К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Без долгих вступлений, сразу к делу...фильм немного разочаровал. При этом его нельзя назвать плохим, слабым, сырым, недоработанным. Он такой, какой есть с преугадываемыми слабыми местами.. Но после 13 лет отсутствия, я ожидал, что Кэмерон проделает куда более тщательную работу над сценарной, диалоговой, драматургической частями. Не проделал.

Сюжет поверхностный и ощущение, что где-то уже именно это видел. Причем видел не в фильме, а полнометражном мультфильме (нет, не Покахонтас, хоть убейте не могу понять в каком именно). Почему мультфильме? Подача мультяшная. Банальные, местами наивнейшие односложные диалоги детей друг с другом и детей с родителями заставляют регулярно ловить тот самый кринж, о котором так часто слышишь от молодежи.

Мало того, что диалоги слабые, они и некоторые постановки экшен-сцен еще и неприкрыто скопированы из первой части. Обучение принцессой водного племени младшего сына Джейка пилотированию водных экранов с точным повторением фраз Нейтири, которые она говорила Джейку, когда учила его вождению привычных летающих икранов ('Почувствуй ее' и все эти многозначительные закрывания глаз в попытках ментального соединения с 'транспортом'). Туда же погоня водного монстра в запретных водах за все тем же сыном Джейка и попытки скрыться среди камней в точности повторяют побег Джейка от лесного хищника в его первый заход в лесную чащу из оригинального фильма.

Куорич еще более картонный и шаблонный в своей злобе, чем в первой части, но если в первом фильме этого было в меру и даже придавало ему определенной харизмы, то тут он в уже синем обличии выглядит карикатурно.

Некоторые детские персонажи показались откровенно лишними. Понятна попытка Кэмерона сделать Джейка многодетным отцом и подчеркнуть уровень ответственности, взваленной на него, но младшая дочь была в целом не нужна общей линии сюжета, а из остальных как интересного персонажа можно выделить, пожалуй, только Кири.

Мало запоминающихся новых мелодий (или может я не расслышал, уделив слишком пристальное внимание непосредственно картинке), но всё, что запомнилось - это более или менее ремиксованные вариации шедевра Джеймса Хорнера.

Возможно это придирка, будет любопытно почитать другие рецензии, но мне показалось, что склейка различных эпизодов в фильме проделана не на высшем уровне. Действо такое ощущение, что скачет в отдельных частях фильма между локациями и героями без логических переходов. Подобной болезнью страдала франшиза Гарри Поттера, начиная примерно с 5 части и до конца. Опять же, возможно это мои завышенные ожидания и при пересмотре часть указанных минусов сойдет на 'нет', но не мог не отметить, пишу по горячим следам.

Из плюсов, как всегда, практически безупречная картинка и удачная вторая часть фильма, в которой он наконец разогрелся. Первая, говоря откровенно, уже навевала на мысли, что рецензия будет красной.

И несмотря на то, что им значительно урезали экранное время, Джейк и Нейтири по-прежнему столпы, на которых держится Аватар. Последний час сего действа вытащили именно они.

Чисто субъективно: относительно первой части, фильм потерял в своей, кхм-кхм, реалистичности (проблемы главного героя, по крайней мере, до прибытия на Пандору, казались более близкими приземленному зрителю да и опять же - более взрослые диалоги заставляли и более серьезно относиться к происходящему) и где-то брутальности. Ощущения больше как от просмотра диснеевского блокбастера, нежели Кэмероновского.

Если бы не факт, что мне очень понравился в свое время и до сих пор нравится первый фильм, оценка этому наверно была бы ниже...

Однако, с надеждой на то, что это лишь завязка перед большими событиями и новыми витками в отношениях главных персонажей, а так же на появление наконец нового и интересного антагониста, помимо того, который вопреки всякой логике, во втором фильме снова жив, ставлю...

7.5 из 10

Из них балл из уважения к франшизе и к Кэмерону и авансом наперед.

17 декабря 2022 | 17:18
  • тип рецензии:

Когда семейство лесных беглецов битую половину фильма училась плавать, а это между прочим — полтора часа экранного времени, я честно пытался остыть. Не цепляться к очевиднейшим манипуляциям со зрительскими эмоциями. Но всему есть предел.

Пандорские киты играют важную сквозную роль в сюжете. Но как расставлен этот капкан? Только самые невнимательные или непритязательные зрители рискуют угодить в эту плохо замаскированную ловушку Кэмерона. В первом фильме карикатурный капиталист, не ставящий природу Пандоры выше и ценнее мешка с баксами, прямо в лоб заявляет с экрана: 'Вот, мол, ради чего мы здесь. Металл, килограмм которого стоит 20 миллионов'. Их выгнали. Салли знал что они вернутся. И очень странно, что бывший морпех к этому никак не готовился, а только плодил потомство. Но дилемма в другом. Теперь небесным жителям, то есть людям, не нужен этот металл. Теперь они рассматривают Пандору как новый дом. Не всё так просто, когда киты включаются в фильм, как двигатели сюжета, выясняется, что в их нёбе есть кое-что более ценное. Добытая небольшая ёмкость с жидкостью стоит уже 100 миллионов долларов. И эта жидкость останавливает процесс старения у людей. После второго пришествия людей прошёл всего год. За этот год им надо было: зачем-то поохотиться за китом, добраться до этого эксклюзивного материала. Ещё и выяснить как он воздействует на людей. За год! Признавая при этом, и не сомневаясь в этом ни секунды, что киты эти разумны. У них есть разум, культура, искусство, язык и чувства.

Целое десятилетие Кэмерон продумывал мир Пандоры. Её флору и фауну. Дивный новый мир. Но по факту мы видим лишь несколько видоизменённые вариации земных животных. Собаки, носороги в первом фильме сменились китами и акулами во втором. На’ви, особенно новые персонажи детей Салли, к сожалению, тоже отличаются от людей только внешним видом. Может быть это издержки воспитания Джейком, который сам изначально с Земли. Но тут возникает диссонанс. Салли принимает обычаи и культуру На’ви, принимает боевой раскрас при необходимости, почитает синих предков. А его ребёнок говорит киту, даже не на родном языке, а на английском: 'Бро, спасибо, что спас меня'.

Поразила шаблонность главного солдафона. Он и в первом фильме не был примером глубокого персонажа, но по крайней мере был последователен в своей слепой, неукротимой ярости и стремлении идти до конца. Во втором фильме он раз 7-8 угрожает детям Джейка и Нейтири. Всем вместе, по отдельности, одному, опять паре и так далее. Но не выполняет свои угрозы, даже когда Салли и компания перебивает почти всех его людей.

Что мы в итоге имеем после десятилетия этого долгостроя. Сценарий, сочинённый на коленке. Незапоминающееся музыкальное сопровождение, единственное светлое пятно которого — в использовании мотивов из первой части. Все новые задумки композитора словно с конца 90-х, начала 00-х были в анабиозе, как небесные жители, летящие на Пандору. Это уже даже не кино. Это пост-кино. Аттракцион, который не развлекает и даже не укачивает. Не вызывает абсолютно никаких эмоций, кроме как недоумения. Но достаточно вспомнить ради чего это всё. Пост-кино, не ради искусства, и уже даже не ради денег, как супергеройские франшизы. А ради технологий. Кэмерон хочет усовершенствовать 3D - получайте первого Аватара с красивыми видами. Кэмерон хочет усовершенствовать съёмку под водой - получайте второго. Сценарий, саундтрек, логика - всё это падёт ниц во имя сцены, которую можно снять под водой. Причина на самом деле более благородная, чем набить карманы студии, но от этого не легче смотреть на это три часа кряду.

22 декабря 2022 | 15:36
  • тип рецензии:

Сразу скажу, что несмотря на выбранный цвет для отзыва, я не собираюсь никому обламывать удовольствие от созерцания нового 'Аватара', особенно на большом экране, также не спорю со зрительскими восторгами.

Когда вышел 'Аватар' мне было девять лет. На фильм предложила сходить мама, и я не знал, что ждать от этого то ли фильма, то ли мультфильма. Разве что на постере значилось — 'это новый мир'. Постер не обманул — я и впрямь оказался в новом мире почти на три часа, и впечатления от просмотра сохранятся, пожалуй, на всю жизнь.

Я был очарован 'новым миром' Пандоры и сюжет особого значения не имел (тем более, что для моего детского ума на тот момент он предстал насыщенным и даже неожиданным — сейчас это, конечно, забавно). Как ребенка меня смущало только удивительное совпадение физиологии людей и 'инопланетян', культура и быт которых 'слизаны' с индейцев.

Роль у сюжетно вторичного 'Аватара' была одна — произвести революцию в сфере визуальных эффектов — не меньше. Но и не больше. Это и есть коренная проблема создания продолжений, к слухам о которых я сразу отнёсся скептично.

С точки зрения рассказываемой истории 'Аватар' уже был полностью исчерпан. Ведь чем, собственно, был этот фильм? —Ремейком 'Последнего самурая', как бы перенесенным на другую планету, где на место японцев стали индейцы (ой, то есть На'ви). Свою историю 'оригинал' (не будучи сам особо оригинальным) рассказал гораздо лучше, проигрывая, разумеется, визуалом.

'Аватар' совершил революцию, без которой сейчас немыслим любой фантастический блокбастер. Предельно реалистично нарисованные эффекты и 3D больше не источник зрительского восторга. Так что же делать, как продолжать историю без потенциала своего развития? Никак, разве что повторить визуальный прорыв первого фильма. Возможно ли это? Вряд ли — так и оказалось. Допустим, что с точки зрения эффектов новый 'Аватар' снова оказался впереди недавних блокбастеров, но не настолько впереди. Вот, и всё, что можно сказать о сиквеле 'Аватара', не нуждавшегося в продолжении.

Да, к сожалению, ставка здесь только исключительно на новые 'прорывы' в визуальной сфере. С точки зрения сценария фильм не заходит ни на сантиметр дальше первого фильма, а порой даже топчет его сотни раз избитые, но хотя бы с толком исполненные идеи. А ведь прошло тринадцать лет и можно было попытаться придумать хоть что-то свежее.

Перейдём к минусам, поскольку визуал как единственный плюс фильма уже упомянут.

1. На'ви и основная идея фильма.

Как было сказано, На'ви ещё в первом фильме были скорее не инопланетным народом, а перенесенными индейцами (или представителями любой другой архаичной культуры) с Земли. Тем не менее, можно было заставить себя об этом забыть, тем более имелось отличие — новые индейцы живут в ином мире и взаимодействуют с ним как единым разумным организмом, частью которого являются сами. В процессе просмотра скорее верилось, что перед нами инопланетная цивилизация с культурой и миросозерцанием, отличным от представителя человечества (точнее, европейского и американского человечества). Множественные совпадения с восточными учениями (даосизм, дзен-буддизм) можно оправдать близостью к 'общей истине'.

Итак, первый 'Аватар' предложил нам какую-никакую, но культуру у На'ви, то, что фундаментально отличает их от людей. Мировоззрение, язык, быт.

Что нам к этому добавляет сиквел? В общем-то ничего, кроме отличий жизни водного племени от лесного.

Мир и мифология Пандоры 'углублены' разве что в буквальном смысле.

Но ладно повторения, ведь всё гораздо хуже. На'ви попросту перестали быть На'ви. Теперь это просто люди. Просто хорошие люди, тогда как все до одного 'людей с неба' кроме учёных — плохие: можно быть либо учёным, либо тупым и жестоким солдафоном, либо жадным барыгой. Кто-то заикается, что вообще-то на кону теперь сама Земля вместе с миллиардами ни в чем не виноватых её обитателей и цивилизацией вообще, но это неважно. Есть хорошие люди, есть плохие, пусть хорошие победят плохих в разборках на планете Пандора.

Повторю, На'ви в 'Аватаре' больше нет, от людей не осталось никаких отличий кроме внешности. Та же ментальность, те же семейные ценности и драмы, те же подростковые проблемы — без грамма отличий от людей. Как народ На'ви словно бы исчезают — в фокусе исключительно Джейк, его семья и те, с кем они взаимодействуют. Остальных всё равно что не существует.

Теперь о том, что с народом На'ви сделал Джейк. Он утвердил в слитом с природой народе что-то вроде технократии, основанном на поклонении не природе, а его личности (каким нелепым образом он смог это заслужить оставим проблемой первого фильма). Босс Патрик в первой части смеялся над 'тупыми дикарями', которые не берут такие предлагаемые им блага цивилизации, как дороги. Но действительно, почему? В первом фильме было понятно, во втором уже нет. Берут, ещё как. Какое там единение с природой, зачем? Хай-тек и оружие входят в 'архаичную, слитую с природой цивилизацию' как нож в масло, и все рады. Что, все очень жалели На'ви, когда люди уничтожали их дом? Так не стоило, благодаря Джейку На'ви скорее всего довольно скоро превратятся в таких же людей, зависимых от технологий как Джейк от каталки. И сами будут не прочь выполоть все эти деревья с корнем, чтобы не мешали добывать минералы.

Кэмерон ничего не оставил от На'ви и их культуры кроме синей кожи и минуты цитаток а-ля 'Дао дэ цзин'. Думаю, многие сочтут это преувеличением, но такое впечатление создалось лично у меня.

2. Джейк и Куоритч

Изначально я думал, что список будет состоять из нескольких пунктов, но на этом можно будет и остановиться.

Итак, Джейк — по прежнему недальновидный сентиментальный идиот, который ни на секунду не заглядывает в будущее, снова обрекая кучу народу на гибель и страдания.

Куоритч — по-прежнему стереотипный солдафон, который неожиданно становится ещё и клоуном, что не было заметно в прошлом фильме.

Кэмерон почему-то решил, что сюжет стоит построить именно на их противостоянии, хотя по иронии только у 'злодея' Куоритча есть основание для личной ненависти к Джейку: Джейк для полковника — отступник, предавший всё человечество и лично доверявшего ему Куоритча. Куоритч для Джейка —... просто чувак, который мешает мирно тусоваться с Нейтири. И вообще, обе линии — Джейка и Куоритча и их 'противостояние' были органично завершены ещё в первом фильме. Впрочем, как и вся история.

Для меня вроде бы разочарование, но в то же время нет. Потому что разочарование, по крайней мере для меня — ожидаемое.

От оценки воздержусь.

17 декабря 2022 | 19:24
  • тип рецензии:

Аватар: Путь Воды – плохое кино. Да, вот так просто. И не надо быть экспертом в области искусства, не нужно разбираться в кинематографе, не нужно быть синефилом, чтобы понять, что сиквел некогда великого фильма – это лишь блёклое отражение того самого Аватара.

Причем отражение – отнюдь не фигура речи. Новый Аватар практически дословно копирует сюжетную структуру оригинала. Люди прибывают на Пандору – Джейк попадает в чужеродную среду – пытается в ней выжить – усваивает её обычаи и традиции – борется с врагами – становится «своим». Всё. Вы только что прочитали сюжет второго Аватара. Опуская некоторые детали, это буквально то же самое кино, что и было 14 лет назад. Даже идейно сиквел не может предложить ничего оригинального. Напротив, он ещё больше упрощает конфликты, утрирует происходящее и окрашивает всё в чёрно-белые тона.

Люди в этом фильме, представленные тем же антагонистом, ещё более тупые и злые. Они окончательно превращены в абсолютное зло. Нави же, напротив, ещё более укрепляются в глазах зрителя как абсолютное добро. Живут племенами, дружат с природой, понимают животных, не угрожают окружающей среде – ну душки просто. И это упрощение – тенденция массового кино последнего десятилетия. Очень опасная тенденция, не поощряющая критическое мышление и упрощающая картину реальности. Всё всегда просто – есть добро и зло. There’s nothing in between. Кэмерон не хочет, а скорее просто не может ввиду недостатка таланта исследовать проблемы перенаселения земли, морального выбора, неочевидного зла и пр. Всё предельно просто: вы либо живёте в единении с природой, либо умираете. Уважаю попытку режиссера вновь поговорить об экологических проблемах, но осуждаю однобокость и наивность раскрытия проблемы.

Кстати, о наивности. Это характеристика каждого персонажа в этом фильме. Они наивны. А ещё тупы и невзрачны. Вообще, количество клише в отношениях между персонажами и в их поведении просто зашкаливает. Послушный старший брат и проказник младший брат – чек. Тупая вражда между детьми и попытка убийства, на которую всем плевать, – чек. «Не такая как все» – чек. Шантаж детьми – чек. В общем, вы поняли. Все отношения между персонажами здесь – одно сплошное клише, как и, собственно, сами персонажи, которые практически ничем не запоминаются.

Но самое интересное здесь – это диалоги. Их, кажется, просто скопировали из сценария первой части и просто вставили в подходящие места. Но иногда герои несут такую несусветную чушь, что слушать это, не испытывая испанский стыд, просто невозможно. Эти диалоги, видимо, стали эксклюзивом сиквела. В остальном, всё, что я запомнил, — это говори «Я вижу тебя» в любом удобном случае. А, ну и про «спасибо, бро» на чистейшем английском тоже не забываем.

Ну да ладно, чего это мы всё о каких-то персонажах, диалогах и сюжете – кому это интересно. Ведь все идут в кино посмотреть на графон, которых хорош. Ничего удивительного и революционного, но тем не менее красиво и лучше последних фильмов Марвел. Но, собственно, кроме картинки в фильме ничего больше и нет. Он (неоправданно) идёт 3 часа. Первые полчаса происходит завязка сюжета. Последующие полтора часа не происходит ничего. За это время режиссер не рассказал нам о новом племени вообще ничего, как будто это те же самые Нави, что и в лесу. Зато показал очень много воды как в прямом, так и переносном смысле. Сюжет фильма буквально замирает на полтора часа. Ну и час занимает невероятно растянутая развязка, которая, честно говоря, не впечатляет.

В итоге новый Аватар выглядит как филлер к чему-то большему или как закат франшизы, потому что режиссеру решительно нечего сказать. Весь свой творческий потенциал Кэмерон исчерпал ещё на первом фильме.

Аватар: Путь Воды — это апогей современного массового кинематографа. Абсолютно бездушное кино с раздутым бюджетом и великолепной графикой. Фильм Кэмерона — как приговор современному кино, окончательно превратившемуся в дорогостоящий аттракцион, лишенный любого смысла и призванный вызвать лишь сиюминутную радость и эйфорию.

21 января 2023 | 21:10
  • тип рецензии:

Повторение - мать учения

Итак, мы наконец можем оценить продолжение Аватара, которое ждали более десяти лет. Сказать по правде, ожидал более интересного, многогранного сюжета, а получил то, что получил... Как говорил один спортивный классик 'ваши ожидания, ваши проблемы'.

Сюжет рассказывает нам о новых приключениях Джейка Салли и его многочисленной семьи. Преследует его всё тот же полковник Куоритч, что был и в первой части. По сути сюжет полностью копирует первую часть, только с другими декорациями, есть даже аналог персонажа Джовани Рибизи из первой части. Некоторые сцены чуть ли не точная копия сцен из первой части. Это удручало и я уже подумывал, что моя рецензия будет красной, но обо всём по порядку.

Имея такой длительный хронометраж, аж три с лишним часа, зрителю толком не рассказывают каким образом люди вернулись на Пандору, ведь мы помним как в первой части их с позором изгнали с планеты?! В сюжет вписали огромное количество детей и подростков. Некоторые из них оказались просто балластом и не имели никакого веса в фильме. Вдобавок непонятно куда подевались дети другого вождя в концовке фильма. Фильм конечно рассчитан на подростковую аудиторию и зарабатывания баснословных сумм, но всё-таки от Кэмерона ожидал большего.

Актёрскую игру оценивать нет смысла, так как тут в основном аватары. Запомнился разве что Джемейн Клемент, который мне запал в душу после роли Джаррода ('Орёл против Акулы' 2007).

Режиссёрская работа в принципе достаточно хороша. Много внимания уделено подводному миру. Это неудивительно, так как Джеймс Кэмерон любит эту тему и снимал несколько документалок об океанах и их глубинах. А вот за сценарий огромный минус. Сюжетная линия высосана из пальца, нет ощущения грандиозности как было в первой части, много лишних персонажей, диалоги не проработаны, главный антагонист не впечатляет и т.д. Сценаристы даже не попытались скрыть, что основной целью выпуска франшизы является заработок на наивных фанатах. Когда фильм нагло кричит зрителю 'мы даже не пытались придумывать что-то новое, потому что вы съедите по второму кругу и старое' это очень плохо. Впрочем, 2022 год скуден на хорошие фильмы, так что Аватар: Путь Воды всё еще главный претендент на различные Оскары.

Из плюсов отмечу потрясающе красивый мир Пандоры и Кири (персонаж Сигурни Уивер), но этого мало чтобы фильм получил зелёную рецензию. Кстати, Кири получилась довольно ярким персонажем и есть ощущение что в третьей части у неё будет больше экранного времени.

Обычно, когда ставлю фильму семь баллов, то у меня это зелёная рецензия, но так как этот фильм я оцениваю с натяжкой и вообще ожидал большего, то в этот раз будет серая.

7 из 10

18 декабря 2022 | 11:59
  • тип рецензии:

До сих пор помню яркие впечатления от первого фильма. Я тогда еще учился в колледже, а после пар сразу пошел в кино на премьеру в 3D. Особенно понравилась природа Пандоры: вся эта флора и фауна, плавно передвигающаяся по залу... Ты словно сам с головой окунался в этот мир великолепия и волшебства... Эх, ностальгия! К сожалению, продолжению не удалось вернуть мне хотя бы капельку тех светлых чувств. И причин на это немало.

Сюжет. Прошло довольно много времени после событий первой части. Джейк Салли стал вождем клана Оматикайя и завел с Нейтири детей. Всю идиллию портит возвращение на планету людей, которые снова хотят попытаться колонизировать планету и уничтожить местное население...

Если вы, как и я, считали сюжет оригинала весьма банальным, то забудьте. Идиотизм продолжения во сто крат превышает все минусы первого 'Аватара'. Придумать нового сильного антагониста за 13 лет для Джейка так и не смогли, поэтому пришлось искусственным путем возвращать старого. Причина появления людей осталась прежней, но они теперь выступают с более серьезными намерениями (в первом фильме прибывшие все-таки долго изучали новый мир и присматривались к нему). Все это приправлено еще серьезной обидкой Куоритча на Салли, поэтому 'блюдо, которое подается холодным' имеет здесь довольно большое значение. Главный герой никак не готовился к возможному возвращению врагов. Действительно, зачем? Их же выгнали. Ну неужели они захотят взять реванш? Пфф, ну нее. Ааа, ой... Из-за такой 'неожиданности' протагонисту и его семье приходится податься в бега. Далее довольно много времени уделяется новому племени и их связи с тулкунами (морские создания, похожие на китов). И вот тут у меня возникает вопрос: 'Каким образом и когда люди узнали про ценнейшую жидкость, добываемую из тулкунов?'. Зрителя просто ставят перед фактом: мол, теперь именно этот ресурс нас интересует. А что будет дальше? В третьей части ценным станет помет какого-нибудь необычного животного?

Еще здесь интересно выстроена логика поведения семейства Салли: если кому-нибудь удается вырваться из плена, то он обязательно в ту же секунду побежит выручать остальных. После этого данный персонаж, естественно, снова попадет в плен. К концу ленты такие моменты начинают изрядно надоедать. Такого рода интересные решения объясняются фразой 'Салли за своих горой'. Есть еще вопросы? Вражеская сторона при этом обычно бездействует и просто терпеливо ждет нападения. Финальное сражение, кстати, может претендовать на одно из самых скучнейших за всю историю существования эпических научно-фантастических картин. Ну а про то, как создатели подвели к продолжению, лучше бы мне вообще промолчать. Мотивы одного из персонажей, думаю, не для одного меня так и остались загадкой.

Атмосфера. Неплохая операторская работа и детально продуманный водный мир являются одними из главных плюсов кино. Актерская игра не запоминается, в продолжении ставку делали явно не на это. Диалоги очень сильно растянуты, как и весь фильм в целом. Как авторы и обещали в названии, он на 70% заполнен водой.

Спецэффекты. Визуал по-прежнему радует глаз, но в 2023 году этим никого не удивишь. Ставлю плюсик, но нежирный.

Музыка. Проходная и неинтересная. В некоторых композициях присутствуют основные мотивы из оригинального саундтрека, но чего-то запоминающегося вы не найдете. При просмотре у меня сложилось ощущение, что композитор даже не старался чем-то удивить. Моментально вспоминается известный мем 'И так сойдет!'...

Итог. Какие выводы можно сделать из увиденного мной? У самурая нет цели, есть только путь... Самураем в данном случае выступает Кэмерон, но проблема в том, что этот путь ведет в никуда.

4 из 10

(39%), после просмотра зритель, сидящий слева от меня, сказал буквально следующее: 'Байду какую-то сняли...'. Ни убавить, ни прибавить.

12 января 2023 | 03:43
  • тип рецензии:

Смотрел премьеру в IMAX в оригинальной озвучке. Первый раз взглянул на часы через полчаса после начала просмотра. Фильм так и смог меня зацепить.

На мой взгляд, в Аватаре 2 нарушены законы жанра. Аватар 1 был снят в жанре научной фантастики. Вот что говорит Википедия:

«Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность.»

Одновременно, первый Аватар имел все элементы героического фэнтези, правда, без волшебства. Этот жанр отличается от сказки детальной проработкой вымышленного мира, в котором разворачивается действие. Герои фэнтези не могут по щелчку пальцев реализовать любые свои желания. Мир фэнтези должен иметь внутреннюю логику. В первом Аватаре научная фантастика смешалась с фэнтези и получился сбалансированный коктейль на фоне роскошной картинки!

В Аватаре 2 что-то пошло не так. На мой взгляд, хотя этот фильм формально содержит элементы научной фантастики и фэнтези, но по сути является сказкой, только очень затянутой. Что отличает сказку? Сказки не заморачиваются описанием мироустройства. Для сказки неважно где и когда происходит действие. Персонажи сказки условны. Задача сказки рассказать неинтересную историю интересно. Например, современная сказка про Дядю Федора. Подросток конфликтует с родителями и убегает от них. О чем тут рассказывать?! Это же строчка криминальной хроники, а не сюжет. Но у Дяди Федора в друзьях говорящий кот и пес! Нам интересно следить за приключениями этой троицы. Обратите внимание, что остальные персонажи воспринимают говорящих животных без изумления. В сказке может случиться любая чертовщина, и не делается различий между сверхъестественным и естественным. И то, и другое сказочными персонажами воспринимается приблизительно в одном спектре эмоций.

Так почему Аватар 2 это сказка? Во-первых, Кэмерона больше не интересует мир Пандоры! Вы обратили внимание, что на Пандоре больше нет плохой погоды, ядовитых растений, опасных хищников? С рождения дети болтаются без сопровождения взрослых в дикой природе. А помните как биологи переживали за Джейка, когда он впервые остался один в лесу Пандоры? Про племя морских аборигенов известно только, что их деревня над лагуной похожа на дорогой СПА-отель на Мальдивах. Нам ничего не рассказали про их историю, биологию, язык и культуру. Мир Пандоры превратился в декорацию.

Мы не знаем, что происходило в племени на’ви пока рождались и росли дети Джейка. На’ви по прежнему поют песни и водят хороводы. Зато теперь все персонажи фильма заговорили на английском. К черту заморочки!

Во-вторых, условность времени и места действия. Нам не сообщают какой на дворе год, что это за планета и где она находится, как далеко она от земли. Нет даже более менее разумного объяснения зачем люди опять прилетели на Пандору?!

Если бы Аватар 2 был научной фантастикой, авторы бы потрудились как-то объяснить многочисленные чудеса (рождение Кири, ее волшебные способности и прочее), но в сказке может разговаривать даже Мойдодыр (не спрашивайте как).

Волшебство продолжается! Джейк и его жена, а также их дети, в одиночку воюют с до зубов вооруженными землянами и каждый раз побеждают. Сбивают стрелами вертолеты, голыми руками топят боевые корабли и пр. Помощь этим героям не нужна! В героическом противостоянии семьи Салли с землянами, местные полинезийцы выступают бирюзовой массовкой.

Ах, есть еще говорящие животные. То есть говорить они не могут, но английский понимают отлично! Кстати, они пуленепробиваемые!

Если у вас есть дети, им точно понравится фильм. Дети любят сказки. Дети не заметят сплошные клише в сценарии.

Из визуальных моментов, мне понравились летающие твари, которые на бешеной скорости катают по воде и воздуху героев фильма. Их придумали разных цветов и видов.

Я воспринимаю это кино, как рекламный ролик Кэмерона о технических возможностях его студии.

Наслаждайтесь!

09 января 2023 | 08:05
  • тип рецензии:

Будем честны - первый Аватар не был гениальным фильмом. Да, он совершил революцию в компьютерной графике и задал высокую планку спецэффектам в кинематографе, но в плане сюжета он был очень слабым. Кэмерон взял историю Покахонтас, немного переделал ее на космический лад и получился самый кассовый фильм в истории.

Вторая часть Аватара следует тому же канону. Вместо Нави - индейцев в центре внимания теперь Нави - гавайцы. Они стали еще больше похожи на людей, теперь различия только физические, а в остальном аборигены ведут себя абсолютно так же как и Homo Sapiens. Вместо межпланетного конфликта теперь на первом плане проблема отношений отцов и детей - крайне заезженная и надоевшая тема в кино.

Сюжет сквозит дырами. Почему Джейк зная что земляне вернутся никак не подготовился к новому вторжению? Почему главные герои сбегают из своего племени после появления людей? Почему вернувшиеся земляне ведут себя так пассивно и охотятся только за главными героями, а не уничтожают всех Нави после понесенного в первой части поражения? Как родилась дочь Грэйс, если та погибла в первой части? Все эти вопросы остаются без ответа. Да и в целом фильм весьма беден на события. Есть очень много моментов растягивающих хронометраж, но не влияющих на историю.

Визуально фильм очень хорош, особенно в 3D. Но есть ощущение, что Кэмерон подгонял сюжет под графику, а не наоборот. Возможно ему очень хотелось показать водный мир, а сценарий писать было лень. Вот только на дворе не 2009 год, одной только визуальной частью сейчас уже никого не удивишь. Хотелось бы чего-то большего от фильма который снимали 13 лет, но получили мы попкорновый боевичок на один раз.

5 из 10

только за красивую графику.

28 декабря 2022 | 21:13
  • тип рецензии:

Фильм стоит того, чтобы увидеть его на большом экране, с качественной картинкой и звуком.

Визуальная часть не производит революцию в сознании. Но держит высочайшую планку качества.

А вот сюжета здесь, к сожалению, мало. Видел заголовки некоторых статей, мол сценарий к фильму писали 10 лет! Надеюсь на остальные фильмы потратили оставшиеся 9 лет. В совокупности повествование, наверное, идет минут 40. Всё остальное время растянуто на шикарные красоты Пандоры... и самоповторы.

На протяжении всего фильма персонажи наступают на одни и те же грабли раза так четыре (невольно даже возмутился в кинозале - опять?!). Вплоть до конца фильма никаких заметных выводов персонажи не делают и дальше гнут свою линию. А финальная часть, как по мне, вообще обесценивает все старания героев.

Моя проблема ожиданий. Я ожидал получить ощущения, как минимум, уровня первой части: Пандора, её таинственность и загадки, развитие конфликта людей и аборигенов. А получил проблему отцов и детей... ну и там злой полкан с вендеттой ещё всплывает. И если детей можно понять, они часто действуют несознательно и импульсивно, то Джейк за 20 лет так и остался морпехом из клана 'солдафонов'. Никаких особых деталей развития персонажей Нейтири и Джейка нет, их отодвинули на второй план и сунули детей с земными подростковыми проблемами: непонимание со стороны родителей / сверстников / ты не такой как все.

Не этого я хотел увидеть в такой картине.

Надеюсь, в следующей части мы узнаем действительно что-то стоящее.

19 декабря 2022 | 02:19
  • тип рецензии:

Только ленивый не критиковал Джеймса Кэмерона за сюжет оригинального Аватара. 'Заимствованный, плоский, предсказуемый - такой сказочкой только ребенка удивить.' В этом есть доля правды: новаторский дух Кэмерона всегда проявлялся в спецэффектах, и никогда - в сценариях. Однако, его истории неизменно работали - они разжигали в зрителе ровно столько эмоций, чтобы воспринимать фильм глазами, а не умом. Магия работала, пока не вышел 'Путь Воды'.

Дискомфорт появляется с первых минут фильма. Сиквелл полностью обесценивает события первого Аватара. Люди вернулись, построили громадную базу и свободно разгуливают по Пандоре. Джейк и Нейтири, объединившие кланы На'Ви против землян, и даже заручившиеся поддержкой местного 'божества', Эйвы, почему-то достают оружие только чтобы ограбить поезд, а в остальное время увлеченно нянчат детишек. Минут на тридцать Кэмерон забывает, что зрителя нужно развлекать.

Когда он вспоминает об этом, мы обнаруживаем необъяснимые метаморфозы характеров главных героев. Джейк из храбреца, романтика и революционера превращается в трусливого отца, одержимого гиперопекой. При первой же опасности он провозглашает, что великий вождь (то есть он) мертв и прячется с семьей на тропических островах под защитой водных На'Ви - их люди пока не трогают.

В прошлых фильмах Кэмерона жестокий, методичный, лишенный внутренних противоречий злодей быстро привел бы героя в чувства. Однако, автор впервые изменяет себе. Как и Джейк, новый антагонист - отец, и он из кожи лезет вон, чтобы казаться крутым в глазах сына. Это делает его забавным и мешает выполнять прямые обязанности - кошмарить На'Ви и вызывать неприязнь у зрителя.

Кэмерон делает злодеев не только забавными, но и беззубыми. По первому фильму зритель знает, что люди проигрывают На'Ви физически, но выигрывают навыками и технологиями. В телах аватаров земные военные непобедимы - история Джейка это доказывает. В 'Пути Воды' против Джейка выступает целый отряд аватаров, но он играюче разделывается с ними, как будто последние 13 лет качался, дрался и стрелял, а не нянчил детей.

Но все же главной проблемой фильма становятся не родители, а именно дети. У них столько экранного времени, что это они, а не Джейк и Нейтири, должны быть главными героями и решать судьбу Пандоры. Вместо этого они ищут себя, самоутверждаются в глазах сверстников и параллельно ввязываются в неприятности, как будто мы смотрим сериал про старшеклассников, а не блокбастер за $300 млн. Складывается впечатление, что эту часть сюжета писал не Джеймс Кэмерон, а модный таргетолог, нанятый, чтобы воздействовать на молодежь...

Сюжетные линии детей и их поступки настолько незначительны, что может возникнуть впечатление: в какой-то момент Кэмерон пожертвует ими всеми. Однако, раз за разом герои выходят сухими из воды. Расклад сил практически не меняется весь фильм. По задумке однообразие событий должны были компенсировать внутренние изменения героев, но Кэмерон не архитектор душ, он архитектор спецэффектов. Он запускает изменения в антагонисте слишком рано, и вместо того, чтобы вызывать страх, или неприязнь, тот заслуживает толику симпатии еще в середине фильма.

Многие возразят, что первый Аватар тоже был провальным с позиции сюжета, его стоило посмотреть только ради передовых спецэффектов. Действительно, 'Путь Воды' задает новую планку качества графики. Мимика актеров настолько убедительно интегрирована в лица На'Ви, мир и герои так хорошо проработаны, что кажутся реальными.

Однако, 'Путь Воды' потерпел неудачу там, где оригинальный фильм преуспел: авторам не хватило воображения. Океан Пандоры не кажется инопланетным, он похож на прибрежную полосу знакомого нам Средиземного, или любого другого богатого живностью моря. Местные 'киты', тулкуны - это помесь кита, креветки и летучего торука из первого фильма. Странно, что Кэмерон не взял за образец экстремальную глубоководную фауну - она куда больше подходит на роль инопланетной.

В сухом остатке получился абсолютно коммерческий фильм, который посмотрит каждый. Скучный сюжет и отсутствие воображения отчасти будут компенсированы сочной картинкой и ориентацией на самую широкую и ненасмотренную аудиторию. Однако, в нем нет ничего, чтобы влюбить зрителя и запомниться на годы. Неплохо, но Кэмерон умеет гораздо лучше. Скрестим пальцы за третью часть.

6 из 10

21 декабря 2022 | 03:22
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: