- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Cucci
Ханты с трёхлинейками
Наконец-то осуществилась моя давняя мечта посмотреть фильм про восстание хантов против Советской власти!
Посмотреть этот фильм я считал своим долгом с тех самых пор, как узнал о нём, просматривая 'послужной список' Марины Александровой. Но почему-то он был практически не доступен. Лишь в наступившем 2015 г. этот 'истерн' 2010 г. выпуска появился в Глобальной Сети.
А почему я априори готов был расцеловать создателей за то, что вообще подняли эту тему? Да всё старая песня... Всю жизнь то и дело возвращаюсь к осмыслению этого феномена: Советская власть, наша великая слава - и гибельнейшая беда... С одной стороны, склоняюсь к тому, что не так страшен чёрт, как его малюют! Ведь в любом случае, погибли - меньшинство, жили и находили себя - большинство, 'вставали в заревах заводы, росли под небо города'. Чисто антинародная, одержимая лишь жаждой крови власть, как бы ни распинались ненавистники всего советского, уж конечно, не продержалась бы столько десятилетий; при этом не оказала бы такого колоссального влияния на полмира; не создала бы такую мощнейшую базу, благодаря которой мы, по большей части, до сих пор существуем... и не только существуем, но и, не побоюсь этого слова, котируемся на политической карте мира. Но с другой стороны, сам факт массовой гибели людей при репрессиях, которые сравнимы с самыми катастрофическими в этом смысле периодами русской и мировой истории и уж точно далеко превзошли террор против декабристов, петрашевцев, народовольцев и остальных 'диссидентов' периода позднего самодержавия (и это при изначальном упоре на борьбу с 'цепями царизма', при обещаниях уничтожить рабство и палачей!), навеки наложил позорный отпечаток на русский народ, который, разумеется, несёт общенациональную ответственность за всех невинно убиенных, как бы порой ни хотелось свалить вину на Ленина, Сталина, Троцкого, Ежова, Берию... нужное подчеркнуть.
Когда товарищ мне рассказал, что, будучи где-то на Ямале, в краеведческом музее узнал об антисоветском восстании малочисленных коренных северян, я загорелся идеей узнать об этом поподробнее, ведь я не ожидал, что даже эти люди отметились антисоветской активностью! Надеюсь, я исчерпывающе объяснил, почему мне так важно было посмотреть 'Красный лёд'.
Когда мне довелось поездить по Коми, я поразился, насколько разительна неоднородность нашей бескрайней России! Москвичи часто в глубине души потешаются над 'замкадышами'. Жители средненьких и посредственных городов типа моей Костромы рады уехать хотя бы в Подмосковье, чтоб только не тратить всю жизнь на депрессивные родные улицы с покосившимися бараками. Деревни Костромской области, плача от счастья, провожают лучших своих сыновей и дочерей в вузы Костромы, чтоб хотя бы там они закрепились, а не пилили лес и не ходили в деревянный туалет на улицу... Но по сравнению с коми деревнями наши, костромские, - это великая цивилизация! А ведь в той же Коми есть, если углубиться дальше в тайгу и тундру, и вовсе крохотные кордоны и оленьи стойбища, куда даже многие жители седых в своей старине припечорских деревень редко отваживаются ехать, не говоря уж о желании жить там... Глядя на дореволюционные фото этих населённых пунктов, поражаешься, что все 'селитебные зоны' не только узнаваемы, но и вообще - за 100 лет приросли буквально парой-тройкой новых домов! А по рекам ходят всё те же характерные длинные, узкие лодки. Единственное - сегодня бородатые лодочники обзавелись моторами: у иных, у тех, что побогаче, - более мощные 'Вихри', но у большинства - лёгкие 'Ветерки'. Дилетантскому взгляду кажется, что эти земли абстрагированы от любых причуд и потрясений столиц. Кажется, здесь время течёт настолько медленно, что всё равно, какая власть, что этих людей вообще не касаются слова: 'царизм', 'советизм', 'ельцинизм'... Но, положа руку на сердце, не могу не признать: это далеко не так.
Всё добро и зло, кишащее в Москве и Питере, непосредственным образом касается всех жителей России. У Москвы руки долгие: символично, что её основал князь именно с таким прозвищем: Долгорукий. И вот уже путник в глубине заповедной тайги, невдалеке от истока Печоры, наткнётся вдруг на памятный камень, а там написано что-нибудь вроде 'Здесь в 1919 г. уничтожен красный отряд'... Классовая борьба в деревне, коллективизация, репрессии - всё в той или иной степени разделила вся наша русская нация (считаю, что теперь уже окончательно можно считать 'русскими' всех, кого официальные лица любят величать канцелярским словечком 'россияне').
Но тут-то и загвоздка. Мало ли, как считает Кукки! Не секрет, что существует авторитетное мнение, что 'русские' (что бы там они ни несли: зло или добро) - это одно, а вот 'маленькая гордая нация' - совсем другое. И центральная власть, как будто, действительно работает с 'национальными республиками' по принципу: берите себе суверенитета, сколько сможете унести. Вот и возникают в городах этих гордых наций названия, хм, мягко говоря, сомнительные с точки зрения 'дружбы народов'. Я имею в виду случаи, когда прославляются чисто местные герои, отметившиеся самым что ни на есть банальнейшим... убийством русских.
Фильм создан по произведению ханта, принадлежащего как раз к такой националистической интеллектуальной элите, которая успешно пережила все эпохи 'зимы' и 'реакции' и существует сегодня в каждом себя уважающем 'малом народе'... В связи с этим, не удивительно, что здесь аксиомой является чудовищная масштабность антисоветского (читай 'национально-освободительного') восстания хантов. Здесь показаны не только 'смешавшиеся в кучу олени-кони-люди', но и ледяная крепость, обстреливающаяся красными авиаторами, и даже достойные любого фильма ужасов воины-олени, выскакивающие из-под снега. Тема красного от крови льда действительно раскрыта в полной мере. Присутствуют и иные простенькие элементы демонизации 'проклятого ирода-коммуниста': расстрел животных из пулемёта; уголовная внешность 'начальников'; спаивание 'заплутавших' представителей северных туземцев, если те пошли на службу к 'страшной красной власти'. Ну, что ж, для меня это просто 'истерн', а для кого-то пускай остаётся сакральным свидетельством самоотверженной борьбы предков с 'самой богомерзкой властью всех времён'. В конце концов, правды мы не знаем! В документах написано, что восстание было не столь уж значительным, что погибших было раз-два и обчёлся, а только кто расскажет, как на самом деле разворачивались события в богом забытом медвежьем углу?! Каждый верит в то, во что хочет верить; веру во что он, возможно, впитал с молоком матери, что сама всю жизнь горячо поддерживала ту или иную сторону. Что поделать, если такова наша история: не даёт людям спокойно жить, то и дело подсовывает моменты, когда надо отвечать 'с кем ты?', а за 'неправильный' ответ может и в расход пустить?!
Редкий, не больно идеологически благонадёжный фильм, но всё же имеющий право на существование в нашем плюралистическом мире.
7 из 10
|
прямая ссылка
22 февраля 2015 | 13:48
Бесполезная трата кинопленки.
Как драма фильм смешон, поскольку образы главных героев оторваны от реальности, а их беды и переживания - детский лепет по сравнению с будничными проблемами коренных жителей Заполярья.
(это с точки зрения человека, которому довелось немало времени жить и работать среди представителей малых народов Севера)
А как исторический он отвратителен и лжив, поскольку напрочь переврал и историю Казымского восстания и его причины и масштабы.
Единственное что в этом фильме заслуживает внимания так это красоты природы. Но они куда красочнее и подробнее отражены в документальных фильмах про северный Урал, Ямал и уклад жизни их коренных обитателей.
Так что если вам придет в голову посмотреть этот фильм - подумайте трижды, ибо есть масса более интересных и познавательных способов потратить полтора часа.
|
прямая ссылка
08 сентября 2013 | 03:28
Историческая драма по роману Еремия Айпина, «Божья Матерь в кровавых снегах», повествует о трагическом восстании народа ханты, против Советской власти. Время коллективизации принесло печальные последствия для этнического развития малых народов Сибири: ограбление под видом «раскулачивания», преследование и уничтожение шаманов и представителей родовой верхушки, осквернение священных мест. В советское время был издан строгий указ, о запрете поклонения языческим богам и проведению шаманских обрядов. Коренной народ должен был перейти от кочевого образа жизни на оседлый, отказаться от своей веры и перейти на сторону советской власти.
В картине «Красный лёд. Сага о хантах Югры», много моментов, посвященных культуре и традициям народа. Свадебный ритуал сопровождается жертвоприношением животного, испитием его крови и изоляцией невесты от суженого до вступления в брак. Особое значение придается рождению, с обрядом очищения матери и ребенка, повитухой…В роли повитухи, зритель увидит Волдину Марию Кузьминичну, члена Союза писателей России, автора произведений, написанных по мотивам хантыйского фольклора…
У коренных жителей Югры медведь – особенное животное, опасный лесной зверь и возвышенное обожествляемое существо. В картине, медведь появляется в момент рождения ребенка у героини Александровой и в момент её отчаянья, когда кажется, надежды уже нет…
Все, что касается культуры, обрядов, и атмосферы быта коренного народа, в картине показано с особой достоверностью. Операторская работа на высоте, прекрасно сняты виды заснеженной тайги и бескрайние просторы. Природа, совмещающая в себе диких зверей (медведей, волков и оленей) и северное сияние, завораживает. Шаманские танцы и ритуалы, окунают в эпоху язычества, зритель чувствует на миг причастность к народу, насыщается его культурой и его верой.
В целом, «Красный лёд. Сага о хантах Югры», неплохая картина, основанная на исторических фактах, но есть главный минус – не хватает души режиссера. Нет четко прописанных главных героев, которым сопереживаешь. Можно отметить Дина Махаматдинова, в роли шамана, очень колоритный персонаж. Марину Александрову, Бибигуль Суюншалину и Михаила Евланова. Игра актеров на высоте. Лично мне не хватило эмоций, которые бы отражали поведение Веры и Ильи, не хватило драматизма в их отношениях, не хватило надрыва, который сделал бы из отличного материала шедевр…
Поэтично, что массовый показ фильма состоялся, в Югре, на кинофестивале Дух огня, в родных краях народов ханты. Сейчас численность этого народа составляет 19 354 человек, они живут в маленьких поселениях и городах. До сих пор остались потомки людей, погибших в восстании, эта память живет в их сердцах, в фольклоре и преданиях малочисленных народов.
7 из 10
|
прямая ссылка
24 февраля 2011 | 21:50
|
|