзюй Доу, и на тот момент уже находящаяся в тесных внебрачных отношениях с режиссёром, этой ролью окончательно утвердилась в статусе «китайской актрисы №1».
Имоу, уже прозванный к тому времени китайским «Шекспиром экрана», мастерски, и, главное, поэтично соединил здесь многозначительность притчи и простодушие мелодрамы, мятежный эрос и изысканную цветовую символику. Рождение и смерть рифмуются на этот раз с куском материи, которая сбегает в ванну с краской и становится ярко красной. Режиссёр лично работал в юности на прядильной фабрике, потому этот впечатляющий и ключевой для фильма образ не кажется нарочитым. Наоборот, выглядит очень органично, поскольку целиком оправдан как сюжетной, так и бытовой необходимостью.
Отличная чувственная и эротичная историческая притча от мастера жанра.
Фильм рассказывает историю женщины - Джу Доу, которая была продана в качестве жены богатому хозяину и должна была родить ему наследника, но все идет не так гладко как было изначально запланировано...
Фильмы Чжана Имою всегда полны смысла, поэтики и драматизма. Так же это всегда пиршество насыщенных ярких красок, где в основном преобладает красный цвет. Вот и в этом фильме доминирует красный цвет.
Главным украшением фильма безусловно является красавица - Гун Ли, жена режиссера, которую он снимал во множестве своих фильмов.
Фильм получился с одной стороны очень простым, а с другой наполненным глубоким смыслом, на то это и притча.