Актёр, монтажёр, оператор, продюсер, режиссёр, сценарист и художник Орсон Уэллс и по сей день остаётся одним из самых гениальных кинематографистов, но в то же время многие признают его весьма неоднозначным человеком, хотя его дебютная кинолента 'Гражданин Кейн' (1941) признаётся не только нетленной классикой, но и вообще лучшим голливудским фильмом за всю историю (создатель 'Побега из Шоушенка' (1994) Фрэнк Дарабонт в очередной раз перекривился). И именно из-за своего характера и постоянных споров с выпускающими киностудиями Орсон Уэллс во второй половине 40-х годов прошлого столетия покинул Голливуд и обосновался в Европе, объясняя свой выбор поиском творческой свободы. К тому же в тот момент Орсон Уэллс переживал и душевную драму - недавно он поставил картину 'Леди из Шанхая' (1947) с Ритой Хэйворт в главной роли, своей второй женой, но вскоре после этого они расстались... И вот именно присутствие на европейских съёмочных площадках такой знаковой голливудской личности как Орсон Уэллс натолкнуло сценариста Давиде Феррарио и режиссёра Оливера Паркера на создание детективно-драматического фильма 'Затемнение' (2006).
Вообще британо-итало-сербский фильм 'Затемнение' имеет парочку интересных совпадений. Дело в том, что его действие развивается в 1948-ом году в столице Италии Риме, где происходят съёмки нового фильма, а в качестве главного актёра как раз и задействован Орсон Уэллс. Всё дело в том, что в 'Затемнении' образ великого кинематографиста воплощает американский актёр Дэнни Хьюстон, который как раз родился в Риме, но, правда, спустя четырнадцать лет ото дня тех событий, что происходят в 'Затемнении'. А ещё в сюжете фильма рассказывается о том, что Уэллс на тот момент искал не только творческую свободу и душевное равновесие, но и финансирование на экранизацию пьесы Уилльяма Шекспира 'Отелло'. А режиссёр 'Затемнения' Оливер Паркер начал свою карьеру постановщика именно с ленты 'Отелло' (1995). А затем Паркер работал над экранизациями произведений Оскара Уайльда 'Идеальный муж' (1999) и 'Как важно быть серьёзным' (2002). И отметим интернациональный состав 'Затемнения': режиссёр - британец Оливер Паркер, сценарист - итальянце Давиде Феррарио, в главной роли американец Дэнни Хьюстон, а вместе с ним снялись мексиканец Диего Луна и испанка Пас Вега, а на 'закуску' в нескольких сценах появился Кристофер Уокен.
Итак, гениальный Орсон Уэллс в исполнении Дэнни Хьюстона с отрешённым лицом, погружённый в себя, бродит по съёмочной площадке итальянского фильма, который ни по бюджету, ни по качестве, ни по амбициям самого Уэллса никак ему не соответствует. Но вдруг он начинает ощущать интерес к съёмкам, когда знакомится с безумно привлекательной и очень строптивой Леей Падовани (Пас Вега). Это знакомство даёт глоток свежего воздуха Уэллсу, но в первый же день работы на площадке происходит трагическое событие - буквально на руках Уэллса умирает один из актёров, который шепчет ему какие-то слова. Итальянская полиция ни коим образом не заинтересована в расследовании и спешно всё хочет списать на обычную смерть. Однако, Уэллс совершенно в этом не уверен, поэтому, чтобы придать своей жизни ещё больше красок, начинает сам распутывать это дело, которое сблизит его с красоткой Леей, познакомит с итальянским подпольем, коррупции в рядах полиции, а также к запутанным и тайным головоломкам, где непосредственное участие принимает американская агентура. И всё это оказывается очень и очень опасным для самого Орсона Уэллса, который не привык отступать...
Не стоит отрицать тот факт, что сам фильм 'Затемнение' мало известен. И, честно говоря, при его просмотре не ощущается каких-то особых претензий, но, между тем, он весьма качественно поставлен Паркером, а сценарий имеет несколько параллельных сюжетных линий, которые развивают сразу же детективную, драматическую, любовную, социальную и шпионскую особенности 'Затемнения'. При этом достаточно крепко работает актёрский состав. Тот же Дэнни Хьюстон редко получает главные роли в больших проектах, но при этом замечательно смотрится на втором плане. Из последних его работ выделю его прекрасную роль в драме 'Во всё тяжкое' (2018). Конечно, такого человека как Орсон Уэллс очень сложно достойно представить на экране, но Хьюстон уж точно не сплоховал, создав многослойный персонаж, где Уэллс выступает ещё и в типаже сыщика от самой Агаты Кристи. Пас Вега всегда умела играть фатальных женщин, от которых мужчины сходят с ума ('Кармен' (2003), 'Человеческий контракт' (2008), 'Красивая и безумная' (2014)), так что, смотря на её героиню в 'Затемнении' не удивляешься тому, что в неё влюбился сам Орсон Уэллс. Диего Луна отлично выглядит в образе идеалиста-революционера. А Кристоферу Уокену достаточно нескольких сцен, чтобы создать запоминающийся образ.
'Затемнение' - неплохой фильм, в котором авторы решили задействовать известную историческую личность, направив её в необычную выдуманную обстановку, стараясь передать всю её разносторонность. И получается, что в 'Затемнении' взялись за многое, приобщив к этому ещё и самого Орсона Уэллса, но особых успехов при этом не добились. Понятное дело, что Дэнни Хьюстон, при всём глубоком уважении к актёру, не сравним по заслугам с Уэллсом, и это могло оттолкнуть как зрителей, так и критиков, но прямо-таки ругать за что-то 'Затемнение' не получается. Интересный по мысли проект, но звезду с неба ему не удалось схватить.
1948 год. На съемки в Рим приезжает всемирно известный актер и режиссер Орсон Уэллс. Новая роль для него не особо интересна, поэтому главная цель поездки - поправить душевное равновесие после развода с Ритой Хейворт, и попутно найти средства для постановки шекспировского 'Отелло'.
В первый день на съемочной площадке происходит несчастный случай - погибает актер второго плана. Казалось бы, обычная трагедия, полиция закрывает дело, но внимательному к деталям Орсону Уэллсу не дают покоя странности связанные с этим происшествием. Известный кинорежиссер начинает свое расследование и постепенно погружается в темные стороны жизни итальянской столицы. Мафия, политиканы, американские чиновники, коммунисты, торговцы наркотиками, и конечно, же роковые красотки. И вот, уже самому Уэллсу грозит смертельная опасность...
В 2006 году британский режиссер Оливер Паркер, известный прежде всего экранизациями Оскара Уайльда ('Как важно быть серьезным', 'Дориан Грэй' и 'Идеальный муж'), решил на время отдохнуть от английской классики и признаться в любви к голливудским фильмам-нуарам 1940-1950-х годов. Для своего нового фильма он выбрал весьма интересную, хоть и не оригинальную концепцию - когда реальная историческая личность оказывается вплетена в вымышленное детективное расследование. В свое время в 'шкуре' детектива побывали Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Дэшил Хэммет и даже Александр Сергеевич Пушкин. На этот раз в круговороте детективных интриг оказывается Орсон Уэллс - легенда мирового кино, и икона фильмов-нуаров. Что, конечно, уже само по себе является отсылкой к старым добрым кинолентам этого жанра.
Что ж, признание в любви к нуарам и одновременно, убедительная стилизация под них, Оливеру Паркеру вполне удалась. Фильм 'Затемнение' получился ничуть не хуже, чем более раскрученные 'Черная орхидея' и 'Смерть супермена' - вышедшие в том же 2006 году. А в плане увлекательности и насыщенности событий даже интереснее, на мой взгляд, чем выше названные картины. 'Fade to Black' порадует всех поклонников нео-нуара и просто хорошего детектива, а также любителей 'кино про кино' (фильмов, где действие происходит на съемочной площадке) всеми составляющими жанра - циничный сыщик, таинственные красотки, двуличные герои второго плана, и весьма занимательное действо. Также, отдельного внимания заслуживает игра актеров. Дэнни Хьюстон немного староват для роли Орсона Уэллса образца 1948 года (все-таки тому было 33 года в то время), но держится в образе уверено, хоть и немного расслаблено (без драматизации, характерной для творчества Уэллса, но может оно и к лучшему). Неплох и мексиканец Диего Луна, сыгравший бывшего полицейского, симпатизирующего коммунистам, который подвизается водителем у знаменитого режиссера и помогает ему в расследовании. А испанская актриса Пас Вега как нельзя лучше подходит для образа 'Femme Fatale'. И еще, в небольшой роли появляется Кристофер Уокен, который может создать интересного персонажа, даже если у него 10-15 минут экранного времени.
Воссоздание эпохи получилось почти идеально. Единственное, возможно, фильму не достает более продуманного финала. Но в целом, у Паркера вышел весьма неплохой ретро-триллер с итальянским колоритом и едва уловимой атмосферой навсегда ушедшей киноэпохи.