К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Так случилось, что два главных советских кинохита про новогоднюю ночь с разницей почти в двадцать лет снял Эльдар Рязанов – «Карнавальную ночь» (1956) и «Иронию судьбы, или С легким паром» (1975). Первому из них в уже ушедшем 2016-м году исполнилось 60 лет – достойный повод подумать о феномене этой ленты.

Это был один из первых фильмов тогда еще начинающего режиссера, и совершенно точно, что он был первым успешным из его картин, он открыл блестящую рязановскую плеяду – прекрасный отрезок истории отечественного кинематографа. Но «Карнавальная ночь» стала не просто хитом, она стала своеобразной приметой времени: платья, в которые с такою любовь режиссер без устали переодевает героиню Людмилы Гурченко формировали моду и в определенной степени стандарты женской красоты и привлекательности – это был стильный, по-советски переосмысленный «new look»; эти песни на много лет вперед стали позывными новогоднего настроения. И вообще, чтобы воссоздать атмосферу времени, порой достаточно лишь вспомнить этот фильм. К этому приему прибегал Михаил Казаков во время съемок «Покровских ворот»: Маргарита Павловна (Инна Ульянова) в белой шубе стоит у афиши с лучезарной улыбкой Гурченко и пытается повторить то, как актриса кокетливо складывает руки в меховую муфту. Но в этом крошечном эпизоде скрыт ироничный намек – «для тех, кто понимает». Дело в том, что совсем юная Инна Ульяновы принимала участие в съемках «Карнавально ночи», и, хотя только в массовке, ее лицо крупным планом мелькает на экране.

Уже здесь наметился свойственный Рязанову комический стиль, в котором смешаны сатира и лирика с выверенным музыкальным обрамлением и безупречным актерским кастингом. Кто еще смог бы так органично сочетать мастеров старой школы (Игорь Ильинский, Сергей Филиппов) и начинающими актерами (Людмила Гурченко, Юрий Белов), каждый из которых свою партию исполняет блестяще! Настоящей звездой, безусловно, является Игорь Ильинский в роли бюрократа Огурцова: именно благодаря его мастерству этот персонаж не становится излишне карикатурным, он смешной, но в то же время раздражающий и узнаваемый. Эта сатира, приближающаяся к социальной, оттеняется ярким сюжетным дуэтом в исполнении Гурченко и Белова. Новогоднее чудо их первой любви, их дружбы и юношеского азарта переданы великолепно, а если учесть легкий джазовый акцент в исполнении «ансамбля пенсии и пляски», то можно считать «Карнавальную ночь» настоящий гимн «оттепельной» романтике и надеждам своего времени.

И мы ведь каждый год, 31 декабря (как говорили в другом известном фильме) в предпраздничной суете вновь и вновь с радостью поддаемся этим надеждам, и любуемся лучистыми глазами Людмилы Гурченко, для которой многое в жизни началось именно с этого фильма, и сопереживаем герою Юрия Белова, жизнь которого сложилось иначе – не так, как сулили ему его талант и успехи первых ярких ролей. Поэтому так легко окунуться в атмосферу праздника, которая может по-настоящему удивить нас, преобразив наше настроение из суетливого и повседневного в счастливое и предвкушающее нечто необыкновенное.

19 января 2017 | 22:28
  • тип рецензии:

Не смотря на то, что сам Рязанов закончил ВГИК в 50-ом году, его культовая «Карнавальная ночь», вышедшая спустя шесть лет, смотрится не более весомо, чем работа того же выпускника университета. Трудно опровергать уже устоявшуюся классику, но если быть честными с собой, то данное новогоднее полотно представляет совершенно легкую, практически неуловимую иронию, обличённую в антураж безудержного карнавала.

Детали эти видны даже по хронометражу - за час можно устроить лишь представление, не посягая на какую либо мысль или мораль. Собственно, постановщик на то и не претендует - за семьдесят минут экранного времени зритель узрит и услышит песни, пляски, басни, фокусы и короткую (на 40 минут, не больше) речь, про то, как 'правильно' веселиться передовикам труда. Выглядит это всё забавно, но не более того. Юрий Белов и Игорь Ильинский были прекрасны, но совершенно странно смотрелись в общей концепции, где большинство коллег, включая молодую Гурченко, мучались театральными призраками прошлого.

Самого Наблюдателя с середины фильма делают непосредственным участником представления, усаживают за стол с чопорными гостями, наливают бокал «буратино» и заставляют неестественно смеяться. И это странно, ведь он шёл на кино, а не показ художественной самодеятельности...

7 из 10

10 декабря 2019 | 01:31
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: