Таинственна, величественна, прекрасна и в какой-то мере “сказочно-обаятельна” Прага, гордо носящая, как всем, разумеется, превосходно известно, высокое звание стольного града Чехии. Именно здесь будут разворачиваться события мистико-романтической истории любви, главными фигурантами которой станут молодой англичанин Рихард, являющийся племянником некоего сравнительно пожилого дельца, и очаровательная графиня Оливия – загадочная незнакомка, чей мрачный секрет пылкому и по уши влюбленному в нее пану-путешественнику, жаждущему любыми способами покорить сердце своей избранницы, по всей вероятности, лучше было бы не раскрывать.
Конечно, данная история, в общем-то, не отличается чрезмерной оригинальностью и замысловатостью, но все-таки определенного внимания и ознакомления, на мой взгляд, вполне заслуживает. Без особого труда в 'Свадьбе упырей' угадывается немалое сюжетное сходство с гораздо более ранней картиной 'Бесстрашные убийцы вампиров' Романа Поланского, вышедшей на экраны еще в 60-е годы, хотя там (во всяком случае, по моему мнению) все происходящее в заснеженной Трансильвании выглядело куда пародийнее, “глумливее” и карикатурнее. Впрочем, в плане сюжета/содержания чешская 'Свадьба', как я полагаю, вовсе не уступает упомянутым знаменитым 'Убийцам' 60-х – а если и уступает, то совсем уж немного.
Высокомерного, властного и холодно вежливого графа Кронберга, коварного хозяина огромного пражского замка, думаю, вполне можно назвать своего рода 'интерпретацией', что ли, культового злодея Дракулы, обладающего тем же дворянским титулом и созданного ирландским писателем Брэмом Стокером еще в конце 19-го столетия. С какой именно целью насмешливо-любезный аристократ, окруживший себя целой компанией кровожадных и безгранично преданных ему детей ночи, время от времени принимает в своих окутанных зловещим мраком страшной тайны владениях отдельных гостей из числа представителей рода человеческого – догадаться, подозреваю, весьма несложно. Конечно, исполнитель этой роли (чешский актер Виктор Прейсс) явно не дотягивает, например, до уровня Гари Олдмана в оскароносной экранизации Копполы, но при этом он все же не столь комичен и дурачлив как, скажем, Эдмунд Пурдом в итальянской комедийной картине 80-х годов 'Фраккия против Дракулы' или Лесли Нильсен в “Дракуле: Мертвом и довольном” Мэла Брукса.
Само собой разумеется, не обошлось и без доморощенной команды неустрашимых борцов с окаянной нечистью, которые, несмотря на свой далеко уже не юношеский возраст, самоотверженно отправились в крестовый поход против ненавистных сил зла, вооружившись по последнему слову письменных антивампирских руководств. Здесь, безусловно, напрашивается аналогия с, пожалуй, легендарным доктором Ван Хельсингом и его всевозможными помощниками из многочисленных историй о том же пресловутом графе Дракуле, да и не только, наверное, с ними. Отсутствие в 'Свадьбе упырей' какой-либо зрелищности и особых визуальных эффектов (очевидно, что фильм снимался отнюдь не за бешеные деньги), на мой взгляд, вполне компенсируется неким 'мифологическим романтизмом' (назовем это так), по-своему притягательным обаянием вроде бы детской страшилки, не лишенной в то же время приемлемого, так сказать, налета комедийности, а также весьма впечатляющей атмосферой столицы Чехии 18-го века.
Музыка в разбираемой ленте довольно однообразная, но при этом все же достаточно неплохая. Лично мне, честно говоря, запомнились две незамысловатые мелодии – одна (тревожная и зловещая) звучит во время так называемых вампирских и напряженных моментов, которые, в общем-то, не отличаются чрезмерной жестокостью/кровавостью и носят скорее чисто символический характер, другая (легкая и романтическая) – во время, скажем так, мелодраматических сцен, вроде как не имеющих никакого отношения к 'ужастиковской составляющей' данной картины.
Как ни странно, 'Свадьба упырей' чем-то очень смутно напомнила мне стебное творение “От заката до рассвета”, поскольку в обоих фильмах примерно до середины повествования у неосведомленного зрителя вроде бы нет особых причин ждать на экране появления тех, кто не отражается в зеркалах и не отбрасывает тени. Единственный явный намек на это – само название произведения, разумеется. Несмотря на определенную, если можно так выразиться, 'атмосферность' и обаятельную сказочность, сему фильму, на мой взгляд, все-таки не хватает некой глубокомысленности и чего-либо по-настоящему, скажем так, цепляющего и пронизывающего. Для откровенного стеба и пародии на вампирскую тему все здесь, по моему мнению, не так уж и весело (за исключением, пожалуй, лишь пары моментов), а для серьезной и/или трагической истории о кровососах – немного поверхностно и недостаточно драматично.
Если вспомнить, например, уже упомянутого мной 'Дракулу' 92-го года, являющегося, по-моему, почти шедевром своего жанра кино, то сравнение здесь, вне всяких сомнений, однозначно будет в пользу работы Фрэнсиса Копполы. Там была и действительно мощная атмосфера, и приличный драматизм, и великолепный актерский состав, и довольно зрелищная визуальная составляющая, и весьма интересный сюжет. Чуть более позднюю 'Свадьбу упырей' чешского производства, как я считаю, можно назвать максимум неплохой и по-своему симпатичной сказкой-страшилкой с романтическим уклоном – сказкой, которой (здесь, возможно, следует добавить – к некоторому сожалению) просто суждено будет улетучиться из памяти более-менее искушенного зрителя почти сразу после просмотра. По крайней мере, мне почему-то так думается.
Добавлю, что лично я впервые посмотрел данную работу Ярослава Соукупа еще в детские годы – и даже в то время она произвела на меня лишь сдержанно-положительное впечатление, не более того. Стоит ли говорить, что, пересмотрев сию ленту уже во взрослом возрасте, я тем более не испытал какого-то дикого восторга и бури положительных эмоций от всего увиденного в этом фильме. Но все же пресловутая 'Свадьба упырей', скажем так, относительно неглупа и вполне сносна – достаточно вспомнить хотя бы визуально 'навороченного', но абсолютно дурацкого 'Ван Хельсинга' Стивена Соммерса, снятого уже в начале 21-го века в попкорновом стиле “примитивно-спецэффектный блокбастер”, что называется.
Помните, был такой кабельный телеканал АСТ? Каждый нечётный будний день недели – как сейчас помню – по нему показывали редкие фильмы, про которые иным способом узнать было бы невозможно. Много чего я тогда посмотрела. А потом канал просто прекратил своё существование – а жаль, кто знает, какие ещё сокровища остались у них в запасниках, не увиденные зрителями? Показывали по нему и «Свадьбу упырей» – правда данный фильм к сокровищу я всё же не отнесу, но об этом чуть ниже.
Данный фильм про вампиров тогда, больше десяти лет назад, досмотреть так и не удалось – канал попросту отрубился за полчаса до конца и до следующего дня не работал. Так и не знала, чем там всё кончилось – конечно, на тру найти его удалось без особых проблем – но лежал он пару лет на харде и как-то всё руки не доходили до просмотра, всё откладывался и откладывался, постоянно что-то другое казалось более привлекательным – даже если это другое было до этого видено множество раз и знакомо чуть ли не наизусть.
Как оказалось после сегодняшнего просмотра – не зря. Уже с самых первых кадров в голову пришёл «Бал вампиров» Полански – и ощущение некоторого дежа вю не отпускало до самого финала. Слишком много аналогий – будто чехи сняли нечто по мотивам той великой пародии, только вышло у них это совсем не страшно – и даже почти не смешно. Без труда угадывался образ главного героя – и даже внешне он был чем-то похож на Альфреда, точно так же запоем изучал книгу об этикете, мечтая покорить красивую девушку – и даже пробег по замку от разъярённого вампира был слишком схож, чтобы быть просто случайностью.
Но хватит сравнений, перейду к чешскому фильму, не оглядываясь на старый американский.
Время действия – 18 век. Молодой британец Ричард в компании дядюшки приезжает в Прагу. Незадолго до приезда, они оказываются на охваченном пламенем постоялом дворе, где парень встречает невероятно красивую женщину, в которую влюбляется без памяти с первого взгляда – ну и дальше следует множество соответствующих мыслей и поступков, характеризующих по мнению создателей степень его влюблённости – но на мой взгляд всё это выглядело не смешно, а скорее глупо. Зато смешным оказался дядюшка, большой охотник до выпивки и женщин – чего стоит один лишь эпизод с битвой возле него, спящего на кровати – единственный персонаж, который заставил улыбаться. Все остальные же – не знаю, как вам, а мне они показались просто статистами – что полковник – просто пародия на Ван Хельсинга – что очаровательная упыриха Оливия – такие девушки встречаются практически в каждом фильме, не было в ней ни единой изюминки, что остальные – просто глупо и переигрывали постоянно. Один лишь граф-вампир впечатлил поболее других – конечно, ужас он не внушал, да и парочка эпизодов с ним показались более чем забавными – но ему удалось воплотить образ такого холодного аристократа – вдруг внезапно превратившегося в жуткого ревнивца. Но вот концовка его существования – что, как, почему? Нет ответа – не из-за того же, что его жена бросила, мог бы себе и другую найти, мало ли на свете хорошеньких девушек?
Что можно сказать напоследок? Нет ни страха, ни веселья – просто серый фильм, который сотрётся из памяти очень и очень скоро – и разве только то, что он был снят в Чехии – хотя да, сказочные традиции у них очень и очень великие, но вот с ужастиками у них дело не так хорошо обстояло, вот и сняли скорее сказку со счастливым концом, чем нечто жуткое – позволяет поставить именно эту оценку
По-моему данный фильм можно окрестить крайне специфической эксцентрико-сомнамбулической любовной комедией.
Почему так заумно? А вот такой он и есть, этот фильм. Начинается как немного готическая история любви между смертным и прекрасной вампиршей («Сумерками» тогда еще даже не пахло). Чем-то похожая на сон влюбленного романтика. А затем, совершенно незаметно картина склоняется в эксцентрическую комедию, где вампиры презабавно гоняются за живыми по замковым коридорам, а старая вурдалачка забывает свои зубные протезы с клыками, которые, как и положено, она на день убирает в стакан.
Ричард – застенчивый английский юноша, путешествует по Чехии со своим дядей. Во время этой поездки он влюбляется в миловидную чешскую панну. Пытаясь произвести на нее впечатление, он усилено штудирует «Справочник молодого джентльмена». Но вот беда, в этом пособии хороших манер ничего не сказано о том, что делать, если возлюбленная вдруг оказывается вампиром.
Впервые (много-много лет назад) фильм воспринимался как весьма забавная комедия. Со временем мнение меняется, как вы знаете. Теперь уже «Свадьба упырей» не кажется столь смешной, просто забавной, местами глуповатой, и даже чуточку трогательной.
Удивляет преподнесение самих вампиров. Не слишком я люблю этих персонажей (а за последние пару лет они успели набить оскомину), но в «Свадьбе упырей» неожиданным оказалось то, что вампиров представили не кровожадными хищниками или вальяжными жеманными бездельниками с манией величия и жаждой крови, а такими же людьми, как и мы с вами. Они так же влюбляются и ревнуют, злятся и совершают глупости, и точно так же испытывают чувство голода.
«Я Человек, и ничто человеческое мне не чуждо», ну, или что-то в этом роде.
Подводя итог, хочется сказать следующее. Раз уж вампирская тематика сейчас настолько популярна, то, наверное, у каждого кинолюбителя должен быть свой любимый фильм о вампирах. И если для кого-то это сами знаете что, то для меня – «Свадьба упырей».