К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Все знают это правило: 'О мертвых говорят или хорошо, или ничего'. И о 'Бойцовском клубе' тоже - только хорошо. Одна из причин - фильм гениальный. Другая, менее очевидная для большинства, более весома - он о мертвых людях. Рискну навлечь на себя гнев бесчисленных почитателей 'БК', но меня от этой ленты, что называется, с души воротит. И это при том, что искренне люблю и считаю замечательными актерами Питта и Нортона. Отдаю должное таланту Финчера. И прекрасно понимаю одаренность Паланника.

В какой-то из песен Башлачева были такие слова: 'Нет смысла идти, если главное не упасть'. А есть ли смысл жить, если в жизни смысла нет? Ответ на этот вопрос - 'Бойцовский клуб', вдохновенный гимн саморазрушения как оправдания собственного бытия.

Огромное количество людей в современном мире - в США, Европе, а сегодня и в России, которые работают, как заведенные, так что работа выхолащивает, да что выхолащивает, просто отнимает душу, опустошает сердце. Цель - материальное благополучие, положение в обществе, некий социальный 'статус'. Средство - вкалывай день и ночь с короткими перерывами и когда-нибудь что-нибудь из этого выйдет.

Однако работа клерка или руководителя среднего (да и высшего по большому счету тоже) звена - не то, что приносит удовлетворение и ощущение наполненности жизни. Современная бизнес-корпорация - механизм, в котором человеком оказывается винтиком, шестеренкой (не хуже чем у И.В. Сталина с его теорией о человеке - винтике). В ней очень холодно, жестко, одиноко, для нормальных, человеческих отношений места практически не остается. А если остается место, не остается сил.

Проходит какое-то время и человек спрашивает самого себя: а зачем все это мне? Или, даже не вербализуя это недоумение, он просто упирается в него так основательно, что идти дальше становится невозможно. Ответа нет. Всё, чем можно было бы ответить на этот вопрос, не удовлетворит ни ум, ни сердце. Интересов - настоящих, глубоких - в жизни больше нет, для них тоже не осталось места и сил. Только какие-то суррогаты. Нет живых чувств, нет любви, нет даже ненависти как таковой. Пустота. И это жизнь? Нет, так нельзя!

И здесь - точка рождения 'Бойцовского клуба'. Прыжок в бездну и - ощущение полета. Надолго? - Неважно! Но после этого полета - падение. И всё - вдребезги, не остается ничего. Страшно? Но если в жизни нет смысла, то разве это не лучший способ с ней разобраться? Если и не лучший, то, по крайней мере, самый удобный.

Опасность, боль, чувство превосходства или, наоборот, поражения запускают какие-то замершие, остановившиеся механизмы внутри. И ты снова что-то чувствуешь, переживаешь, хоть недолго, но живешь. А потом опять погружаешься в сонное полубытие. Это внутренняя сущность, основа 'Бойцовского клуба'.

Заслуга Паланника и после него Финчера в том, что они так ярко, так выпукло смогли все это показать. И как реальность, ими представленную, я принимаю 'Бойцовский клуб'. Я не могу принять его по другой причине. Путь, в нем указанный, слишком многими (не поручусь за авторов и за актеров) воспринимается как единственно верный. У несуществующего 'БК' было множество потенциальных членов. Но благодаря выходу 'БК' на экраны, они стали его членами на самом деле. Ведь не только в Штатах, но и у нас по всей стране открываются все новые его 'филиалы'.

Конечно, вопрос о смысле жизни всегда относился к числу 'проклятых'. И ответить на него самому себе непросто. И жить, ответив, не проще, а сложней. Но... смысл тогда есть, ясно, зачем и почему. А раз так, то многое можно и потерпеть. Смириться же с тем, что его нет и не будет - неверный путь, ошибка. И этой-то ошибки никак не могу простить столь любимому многими фильму.

14 сентября 2007 | 17:34
  • тип рецензии:

Однако же промолчать в данном случае невозможно. Вообще, не хотелось бы нарушать правила, а то мало ли чего... Нарушу. 'Fight Club' - один из лидеров мирового кинематографа, судя по многочисленным лестным отзывам. Чем же так привлекателен этот клуб?

Прекрасное кинозрелище с неплохим сюжетом, интересными актерами и неоднозначным режиссером. Если не задумываться над какими-то истинами, которые несет Fight Club, то получим кино на высший балл. Но весь наш народ начал искать смысл именно в этой ленте, наверное, из-за красивых слов. Это ложная философия, люди.

Опасное зрелище.
Философствующий закомплексованный циник пытается избавиться от всех своих заноз, причем довольно-таки странным способом. Постоянные хождения по анонимным обществам дали лишь временное успокоение, а посему нужно искать другой способ расслабления. И он его нашел, создав дурацкий по своему содержанию бойцовский клуб.

Нам преподносят два главных персонажа, причем созданы они таким образом, что мы их любим, они нам нравятся. Они безумно привлекательны внешне и из их уст летят очень правильные слова. Но слова подкреплены гнусным действием. Мы начинаем вестись на слова и даже на действия (не зря это кино запрещенное для особо впечатлительных стран). Чего мы можем добиться, избивая друг друга? 'Я чувствую силу, я могу сделать все'. В чем сила, брат?

Здесь преподносят истину, которая лежит на поверхности сознания, но которой мы не пользуемся. Нам и так все это ясно, но мы продолжаем жить так же как, и жили раньше. А тут вдруг раз... и появился Тайлер, кричащий, что вы не свободны, вас поработили вещи и прочую ерунду. Ну и что, где он ваш Тайлер со своей свободой?

'Мы вкалываем на работах, которые ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны'. С этим трудно поспорить, все правильно. Идти драться? И что полюбим работу, перестанем заниматься шопингом или же обретем душу? Нет. 'Что ты можешь знать о себе, если ни разу не дрался'. Ну, это вообще, все на ринг, господа, будем изучать себя, будем обретать свободу. Тайлер, стоящий посреди грязного зала, забрызганного кровью, разглагольствует о духовности! Нет уж чья бы корова мычала... Так можно до бесконечности перечислять и опровергать. Вывод один - это ложная философия и неверная истина.

Кто-то скажет, что мы люди свободные и здраво мыслящие, мы все понимаем и не собираемся уподобляться, мы просто сделаем выводы. Но посмотрите на чахнущего Нортона в начале и ближе к концу расцветающего, не только душевно, но и физически. Посмотрите на Питта - загорелого мускулистого, качающего права, все его слушаются, все ему подчиняются, он - царь и бог. Посмотрите на Марлу - вечно с сигаретой чумовая секс-машина. Заманчиво? Делайте выводы.

Есть здесь и гениальный, развенчивающий всех и вся финал, по крайней мере, так говорит народ. И, действительно, с каждым просмотром окончание поражает меня все больше и больше. Но далеко не своей глубиной и даже не зрелищностью. А тем: как же так можно от хорошей задумки перейти в галлюциногенное психо-неврастеническое действие. Зачем все это надо было?

Уж лучше ходил бы герой Нортона по анонимным обществам и плакал в жилетку соседа. А результат такой же, как и после посещения клуба, и там, и там, по его же словам, он успокаивался душевно и обретал якобы свободу. Пролитые слезы куда лучше разбитого носа и фингала под глазом. Хотя, наверное, тогда бы не сняли 'сие великолепное кино'.

Захватывающее зрелище.
Вот чего у фильма не отнять, так это мощнейшие диалоги. Чак Паланик - остроумный писатель, вкладывающий просто искрометные фразы в уста своих героев. Но вот если понимает он все верно, то способы обличения человеческих пороков очень уж странные у него, впрочем, как и у самого Финчера (это стало понятно еще со времен фильма 'Семь'). Хотя если, посмотрев 'Семь', хочется задуматься над своей никчемной судьбой, то просмотр 'Клуба' всегда проходит под флагом 'развлекательное кино' (говорю исключительно о себе).

Наверное, стоит произнести хвалебную песнь актерам (почему бы и нет: людям нравится, а я что рыжая). Три фамилии, всего три, но как они подействовали на сознание российских граждан. Но я не из тех, кто будет им рукоплескать. Нортон - прекрасен, гениален, талантлив. Да, я с этим согласна, но он везде такой, какую бы роль не брал на себя. Лучшая роль Питта? А есть ли у него вообще лучшая роль? Его конек - самолюбование и восхваление самого себя. И это здесь ему удалось. Лично я считаю, что Питт - это 'Вавилон' (мало, но метко). Хелена - достойно, а больше и сказать нечего.

Подкупает меня картинка. Удивительный ход оператора и режиссера – показывать крупным планом детали, выстраивать кадр так, что он надолго западет в душу. До сих пор меня поражает сцена, когда Марла стоит посреди дороги, а вокруг нее носятся машины, а потом этот автобус. Вроде ничего и не значит, но зацепило, очень. И таких небольших сцен много. За это я больше всего уважаю Финчера, у него всегда так.

Несмотря на все вышесказанное, когда меня кто-то спрашивает: 'Тебе нравится Fight Club?'. Я всегда отвечаю: 'Да, конечно нравится'. Потому что 'Бойцовский клуб' - это незабываемое зрелище, хотя и с неверной идеей. Я не приемлю такой подход к жизни, но я приемлю качественное и ладно сделанное кино. Ура, товарищи!

8 из 10.

09 сентября 2007 | 20:41
  • тип рецензии:

Дэвид Финчер снял поразительный фильм - фильм-сон, фильм-кошмар, фильм-галлюцинацию, в котором правда и вымысел переплетаются самым кошмарным образом. Еще по брутальному триллеру 'Семь' было заметно, что один из основных мотивов фильмов Финчера - уверенность в том, что жизнь рано или поздно причинит тебе невыносимую боль, и ты можешь сколько угодно спрашивать 'За что?'. Ответа на этот вопрос ты не получишь.

В 'Бойцовском клубе' ощущение вселенской тоски сильно как никогда. Пустота окружает нас, и единственный способ уйти от нее - броситься в бой, чтобы хоть на миг почувствовать себя живым. Это действительно страшно. Но это и пробирает. Этот фильм захватывает, 'забирает' зрителя настолько, что потом требуется довольно много времени, чтобы прийти в себя. Он нагло и нахраписто берет на 'слабо', вовлекая в мир странных и извращенных фантазий обаятельного анархиста Тайлера Дердена в безупречном исполнении Брэда Питта. Забыть себя в угаре боя, и вместе с тем впервые за всю свою жизнь понять, кто ты - этому невозможно противостоять!

Потрясающий, провокационный, магнетический фильм о том, как непросто бывает обрести себя. А уж жить после этого и вовсе невыносимо. Как избавиться от чувства тотального одиночества, как изменить мир, не изменяя при этом себе? На этот вопрос нет ответа. Ибо первое правила бойцовского клуба - не говорить о бойцовском клубе.

04 сентября 2007 | 15:05
  • тип рецензии:

'Бойцовский Клуб' вышел в один год с 'Матрицей'. Бюджеты у фильмов практически одинаковые - немногим более 60 миллионов. Актерский состав в порядке как в одном фильме, так и в другом. Драматургия и режиссура в целом если не идеальна, то, по крайней мере довольно хороша. Тематика, может, у каждого своя, но протест - он и в Африке протест. Обе картины прошли период адаптации. 'Fight Club' состряпан из одноименной книжки, а 'Matrix' писался с кучи комик-буков и слизан с фильмов 'Темный Город' Аменабара и 'Открой Глаза' Пройаса. Выглядят они очень современно, если не авангардно (в первоначальном и прямом значении данного понятия).

Оба совершили революцию, что и было первоначальной целью и сверхзадачей картин. И каков результат? 4 Оскара и сумасшедшая касса у 'Матрицы'. Пара номинаций и с трудом покрытые затраты у 'Бойцовского Клуба'. На счету 'Матрицы' - два сиквела, несколько видеоигр, сотни вариантов DVD, игрушки (и другой мерчандайз), документалки и целый полнометражный анимационный спин-офф! У 'Fight Club' все шло с огромным опозданием и не совсем удачно: в 2005 вышла не особо разрекламированная драчка на PS-2, а DVD с бонусами в, особенно в 5 регионе, ждали очень долго. Но говорю я не об этом.

Я долго сегодня искал, куда написать об этом, и, наконец, нашел! Я смотрел 'Бойцовский Клуб' около 150 раз. Ни один из них не заставил меня усомниться в нем и в его силе! Идеология Тайлера помогла мне выжить в новой школе, заработать авторитет у многих, кто меня не особо любил. Часто цитировал его в нужных ситуациях. Подсаживал людей на этот фильм. Дрался, рисовал на заборах всякую фигню, менял продукты из одного отдела супермаркета на продукты из другого. Даже книжку однажды купил и прочел всю по дороге домой за 1 час! Естественно еженедельные драки с одноклассниками в небольшом подвальчике.

В общем, был повернутым на всей этой теме. Так и жил. И вот, в один прекрасный день проснулся и понял, что болезнь моя прошла. Как только я это понял, сразу побежал смотреть мою затертую VHS-ку. Ну, вы, наверное понимаете, чтобы убедиться. Странно, но этот просмотр был лучшим! Глупо, конечно, но надо было семь лет быть слепо одержимым идеологией Тайлера, а познать и прочувствовать всю силу этой философии, лишь от нее избавившись. Очень благодарен этому фильму за эту истину!

Финчер воистину гениален! Посудите сами: чтобы насолить надоедливым продюсерам, он сделал чужих размером со среднюю собаку; не указал Кевина Спейси в начальных титрах 'Семь'; вставил член в конец 'Файт Клаба'. Казалось бы, мелочи, но какой грандиозный эффект у этих маленьких шалостей! Жалко 'Комнату Страха'. Заслуженный провал. Самая слабая его работа. В связи с этим Финчер даже хотел провести небольшой, но страшный эксперимент.

Следующий фильм должен был стать либо одним из лучших в истории, либо последним проектом Девида. В зависимости от оценки критиков. И что мы видим? 'Зодиак' провалился в прокате. Это не коммерческая работа, а потому никто особо не страдал. Но если мы заглянем в список лучших фильмов всех времен по мнению американской гильдии кинокритиков (или как она называется?), то в сотне найдем вожделенного 'Зодиака Девида Финчера' (фильмов с подобным названием много и все основаны на одной и той же реальной истории). Фильм на мой взгляд отличный. Особенно то, с каким юмором Финчер приближает нас к истине. Точнее к пониманию того, что истины этой нет. Интересный ход. Чем-то похоже на режиссуру Тыквера в 'Париж, Я Тебя Люблю!' Кто смотрел, тот, может быть, поймет. Ну не важно.

Мне кажется, нельзя выделять никого из ряда создателей фильма! Каждый внес огромный вклад в конечный результат. Кто мог бы конкурировать с Финчером в кресле режиссера (никаких комментариев в скобках!)? Кто сыграл бы лучше Нортона, Питта и Бонэм Картер (Вайнона подложила бы немало дегтя, кто бы что не говорил!)? Кому можно было доверить эту сладкую клиповую картинку (Руссело перебрал бы с глянцем; Поуп снимал в то время 'Матрицу', да и вообще; Савидес, Камински и другие по максимуму напихали бы в кадр много лишнего фестивального символизма)? А музыка? Да, это мог сделать кто угодно: Лайам Хоулет, Chemical Brothers или какие-нибудь Massive Attack с Primal Scream, но разве тема Марлы или начальные титры могли звучать по-другому? Думаю, нет.

Много можно писать про этот шедевр, про его идею, про его ремесленные качества, но я думаю, что все хорошее в этом фильме идет от нас, нашего понимания слов Тайлера, слов Повествователя и слов Марлы. Если приглядеться, то мы увидим лишь набор изъеденных клише. А важна здесь именно комбинация. Комбинация, которую составляем мы, основываясь на личных архетипах. И когда мы, пересматривая это полотно, уже в 100-й раз говорим себе 'КОНЕЦ!', то это проявляется наш личный Тайлер, который с нами всю нашу жизнь. Фильм - своего рода кнопка 'Вкл/Выкл' для рвущегося наружу подсознательного и бессознательного.

О таком кино говорят, что его делают раз в 10, 20, 30 лет. Но я считаю, что такого кино никогда не было. Что-то большое и темное, как сама смерть, сидит где-то в недрах коллективного разума и периодически дает нам знать о себе. Все революции совершаются не благодаря диктаторам и пиару, а за счет нашей любви к разрушению. И это заслуга штуки под названием My Own Personal Tyler Durden, хотя и сам Тайлер здесь не при чем. Как человек и образ. А, вот, как сущность, как комплекс, как КОМБИНАЦИЯ - это да! Делайте выводы сами. Простите, что водил всех за нос.

10 из 10

02 сентября 2007 | 16:56
  • тип рецензии:

Культурная контркультура
Написанная из вредности, новелла со шрамами и выбитыми зубами, сумевшая даже перенести подвальные баталии в мир реальный, окрещенная чуть ли не гласом поколения и манифестом протеста (и кто знает, чем еще), стала дорогой для современного писателя в мир книжной жажды, где его новаторство массовости было воспринято на ура, и даже с некой осторожностью. Чак писал, что продюсер будущей экранизации упорно отказывался поверить в вымышленность подпольных клубов, он считал, будто писатель когда-то сам состоял в таком и теперь боится признаться из-за возможных последствий. А ведь именно факт вымысла выделил «Бойцовский клуб» среди нонконформистской прозы современности – прочие книги описывали быт существующих субкультур: наркоманов, футбольных фанатов, скинхедов, рокеров и прочих, тогда как БК создал миф о «настоящих мужчинах» и его же преподнес читателю. И получилось так, что не субкультура породила собственную историю, а история создала свою культуру. Произошло это не без помощи известного кинодеятеля Дэвида Финчера, блистательно перенесшего… Хотя, не будем. Отброшу все последующие хвалебные эпитеты, ибо возведение БК на пьедестал кинематографического искусства даже мне успело надоесть.
Мы поняли, что вы любите Бойцовский клуб.
Мы поняли, что вы либо хотите быть как Тайлер, либо хотите спать с ним.
Мы поняли, что БК – шедевр кинематографа много больше, чем явление литературы.
Мы поняли, что отзывы пишутся на трезвую голову, а не под впечатлением от фильма. Как бы занудно это не звучало.

Писатель и фильм
Паланик известен, прежде всего, как безмерно эпатажный писатель, делающий ставку на реакцию читателя, на его шок, восхищение. Паланик хочет, чтобы его проза нравилась, он нарочито снабжает ее энциклопедическими данными, не строит сложных предложений, придумывает кучу чувственных метафор, столь сладких и запретных воображению, он специально смел в описаниях. Его герои всегда хуже среднестатистических ради, как ни парадоксально, их же собственной харизмы, его выводы всегда моральны и чисты, хотя, казалось бы, извлекать мораль из прозы Паланика тоже самое, что бриллиант из кучи экскрементов.
Просто я не знаю, пропустит ли цензура слово «дерьмо».
И в этом проза Чака сродни экранизации «Бойцовского клуба» - фильм создан, чтобы нравится. Кропотливо, грамотно, этот продукт отесан и доведен до совершенства, чтобы им любовались. Он преисполнен скрытыми инструментами покорения зрительских сердец в возрасте до n-лет.

Инструмент покорения №1
Параллели

В фильме присутствует немало параллелей с прошлым главного героя (далее Корнелиус – ибо жуть какое забавное имя, а Джек уже как-то неоригинально), с прошлому, где он слаб из настоящего, где он силен. Зрителю всегда нравилось наблюдать за развитием персонажа, за его совершенствованием (даже если средство оного – саморазрушение), а развитие, как известно, лучше всего разглядывать при сравнении. Во время первого посещения Корнелиусом методистской церкви и группы больных раком яичек, мы видим мужчин, понуро сидящих на стульях-скетелах и оплакивающих себя. Мы слышим, как руководитель группы говорит, что перед ним сильные личности. Что перед ним герои. Мы видим, как это трогает Корнелиуса, как ему интересно находиться в столь новой среде. Позже картина повторяется: мы погружены в полумрак подвала, кругом стоящие на ногах агрессивные мужики и харизматичный Тайлер, говорящий, спорящий через экранное время, что это перед ним сильные личности, что это перед ним герои. Мы видим, как Корнелиус находит себя уже здесь, как он забывает ту жалкую эмоциональность, что давали ему группы поддержки.
Возвращаясь к методистской церкви: Корнелиус плачет, оставляя на футболке Боба-с-Большими-титьками следы слез.
Снова повтор картины: на одном из сборов бойцовского клуба Корнелиуса несколько раз весьма нелицеприятно прикладывают головой об пол, и вот он уже любуется кровавыми следами на бетоне.
Зритель сравнивает два состояния героя, зритель понимает, что нынешнее куда предпочтительнее и интереснее. Зритель получает удовольствие от созерцания преображения.

Инструмент покорения №2
Настоящие двадцать пятые

Часто в аннотациях к фильму упоминаются двадцать пятые кадры: мелькание Тайлера и полового члена. На деле эти кадры отвлекают. Они не несут возложенной миссии гипноза зрителя, они просто не дают зрителю освободиться от гипноза других кадров. И совсем не двадцать пятых, но по эффективности ничуть им не уступающих. До появления первого клуба, до освобождения Корнелиуса от материальных ценностей, зрителю часто демонстрируют вещи. Самые бытовые – деньги, мусор, бумажные стаканы, рубашки и прочее. И пока мы гадаем, что же делал на экране Тайлер (появляющийся в моменты злобы или сонливости Корнелиуса), нас подсознательно переполняет информация о обычных предметах окружающего мира. Кого-то даже до тошноты. На момент становления клуба зрителю мельком демонстрируют избавления от вещей: люди снимают кольца, галстуки, обувь. На момент создания проекта «Разгром», мелькающие кадры показывают лишь разрушение. Преимущественно государственной собственности.
И зрителю нравится видеть во второй половине фильма уничтожение того, что надоело еще в первой.

Инструмент покорения №3
Гламур

Вездесущее чудовище. Тайлер, смеющийся над телами моделей одежды для Келвина мать его Кляйна, утверждающий, что самосовершенствование – это онанизм, наделен весьма неплохой фигурой. Его псевдохаотичная прическа – сложная конструкция, для сохранения которой каждое утро требуется уход лаком, его одежда, очки, образ плохого парня, все это им же отрицается. Тайлер ругает то, чем обладает. Корнелиус, раз уж, положим, Тайлер – его кумир, тоже мечтает быть тем, кого критикует. По-сути, герои БК уничтожают гламур и эстетику во всех негативных проявлениях, оставляя для себя все положительное. Это сказка, наивность. Как и революция без смертей. Утопия. Но мы в восторге. Почему?
Вопрос был риторичен.

Естественно, фильм не лишен и традиционных инструментов покорения, как то: занимательный видеоряд, напоминающий стилистикой клипмейкерские фильмы, но не досаждающий зрителю трясущейся камерой и резким контрастом цветов; сюжет с шокирующей развязкой; интригующие и смелые эпизоды; доля юмора; интересные персонажи; отлично вписавшаяся в общую панораму музыка. Финчер, будучи режиссером «знающим и умеющим» совершенно и абсолютно не облажался. Если можно так сказать.

Высказывания о фильме
«Финал меня не разочаровал - все прошло по плану. Очень трудно разбудить в себе собственное 'я'. Даже само его существование ощутить - и то непросто. Мало того. Если оно в тебе проснулось - его надо крепко держать и решительно не отпускать. Ибо оно постоянно норовит уйти, особенно - с возрастом. А многие целенаправленно его гонят» © Goblin.

«Мне он сразу не понравился» © мистер Д-н.

«Круто, круто» © среднестатистический зритель сразу после окончания.

«Там дело не в драках… посмотри, в общем» © мистер И-я.

«Один из двух любимых фильмов» © я.


Кто же ты?
Так кто же такой Тайлер Дерден, самый правый официант в телевизоре?
Он средство достижения цели Корнелиусом, его оружие в войне, где победа – побег из мира, в котором позволено спать, лишь наслушавшись чужих слез. Он почти осознанно создан героем. Вы ведь помните?
Проснуться в другом времени. Проснуться другим человеком.
Что важно, не Тайлер раскрыл Корнелиусу свою тайну, Корнелиус сам понял ее, сам озвучил. Человек слишком слаб для той свободы, для боли и одиночества, которую предлагал людям Тайлер, человек не способен на жертву без учителя, без сильного примера рядом с собой. Корнелиус, даже как учитель, не был способен на этот шаг, Тайлер был нужен ему.
Ты ведь такой благодаря мне.
Вы ведь помните?

Ах да… смысл.
Который не был переиначен или дополнен Финчером. Режиссер благоразумно пересказал идейность, которую незадолго до него пересказал Паланик. Суть фильма даже не в глубине взглядов «страдание есть путь к освобождению», а в том, до чего сумели дойти главные герои. Оглядываясь на самого себя, я вижу, что мне известно, довольно давно известно то, о чем снят фильм. Но я не создал клуб, я не устроил революцию. Клуб не глубок, а эмоционален, почти максимально зашкален в тех идеях, которые себе позволил. Философия насилия, последующая философия свободы, победа над системой – вот судьбоносная веха БК, вот то, чем он так привлекает. Как обывателей манят фильмы о бандитах, так заключенных манят фильмы о свободе, даже если ничего нового они им не скажут.
В «Бойцовском клубе» много ссылок на буддистские мифы и легенды. Паланик человек начитанный и знающий, его знание – его же тупик. Он понял, как сложно предложить что-то новое, потому и наводнил свое творение известными истинами. Но сумел адаптировать их к современному социуму и быть понятым теми, кто не желает изучать Махаяну.


Смотрел, когда было мне 17 лет. С тех пор 10 из 10 :)

26 августа 2007 | 00:21
  • тип рецензии:

Не хочется много писать об этом фильме, да и не нужно. Это шедевр! Его нужно смотреть, не отрываясь, чтобы прочувствовать каждый момент, каждый кадр этого фильма. Гениально всё: сценарий, режиссура, актёрская игра... Всё! Финчер не обошёлся без 'фирменных приёмов: будоражащая воображение концовка, мегагениальные диалоги... В конце фильма, когда герои держатся за руки, появляется на мгновение кадр с тем, что герой Питта обычно вставлял в фильмы. Но это практически неуловимо.

До появления Тайлера на мгновения появляются его силуэты, которые проскальзывают в кадре, но увидеть их очень сложно. Отдельное спасибо монтажёру - гениально! Мои аплодисменты. Интересно, что же творится в мозгу у Финчера, чтобы создать ТАКОЕ! Хочется тоже такое испытать... Шедевр на долгие времена.

10 из 10

20 августа 2007 | 21:51
  • тип рецензии:

Об этом фильме сказано немало всего. Как его только не называли: культовый, феноменальный, гениальный, шедевральный и прочее, прочее, прочее. Бойцовский Клуб – великое кино-событие, которое я по непонятным мне причинам пропустил. Скорее всего, из-за моей невосприимчивости к Брэду Питу. Но после просмотра шикарного триллера «Семь» я зауважал и Дэвида Финчера, и вывел на нейтральное отношение Пита. Наконец, руки дотянулись и до «Бойцовского Клуба».

Что можно сказать об этом фильме? Он чрезвычайно многогранен и имеет мощный философский подтекст. Он обладает очень интересной идеей, которая по максимуму реализовалась Финчером на экране. Однако, эту идею в фильме можно понять по-разному. Многие, посмотрев этот фильм, пойдут громить все рекламные вывески, разбивать дорогостоящие машины, перестанут покупать красивую одежду, поувальняются с работы и так далее. Однако, именно они и окажутся неправы. В фильме показывается совсем не то, о чем подумали, наверное, большинство зрителей.

Этот фильм не показывает, что нужно срочно забрасывать помидорами всех богатых, презирать модельных мужчин, качающих свои мышцы до красивой рельефности. Он не пропагандирует анархический тип жизни, мол, «делаю что хочу, и никто мне за это ничего не сделает. Ведь я свободен!». Это конечно бред, и это понимают сами создатели. Ведь сам Брэд Питт является ярчайшим представителем «гламура». Свобода предполагает ответственность, которая отсутствовала у главных героев. Смысл фильма был не в том, чтобы после его выхода все гламурные журналы и телевидение накрылись медным тазом. Наш мир без всего этого жить уже не сможет, это я вам точно говорю. Смысл фильма как раз в том, как НЕ нужно ТАК менять свою жизнь. Но, чтобы было понятно всем, разберем все по - порядку.

За главного героя взят обыкновенный работник крупной кампании, коих сейчас пруд пруди. Главгерой (условно - Джек) начинает понимать, что его жизнь превратилась в обычную рутину. Все стало одноразовым: одноразовые друзья в самолете, одноразовые порции сливок, сахара и т.д. Короче говоря, жизнь стала чистейшей рутиной. Он ценит свою одежду, он ценит каждую купленную им самим вещь. Он ценит свою квартиру, свой обиход. Но придает ей слишком большое значение.

И когда он все это теряет, к нему приходит таинственный Тайлер Дерден. Человек, который полностью «свободен». Его не сдерживают никакие предметы обихода, он не особо ценит новые дорогостоящие вещи. Вообщем, полная противоположность Джека. И вот, вместе с Тайлером уставший от своей однообразной жизни Джек открывает подпольный «Бойцовский Клуб», где все желающие могут подраться друг с другом. Без всяких личных причин, просто чтобы выплеснуть всю агрессию, которая накопилась у них за весь день.

По началу все идет забавно. Все счастливы, Джек входит во вкус. А тем временем ближе к середине фильма количество цитат и нравоучений Тайлера просто зашкаливает. Пропаганда анархии начинает просто выплескиваться из экрана. Зрителю буквально вдалбливают те самые идеи, о которых весь фильм говорит Тайлер. Но вот, ближе к концу обстановка накаляется, и Джек понимает что все эти идеи, которые преследовали его на протяжении всех этих событий дают невероятно печальный результат. Он совсем не так представлял себе свое будущее.

Ведь ему хотелось, чтобы каждый в Бойцовском Клубе стал уникальной личностью, индивидуальностью. Чтобы он выделился на общем фоне бесконечных офисных работников. Сам Джек именно этого для себя и добивался. Стать индивидуальной личностью, отличной от всех остальных. Но вот, ближе к концу, когда зритель уже было, начинает верить всем этим идеям, ему дают пощечину и показывают что все эти идеи с двойным дном. Что они вовсе не идеальны, как нам рассказывал Тайлер. И вот к чему это приводит. Индивидуальность теперь отсутствует напрочь.

Все участники Бойцовского Клуба стали армией анархистов-зомби, которые слушаются одного человека. Этого они хотели? Этого хотел сам Джек? Это ли индивидуальность? НЕТ. И именно поэтому концовка все эти идеи, преследующие зрителя на протяжении всего фильма моментально рушит происходящим на экране тотальным хаосом. Все, к чему стремился каждый участник клуба, сам того не заметив, исчезло. Так что, если бы не концовка, я бы посчитал фильм чересчур пропагандистским и окрестил бы просто хорошим фильмом.

Но нет. Вы спросите: так в чем же смысл фильма, если в конце все идеи фильма накрываются медным тазом? Неужели фильм пустышка? Отвечаю: Нет. Фильм был бы пустышкой, оказавшись просто пропагандистской байкой про анархистов. Здесь же смысл таится гораздо глубже, чем, кажется. Чтобы понять эту суть, мне потребовалось несколько внимательных пересмотров этой картины, многочисленные беседы с друзьями и знакомыми.

При чем, как взрослыми, так и с ровесникам. И вот, как лично я понял суть этого фильма: Смысл не в том, чтобы каждый закомплексованный и замкнутый в себе человек пытался открывать Бойцовские Клубы у себя в городе. Нет. Бойцовский Клуб – это простой пример разнообразия нашей повседневной жизни. Фильм показывает нам как простой служащий изменяет свою жизнь в том направлении, которое доставляет им удовольствие.

Смысл фильма в том, что если ваша жизнь стала рутиной, как и у Джека, не стоит становиться агрессивным невротиком, рушащим все роскошные автомобили, только потому, что их владельцы гораздо богаче тебя. А нужно всего лишь попытаться изменить собственную жизнь. И для этого не нужен никакой Бойцовский Клуб. Если не устраивает работа, смените её на другую. Не нравится профессия? Смените её на другую. Устали от работы? Возьмите, чертов отпуск, и вперед куда-нибудь в горы. Разнообразьте свою жизнь.

Не стоит глупо сидеть у телевизора и завидно смотреть, как все тот же Брэд Питт покупает себе очередную виллу за несколько десятков миллионов долларов. В этом то и заключается смысл фильма. В разнообразии. Именно это и хотел сотворить Джек. Изменить образ своей жизни. Его жизнь стала простым накоплением денег на новую одежду или мебель. Он, сам того не заметив, «стал рабом своих вещей». А этого делать ни в коем случае не стоит. А по поводу гламура – так это и есть один из аспектов нашей современной жизни.

От него никуда не отвертишься. Да и не нужно его уничтожать. Он никому не мешает. Знаменитости тоже люди, и за ними интересно наблюдать. Ведь приятно (с определенной точки зрения, конечно) глянуть в очередном гламурном журнальчике как у какой-то знаменитой семьи родился ребенок или кто-то из актеров женился на популярной актрисе. Хорошие новости и настроение поднимают, да и вообще читать интересно. Если вам они надоели, просто отбросьте их на некоторое время и все.

Вот собственно, все, что я хотел сказать о сюжетной и идейной составляющей фильма. Отдельно отмечу, что просто как фильм, «Бойцовский Клуб» смотрится замечательно. Нет нудных растянутых моментов. Все события развиваются плавно и гармонично. И, конечно же, как всегда чистая «Финчеровская» концовка. То есть очень неожиданная и переворачивающая все события фильма с ног на голову. Этого у режиссера не отнять.

Актерское трио в этом фильме шикарно: Роль Тайлера лучшая у Брэда Пита, уж очень он её ярко и достоверно сыграл. Сомнений и каких-либо нареканий его актерская работа не вызывает, за что ему огромное спасибо. Эдвард Нортон великолепный актер, который также потрясающе сыграл своего безымянного персонажа. Именно ему зритель сопереживает по - максимуму.

Актер играет на эмоциях зрителей на протяжении всего фильма, и каждый раз на него все сильнее и сильнее сочувствуешь. Завершает это трио Хелена Бонем Картер – отличная актриса с великим актерским талантом. Я не видел еще ни одной её провальной роли. Даже в недавнем Потере она потрясающе сыграла свою роль, хоть и весьма маленькую. Учитывая еще и то, что актриса не то, чтобы с яркой внешностью. А наблюдать все равно интересно.

Саундтрек в фильме бесподобен, как и во всех фильмах Финчера. Можно слушать отдельно от самого фильма. Особенно пригляделась мне начальная мелодия в титрах. Здорово.

Фильм провалился в американском прокате не потому что американцы тупые и ни хрена кино не понимают и не любят. Как раз наоборот. Они понимают и любят кино, ведь почти все самые лучшие фильмы современности (да и не только современности) снимаются именно у них. Они в этом плане гораздо привередливее русского зрителя. Просто из-за того, что это кино снимали У них и ПРО них, соответственно на многих картина подействовала дюжеть сильно. Во многих штатах начали открываться настоящие клубы, вследствие чего картина была запрещена в нескольких штатах, что привело к снижению количества кинотеатров, показывающих данный фильм. Как результат – малые сборы в США.

Многие опять скажут, что открываются клубы, только потому, что, американцы тупые. Однако, неизвестно что было бы, если бы подобный фильм и на подобном уровне сняли бы наши. Если уж после «Ночного Дозора» начали появляться Дозоры, то что уж говорить о таком фильме, как «Бойцовский Клуб»? «Бойцовский Клуб» намного превосходит по давлению на зрителя фильм «Ночной Дозор». Так что это вовсе не показатель тупости. Просто это стереотип: американцы думают, что все русские – это алкаши в рубашках-матросках с шапками-ушанками, а русские думают – что все американцы изо дня в день жрут пиццу, тупы до мозга костей и просто прозябают свою жизнь до смерти. Ни те, ни те на самом деле не правы.

Напоследок тем людям, которые, читая этот отзыв, фильм еще не посмотрели. Не думайте, что раз вы прочли отзыв, вам будет неинтересно уже смотреть фильм. Я не раскрыл практически ни одного сюжетного поворота, который может вас разочаровать. Интрига в фильме очень высока, и самый главный преподвыподверт сюжета ждет вас в самом конце, который точно вас шокирует. Этот фильм подарил нам массу мощных впечатлений и многчисленных цитат, которых здесь хватит всем!

На этом, все. Всем глубочайший поклон, кто дочитал этот отзыв до конца. Моя итоговая оценка - конечно же, 10 баллов!

10 из 10

16 августа 2007 | 20:09
  • тип рецензии:

Дааа, все-таки Финчер должен обладать особым родом гениальности, раз уж он сумел заставить зрителя смотреть фильм на, в сущности, такой банальный сюжет не отрываясь.

Да было это уже все двести раз сказано: и о том, что вещи нас поработили, и о том, что пора бы уже открыть свою индивидуальность, выпустить себя на волю... Еще стоит посетовать на 'очевидность'. Кто смотрел Линча - Малхолланд Драйв, Шоссе в никуда - меня поймет. Ведь Линч тоже разрабатывал идею раздвоения и расдесятерения личности. Но если у Финчера все подано на блюдечке, то у Линча надо покопаться, чтобы что-то понять.

Но - респект Дэвиду, смог подать эту избитую идею как конфетку, с потрясающей музыкой, актерами и атмосферой. Еще одно спасибо - за юмор. Наверно, последний кадр заметили все - а таких вклеек в фильме море. Например, когда герой Нортона посещает группу с раком яичек на мгновение в кадре появляется Бред Питт, опирающийся на плечо ведущего...

24 июля 2007 | 11:13
  • тип рецензии:


Перед нами средний американец, который получает среднюю американскую зарплату, живет в средней американской квартире, со средним американским доходом. Он бы так и остался средним американским конформистом, но его что-то гложет и не дает покоя. Он обустраивает свою квартиру согласно каталогам IKEA. Он думает, что это подчеркнет его индивидуальность. Но если подумать, в миллионах квартир стоят точно такая же мебель.

И тут возникает протест. Человек хочет выбраться из этой серой массы конформистов, чья жизнь – крысиная гонка от зарплаты до зарплаты. Собственно весь фильм об этом и повествует. Человек выбирает Боль, как форму протеста, отрезвляющую его разум, от убаюкивающей повседневности. Фильм несет огромный антиобщественный заряд. Финчер тыкает зрителей пальцем прямо на состояние общества.

В Европе фильм даже хотели запретить, ибо боялись, что люди начнут создавать подобные группировки, но суть фильма совсем не в этом. Суть, я ещё раз повторюсь, в протесте против порабощения мира людей миром вещей. Попытка встряхнуть зрителям мозги, заставить их посмотреть на свою жизнь совершенно с другой стороны.

Эдвард Нортон играет великолепно. Он всегда такой, но в этом фильме даже он отходит на второй план. Воистину это лучшая роль Брэда Пита. Я сомневаюсь, что кто-либо когда-либо сыграл данного персонажа красочнее. Тайлер Дрезден на долго засядет в умах людей. Все characters выглядят очень ярко. Дополнительную атмосферу создает классная и ни на что не похожая музыка группы the dust brothers. Ну а в конце фильма я просто аплодировал.

Дэвид Финчер создал культовое кино. (Самая сильная его работа на мой взгяд) В каком-то смысле оно даже антиамериканское (возможно как раз из-за этого он провалился в прокате в США, хотя обычно обвиняют плохой маркетинг).

Это Фильм с большой буквы, который я очень рекомендую смотреть всем, у кого в голове не кофеварка вместо мозгов. Такой фильм единственен и ни на что не похож. Его трудно приписать к какому-то определенному жанру. Его можно пересматривать раз 10 и каждый раз находить что-то новое. Но то, что вы взглянете на жизнь немного по-другому, я вам гарантирую.

10 из 10

08 июля 2007 | 00:32
  • тип рецензии:

Посмотрела этот фильм совсем недавно, и поняла, что это один из 10 моих любимых фильмов. Поражает игра актеров, которые преставляют собой единое целое. Сценарий просто гениален, просто невозможно предугадать, что будет в следущий момент. Концовка меня реально поразила, от неожиданности я чуть не заорала.

Таких фильмов как этот, интересных, умных, неожиданных,в самом деле очень мало. Даже то, что фильм снят по книге Чака Паланика уже говорит о том, что фильм не пустой, а с изюминкой.

Стоит только послушать слова героя Эдварта Нортона, о том, что он та или иная часть тела. Просто невозможно передать словами всю полноту чувст, которые испытываешь, когда смотришь или просто слушаешь этот фильм...

10 из 10

06 июля 2007 | 16:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: