Каждый из нас – одновременно и ангел, и дьявол. Если бы человеческая натура хотя бы слегка склонилась в сторону того или другого, то все социальные дилеммы были бы разрешены много веков назад. Но из-за нашего раздвоения мы никогда не знаем, кем будем завтра. Сегодня строим Собор Парижской Богоматери, а на следующий день – Освенцим.
© Цитата из фильма.
Однажды режиссёрка данной короткометражки всерьёз задумалась, почему человек всеяден и убивает представителей фауны ради пропитания. От печальных мыслей вышла на свет эмпатия, и Александра Куркова, заручившись краудфандинговыми сборами, решила снять об этом маленький, миленький дебют. Настолько маленький и миленький, что сбежать за пределы собственного «а почему» оказалось попросту невозможно.
Сюжет условным образом делится на четыре эпизода. В первом (анимационном) мама-коровка рассказывает бычку, какой ужас ждёт его впереди. Во втором происходит критическая ситуация на дороге, в результате чего раскрываются два характера и мы понимаем: люди могут говорить умные вещи, но умные мысли порой приходят не им, а их подругам. В третьем и четвёртом история получает весьма предсказуемое продолжение, попеременно направляя внимание то на беседы ветеринаров, то на чтение детской сказки.
Персонажи не безразличны к животным, но умудряются их поедать, на чём делается особый акцент. Вполне нормально, если б подача апеллировала, например, к авторскому хоррору: там, где содержание проседает, не принося филигранных сюрпризов, могут помочь изыски стиля и формы. Однако визуальный ряд обыден (кроме сымитированного ракурса из-под моргающих век), с озвучкой создатели явно перестарались, а актёрские работы оставляют желать лучшего. В целом Курковой недостаёт фантазии выразить ничего кроме символических связок: мы любим домашний скот и мы, представьте, питаемся им, и наши дети тоже такими станут.
Серьёзно? Это всё, что вы хотели сказать?
Не надо путать противоречивость натуры с природной потребностью организма в употреблении мяса, выработанной путём многовековой истории выживания и пищевой адаптации. Играть на чувстве вины, используя мультики об обманутых бычках – слабый, дешёвый ход. Тот, кто ест мясо, не обязательно наслаждается пытками в Освенциме. Возможно, человек всего лишь голоден. А уж если сравнение с концлагерем так сильно влияет на желание поведать зрителю о его моральной несостоятельности и живодёрском начале – вам понадобятся обычные кадры со скотобойни. Да, слишком прямая манипуляция. Зато действенная.
Приятного аппетита (не подавитесь)!
3 из 10