Когда началась пандемия и закрылись кинотеатры (вместе со всем остальным) я гадал, как эта эпоха отразится в мире кинематографа - ну, если на планете останется кинематограф (спойлер - остался). Не может же такое явление пройти бесследно. И я имею в виду даже не дыру в кинопроизводстве на пару лет, а сюжетное отражение - как пандемия изменила мир, людей, их взаимоотношения. И такие фильмы, конечно, появились. Медицинские сериалы о борьбе медиков. Драмы о разрушенных семьях. Триллеры об изоляции. И хорроры. Куда же мы без них.
'Астрал. Сомния' (в оригинале 'The Harbinger' - 'Предвестник') на уровне сюжета кажется калькой с 'Кошмаров на улице Вязов'. Героиня вслед за своей подругой начинает видеть кошмарные вязкие цикличные сны, где её преследует некая тёмная сущность, и вырваться в реальность (и даже отличить сон от реальности) никак не получается. И происходит это в разгар пандемии ковида. Как связать идею вроде Фредди Крюгера и ковид? Я был заинтригован и пошёл на сеанс. И ни разу не пожалел.
Первое ощущение от фильма - узнавание. Закрытая в локдаун семья дезинфицирует продукты, доставленные курьером. Все эти памятные фразы: 'Отойдите на два метра', 'Где ваша маска?' Кашель за стеной. Липкий страх, что любой контакт с внешней средой обернётся заражением и смертью - даже если не для тебя, то для твоих близких.
Поэтому на решение героини проехать через зараженный город и помочь подруге, которую в одиночестве мучают кошмары, я, как зритель, конечно отреагировал. Сцена встречи подруг очень эмоциональная - улыбки под тканевыми масками, робкие шаги навстречу, и, наконец, объятие - как прыжок в неизвестность - да пошло оно всё. Снимаем маски.
А стать ближе - значит стать беззащитнее. Страх, как и ковид, расползается незаметно. Героиня погружается в мир кошмаров, и эти кошмары, конечно, тоже про пандемию: 'У папы температура под сорок', 'Почему ты сняла маску?' 'Ты не можешь войти'.
Демоническая сущность в 'Астрале. Сомния', конечно, не Фредди Крюгер. Чумной доктор молчалив (это вам не российско-комиксная интерпретация образа). Он придёт за вами и утащит вас куда-то. Молча.
И, словно темы ковида и ночных кошмаров мало, в фильме вплетается третья тема - тема памяти и забвения. Что мы оставим после себя, если нас не станет? Если нас не станет внезапно? Обрывочные записки. Забытое фото в рамке. Смутный образ, который невозможно вспомнить. Так действует чудовищный Чумной доктор в фильме. Он не убивает вас. Стирает. Будто никогда и не было.
Я не ожидал от рядового ужастика с дурацким вторичным названием такой искренности, точного попадания в болевую точку. Не пропустите его. Не забудьте.
Присказка развивается во времена ковидной пандемии, когда Моника отправляется к своей давней подруге по университету, потому что та нуждается в ее помощи. Прибыв на место, оказывается, что подружайку накрыла волна кошмарных снов и ей каждый раз очень тяжело проснуться - иногда она спит по несколько дней. Моника решает всеми способами постараться помочь Мевис справиться с проблемой, но по мере распутывания причины дурных снов, они с ужасом осознают в какой мрак постепенно погружаются...
Прожигающий хоррор, начинающийся с фобии пандемии, но затем плавно перетекающий в мрачный обволакивающий дурной сон, где реальность и выдумка перемешиваются друг с другом. Сны становятся местом для мучения и воплощения собственных страхов - это некая аллегория на внутренний ад каждого человека. В подобной ситуации сложно думать рационально или принимать правильные решения, когда с трудом разбираешь наяву все происходит или в голове.
Задумка у ленты замечательная и интересная, и отчасти напомнила книгу Лукьяненко «Черновик», только здесь идея приобретает пугающий хоррор эффект - человек исчезает, и о нем никто не вспоминает, будто его никогда и не было. Серый тон, безысходная атмосфера и ощущение полной беспомощности удушают и выбивают остатки надежды на светлое будущее. Вдобавок демон получился органичный и самодостаточный, а его бэкграунд не перегружен лишними элементами.
Между строк в картине скрывается посыл для зрителя, в первую очередь помнить о близких, а во-вторых, что порой мы совершенно забываем о дорогих нам людях, встречавшихся на разных этапах жизни: с кем играли в детском саду, сидели за одной партой в школе, учились в университете или бывших коллег с прошлой работы. Что с ними стало? А были ли они реальны или это вымысел, а может быть навязчивый сон?
Мораль: если родственники и коллеги перестали вас узнавать, то прекратите появляться перед ними в плюшевом костюме зверушки, раздающим листовки у метро.
В итоге тесная хоррор история о коллективной травме и существах, что питаются этой болью.