За годы Второй мировой войны во многих странах мира было снято множество самых разных пропагандистских фильмов. Практически все они канули в Лету и не достойны внимания современного зрителя. Но 'Охота на человека' 1941 г. все же достойна просмотра и сразу по нескольким причинам.
Во-первых, 'Охота на человека' основана на обретшим классический статус романе Джеффри Хаузхолда. И прямо сейчас идет работа над созданием новой версии его экранизации. Главную роль исполнит Бенедикт Камбербенч.
Во-вторых, 'Охота на человека' - это фильм легендарного Фрица Ланга. Того самого, который снял культовые 'Метрополис' и 'М убийца'. Этот фильм хвалят за режиссуру, но стоит его посмотреть, чтобы осознать, что пропаганда даже в руках талантливых людей имеет свойство превращаться в посредственное зрелище.
В-третьих, 'Охота на человека' предлагает зрителям довольно интересный сюжет и удивляющую концовку.
В центре повествования тут британский аристократ, который известен как увлеченный охотник. Однажды он отправляется в окрестности Бергхофа, где обустроил свою резиденцию Адольф Гитлер. У героя в руках ружье и он запросто может убить Гитлера. Но в итоге его обнаружила и схватила охрана.
Далее следует история, немного сходная с хичкоковским триллером 'На север через северо-запад' 1959 г. Героя пытаются убить, но ему удается сбежать и перебраться в родную Великобританию. Но и тут немецкие агенты прилагают все возможные усилия, чтобы схватить своего врага.
Но самое забавное во всем этом фильме - это концовка. Похоже фильм был снят именно для того, чтобы показать эти финальные патриотические кадры. Напоминаю, речь идет о 1941-м году. Война уже несколько лет протекает в Европе и многие все еще не считают Гитлера олицетворением зла. США только-только решили присоединиться к конфликту в 1941 году и среди прочего выпустили вот этот пробританский фильм, в конце которого звучит практически откровенный призыв, чтобы хоть кто-то убил Адольфа Гитлера и как можно скорее...
В IMDB у этого фильма высокий рейтинг - 7,2 балла. Многие пишут восторженные отзывы. С такими оценками лично мне сложно согласиться, но этот фильм однозначно очень любопытен и познавателен. Особенно с современного ракурса.
Кстати, есть еще версия экранизации этого романа 1976 г. - 'Отшельник' с Питером О'Тулом в главной роли.
Каждому шедевру - свое время. Так уж сложилось, что ленты про доктора Мабузе и шпионов Фрица Ланга вышли несколько ранее того периода, когда их подлинный смысл становился бы понятен каждому обывателю. Немного раньше вышла и 'Охота на человека'. Зато как символична дата мировой премьеры ленты - 13 июня 1941 года. Собственно, достаточно просто посмотреть фильм, внимательно изучить биографии создателей и всяческие инсинуации относительно мировой истории теряют смысл.
В Гитлере видели угрозу и попросту не знали как правильно поступить. Война не нужна была никому, но тот монстр, который вырисовывался пугал всех гораздо более других тиранов того времени. Ну а лента Ланга вышла как особая бравада предопределившая появление военного пропагандистского кино. Уверен, что если вдаваться в подробности, то пропагандистские фильмы были и раньше. Но картина Ланга была направлена вовсе не на повышение крепости духа военных, а для дестабилизации психики противной стороны. Только представьте - в первые пятнадцать минут фильма нам покажут лихого британца, который ради забавы проходит все кордоны, держит на пушке Гитлера и раздумывает. После все перейдет в шпионский триллер. Неожиданным образом сюжет переместится в Лондон и все действие затянется в скучных жанровых сентенциях. Метро, кинжалы в зонтиках, поддельные паспорта и слежки, грубые полицейские и неожиданные смерти. Эта часть ленты конечно совсем не идеальна и по своей эстетике она здорово уступает изящной лаконичности шпионских лент Хичкока.
Но, удивляться этому обстоятельству нечего. Ланг всегда был скучным. Вернее - он зачастую сушил вторую половину своих лент. Подробности в упрек интересности. Главное, что в отличие от едкой сатиры Чаплина, именно в фильме Ланга прозвучало грозное предупреждение об устранении реального, действующего на тот момент политического лидера. Элегантный сюжетный ход несколько смягчает пропагандистский напор - угроза может исходить совсем не от иностранного правительства, а просто от рассерженного молодого человека. Учитывая время выхода, фильм вполне можно считать бриллиантом. Слишком много интересов и векторов сошлись в нем.
Вслед за столь блистательной и выдающейся карьерой в Германии, где Фриц Ланг создал величайшие свои произведения искусства('Доктор Мабузе - игрок' и 'М', я отнесу к своим любимейшим творениям кинематографа). Режиссер был вынужден покинуть родину, несмотря на уговоры и обещания сверху, он перебирается сначала во Францию (здесь он снимает 'Лилиом' 1934), затем надолго обоснуется в Америке. Условия ведения съемок в Голливуде, коренным образом отличаются от тех к которым привык маэстро. Естественно, что это существенно, и в качественной форме отразилось на его американских фильмах, причем не в лучшую сторону. Однако, как говориться талант не пропьешь, и даже в некоторых фильмах сделанных в Голливуде, чувствуется рука неподражаемого мастера киноязыка, творца незабываемых образов, коим Фриц Ланг представал пред нами в лучших своих картинах. И даже здесь, в чужой стране, он смог снять несколько хороших, крепких лент. Относиться ли к таким 'охота на человека', или нет, я и постарался для себя выяснить.
Прежде всего, меня заинтересовала тема фильма, она несомненно кажется чем то личным для Ланга. Быть может в лице главного героя (Уолтер Пиджон весьма достойна справился со своей задачей) можно рассмотреть завуалированную историю самого режиссера? Провести параллель не составит особого труда. Как и главный герой фильма, англичанин, капитан Алан Торндайк, так и Фриц Ланг - оба беглецы от фашистского режима, оба не соглашаются вести дела с третьим рейхом. Так это или нет, решит каждый для себя, если посмотрит фильм. Тема была многообещающая, однако реализация немного не дотянула. Очень не понравилась линия романтической юморески, я имею ввиду комические, порой дураковатые сцены с Джоан Беннетт. Возможно она и прекрасная актриса, но здесь из нее сделали черт знает что. Поэтому ее героиня, и её невразумительные гримасы, мне показались лишними. В отличие от основного сюжета, в котором достойно удалось показать напряженные моменты, и соединить их в равномерном темпе. Мне очень понравилась финальная сцена. Абсолютно все в ней было наполнено магией кино. Декораций, монтаж, диалоги, все было на высшем уровне.
В конечном счете, мы получили весьма неплохого представителя жанра, слегка снабженного саспенсом, немного излишним юморком, фильм можно назвать представителем среднего класса. По натуре своей фильм антифашистский, как и его режиссер. Конечно, ему далеко до высокохудожественных произведений Фрица Ланга немецкого периода творчества, однако именно в это фильме, автор смог прямо, без лавирования (в отличие от фильма 'Завещание доктора Мабузе', где он хотел обнажить в своем фильме нацистскую идеологию, фильм был закончен уже после прихода Гитлера к власти, и запрещен министром пропаганды Геббельсом) показать нам свою точку зрения на ужасы, которые вытворяла немецкая нацистская машина. И это были только цветочки.