К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Холодная война между США и СССР на момент выхода фильма «День, когда остановилась Земля» была в самом разгаре. Конфронтация двух стран пугала население всей планеты, поскольку в любой момент миру могла грозить ядерная катастрофа. Страны конкурировали во всех сферах, в каких только можно, с большим трудом садясь за стол переговоров и приходя хоть к какому-то общему соглашению. И естественно, что это противостояние волновало и кинематографистов, в чьих фильмах заметна бескрайняя озабоченность относительно конфликта двух сверхдержав. Далеко не всегда такие темы имели место быть в социальных, политических или военных картинах, — жанр фантастики тоже переживал за судьбу человечества, и как мог, пытался выразить свое беспокойство. Продюсер «Дня, когда остановилась Земля» Джулиан Блаустайн даже не пытался скрыть, что надеялся своим проектом поддержать тогда еще совсем молодую организацию известную, как ООН. Главный герой фильма — инопланетянин Клаату, прилетев на Землю просит правительство США собрать всех глав государств мира, чтобы сообщить им очень важную информацию. Собраться же можно только в организации объединенных наций, но и туда, к сожалению, входят далеко не все страны, а две главные супердержавы и вовсе не могут договориться, у кого провести встречу. Естественно, желание Клаату не исполняется и пришельцу остается задержаться в городе и подумать, как достучаться до землян.

Помимо очень серьезного и всегда актуального посыла, «День, когда остановилась Земля» в 1951-м году был своего рода первооткрывателем, поскольку до него об НЛО не снимали. Но Роберт Уайз, режиссер картины, действительно считающий, что во Вселенной мы не одни, не стал делать свою ленту чересчур фантастической. Уже в первых сценах, когда нам показывают приближение космической тарелки к городу, мы одновременно наблюдаем и за повседневной жизнью обычных людей, внимание которых внезапно переключается, услышав по радио о приближении неопознанного объекта. Все собираются в парке, словно на представление странствующего цирка, а тем временем навстречу толпе уже шагает ступивший на землю инопланетянин, держащий в руках какой-то любопытный гаджет, вполне возможно являющийся неким оружием. Далее мы и вовсе погружаемся в приключения Клаата в городе, где он знакомиться с разными людьми и делает для себя определенные выводы. Все это смотрится хоть и наивно, но при этом забавно и увлекательно. Ну, а местами и любопытно, особенно там, где пришелец рассказывает о технических возможностях своей планеты. Поезда, которым не нужны рельсы, здоровье, позволяющее жить до 130 лет, сверхпрочные металлы и наичистейшие алмазы, ну и, самое невероятное — роботизированная полиция, не допускающая никаких преступлений и беспорядков, поскольку непослушание грозит привести к тотальному уничтожению, отчего на планете никогда не бывает войн. И правда любопытное представление о том, как можно добиться стабильного мира без войн и конфликтов, несмотря на всю свою утопичность.

Как уже было отмечено выше, лента Уайза очень наивна. По прилету НЛО полиция и всяческие агенты нац безопасности вполне себе допускают толпу людей к месту приземления и даже не пытаются серьезно отгородить летающую тарелку какими-нибудь конструкциями. Более того, они проводят процедуры вскрытия объектов тоже в присутствии обычного люда, а охранять застывшего робота поручают всего лишь двум солдатам. То есть, вы понимаете, да, — прилетело НЛО и можно спокойно себе рядом с ним находиться. Осталось только разрешить деткам полазать по корпусу летающего объекта и устраивать хороводы вокруг прибывших из космоса инопланетян. Плюс невозможно нормально проглотить тот факт, что Клаату так легко убежал из больницы, после того, как был ранен полицией. Хотя, о чем это я? В реальности пришелец находился бы в какой-нибудь подземной лаборатории, не меньше. Всего такого в ленте очень много. Но несмотря ни на что, журить авторов за это не очень хочется, потому что в глубине души понимаешь, что здесь все намерено условно, и главное — это месседж, затрагивающий очень важные вещи, касающиеся жизни каждого из нас. И пускай подобное моралите можно встретить и в более продуманных научно-фантастических фильмах, — «День, когда остановилась Земля» все равно остается первым.

Но не только месседжами полна картина. В ней можно наблюдать за очень любопытными взаимодействиями между пришельцем и одной маленькой земной семьей, состоящей из матери и ребенка. Между ними сразу же возникло доверие на каком-то космическом уровне. Только познакомившись с новым жильцом их дома, мама малыша Хелен уже спокойно оставляет свое дитя незнакомцу. И тут не возникает ощущение надуманности, поскольку тонкое перевоплощение Майкла Ренни в инопланетянина гипнотизирует не только семью Бенсонов, но и зрительскую аудиторию. Ренни действительно удалось воплотить на экране что-то неземное, глубокое и очаровывающее. И невозможно не поверить в то, что перед нами молодой мужчина в возрасте семидесяти с лишним лет, поскольку мудростью и опытом пропитана буквально вся его стать. Наверное Клаат один из самых интересных персонажей-инопланетян в истории кино. Впрочем, хороша и Патриша Нил, играющая эдакую интеллектуальную, сильную и деловую мадам, не лишенную женского обаяния. Для тех времен не самый типичный образ женщины на экранах, но определенно вызывающий интерес. Ну и, под конец, немного о визуальной составляющей. «День, когда остановилась Земля» сейчас, конечно, технически устарел: железная оболочка робота выглядит явно резиновой, особенно в складках внутренней стороны колен при ходьбе, якобы бесшовная летающая тарелка эпизодически демонстрирует швы входного проема, а всяческие лучи и свечения смотрятся мультяшно. Но во всем этом, поверьте, есть какое-то особое очарование, что позволяет фильму выглядеть эффектно.

P.S. Можно смело сказать, что перед нами картина на все времена, поскольку ее посыл вряд ли когда-нибудь перестанет быть актуальным. Помимо же серьезных тем, что в ней поднимаются, тут можно отметить интригующий сюжет, а так же прекрасное актерское перевоплощение Майкла Ренни, показавшего самого, наверное, утонченного инопланетянина в истории кино.

7 из 10

30 апреля 2022 | 11:22
  • тип рецензии:

Летающая тарелка совершает посадку в Вашингтоне. Там находятся посланник инопланетных народов Клаату и робот Гор. Они прилетели с посланием к народам Земли. Но встречи со всеми представителями земных государств добиться удалось и Клаату решает узнать землян изнутри, поселившись в качестве квартиранта в доме обычной американской семьи.

В своё время смотрел римейк 2008 г. с Киану Ривзом и фильм не понравился. Теперь хочу сказать, что оригинал намного лучше. Учитывая год создания можно восхититься мастерством съёмочной группы, создавший серьёзный НФ-фильм на тему контакта. Как раз в те годы в Голливуде вышло масса треша на эту тему.

Отлично сыграл Клаату актёр Майкл Ренни. Пожалуй, это один из лучших образов инопланетянина в кино (тут, кстати, не обошлось без явных параллелей с Иисусом Христом). Патриция Нил в главной женской роли тоже неплохо смотрелась. Ну и конечно робота Гора стоит отметить.

Впрочем, и сам сюжет достаточно недурен. При минимуме зрелищных эпизодов Роберт Уайз за полтора часа сумел рассказать интересную историю. А как тут обыграна тема паранойи в Америке и мире тех лет. Ну и конечно фильм имел вполне гуманистический посыл, что выразилось в финальном послании Клаату землянам.

Этапный НФ-фильм, повлиявший на многих режиссеров. Ну а саундтрек Бернарда Херманна с использованием терменвокса создал поистине инопланетных атмосферу.

7,5 из 10

25 декабря 2017 | 11:50
  • тип рецензии:

Осознавая в какое время и для каких целей был снят этот фильм, он всё равно меня не впечатлил. Игра актеров мне понравилась, местами переиграно, в особенности второстепенными штампованными персонажами, но не слишком бросается в глаза. Заявленного жанра 'Драма' этот фильм не выдерживает, множество эпизодов выглядят забавными. Не понравилась и сама суть фильма. В описании к фильму заявлено, что пришелец пытается изучить человека изнутри самостоятельно, но на самом деле этого совсем нет, он просто схитрил и нашел себе укрытие, он даже не задает никаких вопросов, касательно познания людской сущности. Он провел один день в компании с ребенком, которого после этого просто где то забыли. При всём этом нельзя изучить и понять человека находясь только в Вашингтоне. В разных штатах, странах, материках, городах и поселений, племен и. т.д. разные интересы, потребности и нравственные ценности.

Неожиданно для меня Бобби просто выпал из фильма. Женщина которая находится в компании с инопланетянином, солдат который в его стреляет и даже который его убивает никого не интересуют, эти эпизоды просто пролетают, а кто то решил, что станет 'героем' лишь позвонив и сообщив где находится этот самый инопланетянин. Не понравился и ультиматум пришельцев. Мол вы не должны развивать свою мощь иначе мы вас уничтожим, какие же теперь у землян гарантии, что пришельцы не захотят атаковать планету парочкой роботов, которые как оказывается могут просто психануть и разнести планету в одиночку. Теперь то уж обязательно нужно будет развивать оборону, чтобы чувствовать себя спокойнее. Профессор из тысячи своих вопросов не задал ни одного и отпустил инопланетянина в съёмную квартиру, вместо того, чтобы умолять его остаться и побеседовать, раскрыть еще пару тройку решений формул и т.п. тем более, что и пришельцу так было бы безопаснее.

Один из наиболее интересных персонажей фильма робот Горт, правда он не произносит ни одной фразы, да и в целом его роли уделяется мало времени, лишь в самой концовке он начинает обретать свой вес и смысл. Многие современные зрители наверняка хихикали, что робот ходит в каком то надувном костюме, но ведь не обязательно, что оболочка робота должна быть из твёрдого металла и вообще из металла. Взвизг от испуга главной героини при встречи с Гротом невольно вызвал у меня смех, но затем она переборола свой шок и сумела четко и отчетливо произнести культовую фразу.

Фильм не затянут и это безусловно плюс для его, потратив на просмотр не столь много времени, нет разочарования после окончания, может кто то в нем увидит для себя больше чем я, может кто то взглянет на его совсем с другой стороны, взглянуть разок ценителям всё таки стоит.

Оценку фильму даю опираясь на впечатления от просмотра, а не за то что в 1951г. это был возможно шедевр. Есть фильмы, которые можно назвать 'на все времена' этот мне таким не видится.

5 из 10

09 января 2017 | 20:28
  • тип рецензии:

В одном из центральных парков Вашингтона приземляется летающая тарелка, на борту которой прибывают посланник Клаату и огромный робот Горт. Направленные сюда союзом цивилизаций, они должны выступить перед всеми народами Земли с ультиматумом об остановке ядерных испытаний. Не сумев добиться официальной встречи с представителями государств, пришельцы устраивают демонстрацию своей силы и останавливают вращение планеты…

Вышедший в разгар холодной войны, фильм Роберта Уайза стал своеобразным посланием, предостерегающим от третьей мировой между СССР и США, схлестнувшимися в идеологической борьбе и гонке вооружений. Эта классическая научно-фантастическая картина, без преувеличения знаковая в своем жанре, намного опередила время и по сей день не потеряла актуальность. Став популярной у зрителей всех возрастов, на определённый период она даже заставила общество отвлечься от последствий Второй мировой войны и задуматься о новой насущной проблеме. Попытка морального перевоспитания землян с помощью инопланетного вмешательства удивительным образом оказалась любопытна не только любителям интеллектуальной фантастики, но и обычным зрителям.

И дело здесь не только в грамотной режиссуре известного своей антимилитаристской позицией Уайза, на редкость добросовестно освоившего внушительный по меркам 50-х гг. бюджет. Или в умном сценарии бывшего офицера Эдмунда Х. Норта, ставшим реакцией на политическую ситуацию в мире. Но и в экзотическом саундтреке Бернарда Херрманна, использовавшего электрические контрабас, виолончель, скрипку и терменвокс для основной музыкальной темы, которую потом неоднократно имитировали. И которая вдохновила молодого Дэнни Элфмана стать композитором, а мастера саспенса Хичкока – на многолетнее сотрудничество с маэстро (отсюда, кстати, и общая таинственно-напряжённая атмосфера ленты, свойственная, скорее, триллеру).

Для большего правдоподобия постановщик фильма максимально сбалансировал фантастические эпизоды и реалистичные сцены. Пригласил исполнить ряд камео узнаваемых радиожурналистов того времени, включая Гэбриела Хиттера и Дрю Пирсона. Взял на главную роль совершенно неизвестного американской аудитории Майкла Ренни, который для неё походил на «иноземца» более, нежели любая голливудская звезда. Привлёк к работе над дизайном космолёта одного из величайших архитекторов эпохи Фрэнка Ллойда Райта, предложившего сделать объект из экспериментальной «живой» ткани. Заручился поддержкой продюсера Джулиана Блаустина, искренне мечтавшего, что картина поспособствует развитию молодой ООН. Однако многим пришёлся не по вкусу очевидный пацифистский посыл ленты.

В частности, Министерству обороны США, отказавшемуся работать с кинематографистами, в результате чего большую часть материала отсняли в павильонах Калифорнии. В профессоре Барнхардте, ставшим единомышленником инопланетянина, многие увидели реплику знаменитого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, активно выступавшего против войны. А сам пришелец имел поразительное сходство с научным руководителем Манхэттенского проекта Робертом Оппенгеймером, «отцом атомной бомбы». К тому же наиболее консервативную публику смутила перекличка судьбы посланника и земного пути Иисуса Христа (Клаату взял себе фамилию Карпентер, что в переводе с английского означает «плотник» и является своеобразной отсылкой к евангельской истории). Поэтому в сценарий пришлось внести определённые коррективы.

Сегодня, спустя 65 лет с момента выхода на экраны, фильм смотрится, конечно, уже несколько наивно. Режут глаз устаревшие визуальные эффекты, вызывают улыбку дизайн костюмов и масштаб декораций, смущают несколько нравоучительные диалоги, утомляет излишняя пафосность действия. Но в своё время он повлиял на многие фантастические ленты, породил массу подражаний и пародий, а кодовая фраза «Klaatu barada nikto», прозвучавшая из уст пришельца, перекочевала в ряд картин и компьютерных игр. В 2008 году «ДКОЗ» разжился одноимённым ремейком Скотта Дерриксона, в котором сохранилась основная сюжетная структура, но главный акцент сместился с угрозы ядерной войны на возможную экологическую катастрофу…

Удивительно, но за всю свою историю человечество так и не научилось слушать, слышать и вести созидательный диалог даже на уровне государств. И попросту оказалось не готово к контакту с внеземной формой жизни, не сумев задуматься о своём будущем, даже стоя на краю гибели. Однако надежда, что такие вечные ценности, как нравственность, любовь и дружба помогут нам изменить себя и свои принципы в пользу сохранения родной планеты, всё ещё жива.

01 апреля 2016 | 12:25
  • тип рецензии:

Американский кинематограф в 50х годах работал на полную катушку. Особенно много было фильмов о кошмарных пришельцах и ужасающих монстрах. Что-то подобное я ожидал и от этого фильма. К счастью, мои ожидания не оправдались.

Этот фильм что-то особенное... это словно жемчужина, возникшая в океане паранойи, примитивных фантазий и пропаганды. Все это, соединившись вместе и дало этот фильм, полный нежности и заботы.

Сюжет мало чем отличается от фантастических фильмов тех лет - в Вашингтон прилетает космический корабль, обладающий невероятной мощью, он в одиночку способен справиться с армией и полностью неуязвим. На корабле всего один пассажир - капитан корабля и его помощник - робот. Требование к людям всего одно: собрать группу лидеров для передачи важной информации. Но в ходе переговоров что-то идет не так...

Фильм удивительно гармоничен и красив. Взаимоотношения между главными героями полны нежности... Пришелец, обладая пытливым умом, не довольствуется первыми впечатлениями, пытается во всем разобраться сам.

Мы боимся того, что не понимаем и как обычно у людей страх сосуществует с агрессией. С этим и предстоит встретиться главному герою. Если честно, при просмотре фильма я чувствовал... стыд... но не за американцев, а за всех людей на свете. Ведь если бы это произошло в СССР результат мало бы отличался.

На удивление хорошо играют главные актеры. Спецэффектов минимум, но фильм не выглядит надуманным и примитивным. Как ни странно, но то что сделал пришелец, чтобы доказать свои намерения, весьма впечатляет. Следует сказать, что Г-образный фонарь из этого фильма перекочевал в игру Сайлент Хилл.

Фильм для приятного просмотра вечером. Оставляет много приятных эмоций и чувство, что прикоснулся к чему-то прекрасному.

02 марта 2013 | 18:26
  • тип рецензии:

Понятно, что возникает непреодолимое желание обложить этого тщеславного парня вышеобозначенной печатной продукцией, да поплотнее, и сжечь – без вопросов, всё естественно. Но мне, честно говоря, куда больше запомнился ответ его спутницы: «Я его уже изменила!» Ах, какая дивная тональность! Учитывая, что несколькими секундами ранее те же уста выдали невероятно едкие «Это всё, чего ты хочешь?!» – со всей определенностью утверждаю: женщина в этой истории напрочь затмила собой не только рафинированного (в хорошем смысле слова) пришельца, но и его «резинового» (абсолютно добрый юмор: просто понравилось, как сгибались при ходьбе «коленки») друга-робота. Не могу не восхититься искренностью праведного негодования барышни, еще вчера с таким упоением целовавшейся с тем, кто сегодня стал ей вдруг непереносимо омерзителен. Брависсимо!

С другой стороны, это несколько неожиданно, не правда ли: включаешь фильм о гостях с далеких планет, а аплодируешь в итоге совершенно житейской какой-то ситуации. Впрочем, я лично склонен видеть в этом исключительно признак качества кинопродукции. Тем более что нет ни малейших оснований утверждать, будто сугубо космические аспекты картины проработаны недостаточно тщательно или ответственно.

Меня очень порадовал общий технический уровень ленты. Комбинированные съемки, умеренность, обеспечивающая должный уровень достоверности. Даже не верится, что речь идет о 1951 годе. Трудно представить себе что-то подобное в исполнении отечественных мастеров. Без обид.

В общем, достаточно приятное впечатление произвело кино, хотя, не скрою, я настраивался на что-то большее именно в направлении «войны миров», так сказать. Уж больно название вдохновляющее. Ну да это не беда. Классическая история о «деревянных солдатах», которым совершенно не принципиально, в кого конкретно стрелять (об основаниях, причинах и пр. говорить не приходится в принципе – слишком сложные материи) тоже вполне сгодится.

Финал, конечно, слабоват. Такой, откровенно голливудский. Я бы предпочел что-то более мрачное и пессимистичное. Уже просто в силу того, что довелось увидеть за полтора часа. Разве это не беспросветный мрак? Неужели у реального пришельца оставались бы на наш (земной) счет какие-то иллюзии? Сомневаюсь что-то.

7 из 10

17 декабря 2012 | 11:20
  • тип рецензии:

Во времена разгара холодной войны, когда мир стоял на краю катастрофы, а люди жили в страхе перед грядущим ядерным апокалипсисом вышел фильм «День, когда остановилась Земля». Целью картины было показать широкой аудитории, что человечеству пора подняться на более высокий уровень развития, перестать вести свои бессмысленные конфликты и наконец, задуматься о настоящем мире и гармонии. Идея была и остаётся весьма актуальной.

Фильм имел не маленький бюджет для 1951 года. Сейчас конечно ни кого не впечатлят устаревшие спецэффекты, деревянная летающая тарелка и человек в костюме робота. Но для того времени всё это выглядело неплохо.

Сюжет был не только интересен, но и заставлял задуматься. Конечно, местами он выглядит наивно, но это не портит общей положительной картины.

Актёры играют порой довольно пафосно, но это свойственно для фильмов тех лет.

В 1951 году мир увидел фильм, который был, не только интересен зрителю, но и нёс в себе мораль «Человечеству пора прекратить свои глупые войны и жить в мире. Если оно хочет и дальше существовать во вселенной!».

7 из 10

28 сентября 2012 | 14:13
  • тип рецензии:

Субъективно, пока что, лучший фильм в жанре фантастики 50х годов. Учитывая, что в нём органично вплетена социальная драма планеты Земля.

Сравнивать с ремейком 2008ого года эту картину не стоит. Так как в обоих фильмах только один общий сюжет, всё остальное разное. В оригинале показаны более гуманистические отношения, с одной стороны всё это смотрится очень наивно, а с другой очень трогательно. В отличие, к примеру, от фильма 'Вторжение похитителей тел' актёры здесь действительно играют, а не сидят с каменными лицами проговаривая свои реплики.

Спецэффекты в фильме выглядят очень органично и не смешно, как в 'План 9 из открытого космоса' с колёсными колпаками в виде летающих тарелок.

Смотреть стоит из-за очень хорошо переданного духа конца 40-х годов. Одни мужчины в шляпах чего стоят.

8 из 10

10 июня 2010 | 16:11
  • тип рецензии:

«День…» смотрится на удивление живо. По меркам 50-х годов фильм является высокобюджетным. Судите сами: производство одной только летающей тарелки обошлось примерно в 100 000$. За гораздо меньшую сумму можно было снять вполне приличный продукт. Также мы не обделены Несмотря на то, что картине уже более 50-ти лет и в основном она разговорного плана, пусть и примитивными, но всё же спецэффектами.

Создатели картины пытались наиболее ясно выразить своё мнение по поводу нашего отношения к планете и друг другу. Ведь ни для кого не секрет, как мы потребительски относимся к Земле, используя ресурсы и в то же время загрязняя её.

В своё время фильм был очень популярен, приковывая внимание абсолютно всей возрастной аудитории. На какой-то момент люди, кроме последствий Второй Мировой войны, переключились на осмысление новых глобальных проблем.

20 сентября 2009 | 23:58
  • тип рецензии:

Не для кого не секрет, что фантастику начали снимать давно. Одним из первых фильмов был знаменитый 'Полет на Луну' Жоржа Мельеса, вольная экранизация романа Жюля Верна. Сейчас, правда, принято воротить нос от старых фильмов, дескать 'средства примитивные'. Может и так. Но в старой кинофантастике было то, про что часто забывают современные киноделы. Идеи, по-настоящему умные и толковые идеи. Классический пример 'День когда Земля остановилась'.

Оригинал по всем параметрам опережает римейк. Начало похожее: на Землю являются пришелец Клаату и робот Горт. Но вот все остальное совершенно другое. Для начала главный герой. Он очень живой и яркий. Гораздо интереснее, чем дуболом, сыгранный Кеану Ривзом.

Далее сюжет. Клаату ведет себя как умный стратег, разведчик и дипломат. Он много общается с людьми, пытаясь их понять. Он действует осторожно, разумно и гуманно, но в тоже время достаточно жестко. Он не причиняет никакого лишнего ущерба, он просто мягко, но настойчиво гнет свою линию и в итоге доносит свою мысль до Человечества. В результате посыл фильма выходит гораздо сильнее, четче и убедительнее.

Фильм оставляет после себя очень сильные впечатления. Про никчемный римейк с Ривзом после такого даже вспоминать не хочется.

Я смело ставлю ему 10 баллов из 10.

09 сентября 2009 | 20:40
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: