Посредственный фильм, балансировавший у меня на тонкой грани между нейтральной и негативной оценкой, спас сэр Энтони Хопкинс, гениально сыгравший Гитлера. Тут без вопросов. Уникальный дар перевоплощения, которым владеет сей выдающийся актер, с масштабностью исторической фигуры, кажется, еще только возрос.
Мы увидим и взрывного истерика, создающего в бункере свою реальность, не имеющую ничего общего с действительностью, и законченного параноика, убежденного, что все кругом жаждут сжить его с лица земли, включая собственную тень, и хладнокровно-ужасного циника с манией величия, свято верящего, что Германия началась и закончится им, а поэтому должна вся погибнуть, если суждено погибнуть ему.
Но в то же время в других сценах (которых, правда, значительно меньше) мы увидим сильного, умного, умудренного жизненным опытом человека, который, оказывается, может рассуждать вполне здраво. А моментами едва ли не романтика, что кажется настолько же ошеломляющим, насколько нереальным, учитывая происходящее у него над головой. А еще он будет чрезвычайно усталым, словно тот груз лидерства, взваленный им на себя, согнул и сломал этого человека, который, мог обойтись в жизни и значительно меньшим. Всю вышеперечисленную гамму, казалось бы, совершенно несостыкующихся между собой настроений Хопкинс играет мастерски, ни на минуту не давая усомниться ни в своем персонаже, ни в своем профессионализме. Если создатели рассчитывали выехать именно за счет Хопкинса, им это удалось, хотя и не на 100%. Единственно, немного подвела фактура – у сэра Энтони явно от природы более широкое лицо, чем было у фюрера, и разница бросается в глаза, ее не уберешь ни гримом, ни каким-то особым ракурсом камеры Поэтому даже фирменные усики у актера как-то потерялись и смотрелись не вполне естественно. Но тут уж вряд ли можно было что-то сделать. Впрочем, игра Хопкинса, кстати, вполне тянущая как минимум на оскаровскую номинацию, все с лихвой компенсировала.
К сожалению, больше выделить и вспомнить в картине Джорджа Шефера нечего и некого. «Бункер»-1980, пусть и позиционируется как копродукция США и Франции, но исполнен полностью по канонам Голливуда. Кастинг, за исключением Хопкинса, терпит полный провал. Ни один актер не подходит под типаж своего персонажа, большинство из которых были реальными людьми. Особенно дико смотрится Мартин Борман, которого французский актер Микаэль Лонсдаль почему-то решил сыграть в комедийном ключе, до боли напоминающем Мишеля Галабрю из знаменитого французского цикла про жандарма Крюшо.
Недалеко от него отъехал и Клифф Гормен, который, скажем так, мало похож на Йозефа Геббельса. Пайпер Лори - очень талантливая актриса, но также совершенно не подходит на роль Магды Геббельс, характер героини она так и не прочувствовала не вникла, не прожила, как Хопкинс. И это, увы, касается, не только Лори, а всех остальных. Голливудский красавчик Ричард Джордан в роли Альберта Шпеера вообще убил, так фальшив и неправдоподобен он в кадре.
Актерский состав набрали интернациональный. Кроме вышеупомянутого Лонсдаля, есть еще, к примеру, британцы Джарвис и Кичен. Однако ленту это не спасает, ибо решена она в типично голливудском стиле, что в данном случае совершенно неуместно. Нам показывают вроде бы трагедию, но от большинства персонажей на экране несет каким-то совершенно глупым в данных реалиях оптимизмом, причем такое впечатление, вылетающем буквально на автомате, подчас абсолютно помимо желания актеров. Даже в эмоционально тяжелых сценах веет какой-то бодрой романтикой: мол не бойсь, все равно все будет хорошо! Плюс еще в ряде моментов и от фирменного американского пафоса не удержались, тоже малоподходящего для большинства ситуаций. Контраст тем более разителен, что незадолго до этого я посмотрел другой «Бункер» - Оливера Хиршбигеля – и вот там действительно чувствовалась трагедия, в отличие от данного фильма.
Ну и конечно русских пнули, как же, вспомните год, когда фильм снимался. Ладно еще классический угрюмый и низкоинтеллектуальный, как нам ненавязчиво пытаются намекнуть, советский офицер в начале. Но за пассаж с «русскими невежественными солдатами-крестьянами, которые не знают, что такое унитазы, поэтому думают, что в них можно мыть картошку» создателям, убежден, должно быть стыдно, они унизили только самих себя, и никакая холодная война тут уже оправданием служить не может.
Пожалуй, вот и все, что можно сказать «Бункере» Джорджа Шефера 1980 года «разлива». Повторюсь: уважаемые создатели, благодарите гений Энтони Хопкинса, не давший этой слабой работе провалиться в кинонебытие.
5 из 10