К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Успех первого фильма из серии «Пятница, 13-е», заставил продюсеров задуматься о том, чтобы продолжить историю семейства Вурхиз и после того, как из игры выбыла Памела, на ее место пришел сын Джейсон, который начиная со второй части стал постоянным злодеем этой кинематографической серии. Поначалу продюсеры хотели окончить франшизу на третьем фильме, образовав своего рода трилогию, однако кассовые сборы продолжали быть высокими и четвертая часть также вышла в прокат, и порадовала поклонников новыми видами жестокости.

Сюжет данного фильма разворачивается сразу после того. Что мы увидели в триквеле. После ожесточенного противостояния с девушкой Крис Хиггинс близ Хрустального озера, Джейсона Вурхиза доставляют в городской морг и помещают в холодильную камеру. Однако в какой-то момент маньяк оживает и устраивает настоящий кошмар, оставив после себя реки крови и изуродованные тела местных врачей. После этого Джейсон, конечно же, снова идет на Хрустальное озеро. Чтобы продолжить нести смерть всем, кого видит.

На этот раз главными героями фильма выступают Триш и Томми Джарвис, брат и сестра, которые живут в небольшом доме в районе лагеря у Хрустального озера. Они ничего не слышали о том, что происходит в округе, потому что информация разносится тут очень долго, да и особой связи между соседями нет. Но когда в район прибывает новая компания молодых людей, включая парня Пола и его девушку Сэм, то Томми и Триш начинают понимать, какой кошмарный сосед обитал рядом с ними все это время и почему от него стоит убегать как можно дальше.

На место режиссера Шона Каннингема и его приемника Стива Майнера на этот раз пришел малоизвестный Джозеф Зито, и если оценивать его фильмографию после работы над историей Джейсона Вурхиза, то можно понять, что ничего выдающегося он привнести в серию не смог. Четвертый фильм «Пятница, 13-е» вновь спекулирует на обнаженных женских телах и большом количестве сцен с жестокостью. Ну разве что здесь мы видим новых героев, которые немного освежают сюжет, но в целом фильм сложно назвать выдающимся

Я считаю, что наиболее мощно в этой части проявил себя разве что Кори Фельдман, который сыграл Томми Джарвиса. Герою 12 лет, однако он далеко не такой простой, каким может показаться. Он всерьез увлекается мистикой и жестокостью, хотя последнее тщательно скрывает, но его наклонности и предпочтение это выдают. Так что образ Томми вышел сложным и неоднозначным, что уже было интересно в контексте данного фильма.

Четвертая «Пятница, 13-е» не стала новым шагом в истории про Джейсона Вурхиза, потому что авторы банально хотели снова дать зрителям то, что им нравится. Поэтому если решитесь на просмотр, то опять ждите неограниченный уровень жестокости, а также оголенные женские тела. Иного данная франшиза на момент четвертого фильма предложить не может

5 из 10

30 июля 2024 | 14:18
  • тип рецензии:

То, что авторы франшизы «Пятница, 13-е» решили вернуть с того света Джейсона Вурхиза во втором фильме, я считаю правильным решением. Публике всегда нравились маньяки, которые постоянно возвращаются после своей смерти и продолжают нападать на всех, кого только видят и пощады от них не стоит ждать. Так что Джейсон начиная с сиквела стабильно и упорно разбирается с подростками на Хрустальном озере и четвертая часть с подзаголовком «Последняя глава» должна была стать здесь полноценным финалом.

Получив серьезные травмы в бою с Крис Хиггинс, несчастной девушкой, которую Джейсон лишил всех друзей, безумный маньяк Вурхиз благополучно направился в морг, однако задерживаться там он точно не собирался. Открыв глаза в морозильной камере, Джейсон снова щеголяет в своей коронной хоккейной маске, убивает ни в чем не виновных врачей и отправляется в свои владения у Хрустального озера, чтобы обрести покой. Но вновь ему мешают подростки, с которыми надо что-то делать!

Пол, его девушка Сэм и прочие ребята приезжают на Хрустальное озеро. Чтобы отлично провести выходные. Здесь они знакомятся с Триш и ее младшим братом Томми, которые всю сознательную жизнь живут в этой местности и в целом ничего не знают о том, что происходило в эти дни у озера. Поначалу молодые люди отлично проводили время, занимались сексом, пили пиво и развлекались по полной программе, однако очень скоро их обнаружил Джейсон и решил. Что пришло время убивать тех, кого он на свое озеро не звал.

Бюджет четвертой части традиционно для франшизы был совсем не велик, а потому создатели экономили практически на всем, что можно. Но стоит признать, что в плане практических эффектов и качества съемки «Последняя глава» вышла на уровне. Джейсон без разбора убивает всех подряд и выглядит это довольно впечатляюще. В ход идет не только мачете, но и другие инструменты, при помощи которых можно убивать. В этой части, наверное, самое большое количество зрелищных убийств, если сравнивать с предыдущими частями. Так что поклонники подобного рода экранных развлечений будут довольны.

Что касается актеров, то Кори Фельдман просто вне конкуренции. Он тут сыграл Томми Джарвиса, брата Триш. Ранее никогда в этой истории дети не выходили на первый план, однако сценаристы придумали действительно интересного и глубокого в плане психологии героя, с которым не все ак однозначно. В одной из сцен Томми хвалится своими масками монстров и это навлекает на мысль о том, что он также скрывает что-то страшное и пока что не спешит об этом говорить. Кори Фельдман отлично справился с ролью и в который раз доказал, что в 80-х он был одним из самых крутых актеров-детей.

«Последняя глава» в целом не стала каким-то большим художественным событием, но главное то, что она вновь вернула в строй любимчика публики Джейсона Вурхиза и вместе с тем показала, что истинное зло нельзя так просто победить. Оно постоянно возвращается и в любой момент готово на вас напасть. Если будете смотреть, то готовьтесь к обилию крови. По другому тут никак.

14 мая 2024 | 21:50
  • тип рецензии:

Несмотря на то, что в финале третьей «Пятницы» Джейсона убили, кассовые сборы говорили о том, что маньяку пока рано на покой. Взяв перерыв на лишний годик, продюсеры решили снять последнюю главу – видимо для того, чтобы потом была новая глава и далее по списку. Четвертая часть должна была стать ну точно последней, поэтому все ждали окончательной смерти Джейсона.

Итак, перед нами хоррор Джозефа Зито «Пятница 13-е: Последняя глава». Стив Майнер после режиссуры второй и третьей серий решил свалить, уступив место режиссеру «Незнакомца». Сценариста снова позвали нового, причем он ничего толкового на момент съемок «Пятницы» так и не написал. Может быть, у новых людей получится встряхнуть франшизу, да заодно достойно ее завершить?

Сюжет начинается там же, где он закончился в третьей части. Джейсона Вурхиза увозят в морг, но он оттуда успешно сбегает. Ну а затем, по старой доброй традиции, нас знакомят с новой компанией, которая решила отдохнуть в очередном домике близ Хрустального озера. Из нововведений – Джейсон начинает убивать еще в первой половине фильма. Но до Хрустального озера он все равно добирается только когда пройдут первые 45 минут.

Что ж, четвертая часть – это самая настоящая классическая «Пятница». Если в первой части вообще убивал не Джейсон, во второй он ходил с мешком на голове, а в третьей нашел свою маску только под конец фильма, то здесь все работает по всем известной формуле. Мертвый Вурхиз чудесным образом восстает и идет крушить, резать и ломать.

Что касается персонажей – то именно в этой части IQ подростков окончательно ушел в отрицательные значения, и как раз их тупость становится причиной собственной смерти. Они все чаще ходят по одному (особенно дождливыми ночами) с выключенным инстинктом самосохранения, да еще и все как один оказываются глухими на оба уха. Иначе как можно объяснить то, что Джейсон бьет стекла и режет жертву, а в соседней комнате ее же друг спокойно попивает пивчанский?

Почти двухметрового Джейсона наделили суперспособностями – например, телепортом и невидимостью. Он легко может отвлечь жертву в одной стороне комнаты, а через секунду уже оказаться за спиной не очень трезвого подростка. Ну или включить невидимость, когда жертва смотрит в окно, а потом достать ее через это же самое окно. Тупо ли это? Конечно, да. Но не за это ли многие так любят «Пятницу»?

На мой взгляд, четвертая часть вполне получилась. Подростки стали тупее, Джейсон – брутальнее и жестче, на качество сценария уже никто внимания не обращает, главное всех порубить и порезать. Хороший представитель классического слэшера, где нужно не думать, а праздновать победу Джейсона над очередным идиотом. Еще в фильме мелькает маленький Кори Фельдман, но, честно признаюсь, мне этот актер никогда не нравился, ни маленький, ни большой.

Спасибо за внимание

7 из 10

01 декабря 2023 | 12:55
  • тип рецензии:

Вот и пришел момент освятить своим взором четвертую часть данного опуса - честно говоря, что при первом просмотре 6 лет назад, что при последнем (в 2017 году на одном из тематических каналов, посвященном ужасам показывали все 10 частей) возникает только один вывод - ску-ко-ти-ща! Я понимаю классика, я понимаю, что этот фильм планировался последним, но товарищи - ну это уже даже не смешно - вновь внезапное оживление Джейсона и опять кромсаем молодежь направо и налево (в этот раз молодежь играет очень плохо - никто не запоминается, кроме, пожалуй что, будущего папаши Марти Макфлая и будущей подруги Американского Ниндзя (Криспин Гловер и Джуди Аронсон соответственно) - плюс я слышал о скандалах на съемках с режиссером Джозефом Зито - неприятный был дядька - кому интересно, то можете найти материалы в интернете о процессах создания фильма - очень познавательно - то есть все это банально скучно - я бы очень, поверьте мне, хотел дать шанс этому фильму - и этот шанс к середине фильма внезапно почти представился мне. И имя этому шансу, как вы уже догадались - Томми Джарвис (в блестящем исполнении Кори Фельдмана) - этот парень стал почти что символом этой франшизы - как же плохо играют остальные, что этот пацан их вчистую переигрывает. Томми единственный, кто не испугался Джейсона - не буду спойлерить, но если бы не Томми - нет не скажу, иначе пойдут спойлеры - но, к сожалению, одного Томми увы недостаточно, чтобы поставить положительную или, хотя бы, нейтральную оценку этому фильму - за Томми и финальный бой по 2 балла - итого:

4 из 10

11 мая 2023 | 18:11
  • тип рецензии:

Поставили мы как-то раз с другом цель посмотреть все Пятницы 13-е. И я сначала сильно пожалел, что на это подписался. К франшизе я никогда не питал интереса, потому что не нужно быть гением, чтобы понять одну вещь: если по одной вселенной снято 10 и более фильмов - то о качестве контента можно забыть. Но я немного ошибся. 'Джейсон штурмует Манхэттен' вышел достаточно комплексным экспириенсом, хоть и было видно, как создатели решили забить болт на саспенс и пошли в разнос. 'Джейсон Х' вообще чисто ради лулзов сняли, так что веселых моментов там хватало. 'Фредди против Джейсона', кроме шуток, получился шедевром и, наверное, лучшим кроссовером в истории (Marvel я ненавижу, поэтому его кроссоверы не котирую, вот так вот).

Но вот то, что делали авторы с франшизой до 4-й части включительно - это просто смертный грех. Единственное, что мы имели до всех этих Манхэттенов, полетов в космос, морских круизов и прожарок в адском пламени, - это наискучнейшую беготню студентов (читай: пушечное мясо) по лесам, коридорам коттеджей и снова по лесам. И 4-я часть, которая планировалась как финальная, которая должна была стать кульминацией всех творческих потуг создателей франшизы, выжать до максимума творческий потенциал команды... в итоге стала квинтэссенцией всего самого худшего, что есть в фильмах про Джейсона Вурхиза.

Я даже не знаю, что писать. Ну ок, в общем, да, это типа финальная часть серии (давайте представим, что после нее еще не вышло 100500 фильмов по Джейсону) и в ней... снова режут подростков, вот, потом Джейсона не опять, а снова побеждают. Ну еще в этой части вроде голых баб было больше, чем в других частях серии. Мне просто не о чем рассказывать. Фильм пустой. Я помню, как я очумел, когда за 30 минут до конца фильма что-то начали рассказывать по сюжету, и я такой дрожащим голосом другу сказал 'О, кажется, лор начинается'.

Убийства и сцены насилия в заключительной части квадралогии откровенно убогие. Я не знаю, чем там Том Савини занимался на съемочной площадке, но явно не гримом, не попытками придумать и предложить оригинальные сцены убийств. В этом фильме с этим все настолько плохо, что за такое вообще отдельную статью в УК создавать.

По итогу, все, что было до 4 части, в серии было очень плохо. И я очень рад, что после авторы стали экспериментировать над форматом, ставить Вурхиза в нестандартные условия и пытаться хоть как-то развивать общую мифологию. Да, все в итоге скатилось в откровенный треш, но знаете, самый плохой треш всяко лучше самого плохого слэшера.

17 января 2022 | 12:19
  • тип рецензии:

Возобновляем просмотры «золотой эпохи» хорроров. Кто такой Джейсон Вурхиз? Какое значение для киноиндустрии имеет лагерь «Кристальное озеро»? Последняя глава «Пятницы, 13-е» завершает историю маньяка в хоккейной маске (ну, не совсем). Нас встречает краткий пересказ предыдущих частей франшизы: от матери Памелы до кровавой бани и смерти Джейсона. Прекрасно понимая, что ещё 5 сиквелов у франшизы, авторы решили придать изящности маньяку, позволяя ему временно покинуть локацию.

Ужастик снят со всей любовью к традициям. Щепетильная музыка, неожиданные движения, которые обыгрываются шутками, а легенды по поводу лагеря всё больше и больше смешат окружающих. Конвейерное производство «Пятниц» запущено (пока без Айс Кьюба и Криса Такера), а значит, сюжет будет снова показывать глупых подростков, секс, шутки, скандалы и... (барабанная дробь) ходьбу поодиночке ночью под дождём. Классика!

Экспозиция позволила увидеть действия маньяка в необычном месте, что добавило остроты. Одновременно со знакомством с подростками (среди которых на отдых приехал Цыплёнок МакФлай – Криспин Гловер) четвёртый фильм вводит семью из двоих детей и матери, поселившихся на территории «Кристального озера». Таким образом, устав от постоянных попыток подростков переспать друг с другом, фильм создаёт напряжение вокруг новых людей. Ребёнок и собака – это отличная проверка реакции на насилие в жанре, потому что обнажённые парни и девушки уже приелись.

Тем не менее, и старому доброму ультранасилию (привет, Алекс Делардж) времени находится. Картина гармонично приписывает озабоченность подростков, усиленно подводя ребят к сексу, одновременно приближая Джейсона к цели, а уже при обнажёнке фильм даёт свободу действий Вурхизу. Всё как по канону! Бегство, крики, скримеры (простите за тавтологию), накаляющийся саспенс – «Последняя глава» наслаждается происходящем ужасом. Развитие действий среди ребёнка и семьи веет чем-то новым в этой франшизе. Лента поднимает вопросы сумасшествия и манипуляции, заставляя выживших идти на отчаянные меры.

Конечно, когда для красивой смерти персонажи изображают беспомощность, а острый клинок их достигает – это чисто кровавый аттракцион для поклонников жанра. Максимально необдуманные поступки ребят, глупые действия, излишний эротизм – всё в рамках жанра и рейтинга. Но стоит выделить важных персонажей в фильме, то Джейсон тут просто стоит на месте, не слишком спешит за жертвой, начинает играть в «кошки-мышки» и до последнего пика готовит зрителя к кульминации.

Финал вышел интригующим. Неожиданная возможность остановить маньяка впечатляет, а последняя сцена перед титрами оставляет открытую концовку и вызывает споры. Как? Почему? Не может быть!

В целом, данная лента удовлетворяет и трэшем, и детективом, и психологическим напряжением. Она двигает основной сюжет всей истории Джейсона, позволяя как-то сдвигаться с мёртвой точки (в прямом и переносном смыслах) «Кристального озера», вселяя ужас концовки.

22 октября 2021 | 01:54
  • тип рецензии:

- Главное правило в любви - нельзя, чтобы тебя посылали два раза.

Пятница 13-е – Часть 4: Последняя глава

Кино следует абсолютно той же структуре, что и её предшественники: Джейсон оживает, приезжают новоявленные подростки, совершенно не зная об опасности. Намылить, смыть, повторить. 'Последняя глава' отличается тем, что, помимо юнцов, она стравливает Джейсона с бойкой семейкой. Идеальное время для новых тел.

Мы видим тело Джейсона в сарае и здесь преемственность является более взвешенной. Мы просто видим полицейские вертолеты, а фильм уже ощущается куда масштабнее. Несколько монтажных решений, пытаются связать все вместе, показав предысторию. Есть даже кадры с могилой мамочки Вурхиз, разговоры о 'старой легенде', газетные заголовки о предыдущих убийствах. Когда тело Джейсона привезли в морг, при первом просмотре, было ощущение, что местом действий станет больница, как в 'Хэллоуин 2'. Увы, этому не суждено было случиться и после того, как Джейсон измельчает пару сотрудников, он возвращается на Хрустальное озеро. Как велико это чёртово озеро? Похоже, что способность Джейсона телепортироваться, снова благополучно вернула его домой.

С появлением семьи, в числе которой мать, дочурка Триш, маленький сынишка Томми и их пёсик Гордон, это кино показывает любящую, хоть и 'разбитую' семью, хорошо контрастирующую с типичными подростками. Криспин Гловер готов к вечеринке! Когда подростки шатаются, прежде, чем они познакомятся с парой сексуальных близняшек, отношение которых к мужчинам, как к кускам мяса, я нахожу оскорбительным, они спорят, является ли Джимми отстоем в сексе, а Джейсон уже преследует их на каждом шагу, ожидая темноты, чтобы прикончить их одного за другим. Ряд моментов из предыдущих фильмов имеют здесь место быть - больше трупов было выброшено через окно, а так же психология, используемая против Джейсона. Юмор, как ни странно, здесь гораздо менее явный, чем в третьей картине. Экспромт - танец Криспина Гловера - особая изюминка. Семья в опасности, ставки становятся все выше, но убийства не изобилуют разнообразием. Но, Зито снял хитрый момент, заключающийся в том, что, принимая душ, гибнет парень, а не девушка, как обычно бывает. Не плохо, Джозеф.

Хрустальное озеро - самое удобное место в мире, чтобы устраивать регулярные кровавые бани, благодаря его нелепой географии. Оно бесконечно, оно усеяно изолированными населенными пунктами и у него есть плохая привычка смещается в пространстве. Возможно, ранее я был не прав: Джейсон не телепортируется. Озеро вращается вокруг него, одновременно направляя его по следу новых потенциальных жертв. Все это время, озеро являлось сообщником Джейсона. Хорошо, рассмотрим момент, когда Триш и Томми наткнулись на Роба, путешественника, который утверждает, что он охотится на медведя. Несмотря на то, что он незнакомец, Томми не может удержаться от того, чтобы не затащить Роба в свою спальню, чтобы показать своё хобби, просто, чтобы получить одобрение, которое, черт возьми, он не может получить дома, в котором его родная мама и сестра. Это замечательный, удивительно честный момент. Другой момент показывает, как Триш провожает Роба в лес, на охоту. Роб замешкается на секунду, прежде, чем вежливо поцеловать её в щёчку. Почему это не наша история? Когда это кино давало надежду на прекрасную историю любви, я понял, что это всего лишь еще одна ложь.

Мы видим честную драмой, с серьезным основанием, чтобы Триш делала то, что она делает. Есть подлинное напряжение, когда брат и сестра, разделённые Джейсоном, пытаются отвлечь его, один от другого. Томми в моём сердце, он действует в стиле Джинни из второй части и немножко в стиле Брюса Кэмпбелла. Обнаженных девчат полно, да, чего греха таить. Но, единственная вещь, кроме клавиатуры, которой я умею пользоваться, является частью меня и я не собираюсь совать её в телевизор... снова. Правда в том, что есть задатки на интересную историю, но эта франшиза, как и прежде, сосредотачивается не на том. И в то время, как всё должно быть уже кончено, развязка по-прежнему довольно открытая...

5.5 из 10

12 января 2019 | 21:08
  • тип рецензии:

Умри, умри, умри…

(примерно 86-ая минута фильма)

Пятница 13-е – Часть 4: Последняя глава

Джейсон плевать хотел на разбитую черепушку. Он приходит в себя, чтобы начать безудержную вакханалию. Снова, опять, еще раз, как хотите, дом у дороги…

Вот и для меня наступил тот самый момент, когда старик Джейсон перестал сильно радовать. Некоторые зрители отмечали, что “Последняя глава” мало чем отличается от триквела. Ну, если смотреть кино не особо вникая, то естественно они покажутся братьями-близнецами.

Хотя разница все-таки присутствует. Слабая режиссура, которая бросается в глаза (особенно во второй половине). Режиссер Стив Майнер покинул эту франшизу после триквела. Решил заняться другими проектами. Понятное дело, надоело. Четвертую часть снимал уже Джозеф Зито.

Самый популярный фильм Зито – “Красный скорпион” с Дольфом. Бывали режиссеры и получше, положа руку на сердце. Выбирая между Зито и Майнером, я остановлюсь на Стиве. Другое дело, что Зито снял “Незнакомца”, зарекомендовав себя с хорошей стороны (как постановщик слэшера).

“Незнакомец” для многих стал шедевром. Жесткий тире кровавый фильм ужасов. И вот тут наступает время абсурда, так как “Последняя глава” забита космически вялыми убийствами. В картине 13 убийств – написано на всех сайтах. Я никогда не считаю покойников, все равно.

Понравилось только одно – брутальное выкидывание из окна. Все! Понимаете? Том Савини вернулся со своим гримом, но мне было скучновато. Проткнул ножом, зарубил топором, эх. Да, скорее всего я банально зажрался (посмотрел четыре части за одну неделю), но хотелось бы мяса.

Еще в этой части играет маленький пацан, а это уже грязный ход. Когда в твоем фильме ужасов маячит ребенок, то ты будешь им спекулировать (скрывая при этом свои косяки). Нет, Фельдман отыграл на пятерку. Вся концовка держится на его плечах. Это легенда 80-ых! Я его очень люблю и уважаю. Он подарил мне много счастливых моментов (от Гремлинов до Кровавого борделя).

Убери Фельдмана из картины, получи слэшер средней паршивости, субъективно. Да и Джейсона как-то маловато, чтобы его показывали конкретно в маске. Пора бы уже, четвертая ведь часть, скрывать нечего. Вместо этого, черт возьми, какие-то терки между сестренками (с кем они там спать собираются).

Как-то так! Я не говорю про ужасное кино (под пиццу – сойдет), просто Джейсон начинает надоедать (медленно, но верно). С другой стороны, вспоминая четвертую часть Пинхеда или Зубастиков, старик Джейсон смотрится гораздо лучше.

P.S.

Один из подростков – молоденький Криспин Гловер!

6,5 из 10

05 июля 2018 | 16:04
  • тип рецензии:

Количество жертв: 12

Оружие: хирургическая пила, скальпель, нож, гарпун, штопор, ванная плитка, топор, гаечный ключ.

Уже сейчас, спустя много лет, мы рассуждает о том, что лишь по прошествии трех фильмов франшиза о Джейсоне Вурхизе пришла к культовому образу своего фронтмена, и что она только начала набирать обороты. Однако в 1984 году идея финала этой кровавой серии всерьез рассматривалась продюсерами и «Последняя глава» должна была поставить точку в истории о маньяке с хрустального озера. Правда это или нет, сейчас уже не столь важно, но изменения первоначальной версии концовки, в которой Джейсон должен был быть обезглавлен, тем самым оставив лазейку для продолжения, говорит о многом. Хотя и обезглавленный, Вурхиз нашел бы дорогу на экраны, если бы этого потребовал зритель.

Четвертая серия, следуя канонам, заложенным своими предшественниками, совершает вводный экскурс в предыдущие главы, если вдруг их кто-то пропустил. Далее все идет, как оно и должно быть, с единственной разницей, что образ Джейсона именно с этого фильма начинает все дальше отдаляться от человеческого. И ведь это тоже интересная составляющая всей франшизы, как меняется и эволюционирует образ Вурхиза от фильма к фильму, приходя в итоге в десятой части к его мутантской способности к регенерации живой ткани (прям Россомаха). В «Последней главе» все достаточно проще, и Джейсон пока просто воскресает в морге, и летний кошмар начинается вновь.

В действительности, создавая третью часть, авторы ещё не понимали, какой культ в индустрию они принесли обычной хоккейной маской. Четвертый фильм делает уже осознанный акцент на деталях вурхизовского гардероба, и отрадно, что все-таки брюки у него не отглажены, а ботинки не сверкают своей начищенностью, что очень сильно бросалось в глаза в третьем фильме. В остальном в плане общей концепции серии все фирменные детали в фильме присутствуют в полном объеме. Большинство красоток по-прежнему не носят нижнего белья, убийства все так же разнообразны и изысканны, а сам Вурхиз ещё более харизматичен и кровожаден.

В отличие от Стива Майнера нынешний режиссер Джозеф Зито все же старается больше экранного времени уделить раскрытию персонажей, так как основную часть фильма акцент делается на сюжетной истории молодежи. Джейсон выжидает, устраивая бойню в последние тридцать минут. Причем заметно, что с развитием технологий, как мясные сцены, так и игра света и тени в фильме становятся непорядок лучше. Мощная концовка «Последней главы» должна была завершить серию, но это оказался далеко не финал нашумевшей резни на хрустальном озере. Просто позже Джейсон Вурхиз был уже совершенно другим, восставшим из могилы мертвецом, но это была уже совершенно другая история все той же “Пятницы 13-е”.

17 августа 2017 | 21:33
  • тип рецензии:

Кровавая резня в заново открывшемся приозерном лагере завлекла в кинотеатры толпы зрителей, коим было мало похождений Кожаной морды и Майкла Майерса, а посему оригинальная «Пятница 13-е» не имела никаких проблем с окупаемостью, перекрыв свой бюджет в несколько раз. Почувствовав прилив творческих сил, вчерашний неудачник Шон С. Каннингем отправился покорять иные просторы, напрочь отказавшись возвращаться к «Хрустальному озеру», но его последователи не собирались бросать то, что удачно сработало один раз, так как потенциал истории имел практически безграничный потенциал. С легкой руки гримера оригинального фильма, Тома Савини, в финале «Пятницы 13-е» мы увидели жуткий труп юного Джейсона Вурхиза, поднявшийся с глубин ради мести за гибель матери. И хотя на деле подобный поворот оказался ничем иным, как воспаленной фантазией чудом выжившей вожатой, это не помешало продюсерам запустить в разработку сиквел с Джейсоном в роли главного антагониста. И нет никакой разницы, что он погиб одиннадцатилетним мальцом, а вышел из темных вод озера здоровенным двухметровым детиной. Для истории было важно лишь то, что маньяк по прежнему носил фамилию Вурхиз и обладал сверхъестественной живучестью. Вслед за тепло принятым сиквелом последовал третий фильм, в чьи обязанности входило завершение Трилогии, но как же продюсерам, да и зрителям тоже, не хотелось прощаться с колоритным лесным рубакой преждевременно. Так что вместо того, чтобы вновь вернуться на тот свет, Джейсон Вурхиз опять взялся за оружие, дабы изничтожить зарвавшихся подростков в очередной части «Пятницы 13-е», получившей подзаголовок «Последняя глава».

Итак, сюжет фильма по традиции франшизы разворачивается буквально наследующий день после учиненной Джейсоном резни. Получив удар топором от несостоявшейся жертвы, кошмарный маньяк теряет сознание и остается нерушимо лежать в амбаре, где его находят полицейские и медики. Посчитав, что палач Хрустального озера погиб, врачи доставляют Джейсона в местный морг, однако ситуация выходит из-под контроля и убийца сбегает, оставляя по себе кровавый след. А тем временем в живописные лесистые края прибывает очередная компания похотливых подростков, взявшая в аренду один из местных домиков. Беззаботно развлекаясь вдали от взрослых, ребята не могут думать ни о чем ином кроме как о сексе, вовлекая в свои игры случайных туристок, также как и они, не побоявшихся пройтись по местам героической славы маньяка, который до сих пор считается чем-то сродни городской легенды, а не осязаемой опасностью. Бесконечные гулянья и обилие шума привлекает внимание проживающей неподалеку Триш (Кимберли Бэк) и ее малолетнего брата Томми (Кори Фельдман). Решив подружится с временными соседями, они тем не менее отказались участвовать в их развлечениях, но даже столь обдуманное и рассудительное поведение не ограждает их от прихода Джейсона, не разбирающегося кто, где и чем занимается. Ему необходимо утолить свою жажду крови и можно не сомневаться, что в этот уик-энд Хрустальное озеро снова окрасится в багровые тона.

Отчасти из-за того, что продюсеры во главе с Фрэнком Манкузо-мл. в действительности считали, что 'Последняя глава' поставит твердую точку в истории Джейсона Вурхиза, данная часть франшизы получилась более сочной и продуманной, нежели сиквелы оригинальной ленты Шона С. Каннингема. Конечно, все обязательные атрибуты истории находились на своих местах и ничего кардинального удивительного 'Пятница 13-е - часть 4' не предлагает, однако в фильме чувствуется особое внимание к происходящему. Если ранее зрителю было по сути все равно, кого зарежет или разорвет на части Джейсон, то сейчас герои-подростки уже начинают приобретать уникальные личностные черты характера, что в дополнении с неплохим подбором исполнителей сотворило подобие чуда. Присевший в кресло постановщика ремесленник Джозеф Зито постарался сделать все от себя возможное, чтобы его фильм увлекал и когда нужно разогревал публику до необходимого градуса. И в этом ему помогали как откровенно раскрепощенные девушки, не стыдящиеся показывать себя на камеру, так и культовый мастер по гриму Том Савини, который продолжил оттачивать свой неимоверный талант, помогая Джейсону Вурхизу как можно более красочно разбираться со своими многочисленными жертвами.

Упор истории, сделанный на персонажи, прибывшие к Хрустальному озеру в поисках развлечений, не мог не сказаться на экранном времени основного виновника кровавого торжества, Джейсона Вурхиза. Немногословному утопленнику пришлось потесниться, выскакивая из темноты не так часто, как кому-то хотелось, но подобное решение создателей стоит воспринимать благосклонно, ибо по правде говоря, образ Джейсона не настолько завлекателен, чтобы наблюдать за ним на протяжении всего фильма, да и чем чаще чудовище появляется на камеру, тем сложнее ему пугать свою аудиторию. Авторы франшизы изначально утвердили мифологию Вурхиза, лишив его притягательного обаяния, скажем, того же Фредди Крюгера, способного и вовремя шутку отпустить и над собой как следует посмеяться. Поэтому Джейсону не остается ничего иного, кроме как появляться из ниоткуда, скручивать жертвам шеи и вновь исчезать в никуда. А пока он находится где-то на периферии истории, внимание аудитории занимают молодые люди, сверкающие белоснежной улыбкой и демонстрирующие отменную физическую форму. В особенности преуспели в этом девушки, коих на этот раз в кадре достаточно много, чтобы привлечь к экранам самую широкую мужскую аудиторию.

Из героев, на которых заточил нож, топор и мачете Джейсон Вурхиз хочется отдельно отметить брошенного любимой девушкой парня Джимми в исполнении одного из самых интересных актеров своего поколения, Криспина Гловера. В будущем отец самого Марти МакФлая из 'Назад в будущее' сыграл немного ироничного, скованного, но при этом бойкого и готового к сексуальным приключениям героя, сумевшего разыграть сложный характер на в принципе скудном материале. Скорее всего создатели предполагали сделать упор на несколько иных персонажей, однако Гловеру удалось привлечь к себе внимание и затмить коллег, которые исчезли из истории кино, в то время как он сам в ней задержался надолго. Помимо Криспина весьма интересную партию заполучил и совсем юный Кори Фельдман, единственный ребенок, находящийся в пределах Хрустального озера в этот злополучный уик-энд. Не по годам рассудительный, но при этом не исключающий баловства мальчик, сыграл особую роль в истории, придав ей весьма ощутимого психологического подтекста, что в контексте 'Пятницы 13-е' уже само по себе удивительно.

В итоге хочу сказать, что 'Последняя глава' получилась несколько лучше своих откровенно топорных предшественников. Режиссер Джозеф Зито сумел вырваться из сковывающих рамок, установленных Стивом Майнером и снял если не глубокий насыщенный хоррор, так увлекательное развлечение, не лишенное ореола здоровой интриги. Кассовый успех картины оказался полностью оправданным, а сам Джейсон по идее наконец-то отправился назад в преисподнюю. Но мы то с вами знаем, что иногда они возвращаются...

7 из 10

08 мая 2017 | 10:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: