К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Замечательная находка режиссёра в том, что исполнитель главной мужской роли играет не сколько киллера, а прежде всего саму Cмерть. Чем дальше, тем более явно мусорщик раскрывается как демоническая фигура. В его облике начинают проступать черты угрюмого косильщика. Уже в сцене с выносом покойника из дома, содержится намёк на связь персонажа с загробным миром. Таким образом, это фильм о встречах девушки со своей Cмертью. Она то ищет её сама, едва-едва не попадая в аварию в самой завязке фильма, то стремится оттянуть неизбежное, заигрывая с громилой в баре и вербуя его в защитники.

Здесь конфликт двух жизненных сценариев. Приём героиней запрещённых веществ показывает ее приверженность девизу ‘живи быстро, умри молодым.’ Однако весьма благожелательно настроенная Смерть готова простить девушке многие шалости, если только она перебесится и согласится остаться в этом городе.

Сцена свидания. Гуськов приходит весь в чёрном, как и полагается мрачному жнецу, знает о жизни незнакомки всё. Смерть на короткой ноге с сильными мира cего и правильнее сказать, все двери открыты для неё... Наконец, финальная сцена - оказавшись не в силах примерить на себя жизнь в захолустье, героиня делает отчаянную попытку символически откупиться от Смерти чужими деньгами, но это недостаточно искренняя жертва, поэтому дни ее теперь сочтены.

Интересны такие решения, как сцена падения пары с ледовой горки, видимо, в мир мёртвых; жилье мусорщика, обустроенное явно в подвале, то есть некоем подземном царстве. Действие происходит зимой, когда природа спит или умирает. Иными словами на наших глазах разыгрывается своего рода вариация мифа об Аиде и Персефоне. Такие моменты как отсутствие сколько-нибудь развёрнутых сцен близости, столь типичных для западного кино, внезапное включение военной темы говорят о преобладании Танатоса над Эросом и предвосхищают печальную концовку.

20 сентября 2022 | 13:31
  • тип рецензии:

Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца; хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека. Артур Шопенгауэр

Будь светильником для самого себя. Будь убежищем для себя. Держись света своего светильника и не ищи другого прибежища. Буддийская Сутта

ОН и ОНА. Кочевники бредущие по ухабам жизни. ОН и ОНА. Соотечественники антиподы. ОН и ОНА. Начало и конец всему. У неё - внешний лоск гардероба и железный конь на посылках, у него - ломовое зубило в руках и сермяжная простота в лице. Их встреча предначертана судьбой и нам их история во всей красе. Кто ОН такой и что ОН такое? Почему за взглядом сильного уверенного зверя столь скудная действительность существования? Что в нём не так? А ОНА? Напомаженный боевой раскрас лица и вдруг 'к нам' в глухую тмутаракань... Зачем? К кому? Таков пролог - присказка, не сказка, сказка будет впереди.

А 'сказки' в 'Мусорщике' - что надо. Режиссер избрал, использует весьма интересный повествовательный приём. ОН и ОНА читают друг друга как открытую книгу - такая игра: я буду рассказывать о Вас, а Вы обо мне. И вот уже перипетии жизни наших героев дышат опытом прошлых лет. Пути становления личностей со школьной скамьи, с едва ли не первого жизненного социума-микромира - радости и боли, отчаяние и обретение, формирование своего я в подстройке и в отторжении. Закалка. Характер через горнило и наковальню. Мужское и женское начало - человеческое. Но такое разное. ОН - Путь Самурая. ОНА - плетущаяся лоза на древе жизни. ОН - познание себя в череде закалок и битв. ОНА - порхающий мотылёк щиплющая нектар. ОН - мастер духа обуздавший плоть. ОНА - пепелище собственного я.

Вот секундант кричит: 'К барьеру!',
и каждый выстрелит в химеру -
итог любви и обращений
друг друга в собственную веру...
...Она казалась неземной,
пока была ничьей женой.
Затем всю жизнь один счастливчик
похмельной мучился виной...
...Невоплощённый замысел ты мой,
как будто оттепель зимой,
свеча, зажжённая во тьме,
судьба, продолженная тьмой...

Для себя я очертил 'Мусорщика' как четвёртую часть самурайской саги - Отрешённость. Именно в этом фильме звучат перепевы 'Шута'(1988г.) - о них говорит Оля, здесь же помещены 'Тесты для настоящих мужчин'(1998г.) - воинское искусство в демонстрации. И наконец третий фильм предвестник описываемых событий - 'Забавы молодых'(1987г.) - поединок через уклонение, мудрость. Всё это ступени роста МУЖА, но не мальчика.

Излишняя толщина одежд стесняет движение тела: богатство мешает движению души. Демофил

С мыслями своими обходись как с гостями, а с желаниями - как с детьми. Китайская пословица

8 из 10

27 мая 2018 | 03:37
  • тип рецензии:

Молодая красивая девушка на дорогой машине в захолустном городке и мусорщик, который первым встречается ей морозным утром. И кто здесь главный о чем фильм? О наркоманке-курьере и киллере думаете? Не все здесь так просто.

Как говорит главный герой - нужно начинать переделывать мир с себя - просто убери за собой мусор для начала, а потом призывай других людей на баррикады за лучшей жизнью.

Где вы еще увидите как мусорщик пожимает руку мэру городка и это честь для мэра, а не для мусорщика? Как сын -раздолбай мэра преображается, когда начинает петь песни.

Постепенно, ненавязчиво, через игру зрителя все больше убеждают - не в деньгах счастье, все мы должны стать мусорщиками - очистить свою душу от ненужного хлама, излишеств и стремления переделать сначала мир, а потом уж себя.

10 из 10

26 мая 2015 | 14:09
  • тип рецензии:

В заштатном городишке, где остановилась молодая столичная особа, она никого не знает и никому не знакома. И делать ей здесь, вроде нечего, однако она здесь по делу. Простой на первый взгляд мусорщик - первый с кем знакомится мадам по прибытии. И что-то в нём сразу же её настораживает, что-то не даёт покоя, и она решает разгадать эту человеческую загадку…

Лирическая и трогательная по-своему мелодрама, разворачивающаяся в знаменательный период зимней сказки, сталкивает двух незнакомых людей. Разных взглядов, принципов, приоритетов, и вроде ничего общего между ними нет. Но почему же они всё-таки встретились, почему?

Есть что-то неприлично эмоциональное в творчестве постановщика Шенгелии, что-то, что берёт одновременно за душу и за сердце, заставляя удивляться и поражаться органичности, смекалке и таланту режиссёра.

Вот и очередная его работа - «Мусорщик», трогательная по содержанию, грустная по форме и ещё более отточенная чем «Классик» по мастерству. Но ведь и жанры всё-таки разные: ленту 98-ого года можно охарактеризовать как мелодраматический боевик, а «Мусорщика», несмотря на все сюжетные заносы постановщика в сторону криминала, как чистую мелодраму. И все-же, видимых различий у картин гораздо меньше, чем схожестей.

Причём схожие мотивчики начинаются с названия фильмов: «Классик» и «Мусорщик». Если первое обозначает прозвище героя, второе в свою очередь именует профессию - а это уже различие. Однако, стоп. За весь хронометраж ленты мы так и не узнаём настоящего имени героя (в то, что оно есть сомневаться не приходится). Для нас он так и остаётся просто Мусорщиком, несмотря на двойное дно. То есть, это его прозвище, кличка, как хотите. А это снова схожие черты.

Как и в предыдущей картине Шенгелии зритель попадает в заштатный городишко, затерявшийся среди снегов в европейской части России (как позднее выяснится, в Ярославль). Действие обоих лент происходит зимой, однако по динамике «Мусорщик» значительно уступает «Классику», благо действия в картине немного. Да и главные герои фильмов схожи по своему стремлению - это честные, благородные люди, делающие полезное дело, приносящие людям пользу (в одном случае с помощью таланта, в другом с помощью труда). Можно ещё отметить, что у героев Гуськова в этих фильмах Шенгелии есть мечта или цель, к которой они стремятся (пускай даже средства их, в достижении этой цели различны), а стремятся они к ней посредством перевоплощения. Вот и ещё одна схожая черта - герои обоих фильмов выдают себя за тех, кем на самом деле не являются или до определённого момента не являлись.

Также схожая черта в «Классике» и «Мусорщике» - это актёрский состав. Помимо Гуськова из предыдущей ленты Шенгелии в «Мусорщик» перекочевали Евгений Серов и Михаил Шашков, в «Классике» сыгравших подручных Савицкого. Плавно переходя к режиссуре необходимо отметить, что этот фильм один из последних достойных представителей в фильмографии Георгия Шенгелии. После него постановщик создал ещё несколько картин, но все они начисто лишены того обаяния чисто русского кинематографа, некоей природной меланхолии, жизненного застоя, безнадёжного оптимизма, присутствовавших в «Менялах», «Стрельце неприкаянном», «Классике». И «Мусорщик», словно звучащий рефреном уходящему таланту режиссёра, последний достойный представитель этого маленького, но плодотворного списка, хотя и бытует мнение, что «талант, мол, пропить нельзя». Можно, господа, можно. Это же Россия.

6.5 из 10

22 июля 2014 | 23:38
  • тип рецензии:

Позволю себе не согласиться с предыдущими ораторами. Ибо избитое: 'Не так страшен чёрт.. (и проч.) - не имеет к этому фильму ни-ка-ко-го отношения.

Здесь всё гораздо страшнее и прозаичнее, чем может кому-то казаться. Притча говорите? Сказка? Отнюдь, проза (повторюсь) жизни. Он понял, что раскрыт, она - что просчиталась. Так что скелет в пытошной таки был, но позже. И нам его просто не показали.

Объяснить 'на-пальцАх'? Попробую...

На три года 'залечь' и где - в ближайшем же Подмосковье? Ну... Нужно иметь или очень большие (сами-знаете-что), или очень маленький мозг. Вот, вы мне уже не верите, правда? Согласен, мозг там явно имеется и с недюжинными способностями. То есть не тварь дражащая, право имеет значит - залечь и не отсвечивать. А в силу достоверности и мэр в курсе, к тому же. Да и город наслышан, судя по реакциям т. с. 'второго плана'.

Понимаю, что публику в заблуждение ввела небрежная (как бы) работа гримёров: в Ницце, в переносице на полу, аккуратная дырочка должна была быть 'проверченна', в вышеозначенном варианте 'притча'. Но не было дырочки, как не было и той 'Ниццы'. А что было - спросите? Так я ж вам о том уже сколько всего наваял! Здесь вам не там, не Голливуд. Здесь Россия, мать... Проза (увы) жизни. Намусорил - прибери за собой.

04 октября 2012 | 00:33
  • тип рецензии:

'Мусорщик' - это, на мой взгляд, лучшее, что было снято по произведениям Ивана Охлобыстина, давно считавшегося одним из талантливейших драматургов и сценаристов современной России (вспомним хотя бы 'Даун Хауз' и ДМБ).

Конечно же, фильм - притча. В любой притче должен быть поучительный момент, и в 'Мусорщике' он есть и не один. Каждый зритель извлечет из ленты что-то своё для себя, сделает какой-то свой вывод, и не обязательно он будет совпадать с выводом других. Даже исполнители главных ролей Алексей Гуськов и Олеся Судзиловская, рассуждая о картине, немного расходились в отдельных деталях понимания сюжетных линий.

Кстати, всем, а особенно поклонникам этого фильма или актёров, рекомендую смотреть не только с оригинальной звуковой дорожкой, но и после второй раз с комментариями Гуськова и Судзиловской - узнаете много нового и интересного и о кино в целом и об этой работе, да и просто посмеётесь, так как рассуждают они там обо всем очень непринужденно, будто сидишь с ними за одним столом.

Пожалуй, выделю два главных момента для меня.

1) Вся картина построена вокруг двух героев, являющихся антиподами друг другу с одной стороны, но в чем-то и похожими с другой. Она - эдакая избалованная, обеспеченная симпатичная москвичка с провинциальными происхождением и провинциальными же деревенскими манерами. Он - эдакий супермен по-русски, с утра обычный мусорщик, а вечером - уважаемый и состоятельный по местным меркам человек, да еще к тому же с не дюжими физическими, умственными и даже сверхъестественными способностями. Вот две противоположности не сразу, но притягиваются. Каждый из них вскрывает друг в друге спрятанные как положительные, так и отрицательные стороны. Маски сняты, придуманные обоими героями для себя образы и миры улетучиваются в несколько мгновений. Каждый из них, казалось бы, угнетённый своей судьбой и далёкий от высоких чувств человек, вновь обретает их в этом симпатичном маленьком провинциальном городишке.

Обычная столичная сучка на некоторое время превращается во влюбленную девочку, перестаёт кидать мусор, где ни попади, и хамить кому попало. 'Невероятно, не сплю пятую ночь, порхаю как бабочка'. Он также не чурается своего неоднозначного прошлого, несколько отходя от совершенного, невозмутимого и непоколебимого образа, и также, как оказалось, способен еще влюбиться. 'Неужели?', - спрашивает мусорщика мэр, когда видит его с очаровательной спутницей.

2) Второе - это развязка. Надеюсь, что не сочтут за спойлер, тем более, что видел их уже в некоторых здесь рецензиях. Любовь, которая завоевала и изменила их, продержалась, но лишь несколько дней, а внутренняя сущность и суровая реальность всё равно взяли своё. В итоге пришло время принимать решение, но каждый из них не захотел подстраиваться и перестраиваться под образ жизни другого. А какого-то консенсуса, компромисса, который бы устраивал обоих, они искать и не пытались. Он со своей жизненной философией очищения, уборки мусора хотя бы в ограниченном, небольшом личном пространстве и преподавания примера остальным не захотел уезжать с ней, характером фактически противоположным, с постулатом по жизни 'единственное, что правильно и нужно - это быть счастливым самому здесь и сейчас'. Равно как и она не пожелала потратить остаток жизни на пребывание в провинциальном городишке, 'очищаясь от грязи'. В итоге наша сучка мусорщика даже некоторым образом подставляет, за что вполне может поплатиться в будущем. Вот такая вот история о том, что любви надо идти навстречу, а не себе, не страшась начальных сложностей, ведь цель окупит средства.

Но не только оригинальная и сильная философско-психологическая начинка меня привлекла. Что всегда манит в любом фильме - это неповторимая атмосфера и оригинальные идеи. И в 'Мусорщике' они на потрясающем уровне. Небольшой, но весьма симпатичный как дневной так и особенно ночной зимний Ярославль словно островок, отделённый от остального мира огромным океаном, на котором только и возможна столь романтическая история. Лёгкая лиричная музыка напоминает о французских мелодрамах 60-х годов, а песня сына мэра едва ли кого-нибудь не тронет за душу. Что-то аналогичное сцене гуляний на льду на снегоходах, санях и прочих средствах передвижения я не видел нигде. А идея с рассказами друг о друге, начиная с детства и кончая будущем?. А идея в казино, где мусорщик, словно телекинетическим образом заставляет шар опуститься именно на ту цифру, на которую он и поставил?

Тем не менее, после столь невероятного фильма испытываешь лёгкую грусть и тоску. Грусть за судьбу отечественного кино, которое итак не очень часто выпускает что-то стоящее, а иногда и не обращает внимания на свои же великолепные работы, подобные 'Мусорщику'. Удивительно, как столь стильная, фактически выдающаяся лента с отличным актёрским составом прошла мимо как кинофестивалей с наградами, так и повышенного ажиотажа зрителей, хотя, надо признать, поначалу он всё-таки был. Очередное недооцененное российское кино.

10 из 10

14 февраля 2011 | 12:51
  • тип рецензии:

Необычный фильм, сколько можно навыдумывать, пытаясь разобраться в сюжете. Кто автор, И. Охлобыстин? Да, здесь неординарное мышление. Загадки Оля-и-Коля – красивые, интересные люди, способны к психоанализу, они сценически эффектны, готовы на нестандарт. Особенно примечателен Гуськов. Интересно, а как сам автор повести видит своего главного персонажа в перспективе окружающих его «мертвых душ»?

Развитие отношений: человек правды, но мусорщик И красавица, но порочная стерва. Философия мысли одного, дошедшая до степени, что теперь никому не верю и ни на кого не надеюсь, очищаю кусочек земли, защищая безнадежное дело. И алчный здравый рассудок другой, где пока есть молодость надо здесь и сейчас брать возможное, и валить на лазурный берег моря. Нормальные верные воззрения, но только с одной стороны. Сошлись таки хитрая лиса и одинокий волк. И были же совместные интересы, где-то рядом ходили чувства, но вариант компромисса был обречен, суровые законы жизни продиктовали иначе.

Здесь проиграли все. Какие у кого ценности, оглянитесь. Местный демократ, который не забыл о себе, говорит: «О вечном пора подумать...» Как тут не согласится. А начинать надо с себя. Но пока получается только всеми правдами и неправдами жить не по лжи.

Мир покачивается, мы видим, добродетель в образе мусорщика, которого знают и боятся. Но его уважение заработано в период смутного времени, своего и общего, когда он убирал людей, как мусор. И художественный прием автора в условиях сложного понимания бытия переводит его в другую касту, как выход больного разума из больного общества. Но человек уверен в себе и дай бог ему здоровья.

- Потому что кто-то должен убирать мусор...

Хорошая история, диалоги, игра двух актеров. Не сладкое и не газированное кино. Уловите мысль, что мы должны прийти к катарсису через «грязь и мусор», который у нас в щедром избытке. И ведь ни капельки не стыдно...

04 января 2011 | 20:48
  • тип рецензии:

Вопреки критике моего товарища, тоже большого любителя Ивана Охлобыстина, я посмотрел этот фильм с большим интересом. Иван связан с этой картиной тем, что именно по его одноименной повести и был снят этот фильм.

В провинциальный город приезжает молодая девушка из столицы. И тут же знакомится с местным мусорщиком. Однако на обычного мусорщика он не похож – хорошо поставленная речь, не несет перегаром и чувствуется образованность.

Они встречаются каждый вечер, и играет в игру – рассказывают друг о друге. И лишь в конце фильма зритель понимает, кто оба есть на самом деле. Чувствует рука Охлобыстина – фильм неожиданный.

После просмотра зритель остается в раздумьях – и это самое главное - как надо жить в этой жизни. Ведь образ мусорщика, которого играет Гуськов, это образ философа, который от жизни, по большому счету, отрекается. Он смотрит на жизнь со стороны. А девушка (Олеся Судзиловская) это наоборот человек, который хочет почувствовать всю сладость, пусть и недолго эта сладость продлиться.

Замечателен момент, а точнее фраза, которую говорит героиня Судзиловской, когда ложится на постель в квартире мусорщика - «И ведь ни капельки не стыдно. Почему?». В фильме также присутствует и моральное нравоучение о том, что важнее – материальные ценности или духовные.

Оценка:

6 из 10

02 декабря 2009 | 17:31
  • тип рецензии:

Очень жаль, что отечественный кинематограф не отличается такими же бюджетами, как Голливуд. Русское кино существует, но процент качественных фильмов несравненно мал. 'Мусорщик' - постперестроечное кино, и это заметно в каждом кадре. Впрочем, это лишь усиливает атмосферу.

Сюжет невозможно отнести к какому - то определенному жанру. Детектив? Мелодрама? Психологический триллер? Все эти жанры очень близки к той истории, которую нам рассказывают, но ни один не раскрывает ее полностью.

Ценность фильма определяется тем, что из него можно вынести для себя лично. Из этого фильма можно сделать очень много занятных выводов. Прекрасные монологи, которые запросто можно растащить на цитаты. Органичная игра Гуськова и Судзиловской. Шикарная постановка Шангелия.

После просмотра остается ощущение зря забытого фильма. Посмотреть определенно стоит, чтобы хоть немного порадоваться за отечественный кинематограф.

11 мая 2009 | 02:08
  • тип рецензии:

Я бы назвал фильм пиршеством для интеллекта. Только представьте, фильм проходит де-факто как игра главных героев - каждый рассказывает о жизни другого, начиная с детства и до конца жизни. При этом герои анализируют душевные порывы друг друга, страдания, чувства, причины тех или иных поступков.

Абсолютно неожиданный и непредсказуемый сюжет (браво, Иван Охлобыстин!). До самого конца фильма невозможно понять что же всё-таки происходит, кем являются оба героя и какая же цель приезда очаровательной девушки в глубинку. Развязка происходит буквально за 5 минут.

Просмотр фильма вызывает неизгладимые впечатления. Особенно первый раз, когда сюжетная линия захватывает на все 95 минут фильма. Однако, фильм из тех, которые хочется пересматривать вновь и вновь. И, если не всегда, то долгое время находить в нём что-либо новое. Извлекать мысль, досконально прочувствовать героев.

В одном эпизоде фильма звучит прекрасный лирико-философский (позволю себе так его классифицировать) романс, который хватает за душу и вызывает желание выучить его, чтоб играть хотя бы самому себе.

Ну и финальный аргумент - шикарный букет актёров и их шикарная игра. Вы только посмотрите, кто радует в главных ролях - великолепный Алексей Гуськов и сногсшибательная Олеся Судзиловская. А также в эпизодических ролях просто неподражаемы Александр Робак и Владимир Стержаков.

Проще говоря, фильм гениальный. Отличный сюжет, замечательный актёр. Фильм - для всех, независимо от вкусов в кинематографе, возрасте, поле. Каждый сможет что-то найти в фильме для себя. В этом фильме есть всё, что нужно хорошему фильму.

22 февраля 2009 | 22:53
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: