Дино Ризи, Марио Моничелли, Этторе Скола — I nuovi mostri
Трое известных режиссеров собрались и сняли в благотворительных целях, чтобы помочь товарищу, очередной альманах. И самым неожиданным образом он 'выстрелил'. Эту едкую саркастическую ленту номинировали на Оскар. Чем не признание?
И несколько новелл действительно получились неимоверно эффектными. Попытаемся разобраться.
Начнем с Этторе Скола. Его новеллы вышли достаточно ровными. Альберто Сорди отвезет свою мать в дом престарелых, не забыв напомнить ей, что она достаточно строго вела себя с ним, когда он был маленьким. В другой новелле герой Сорди устроит на похорнах целое развлекательное шоу, рассмешив всех окружающих. Цинично, но людям пришлось по вкусу. Будет и полная нелепых гэгов новелла о разборках в заурядной пиццерии между Уго Тоньяцци и Альберто Сорди.
Но все эти истории не более, чем прелюдия. Вероятно в лучшей из них нам расскажут о супруге известной певице. Он будет предпринимать самые циничные методы для того, чтобы сохранить внимание зрителей. Его супруга потеряла голос, но как ей помочь? Что предпринять этакое, циничное, чтобы никто не заметил? Рецепт Уго Тоньяцци получился сколь жестоким, столь и правдоподобным.
Марио Моничелли снял всего две новеллы. Это прежде всего эффектный 'Автостоп' с Орнеллой Мутти. Красивая девушка голосует и одинокий водитель начинает ее откровенно домогаться. Но дама выступает за права женщин. Более того, она недавно сбежала из тюрьмы. Финал этой истории покажется даже в наши дни неоправданно жестоким. Но он задает темп всей ленты. Другая новелла у Моничелли вышла также выразительной. Альберто Сорди будет пародировать представителя римского 'высшего общества'. Полный ужимок и сомнений он будет возить умирающего мужчину по римским больницам. Похоже наш стареющий плейбой хочет спасти несчастного?
А на десерт останутся новеллы от Дино Ризи. Тут будет настоящий хардкор. Жестокая история о южанине соблазняющем стюардессу (Орнелла Мутти) и вовлекающем ее в страшное преступление наверное не оставит никого равнодушным даже в наши дни. Важны и режиссерские акценты. Дино Ризи будто глядит на это как на новую главу 'Декамерона' - не без улыбок, но весьма серьезно.
Дальше - больше. Случайная поломка автомашины заставляет кардинала зайти в самую заурядную церковь. А там социальный кризис. Люди возмущены. Возвышенная речь Витторио Гассмана снимет напряжение, но поможет ли он решить саму проблему?
Затронет Дино Ризи и тему табуированной порнографии. В достаточно лаконичном пятиминутном ролике, позже подвергшемся жесточайшей цензуре, вполне внешне 'приличные' родители будут договариваться о 'кинематографическом' будущем своего ребенка - дочери. Похоже этот ролик не просто плод фантазии. Кажется, что создатели рассказывали зрителям о конкретных деятелях, ожидая от массового зрителя осуждения и порицания. Сегодня, разумеется, подобные тональности и акценты едва ли допустимы. Справедливости ради нельзя не признать, что если тогда, в 70-х этот сюжет казался гротеском, то сегодня он стал уже перманентной графой в графе криминальной хроники многих стран.
Так что, большая часть новелл получилась острой как заточенное лезвие бритвы. Создатели видимо вошли в противодействие не с кем-нибудь, а с самим Бунюэлем, заочно дискутируя с его 'Призраком свободы'. Уверенная игра Уго Тоньяцци и Витторио Гассмана, равно как и очевидный 'выход за буйки' допустимого, придал этой картине несколько больше внимания, чем даже было нужно. В ее выдвижении на Оскар я склонен усматривать также, саркастическую полемику с американской киноиндустрией. Забавно, что лента, которая очевидно даже и не претендовала на особые художественные достижения, попала в число номинантов. Это уже само по себе выглядит как скверный анекдот, как дополнительная новелла...
Этот фильм является своеобразным продолжением картины Дино Ризи «Чудовища» 1963-го года, где Витторио Гассмана и Уго Тоньяцци в двух десятках скетчей высмеяли пороки современного им общества. На тот раз прекрасные итальянские режиссеры (Моничелли, Ризи, Скола), знаменитые сценаристы (Адженоре Инкроччи, Фурио Скарпелли) и лучшие актеры (всё те же Тоньяцци, Гассман, плюс – Мути и Сорди) объединились, чтобы представить в сатирическом виде срез итальянцев 1970-х.
В 14 историй уместились совершенно разные истории и типажи. Епископ случайно заходит в маленькую церковь в пригороде Рима и победоносно объясняет беднякам, насколько они низки в своем желании жить лучше. Водитель, подобравший юную любительницу ездить автостопом, сначала заигрывает с девушкой, а потом принимает ее за сбежавшую из женской тюрьмы убийцу. Сицилийские друзья передают кровавый примет боссу местной мафии, который до последнего вздоха верен правилу омерта. Муж и по совместительству продюсер эстрадной певички готов принести свою возлюбленную в жертву ради продолжения шоу. Террорист надевает маску влюбленного юноши.
Особенно хороши новеллы с Альберто Сорди. Великий комик органичен и в роли сноба-богатея, который сталкивается с реалиями итальянского медицинского обслуживания, и в образе заботливого с виду сына, сдающего мать в богадельню. Символичным является эпизод «Панегирик». На этот раз герой Сорди произносит речь над гробом некоего великого комика, но в итоге умудряется заставить всех смеяться со старых шуток. Получились достойные поминки по итальянской кинокомедии 1950-60-х годов.
Полная версия фильма длилась около 115 минут. Затем ее сочли слишком длинным (или острым) и сократили до 87 минут. Картина номинировалась на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.