К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Шедевр Норштейна наконец-то раскрыл мне образ Акакия Акакиевича. Для меня Башмачкин всегда был загадкой. Гоголь нейтрален и даже отстранен, он в Шинели просто рассказчик. Кроме, конечно, пронзительного 'Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?'. В шедевре Баталова/Быкова ('Шинель', 1960) доминирует сострадание. А Башмачкин Норштейна счастлив в своём мире красивых букв, чернил, и щей. Он живет внутри своей оболочки и чужд всех амбиций. Да, он одинок, зато в согласии с собой. Ну не написал он 'Мертвых душ', не вывел yравнение Шрёдингера, не сконструировал турбонасосный агрегат, не родил пятерых детей. Зато у него есть талант быть счастливым в своём одиночестве, огромный талант, гениальность. Но всё рушиться, когда страшный, внешний мир прорывает расползающеюся ткань оболочки (ох, какая графика!), читай, шинели, и рушит гармонию главного героя, и остаётся наш Башмачкин совсем незащищенный и, конечно, гибнет. Наш мир не для гениев, вон, спросите у того же Гоголя или Моцарта.

И 'Шинель' не будет завершена, как и незавершенны 'Мертвые души'. Незавершенность - часть гениальности.

10 апреля 2024 | 00:45
  • тип рецензии:

Юрий Норштейн известен обывателю по мультфильму 'Ежик в тумане', более вдумчивому и глубокому (пожалуй, даже глубинному) зрителю-аналитику по гениальной 'Сказке сказок'. И для большинства интеллектуалов сегодня представляется очевидным тот факт, что гениальных мультипликаторов, которые еще не разомкнули круг земной жизни, сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки: это Норштейн и Хаяо Миядзаки. Миядзаки создает причудливый мир на основе традиционной японской анимации, усложненной отсылками к философско-культурологической парадигме культуры Востока, в то время как Юрий Норштейн может по праву называться Андреем Тарковским в мультипликации: сходны темы, мотивы, принципы, но в корне отличаются методы, и, конечно, киноязык.

'Шинель' была задумана Норштейном около 1980 года, ее создание началось в 1981, и, согласно аннотации, 'с большими перерывами снимается по настоящее время'.

Разумеется, объективно картину оценить пока невозможно: все, что мы имеем - 24 минуты беззвучной мультипликации, с точки зрения атмосферы и мастерства постановщика, наверное, лучшей в своём роде за всю историю данного вида искусства.

Будем надеяться, что гениальный Юрий Борисович все же окончит свою главную ленту, после которой наверняка можно будет смело сказать: русская мультипликация - лучшая в мире.

16 июля 2020 | 17:25
  • тип рецензии:

Уже более 30 лет с большими перерывами прославленный художник-мультипликатор Юрий Норштейн снимает по повести Гоголя мультипликационный фильм «Шинель». Отснято на данный момент около 24 минут. Только рабочие кадры можно найти в интернете, без звукового сопровождения, словно немой мультфильм. Норштейн увяз в своей работе, в особенности его не может отпустить тот самый гоголевский Акакий Акакиевич, над которым так кропотливо трудится великий мультипликатор. В распоряжении у нас есть только проработанный до мельчайших деталей образ «маленького человека» и несколько эпизодов с участием других персонажей. Можно уже судить о том, насколько потрясающе передаёт Норштейн маленькое счастливое пребывание своего героя, хотя при его беднейшем положении трудно поверить в это. По тому, с каким упоением Акакий Акакиевич переписывает свои бумаги, с каким удовольствием поедает свою похлёбку, с каким сладостным наслаждением засыпает в своей маленькой кроватке можно судить о том, что ему ничего кроме такой жизни не нужно.

Норштейновские шедевры «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» объединяет та же мрачная пессимистичная атмосфера, характерная и для «Шинели». И безграничная любовь к каждой детальке декораций видна невооруженным глазом. Эти мультфильмы вряд ли поймут дети, потому что их не понимает даже добрая половина взрослых. Но все же Норштейн признан, а в 2003 году вышеупомянутые короткометражки были названы Японцами лучшими фильмами за всю историю мультипликации.

Это всё, что можно сказать о пока ещё неоконченном произведении Норштейна. Надеюсь, что он всё же успеет окончить свою работу и создаст в будущем ещё несколько шедевров даже в условиях упадка современного российского кинематографа.

10 из 10

12 ноября 2014 | 01:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: