Признаться честно, что начиная смотреть данное кино, я ожидал увидеть совсем иное. Кино же получилось крайне необычное, поставленное в непростой, я бы сказал претенциозной атмосфере. История фильма погружает зрителя в свою муторную, угнетающую историю, и она остается неким осадком, к которому ты не был готов.
Мы видим главных героев – Майкла и Эллен. Он американский профессор. Она красавица жена. Супружеская пара приезжает в загадочный, португальский монастырь, чтобы найти доказательства о тайнах жизни Шекспира. Здесь в монастыре они встречают главного тут человека, который на первый взгляд кажется темным и непростым человеком. Он влюбляется в Эллен, и мы видим тревожную, туманную историю, от которой исходит некоторое безумие.
Кино определенно интеллектуальное, и оно, скорее всего, и направлено для респектабельного, интеллектуального зрителя. Эта драма не для всех. Ее история непростая, да и сам фильм показан в непростом стиле и атмосфере. Думаю, что это кино идеально будет смотреть ночью в полной тишине, чтобы до конца понять и осознать данную историю.
Дуэтом в фильме выступили Джон Малкович и Катрин Денев. Что касается Джона Малковича, то я долгое время думал, что он европейский актер, а не американский, ведь он так часто играет в европейских кинолентах. Этот американский актер крайне исключительная личность и актер большой глубины. Он всегда играет чисто, и его герои непросты. Так можно и сказать про данную его роль. Красавица Катрин Денев очаровательна в этом фильме, и на нее было приятно посмотреть.
«Монастырь» - криминальная драма при участии Франции и Португалии 1995 года. Данный фильм режиссера и сценариста Мануэля ди Оливейра будет по вкусу далеко не всем, да и поймет и досмотрит его до конца ни каждый. Фильм необычный, но зритель на него найдется.
В давно недействующий монастырь, расположенный на берегу океана, вместе с женой Эллен приезжает профессор филологии Майкл Падавик. Он намеревается отыскать в местном архиве документы, подтверждающие его гипотезу о том, что Шекспир на самом деле был беглым испанским евреем Жаком Пересом, который по прибытии в Англию соединил вместе своё имя и фамилию в конспиративных целях.
И в то время как учёный муж корпит по ночам над ветхими рукописями, тайно желая местную красавицу Пьедад, его супруга отправляется на рандеву со смотрителем монастыря Балтаром, который не только признается Эллен в любви, но и позиционирует себя как инфернального персонажа, ни много ни мало, Мефисто, распоряжающегося душами людей…
Философская притча о кознях Дьявола, с регулярными отсылками к «Фаусту» Гёте, хоть и отличается анемичностью действия, тем не менее, благодаря своей атмосфере, постоянно держит в напряжении. При нарочито замедленном темпе повествования и замороженности мизансцен, рассчитанных преимущественно на двух персонажей, основное внимание португальский режиссёр уделяет вербальному ряду и таинственности, которую во многом предопределяет музыка Игоря Стравинского и Софьи Губайдуллиной.
O Convento – показательный пример того, что для создания мистического кино настоящему мастеру не нужны никакие спецэффекты, достаточно всего лишь подлинного антуража древних каменных стен и соответствующего звукового ряда. Даже наличие двух суперзвезд в данном случае лишь продюсерская прихоть: участие Денёв и Малковича должно было облегчить фильму путь на международную арену.
В противовес модному постмодернистскому стилю Оливейра поставил сознательно архаичное, высокопарное и где-то даже претенциозное кино, рассчитанное на интеллектуальную аудиторию, для которой реминисценции «Фауста» не должны стать серьёзной проблемой при дешифровке ложно детективной интриги.
Потенциал и границы авторских притязаний заключены уже в титрах пролога и эпилога. Первый из них гласит: «Входящий в этот монастырь, ты должен быть глух, нем и слеп». А в финале зрителя извещают, что по возвращении из монастыря профессор Падавик забросил филологию и всецело посвятил себя оккультным наукам. При этом будет ошибкой полагать, что фильм даст внятное объяснение той метаморфозе, что случилась с тут главным героем.
Маноэль де Оливейра – один из самых оригинальных, плодовитых и пожилых режиссёров мирового кино. Говоря о португальском кино, мы подразумеваем Оливейру, говоря об Оливейре – подразумеваем португальское кино. Нельзя сказать, что там никто больше не снимает фильмы, но именно этот классик уже долгие годы остается визитной карточкой национальной кинематографии. В это трудно поверить, но свою первую картину он поставил в далёком 1931-м году.
«Монастырь» Оливейра завершил в 87-летнем возрасте, переживая на тот момент пик творческого ренессанса. Каждый фильм мастера, снятый в эти годы, неизменно приглашался на самые престижные фестивали. Этот не стал исключением и был представлен в конкурсе Каннского МКФ.