К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Гениальный фильм, прошедший мимо мейнстрима также, как - в некотором смысле - проходит мимо мейнстрима и писатель, о котором фильм снят.

Да мог ли я вообще предполагать, что про моего любимого Юрия Павловича Казакова снято двадцать лет назад кино? Да и мог ли я предполагать, что кино это окажется младшим 'литературным' братом 'Зеркала' Тарковского (зеркальное, зыбкое пространство вне строгих сюжетных рамок, построенное на эмоциях и чем-то интуитивном) и старшим - 'Братьев Ч.' (биографический конструктор из цитат, текстов и фактологии)? Да и мог ли я предположить, в конце-то концов, что (гениально) сыграет (гениального) Юрия Казакова (гениальный) Алексей Петренко, чей генерал Иволгин навсегда остался в моем зрительском сердце?

Нет, всего этого я предположить не мог!

А между тем, все это состоялось - и мимо широкого зрителя прошел тихий шедевр, от которого у любого, кто знаком с прозой Юрия Павловича, волосы на голове зашевелятся.

Петренко играет так... Ну Казаков! Прямо вот Казаков! В какой-то момент кажется, что смотришь документалистику (выдает голос и приглаженная по сравнению с оригиналом дикция). И натурально видишь живого Казакова!

Сюжет водит нас по лабиринтам внутреннего и внешнего мира писателя, то являя нам Бориса Зайцева, рассказывающего про Париж, то показывая разговор Казакова со смертью (!), то засыпая снегом из 'Двое в декабре', то хлопая дверями местных СПР-овских руководителей.

И сквозь сцены светит, звенит уникальная Казаковская поэтика. Светит и звенит. Потому что проза Казакова - светлая и звенящая.

Да что говорить! Если читали, бегите смотреть!

И наткнулся-то! Наткнулся совершенно случайно, через десять рекомендаций! Наткнулся, прочел описание - 'Погружение в духовный мир писателя-интеллигента Юрия Казакова' - и глазам своим не поверил.

Когда-то также, как я ходил мимо этого фильма, я ходил и мимо самого Казакова. А мимо чего еще мы ходим прямо сейчас? Удивительно.

18 сентября 2022 | 19:26
  • тип рецензии:

'Это не очередной фильм биографического жанра. Это ассоциативная вещь. Действие происходит в настоящем и прошлом, и в ирреальной среде, где пересекаются мотивы рассказов Казакова «Трали-вали», «Голубое и зеленое», «Во сне ты долго плакал» и других. Герой может запросто встретиться со Сталиным или распивать водку с бомжем в подвале. Фильм должен стать поводом для размышлений о судьбе интеллигента в социалистическую эпоху». — Аркадий Кордон. Что добавить к словам самого режиссёра. В первую очередь слова благодарности за потрясающий фильм. Кто не знает и не видел 'Зеркало' Тарковского? Но мало кто знает 'Послушай, не идет ли дождь' Аркадия Кордона. Почему я сравниваю эти два фильма? Потому что с первых минут у меня возникли ассоциации с 'Зеркалом', хотя это очень субъективно. Смотрится фильм не то чтобы легко, а происходит полное погружение в духовный мир писателя. Закрывайте глазоньки, начинайте сказоньки. Но коль душа не видит, ничего не выйдет. Каким-то образом мы таинственно соприкасаемся с душой гения. Не просто наблюдаем отдельные моменты жизни, мы видим эту жизнь изнутри. Мы чувствуем и ощущаем мысли, сожаления, внутренний диалог. Образ смерти, которая помогает ценить мгновения жизни. А время-то бежит, Юра, Юрочка. От тебя ко мне бежит. Жена, мать, сын, любящие и любимые, и человеческие слабости, разрушающие гармонию любви. Как я жаден до счастья и сколько ошибок я совершаю.

Визуально фильм воспринимается как поэзия. Актёры не просто гармоничны в своих ролях, я думаю лучше сыграть невозможно. Гениальный сценарий и чудное сочетание с музыкой Шварца превращают картину в произведение искусства. Для меня он стал одним из эталонов настоящего кино.

Закончу словами молитвы Юрия Казакова, последними словами, звучащими в фильме: Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет. Ибо твёрдо верю, что любящим Тебя, всё содействует ко благу.

10 из 10

22 октября 2013 | 15:55
  • тип рецензии:

Очень талантливый фильм, где талантливо все: от сценария до игры актеров. Фильм-исповедь о писателе Юрии Казакове, который жил и писал в эпоху железного занавеса. Для меня этот фильм нечто большее, чем просто фильм. Фильм повествует о судьбе русского интеллигента в эпоху, когда интеллигентам места не было. Система словно в мясорубке переламывала кости тем, кто не мог выдержать идеологического прессинга, но уж кто выдержал, стал крепче алмаза. И куда деваться - водка часто выручала, помогала забываться, не видеть, что с нами делает система, как вырождаются люди, эти пласты вранья, которыми, как могильной плитой, придавлена живая мысль. Писатель видит дальше, зорче рядового обывателя. В этом его счастье и его трагедия.

Фильм очень актуален и сегодня, т. к. в сегодняшнем обществе так же нет места интеллигентам.

02 апреля 2008 | 11:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: