К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«Я не украл. Я похитил!»

© Кощей Бессмертный


Очень яркий пример того, до какого уровня скатился сказочно-фэнтезийный жанр в конце XX века. После «Финиста — ясного сокола» никто так и не смог приблизиться к уровню Александра Роу и Александра Птушко. Киносказки превратились в какие-то детские утренники и вообще режиссёры перестали их воспринимать как что-то серьёзное. А когда подход к фильму несерьёзный, то чего от него вообще ожидать?

Представьте себе, что в фильме с ренессанским сеттингом присутствуют Кощей и Баба-Яга, а главный герой, как следует из названия — маляр. Звучит странно, да? И уверяю: в самом фильме всё такое же странное. Несмотря на то, что некоторые актёры подобраны очень даже удачно, в самом фильме не чувствуется такого колорита, как в лентах Роу и Птушко. Вместо магических лесов или скал перед нами самый обычный лес, снятый, возможно, возле чьей-то дачи. Царство Кощея похоже на карьер, где, скорее всего, можно найти много интересных окаменелостей. Никаких причудливых дворцов, никаких драконов или оборотней. Даже Баба-Яга, которую играет Мария Барабанова, воспринимается не как ведьма, а обычная лесная старушка. Георгий Штиль ненадолго появляется здесь в образе водяного, и этот персонаж намного скучнее, чем леший из «Новогодних приключений Маши и Вити».

Главной неудачей фильма является, безусловно, Кощей. Когда его лицо впервые появляется крупным планом — всё, фильм уже не спасти. Забудьте образы Георгия Милляра и Николая Боярского, ибо здесь Кощей — это смешной старик с глупой улыбкой. Не повелитель нежити, а шут гороховый! Честное слово, даже Олег Табаков в «После дождичка в четверг» играл лучше. Там, по крайней мере, в Кощее чувствовалось коварство. А здесь… ну что за безобразие! Мало того — в этом фильме ещё и зал Кощея халтурный. Никакой готики, никаких мрачных стен. Просто комната с белым полом и подсветкой у потолка. Ещё бы стол с лампой и мотивационные постеры на стенах — и был бы обычный офис, где обсуждается развитие бизнеса.

Ещё в этом фильме самый неприятный богатырь — Балдак. Ноль благородства, зато грубости и бездумного подчинения приказам полным-полно. Даже взгляд персонажа выражает хладнокровие. Ни до, ни после мы уже не увидим настолько отталкивающих богатырей. Не герой, а настоящий позор.

И хотя в фильме есть добрая мораль и кое-какие правильные мысли, в целом это слабое кино. Очень слабое. И время это только подтверждает. Если киносказки Роу и Птушко до сих пор вызывают восхищение, то такие ленты как «Сказка про влюблённого маляра» — это так, на единичный просмотр.

5 из 10

26 февраля 2023 | 01:49
  • тип рецензии:

Надежда Николаевна Кошеварова была из тех редких советских режиссёров, которые всю свою жизнь посвятили самым сложным кинематографическим жанрам - комедии и сказке. Таких режиссёров совсем немного, ведь здесь необходим совершенно особый дар. Сказку, чтобы её смотрели несколько поколений зрителей, снять совсем непросто. Но Надежде Николаевне это удавалось. Пусть ни все они достигли высот 'Золушки' (1947), зато все они несут душевную теплоту и искреннюю любовь. 'Сказка про влюбленного маляра' - последний фильм в долгой сорокалетней творческой биографии Надежды Кошеваровой. Снимала она его в возрасте 85 лет, но это совсем не значит, что картине нужно делать 'скидки' - она в этом совершенно не нуждается.

Сценарий написали настоящие «титаны» советского кинематографа Валерий Фрид и Михаил Вольпин. История получилась яркой и интересной. Русский фольклор крайне богат сказочными персонажами, но сценаристы решили ограничиться 'джентльменским набором': водяной, леший, Баба Яга (Ягишна) и Кащей Бессмертный. Завязка истории вполне в духе конца 80-х: ни Иван-дурак, ни принц какой-нибудь заезжий, а простой работяга - маляр по имени Макар. Имя - что ни на есть русское: 'Куда Макар телят не гонял', 'Макар да кошка - комар да мошка', 'На бедного Макара и шишки валятся', 'Вчера Макар гряды копал, а ныне Макар в воеводы попал!' Все эти пословицы легко укладываются в экранные похождения юного красавца (Николаю Стоцкому на момент съёмок было 22 года).

История течёт плавно, позволяя каждому новому персонажу полностью раскрыться. Георгий Штиль в роли водяного - весьма убедителен. Чихает натурально. Да и как не чихать, если у него пар изо рта идёт! Его добрый совет, как Макару соединиться со своей дамой сердца, ведёт маляра дальше - в покои королевы (Нина Ургант). Здесь, как и положено в хорошей сказке, герой понимает, что на корысти и обмане своего счастья не построишь, поэтому отправляется дальше, чтобы выполнить данное королеве обещание. Через многие препоны и преграды придётся пройти Макару, многих странных людей и существ повстречать, пока не достигнет он земли запретной - Кащеева царства. Валерий Ивченко попал в образ на все 100%. С Георгием Милляром из 'Кащея Бессмертного' (1944) его сравнивать не стоит хотя бы потому, что это совершенно разные типажи, но главное - совершенно другое время.

Русская сказка - это, прежде всего, фольклор. А фольклор - это прибаутки, поговорки, пословицы. В фильме они текут весёлым говорливым ручейком, добавляя картинке внутреннее содержание. 'Тебе горе глаза выело, а меня любовь слепым сделала', 'Глупым ухом - умным слухом!' 'Смерть его далеко и достать её нелегко', 'На лужок ногой - голова долой!' Александр Сергеевич Пушкин в 'Сказке о Золотом петушке' писал: 'Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.' Поэтому финальное напутствие зрителю - это добрая традиция советских сказок. Имеется такое напутствие и здесь: 'Самое главное лекарство в жизни - чистая совесть!' Кроме того, нужно помнить, что взрослые иногда нуждаются в сказке даже больше, чем дети. Хотя бы потому, что одни из них сказки читают, а другие в них живут...

10 февраля 2023 | 05:24
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: