Ян Немец - пожалуй, один из самых ярких режиссеров новой чехословацкой волны. Как и остальные студенты FAMU, он критикует коммунистический режим при помощи единственного доступного ему средства - искусства.
О торжестве и гостях - это яркая политическая сатира, которая затрагивает множество тем, начиная от культуры потребления заканчивая поклонением и примыканием перед более властными членами нашего общества.
Фильм целенаправленно критикует исторический период времени, когда общество под гнётом тоталитаризма и беззакония царившего во властной верхушке, терпит явные унижения и плевки в свою сторону со стыдливо опущенной головой. Режиссер показывает насколько комично и стыдливо это может выглядеть, не зря данный фильм был раскритикован тогдашней властью, чей политический лидер оскорбился увидев себя в главном 'хулигане' картины, выставляющим все действия своих подчинённых, как простую шутку. Более того, учитывая какие темы были затронуты в фильме можно смело утверждать, что он актуален до сих пор, но обо всём я расскажу ниже.
Драматургическое построение заключается не только лишь в сценарии, диалогах, актерской игры и структурном повествовании, что характерно для любого фильма новой волны.
Начинается фильм очень легко, плавная и живая камера сменяют друг-друга, многократные сцены крупным планом и довольно откровенные моменты дают нам знать довольно дружественную атмосферу и приятную химию созданную между героями картины. Однако, резкое нападение сменяет весь ритм повествования, камера становится статичной накаляя нарастающею напряженность. Режиссер выделяет хозяина сего балагана средним планом говоря о его лёгкости и властности перед остальными персонажа, а в минуты его ярости - крупным, накаляя обстановку. Также резкие и довольно частые монтажные склейки подчёркивают сцены неловкости и нарастающего напряжения между всеми персонажами.
В фильме можно разглядеть огромную тучу смыслов, начиная от того, о чём я говорил выше, заканчивая конечной иммиграцией одного из героев и беспомощности тирана перед этим.
Итог: Как бы то не было, но Ян Немец снял именно политическую картину и сделал это чертовски хорошо! Всем рекомендую!
Абсурдная драма о манипуляции обществом и мнимой свободе, лишенная примет места и времени – актуальная и сегодня.
На праздник к некой высокопоставленной особе собираются гости. В том числе – и семь буржуа неопределенного возраста. На лесной тропинке их останавливает группа мужчин во главе с улыбчивым молодым человеком Рудольфом. Задержанные гости сами разделяются на мужчин и женщин, становятся по алфавиту, боятся выйти за проведенную на земле черту. Они делают вид, что вполне довольны происходящим, стараются адаптироваться к социальным требованиям, лишь бы не случилось худшего. Когда же появляется хозяин праздника, оказывается, что всё это – безответственная шутка Рудольфа. По странному лесу гостей провожают на застолье, но и в торжестве есть свои правила. Но, приняв абсурд за должное, уже никто ничему не удивляется. Лишь один из гостей отказывается участвовать в неведомой ему игре. И тогда на него начинается охота.
Но одежды сюрреализма не смогли спрятать от цензоров суть истории: мнимой свободы индивидуума в тоталитарном обществе. Они даже рассмотрели, что актер, игравший хозяина праздника, похож на Ленина. Так не пытаются ли создатели фильма высмеять принципы ленинизма? В мае следующего года «О торжестве и гостях» в паре с «Маргаритками» Веры Хитиловой был заклеймен как продукт, чуждый идеалам коммунизма.
Яну Немецу запретили работать в кино. А после 1968 года – в профессии. В 1974 он нелегально покинуть страну. С подобными проблемами столкнулась и соавтор сценария Эстер Крумбахова, которую называли «серым кардиналом чехословацкой новой волны».
Но в том и прелесть фильма Яна Немеца, что он не столько и не только о коммунистическом режиме Чехословакии или СССР. Он об обществе, которое манипулирует каждым конкретным человеком. И об индивидуумах, которые сами себя уговаривают принять тотальный контроль за свободу выбора. Легко управлять тем, кто сам готов к подчинению.
Чехословацкая «новая волна» 1960-х. – феномен мало изученный, пожалуй, даже, во всём мире. Между тем, по мастерству, по глобальности задач, которые ставили перед собой режиссеры этого направления – даже французы «новой» и всемирно признанной волны, и лучшие из них, как Годар или Трюффо- в общем-то- неразумные дети по сравнению с даже таким, мало кому известным сегодня режиссером, как Ян Немец.
Глупее всего было бы сводить «чешскую волну» лишь к борьбе с ненавистным коммунистическим режимом. Это есть, но это далеко не самое главное.
Истоки этого явления гораздо глубже. Это от Ярослава Гашека, Карела Чапека, недоумевавших над природой тупейших и постыднейших людских поступков. Но им хватило мужества не впасть в депрессию от увиденного, а просто высмеять человеческую тупость и одни из самых отвратительных людских грехов – раболепие, низкопоклонство перед начальством. Но авторы «волны» пошли еще дальше – они стали смеяться над человеческим несовершенством в принципе!.
Прекрасный фильм Яна Немеца (на счету которого уже был один шедевр- «Алмазы ночи») показывает, как легко оказаться быдлом, полным ничтожеством, если нет никаких моральных принципов, никакой идеологии, кроме как жрать и потреблять.
И совершенно не важно, какие злые силы взяли вас в оборот и издеваются над вами - сегодня это может быть какой-нибудь Team building в родной офисной конторе или просто дедовщина в армии.
Конечно, отчасти фильм Немеца - это и гротеск, и театр абсурда, (вспомним выдающегося драматурга и будущего Президента Чехии Вацлава Гавела, приложившего свой талант к этому направлению в искусстве), но мощнейшего воздействия на хоть сколько-нибудь, обладающего мозгами зрителя, он не потерял.
Если в фильме Иржи Менцеля 'Поезда под пристальным наблюдением', сюрреализм происходящего только просматривался, то работу Яна Немеца вполне можно назвать сюрреалистической историей. И действительно, есть ли логика в том, что: несколько человек собираются в лес, где встречают помощника влиятельного человека. Он унижает их без всякой причины, а после извиняется. Теперь им предстоит пир в лесу...
Ян Немец снял просто потрясающую работу, которая по стилю очень сильно перекликается с многочисленными короткометражками Романа Полански. Ну, а заключительная часть фильма напоминает 'Бал пожарных' Милоша Формана.
Можно конечно долго обсуждать о смысле фильма и о символах, которые режиссер вкладывал в сюжет. Ведь мотивы унижения и бегства (эмиграции?) имеют скорее всего политический подтекст. Но нужно понимать, что это все вопрос интерпретации - режиссер создал весьма интересное произведение, при просмотре которого вспоминаются два известнейших автора современности - писатель Франц Кафка и режиссер Роман Полански.
Кстати, после просмотра работы Немеца всерьез задумался о том, что на ее фоне 'Тупик' Романа Полански (равно как и многие его другие фильмы) не выглядят уже такими оригинальными и стильными. Картина Немеца вполне могла бы составить им конкуренцию.
В итоге:фильм Яна Немеца, сделанный в стилистике сюрреализма.
Третий по счету фильм Чехословацкого режиссера Яна Немеца был снят во времена Хрущевской оттепели и ослабления давления со стороны правительства Чехословакии. Эту ленту можно назвать предвестником Пражской весны 1968 года. Именно в этом году картину недолго показывали в республике, спустя два года после завершения съемок. Она очень не пришлась по вкусу тогдашнему политическому лидеру, который увидел себя в лице безымянного высокопоставленного лица, к которому семь буржуа приехали на праздник. В фильме главное – детали, которые нужно уметь увидеть, распознать и интерпретировать. Винтовка, которая превращается из обычной в снайперскую, герои, которые бояться переступить через воображаемую стену нарисованного на песке дома, лай овчарок в за кадром, мимика безымянного высокопоставленного лица, схожая с мимикой Муссолини.
Сюжет является лишь основой, каркасом для немыслимого количества деталей, которые и создают многослойность картины, несколько уровней восприятия. От бессмысленности буржуазной жизни до мнимой свободы человека при тоталитарном режиме. Много общего с «Обыкновенным Фашизмом» Рома, но с более личностной, человечной окраской. Свобода, выбор каждого человека, слабость большинства перед властью. Все это представлено в форме безудержного абсурда. Человек, нарисовавший на песке прямоугольник, загнал туда людей и разрешает выходить только через воображаемую дверь. Пир, на котором буржуа забывают об унижениях и обсуждают бытовые темы. Овчарку, которую пускают по следу человека, ушедшего с вечеринки после унижения, и то рвение, с которым, бросилась пьяная толпа его искать. Но даже такой символизм не спас картину от цензуры и полок в архивах, где она оставалась долгие годы. Актуальна она и в современном мире, в особенности тема с пиром, где людям подают свободу выбора между идеально поджаренной курицей и десятков наименований йогуртов вместо свободы мысли и настоящих духовных ценностей.