Экзистенциальная комедия об экзистенциальном кризисе
Экзистенциальная комедия об экзистенциальном кризисе от братьев Коэнов, с зудящей еврейской вудиалленовской атмосферой, правда практически без романтики. Это наверное специфическая еврейско-американская тема и многое из фильма близко именно американским евреям. Но и в целом смотреть на происходящее, если не смешно и несколько уныло, но довольно забавно и чувствуется добрая ирония.
Снято и сыграно хорошо. Руки мастеров. Майкл Стальерг интересно изобразил своего внешне стереотипного персонажа.
Сюжет. Главный персонаж по имени Ларри Гопник, оказывается есть такая еврейская фамилия, типичный маленький, слабый человек, не уверенный в себе и с кучей эмоциональных и жизненных проблем. Вроде бы, с обывательской точки зрения, всё не так и плохо - работа преподавателя, семья, какие-то интересы и увлечения. Но везде происходят неприятности, которые раздирают мирок Ларри на части. При этом в слабости Ларри кроется и внутренняя мягкая сила, не требующая маскулинности. Хотя, иногда мужика всё же надо как-то включать. А жизнь такая штука, что рано или поздно вынесет на спокойную воду. Надо только подождать и слиться с реальностью. А другие люди тебе вряд ли сильно помогут. Короче, такой мирный фатализм.
Фильм не плохой, но если честно не знаю зачем его кому-то сейчас смотреть. Хотя, наверное попробовать можно, что бы проникнуться этой ироничной атмосферой, сбивающий тревожный мандраж в сторону спокойного принятия. Сейчас это возможно и актуально. Особенно, когда все видят надвигающееся торнадо.
Потихоньку закрываю пробелы по пропущенным Коэнам. На мой взгляд, у братьев-евреев получилось создать свой лучший фильм о нюансах жизни среднестатистического же еврея — тонкий, глубокий и с множеством подтекстов, где больше половины мне, как гою, не понять по определению. Отдельно выделю загадочный пролог и уже более понятный, но при этом весьма занятный и интересный финал, дающие нехилую разминку для ума. История маленького жалкого человечка с его комплексами, слабостями, семейными проблемами и неспособностью вообще что-то решить расцветает всеми красками. Почти каждую сцену можно пересматривать снова и снова, каждый раз подмечая интересные детали, намёки между строк, пытаясь разгадать их подлинный смысл. Походы к раввинам — это вообще высший пилотаж в плане сценария и режиссуры. Актёрский ансамбль здесь просто бесподобен, учитывая, что в кадре почти нет знакомых лиц, за исключением шикарного Майкла Стулбарга, который сыграл, судя по всему, роль всей жизни. Крайне любопытное, со стилем и вкусом снятое кинопроизведение. Штучная авторская и глубоко личная работа. Прямо проникаешься.
О положении религиозной традиции в современном еврействе, кризисе средних лет, кризисе американской мечты, конфликтах внутри бурлящего американского котла из разных культур и традиций, о мистике и ортодоксии в сегодняшней реальности, разумеется, здесь же и классическая проблема отцов и детей, которая сегодня еще более актуализируется, и обо многом другом.
Проблема соотношения мистики и сознания людей эпохи постмодерна представляется центральной. В одних моментах раскрывается вся номинальность и профанация сегодняшней религиозной деятельности, в других же показано серьезное обращение главного героя к мистическому. Разумеется, главный герой неспроста является физиком по профессии, тем самым режиссеры намекают на еще одну серьезную проблему современности - соотношение науки и религии.
Как?
Режиссура, сценарные аспекты и юмор в характерном коэновском стиле. Тут нечего добавить, дуэт этих режиссеров зарекомендовал себя давно и прочно.
Получилась славная картина, в которой выдержан баланс комедии, драмы и философского повествования.
Первое и главное: почему я не пущу этот фильм в храм киноискусства в принципе. Почему это – брак.
Потому что это очередной перебор с мерзостью, так характерный теперь для Америки. Горбатая, истекающая гноем туша брата-извращенца, лезущего к герою чуть ли не в койку, на фоне идеально выскобленного кадра и крахмальных воротничков – грамотные режиссеры знают что такое 'на контрасте', умеют этим пользоваться и осознают производимый эффект. Прочая безрукая немощь пытается вытянуть из зрителя эмоции любой ценой. Хотя бы отвращение или рвоту. Ну не могут иначе – творческая импотенция, что делать, либо просто с головой непорядок. Однако, люди в зале и попкорн, бывает, едят, хотя бы об этом помнили. Не говоря уже о том, что искусство исследует человеческое в человеке, а не физиологию и животные позывы. А если и делает это, то делает грамотно, см. хотя бы в 'Трудно быть богом'. В общем, на мой взгляд, лишний повод завязывать с кино из этой страны. Достали уже. Не отличать сала от кала.
По существу. Проблема вообще-то взята важная и общий посыл считывается, вопреки всем потугам трактовать, довольно легко. Открывающая притча производит ключевое расщепление: теоретическая доброта, 'добренькость', и практическая, защищающая, оберегающая. Муж, по 'доброте...', как ему кажется, '...душевной' приводит в дом беду. Жена, человек реалистичный и человек поступка, ее прогоняет, отстаивая домашний очаг. Далее по сути идет исследование того, что будет, если этого не сделать.
А будет плохо. Будет сказка про лису и зайца. Включая эпизод с выселением. Прилежная 'хорошесть' вкупе с привычкой без конца самого себя лупить линейкой по пальцам сделает из человека терпилу. К этой 'дойной корове' присосутся все кому не лень. Не привыкший стоять за себя и решать проблемы из желания якобы 'быть хорошим', он будет обрастать ими все больше, все больше лишаясь возможности выкарабкаться. Нисходящая спираль, удушение. И будет это продолжаться до тех пор, пока однажды не раздастся телефонный звонок, внезапно подводящий итог всей его 'праведной' жизни.
Ирония в том, что человек и сам понимает – сколько ни бегай за помощью к высшим силам, надо и самому что-то делать, и даже говорит об этом, но в итоге ничего не делает, продолжает плыть по течению. Трагедия в том, что в центре всей этой малоприятной картины зреет такое же будущее – в виде сына героя, который вот-вот готов пойти по стопам отца и уже мучительно долго торчит кому-то 'двадцатку'.
Пусть изложено все сбивчиво и довольно бессвязно, при желании мог бы получиться неплохой анализ, близкий к нашему 'Кококо' или новелле 'Мягкотелый' из 'На игле'. Но - не получился. Так как не подлежит пересмотру.
Именно этот фильм доказал мне, что братья Коэн – не только гениальные кинематографисты, но и довольно умные и ироничные люди. «Серьёзный человек» смеётся над иудеями, религией в целом, а также над адептами рационального взгляда на вещи. И более того, режиссёры в этом фильме поднимают вечные проблемы человека – смысл жизни, молчание Бога и отношение к случаям и их случайностям.
Что только братья Коэн ни вытворяют со сценариями. Их фирменный подход – построение сюжета из череды анекдотичных ситуаций – в «Серьёзном человеке» достиг своего пика. Тут и байка про зубы гоя, и целое предисловие, и подсюжет с сыном главного героя не относятся напрямую к истории Ларри Гопника. Однако в этом фильме минимум лишних сцен, потому что Коэны строят повествование на идеи (не)определенности мира. Жизнь Ларри находится в подвешенном, неустойчивом состоянии. Тем не менее, он ничего не делает и покорно ожидает следующих ударов судьбы, хотя и без стоической силы воли. Однако стоит ему только раз самостоятельно принять решение – и происходит то, что происходит. Он попал под кару своего же утверждения: «В моем кабинете все действия имеют последствия». Эх, Ларри, ты и правда не понял мёртвого кота…
Околорелигиозный ироничный фильм о философии отношения к жизни
'When the truth is found to be lies
And all the joy within you dies'
Итак, главный герой, Ларри Гопник (лучше сейчас над фамилией отсмейтесь) – обычный сорокалетний преподаватель физики, живет обычной жизнью, имеет семью, детей, в связях, порочащих его, замечен не был. В общем, обычный добропорядочный американец. Внезапно, его жизнь начинает рушиться с космической скоростью. Проблемы валятся со всех сторон: жена, дети, работа, инфантильный брат, не умеющий приспособиться в жизни. Отчаявшийся Ларри задается вопросом: «Почему это со мной происходит?» В поисках ответов и под тяжестью сложившихся обстоятельств он не находит другого выхода, кроме как обратится к религии…
По национальности Ларри – еврей, отсюда вытекает религиозная составляющая фильма. Мало известных фильмов про религию, а про иудаизм тем более. Впрочем, авторы не мучают нас подробностями этого вероисповедания, и оно присутствует в фильме только на уровне традиций и стандартных обрядов. Но все же, думаю, иудаизм нельзя было заменить другой конфессией в рамках этого фильма. Познаний у меня мало, но сомневаюсь, что, допустим, христианский священник сказал бы то, что изрекают раввины в этом фильме.
По смыслу и хронологии картина разделена на три части: три визита к трем раввинам. Первый, молодой и неопытный, несет забавную чушь. Второй, более опытный, с помощью «истории про зубы» раскрывает философию всего фильма и начального эпиграфа «Воспринимай с простотой все, что с тобой происходит». Остается третий, старейший и мудрейший во всей общине. Прием у него носил предельно «простой» характер. Казалось бы, в своем коротком и забавном поступке/совете он соединил свой многолетний опыт и опыт предков. Конечно, его слова покажутся бредом, но они, опять же, выражают философию всего фильма.
Главной музыкальной темой фильма является песня Jefferson Airplanes–Somebody To Love. Она не только раздается из плеера сына Ларри, но и является часть сюжета. В общем-то, благодаря этой песни я и нашел данный фильм. Песня эта, хоть и с веселым мотивом, но довольно грустная. Про одиночество. Этим одиночеством пропитана настоящая жизнь Ларри.
Имена у многих героев говорящие, например, Сай Эйблман. Ableman – человек с возможностями. Он даже относится к Ларри не как к сопернику, а как-будто с сочувствием к его «немогущести». Заслуживают внимания жалобы Артура, брата Ларри. Хоть, возможно, ты и думаешь, что у тебя мало что складывается, но на самом деле у многих и этого нет, так что на самом деле любой человек - счастливчик, только если сам будет осознавать это.
Много стеба. Первый раввин сам по себе стебный, второй, как будто специально раздражает Ларри, попивая чай с висящим ярлычком пакета. Во время церемонии еврейский священник спотыкается, обронив: «Jesus», упоминая тем самым имя Бога другой религии. В конце, как и многие из нас, наш герой думает: вот по-ходу из-за этой мелочи и все мои проблемы! Исправляет. И что происходит?
Вообще, один из самых страшных фильмов, что я видел. Всякие ужастики совсем не пугают, так как они выдуманы, а здесь – реальная жизнь.Особенно становится страшно, если принять это мировоззрение. А страшно то, что с таким восприятие жизни ты оказываешься абсолютно один, а все что с тобой происходит, как в Rubber, случается «абсолютно без причины». И хорошее и плохое, независимо от того, какую жизнь ты ведешь. «Что я плохого сделал?!», - восклицает Ларри. А ничего – получи, распишись. То что ты был 'серьезным человеком' ничего тебе не гарантирует, вся ответственность за то, что с тобой происходит только на тебе. А впереди – только ураган темноты и непредсказуемости.
Итак, с взглядом на жизнь, преподнесенном братьями Коэнами, авторами этого фильма, можно либо согласится, либо нет. Я не соглашаюсь. По моему мнению, есть некоторый баланс во вселенной. Просто бесполезно его искать, все равно не получится, только голову сломаешь. Пути господни, как говорится, неисповедимы.Я считаю, все плохое, сделанное человеком, отливается ему обратно, и хорошее точно так же. «What goes around backs around».
Вопросы, оставшиеся после просмотра и указания:
1) обратите внимание на трактат брата Ларри о строении вселенной. Что хотят нам сказать авторы, таким ее содержанием?
Фильм - один большой еврейский анекдот, в котором на каждый экзистенциально выстраданный вопрос правильный ответ есть только у раввина, и каждая его история восхитительнее другой. Если у раввина нет правильной истории, то надо найти раввина с более вместительным багажником для историй, и тогда всенепременно ты со всем справишься. А может и нет. Это неважно - важно, чтобы ты себя спросил, 'а не превращаюсь ли я из человека в героя раввинской истории', и это совершенно несмешной вопрос, который для критичности каждый из нас должен себе изредка задавать. Развод, карьерные проблемы, сложности с детьми, и ещё тысяча и одна житейская проблема - всё это может быть очень сложно. А может быть и нет. Смотря насколько вы серьёзный человек или пытаетесь им быть.
5,7 из 10
Коэновское кафкианство, освещённое особыми подсвечниками, и поцелованное в лоб самим Создателем - это не для всех. Но если вы не торопитесь получить результат, или у вас и цели-то не было думать о каком-то там результате, а еврейские анекдоты вы страсть как любите, то - наслаждайтесь, это ваш фильм.
'Я не знаю зачем мы здесь, но думаю, что точно не для того, чтобы повеселиться'
Фраза одного из самых значимых мыслителей 20-го столетия. Интересный факт, что Итан Коэн в прошлом защитил диссертацию по этому австрийскому философу Людвигу Витгенштейну, произведшему так называемую «лингвистическую революцию». Так как философскую концепцию оного реализовать в фильме штука довольно сложная, то они, братья, решили передать замысел через учителя физики Ларри Гопника, который на доске объясняет детям принцип неопределённости Э. Шрёдингера. Не существует какого-то одного правильного ответа на вопросы людей, так как каждый захочет услышать свой. Истина многогранна и ни за что не явит себя, как бы кто не пытался. Интерпретации. 'Всё зависит от точки зрения', говорит в фильме герой. И это действительно так, поскольку именно от ваших позиций зависит конечный ответ на вопрос. Являются ли ваши проблемы карой господа? Жив ли кот или мёртв? Сам герой напоминает страдального Иова, вера которого проверялась Господом в одном из многочисленных сюжетов Ветхого завета. Актёры играют как надо, а камера и монтаж задают нужный темп всему повествованию. Братья Коэн как и всегда поднимают фундаментальные человеческие проблемы, и в этот раз, затронув проблему познания, они не изменили себе.
Отдельный момент фильма, это неудобный саундтрек. Главная мелодия будто сама не понимает что с ней происходит. Просто неописуемо.
Парадоксально, что фильм, рассматривающий религиозную общину, ни у кого не вызвал ассоциации со священным писанием Торой - Ветхим Заветом.
Ведь главный герой Лари Гопник - это Иов, отданный Противоречащему на растерзание.
Лишенный всего собственности, детей и покрытый язвами Иов-Лари не сдается и не готов согласиться в своей греховности, он до последнего призывает бога к суду.
'Скажу Богу: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?'
' Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда'
Однако в этом мире нет бога, есть только личные интересы: наглая жена с любовником, безразличные раввины с удивительными парковками и зубами гоя, адвокаты, без зазрения совести сдирающее три шкуры. Именно таких людей посмертно называют 'Серьезными'.
Да, религия отступает и это мог быть хороший знак, однако и тут мизантропы Коэны не удержались, показав природу такого атеизма, спад ее вызван не рефлексивным и осознанным неприятием, а безразличием к смыслам вообще.
«Серьезный человек» - один из лучших фильмов в богатейшей творческой биографии Этана и Джоэла Коэнов разрабатывался ими в течение нескольких лет, как своеобразная квинтэссенция пройденного жизненного опыта и взглядов на окружающий их мир. О том, насколько важен этот фильм для Коэнов можно судить по одной фразе из интервью Этана перед выходом фильма в прокат: «Вы можете ничего не смотреть из наших фильмов. Вы можете ничего не смотреть вообще. Достаточно посмотреть до конца только этот фильм». Десятки раз Коэны переписывали сценарий фильма, два года занял кастинг актеров на главные роли, больше года ушло на съемочный процесс, что для Коэнов является абсолютным рекордом (для сравнения съемки «Старикам здесь не место» заняли два месяца).
Несмотря на огромные усилия режиссеров во время написания сценария и съемок самого фильма внешне он получился совершенно простым. Кроме нескольких кадров в начале фильма, в которых мы видим фрагменты еврейской жизни послевоенной Польши (в великолепно поставленной сцене еврейка избивает старика, потому что думает, что он диббук – мертвый человек, охваченный злым духом) все его действие проходит в конце 60-х годов в том же еврейском квартале Миннеаполиса, в котором выросли сами Коэны. Лари Гопник – главный герой «Серьезного человека» - это собирательный образ из детства Коэнов, в котором очень многое было взято от их отца – Эдварда Коэна (также как и Гопник он был университетским профессором в Миннеаполисе). В фильме нет ни одного придуманного кадра. Все эпизоды, все персонажи, все диалоги и события имеют под собой реальную историю из жизни Коэнов. Для еще большей достоверности происходящего на экране, Коэны специально отказались от участия в фильме звезд, отобрав на все роли актеров из малоизвестных даже в США сериалов. Но зато внутренне «Серьезный человек» распадается на столько граней, сколько каждому дано увидеть в этом замечательном фильме.
В 1935 г. основатель квантовой физики Эрвин Шредингер придумал занятный умственный парадокс, названный в дальнейшем «Кот Шредингера». Для внешнего наблюдателя, который знает, что в черном ящике сидит кот, никогда не известно до конца жив кот, находящийся в нем, или мертв. Различные следствия из этого парадокса это единственное, что преподает в своем колледже профессор физики Ларри Гопник. Коэны не спроста вводят в фильм парадокс Шредингера. «Котом Шредингера» для Коэнов является сам Лари. В начале фильма мы видим, что привычный, такой понятный мир Гопника, в котором, казалось бы, все аккуратно разложено им по полочкам, разваливается за один день, как карточный домик. Жена оставляет его ради более удачливого коллеги, странный безработный брат с игровой зависимостью постоянно спит в гостиной, сын занят поисками марихуаны, эгоистичная дочь думает только о ринопластике, южнокорейский студент, которому Лари поставил оценку F по физике предлагает ему взятку за оценку B, а когда Лари отказывается, то с помощью своего отца пишет руководству колледжа гнусные письма, угрожая Лари судом. В итоге за один день Лари теряет полный контакт с таким привычным для него миром, укладом жизни, но пока не находит новый мир, с новым языком и формами выражения себя.
Понять в дальнейшем всю глубину этого фильма, заложенную Коэнами буквально в каждом кадре, невозможно без знакомства с трудами Людвига Витгенштейна по теории «языковых игр» и смысловых контекстов. В России мало кто знает, что Этан Коэн, помимо того, что он пишет сценарии и снимает по ним фильмы, является доктором философии Принстонского университета и известным в США специалистом по творчеству этого крупнейшего еврейского философа XX века. Философа, который один из первых показал как сложно, в принципе, понимание другого человека с его собственной уникальной системой смыслов. Все человеческие проблемы, писал Витгенштейн, - следствие неправильного употребления и понимания слов. Все проблемы Ларри Гопника, в фильме Коэнов, только в том, что он не может правильно выразить свои мысли и чувства на языке, понятном ему самому и окружающим его людям. Именно из-за этого и возникают все, порой комичные, порой трагичные, сложности и проблемы в его мире. Никто не может помочь Гопнику, потому что не понимает его, потому что Лари не понимает себя сам.
Коэны выросли в хасидской еврейской семье и это не могло не отразиться на их мировоззрении и на сюжете фильма. В основе хасидизма – эзотерического ответвления традиционного иудаизма лежит идея «двэкут» - полной сопричастности человека и божественного, постижимого только в личном опыте. Три хасидских раввина, к которым Лари обращается за поиском ответов на свои вопросы, безусловно, главная находка Коэнов. Раввины, смешно отвечая на вопросы Лари всякой чушью, дают ему понять, что никаких проблем у него на самом деле нет и быть не может, потому что для Бога едино все. Ответы на все вопросы Лари нельзя выразить словами, он должен сам найти их в своем опыте, в своих интерпретациях. Только Ларри, а не Бог, может решить для себя «жив кот или мертв». Один из раби говорит, что Бог сейчас на месте для стоянки автомобилей, другой рассказывает ему абсолютно оторванную от проблем Лари банальную историю. Увы, Лари не понимает мудрости хасидских раввинов, намекающих на то, что Бог дал ему эти испытания только для того, чтобы он перестал быть «мертвым котом». Ведь все, что для Лари кажется проблемой, не более чем установка его узкого, ограниченного и такого «серьезного» сознания. Лари сам невероятно сузил свой маленький мир, закрыл в нем свое «Я» и все свои жизненные перспективы, потеряв гибкость в интерпретации себя и других, что и привело в его жизнь те проблемы, которые ему предстоит решить.
В целом, смешав трагедию и юмор, Коэны, в этом великом фильме, в забавной и простой внешне форме сумели не только показать духовную пустоту современного мира с отчуждением в нем маленького человека, которого никто не может и не хочет понять, но и осмыслить куда более глубокие философские, религиозные проблемы современной жизни. Все сцены фильма невероятно точны и элегантны, наполнены массой метафор и тонкого юмора, понятного каждому. Никакой музыки, ненужных спецэффектов, дрожащей камеры, отвлекающих от главного. Гениальный, неожиданный, бессловесный финал. На все основные вопросы своей жизни Коэны ответили этим фильмом, ну а после его просмотра это может сделать и каждый зритель, исходя из собственного уникального опыта.