К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

После этого фильма сама по себе история Швейка перестает быть сколько-нибудь интересной. Все меркнет перед личной историей Ярослава Гашека. Юрий Озеров предложит нам проследить за его личной одиссеей, проводя нас по полям боев Первой мировой. Озеров лаконично расскажет о причинах зарождения Первой мировой устами обывателя из Австро-Венгрии.

Да и сама суть этой бойни будет умело изображена в одной лишь сцене. Штаб белых, к которым Гашек придет сдаваться, будет зеркальным отражением штаба их оппонентов. Пьянка, отстраненность, карты, трусость и никакого желания воевать. Не раз в кадр будут попадать иконы. Но... Озеров весьма точно покажет удаленность всей этой ситуации от религии и веры.

Однако этим лента не ограничится. Дальше - больше. Нам без сантиментов покажут безвластие. Приезжает в город пьяный глава, а кто его выбрал главой даже ответить не может. И кому точно принадлежит власть - белым ли, красным, так и не понять. За милой улыбкой и добрыми словами может последовать подлый удар. Ну а любой человек с оружием может принять решение о расстреле того, поведение которого ему не понравилось.

В своей небольшой роли Олег Иванович Борисов играет как раз такого пламенного революционера, который не слишком привык разбираться. Лучше - действовать. Озеров и не собирается смягчать акценты. Он показывает милого, убежденного в своей правоте парня, который действует по ситуации.

Не меньших похвал заслуживают Йозеф Абрагам, гениально сыгравший роль Гашека, и Рудольф Грушинский, ранее достаточно убедительно игравший Швейка. Их дуэт гениален. Они тут ровно как Альберто Сорди и Витторио Гассман в 'Большой войне'. Им приходится сталкиваться с глупостью и бесчеловечностью начальства. Вообще, в некоторых эпизодах, не говоря уже об общей канве, ленты похожи. Предположу, что Озеров вдохновлялся работой Моничелли. Его точно взволновала сцена расстрела. Ну а чешские актеры показались мне убедительнее и интереснее. Тем более, что каждый из них играл реальную персону.

По понятным политическим причинам лента подзатерялась. Ее забыли после 68-го. И это мне представляется в корне несправедливым. Интересны и история Гашека, и прообраз Швейка, и белогвардейцы с Юрием Яковлевым во главе, и изящная Инна Гулая, не выпускающая из рук наган.

Все образы пропитаны ироничностью, присущей произведениям чешского писателя. А постановочная работа Озерова отличается динамикой и творческой смелостью - он не тушевался и добавлял неоднозначности, но при этом выдерживал тактичность.

10 из 10

21 января 2024 | 02:16
  • тип рецензии:

Киностудии «Мосфильм» и «Брандов» объединились, чтобы сделать очень остроумный, симпатичный и поучительный фильм по биографии знаменитого чешского писателя Ярослава Гашека.

Ставку сделали на самое известное произведение Гашека – похождения бравого солдата Швейка, представив свою версию происхождения описанных в романе фактов, персонажей, ситуаций и крылатых фраз. Писатель Гашек изводил своими шутками тайных агентов и лил воду на мельницу всеобщей паранойи. На фронте старался скорее сдаться русским в плен, так как не хотел воевать за монарха Австро-Венгрии. Впрочем, позже он также не желал сражаться за российского императора, как чех, не видя принципиальной разницы между двумя коронованными особами.

Фронтовым другом Ярослава Гашека стал Йозеф Страшлипка. Его роль сыграл Рудольф Грушински, который пятью годами ранее прославился ролью Швейка (Dobry vojak Svejk, 1957). Кстати, я считаю, что именно Грушински – лучший Швейк мирового кино.

Забавны и второстепенные персонажи. Например, белый офицер (Юрий Яковлев), который пьянствует в окопах Первой мировой с полковым батюшкой, а, увидев желающих сдаться чехов, просит у священника совета. «Враг хитер и коварен. Огонь!», - берет на себя командование поп. «Огонь!», - флегматично соглашается офицер. Маленький шедевр – эпизод с символом неравенства, офицерским полевым сортиром. После объявления о революции солдаты его валят, после создания чехословацкого легиона – восстанавливают в порядке воинской дисциплины.

Очень к месту и анимационные вставки, и роскошная музыка Арама Хачатуряна. Но главное здесь, конечно, чешский юмор, который удалось сохранить и передать постановщикам фильма. За это им – отдельная благодарность. В советском прокате картину посмотрели более 22 млн человек.

P.S. Фильм – хороший повод перечитать не только «Швейка», но и ранние рассказы Гашека!

8 из 10

26 декабря 2016 | 16:38
  • тип рецензии:

А я, признаться, уже отчаялся найти действительно хорошую экранизацию одного из любимых сатириков. Все те чешские и советские адаптации 'Бравого солдата Швейка', что доводилось видеть, совсем не впечатляли. Ну не ложится роман на кинопленку, актеры не смешат, даже после тщательного отбора как в 1956 году. А уж когда начинают выдумывать для них новые истории, вообще пиши пропало.

Авторы 'Большой дороги' сделали неожиданный ход и экранизировали биографию Ярослава Гашека! И попали в яблочко. Как известно, многие истории, изложенные в книгах, автор позаимствовал из собственной распутной жизни. Кроме того, персонаж Швейка был вдохновлен фронтовым приятелем Гашека - Франтишеком Страшлипкой, большим весельчаком. Соединив все это воедино и художественно оформив, союз СССР и Чехословакии наконец-то выдал смешную кинокомедию.

И это вдвойне удивительно, если вспомнить, что снимал ее Юрий Озеров, суровый монументалист, поставивший не одну киноэпопею без тени иронии. 'Дорога' же пропитана иронией от и до, несмотря на прямо-таки антикварные пропагандисткие приемы, которые показывают свой нос то тут, то там. Мультипликационные вставки и пьяные священники, сидящие в окопах в обнимку с пьяными белыми офицерами, буквально сошли с полотен 20-х годов. Но так и сюжетец родом оттуда же.

Картина может ввести в заблуждение, если смотреть ее глазами одной из сторон. Если же попытаться взглянуть глазами самого Гашека, то мы увидим множество дураков. Дураков-чехов, дураков-австрийцев, беляков-дураков и даже - свят, свят - дураков-большевиков. Автор путешествует сразу через несколько фронтов с белым флагом над головой и неповоротливым Страшлипкой рядом (Рудольф Грушинский, тот самый Швейк из фильма 1956 года, на этот раз кстати как никогда).

И оба они не хотят воевать. Они хотят домой, к миру, свободе и спокойствию. А тяготы войны они вынуждены переносить с улыбкой на лице. Будут и заточения в кутузке, и издевательства над начальством, и даже смерть. В какой-то момент Гашека назначают комендантом Бугульмы, и он нацепляет суровую маску. В жизни, как известно, автор действительно был довольно жесток к своим врагам, что лишь добавляет двусмысленности и ему, и всему фильму.

С одной стороны - классовая борьба, с другой - невоенные военные и озверевший пролетарий. С одной - Юрий Яковлев в сапогах развратного беляка, с другой - его же мягкий голос, который неотступно комментирует приключения друзей. С одной - карикатурный апостол Петр, с другой - лирические рассуждения о родине и любви на фоне православных икон. И финал, в котором после всех подвигов и сражений для героев ровным счетом ничего не меняется. Бравый солдат уходит в закат под звон колоколов. Он не хочет больше воевать.

9 из 10

13 октября 2014 | 05:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: