О сериале до меня доносились слухи и не очень приятные, я не собиралась его смотреть. Решила посмотреть спонтанно на каникулах, потому что Кинопоиск предложил мне его в подборках.
В сериале плохо всё, его даже нельзя сравнивать с Ганнибалом, потому что они на разных уровнях даже актерского мастерства.
Кларисса и отдаленно не напоминает героиню Молчания ягнят. Я не знаю в чем именно проблема, в самой актрисе, сценарии или место имеет и то, и другое. Вы увидите только фальшь и наигранность, истеричность, неискренность игры актрисы. У неё нет характера на экране, она просто демонстрирует все клише героинь-копов, какие только есть в сериалах такого типа. За ней неинтересно наблюдать, вы не будете ей сопереживать, вы не поверите ни в одну её эмоцию. И тоже самое будет со многими второстепенными персонажами.
Зачем-то в сериал впихнули Кетрин и пытались построить какие-то взаимоотношения двух выживших жертв. Химии там нет, смысла тоже. Почему Кетрин с посттравматическим синдромом не посещает психотерапевта? Сериал вам не ответит. Обе героини травмированы и вспоминают Буффало Билла, при этом Кларисса ни разу не вспомнила Ганнибала, как будто его вообще никогда не было.
У Клариссы есть темнокожая подруга, в сериале поднимается проблема расовой дискриминации. Но она поднимается не потому что это важно и актуально, а потому что так надо, потому что требуется вставить темнокожую актрису, чтобы пройти какой-то цензор и это заметно. Актриса прекрасная, отлично играет (лучше актрисы, которая играет Клариссу), но она там настолько искусственно раскрыта, как будто её вырезали из другого фильма и вставили. При этом параллельно для контраста показывают Клариссу как белую победительницу по жизни (и это женщина в 90е, выбравшая мужскую профессию!), её все уважают, все воспринимают её всерьёз, никто не отпускает в её адрес неуместные шуточки и т.д. Прям праздник феминизма. И это избирательное раскрытия проблем персонажей показывает насколько авторам на самом деле было пофиг, они просто сделали как полагается, чтобы всем угодить, и вашим, и нашим.
И знаете, мне было бы пофиг на этот сериал, если бы он не эксплуатировал славу одного из моих любимых фильмов. В Молчании ягнят славу Клариссы украла тёмная харизма Ганнибала (или Хопкинса?), в этом сериале её снова украли, но уже жадные и бездарные сценаристы.
Вот каким словом я могу описать чувства, испытываемые при просмотре. Главная героиня не имеет ничего общего с той Клариссой, что мы узнали и полюбили в 'Молчании ягнят'. По факту, этот сериал очередная попытка угодить повестке.
Мне не мешала побочная история с притеснением темнокожих в агентстве. Наоборот, это добавляло атмосферности. Но что мы имеет по итогу: сексизм, который перекочевал из оригинальной ленты, расизм, трансфобия, проблематика однополых отношений, притеснение эмигрантов, ПТСР у жертв, алчность фармацевтических компаний. Живые матери в фильме обязательно плохие, хорошие же матери все мертвы. Убийцы белые цисгендерные мужчины.
Кларисса же превратилась из подающего надежды молодого агента в истеричку, которая всё время норовит влезть под чужую кожу, при этом не способна справиться со своими травмами. Раздает советы направо и налево. Хотя после нападения на нее Буффало Билла прошёл всего лишь год.
Как итог, раздражение перешедшее в разочарование. В сериале был потенциал. В нем чувствуется атмосферность, спецэффекты сделаны отлично и к месту, игра актеров тоже убедительна. Но здесь напрочь отсутствует элементы психоанализа и детектива, все основано на предчувствии Клариссы. Она здесь экстрасенс, а не агент. Жаль.
Кларисс — она ловит их с помощью наживки хрупкости, внутри которой секрет мужества
'18+'
Клара, по-нашему. Имя главной героини означает в том числе 'Светлая'. Понятно, что она противопоставляется тьме. Но она не белая, а просто светлая, даже не свет. Светлая, которую иной раз тянет ко чёрному. Как там... инь и ян.
Две рыбы в одном омуте. Маньяк и она. Я и она. Кого что цепляло в оригинальном фильме 'Молчание ягнят': кого-то Ганнибал (которого у нас вроде нет, но вскользь упоминается не явно), кого-то агентша ФБР... юная овечка, посланная волкодавами ловить волка, иных привлекали отношения героини и запертого за стеклянной или решетчатой стенкой. А иных могла привлечь девушка в колодце.
Наш сериал является условным прямым продолжением оригинального фильма. Но стилистика уже не та, как и героиня, слегка изменена. 'Молчание ягнят' выпустили когда MTV ещё было в разгаре, да и не так ещё, возможно, популярно по миру, даже Советский союз ещё вроде существовал, хотя всё раздумывал, что ему делать дальше. Тогда не было чисто мтвишной моды на кино. Люди были строже, нравы, поэтому Молчание ягнят могло иметь эффект разорвавшейся бомбы, ядерной, может быть, если даже не термоядерной.
Наш сериал можно было бы назвать 'Блеянием ягнят' (об овцах и козах, когда они издают дрожащие, прерывистые звуки - определение на основе информации Вики). Здесь на удивление много всего чисто мтвишного, даже некоторые персонажи выглядят так, как будто выходят на голливудскую красную дорожку, а не обыгрывают суровые будни ФБР или иной схожей структуры. Вместо лаконичных сцен, иногда молчаливых или продуманных диалогов, как в оригинале... тут реально много попсы и бла-бла-бла, хотя веяние времени понятно.
Обывателя пытаются заманить 'олдскульным' кадром (созданным в основном за счёт авто 30-летней свежести), эйфорией от старого-известного персонажа, ностальгией какой-то неуловимой. Мне же лично нравятся женские персонажи с особой изюминкой (так повелось). Джоди Фостер мне когда-то нравилась. Знаете, такие... сильные женщины, которые выглядят хрупко. И я в принципе не прогадал... даже не так... короче, все мы знаем, что стало в итоге с Джоди. В своё время была такая девушка Эллен Пейдж... потом с ней 'что-то стало'. Так вот главная героиня нашего сериала чистой воды Эллен Пейдж по внешности (можно сказать, может, из-за прически, не знаю), но не по повадкам... тем, что героиня Эллен показывала в Джуно. Думаю, если бы Эллен Пейдж была ещё с нами, то отлично бы вписалась в роль Клариссы. А вот актриса нашего сериала не дотягивает. Не хватает ей, что ли, 'хрупкой мужественности'? Хотя с чисто актерской стороны вопроса нет, может быть, претензии. Дело не в таланте актера, а в самом человеке. Это что-то такое должно быть помимо актерского таланта, если дело касается игры в Кларису Старлинг. Именно поэтому и Джулианна Мур не справилась с этой ролью.
Судя по всему наш сериал совсем другой. В нём, как ни странно, больше политики (что, наверное, нравится североамериканскому зрителю в последнее время, потому как политику куда только не пихают сегодня в Северной Америке, да и сами США пихают её, втюхивают во все стороны). Сериал, как уже говорил, чисто МТВишный, хотя эпоха MTV уже вроде оттарабанила своё. Плюс в нём стараются собрать в коротких (для подобного изложения) сериях альманах всего и вся, даже своя 'Трагедия в Уэйко'. Что-то вроде галопом по Европам. Только мы сидим с героиней в кабинете фбэрошного психолога, разбираемся в её мыслях и том, что произошло с окончания оригинального фильма, и тут же без подготовки наш 'боец джейн' командирована туда-то расследовать тот-то прям из кабинета психолога. И всё... ловит психопатов и прочих как на конвейере... время не ждёт, как говорится, серии короткие (для всего объема сценария). Хотя в оригинале то же самое было, если задуматься. И опять мы изучаем что-то там, вычисляем... становимся лицом к лицу с маньяками и прочими личностями, иногда слушаем их внимательно... или пули всаживаем (стараемся по крайней мере).
Ладно. Нормальный сериал. Просто мы завысили планку. Требуем то, чего сами толком не знаем.
_
Или я просто хочу встать перед ней. Позабавиться с овечкой, проникнуть в её подсознание, побыть её подсознательным 'папочкой-психотерапевтом' (собственно, роль 'ганнибала' примеряют на себя все кому ни лень в этом сериале, пытаясь проникнуть в 'овечью шкурку' Старлинг). Рассказать ей о ней многое по её виду, по её говору, даже по запаху... заглянуть в её прошлое с её разрешения, в прошлое, которое она не откроет больше никому - и это будет для неё словесной пыткой, разговор со мной, но в тайне ей будет всё это во всех смыслах ужасно нравится где-то глубоко, глубоко, очень глубоко внутри. Все мы хотим сыграть Ганнибла по части его работы и навыков психиатра, конечно, а не серийного убийцу и каннибала... или не все. Вообще странно конечно. Все мы, поклонники Молчания ягнят - странные люди, если задуматься... не странным такое кино не зайдёт просто.
_
Или это она залезет вам в голову, когда вы думаете обратное. Она словно волчица, которая кажется красной шапочкой. Она подпускает вас к себе, кажется недотрогой... прикидывается. На самом деле она куда мощнее характером и душой. Она ухватится за вас своими бихевиористическими клещами. Вам не уйти... даже Ганнибала она зацепила чем-то, что тот никак не мог её из головы... В общем, это вы мотылек, который летит на Светлую звезду.
Много лет тетралогия Томаса Харриса остаётся для меня любимой книжной серией: познакомившись с ней в старшей школе, я неоднократно её перечитывала, наслаждаясь ею как детективом, триллером, социальной драмой и как собранием культурных и теологических пасхалок. С каждой частью автор всё дальше уходил от художественного переосмысления документальной книги Марка Олшейкера 'Охотники за Разумом' в сторону метафор и аллюзий, но, тем не менее, каждая из книг мне по-своему нравится до сих пор.
С адаптациями четверокнижья ситуация сложилась неоднозначная - их качество за прошедшие 35 лет варьировалось от проходного, до очень хорошего (не считаю 'Молчание ягнят' шедевром, хотя, пожалуй, это лучшая экранизация из имеющихся), от вольного пересказа, до почти дословного.
Признаюсь, от «Clarice» не ждала ничего хорошего… Да, я часто думала, что было бы здорово увидеть околопроцедуальный сериал про харрисовских протагонистов, действия которого разворачиваются где-то между книгами. А потом Брайан Фуллер снял свою версию предыстории «Красного Дракона» - извратил идеи книг, перекроил до неузнаваемости буквально ВСЕ оригинальные образы и сдобрил это выдранными из контекста, невпопад воткнутыми диалогами из канона. Пожалуй, единственное, за что ст?ит сказать ему спасибо, так это за опущенную донельзя планку качества. После подобного даже выхолощенное «Восхождение» Питера Уэббера смотрится неплохо.
Тем не менее, я была заинтригована: из-за отсутствия прав на добрую половину персонажей Алекс Курцман и Дженни Люмет должны были приложить немалые усилия, чтобы сделать сериал интересным. Невозможность увидеть на экране – и даже услышать имена – Джека Крофорда или Ганнибала Лектера звучала не особо обнадёживающе… С другой стороны, всё-таки обнадёживала. Дело в том, что доктор Лектер, вопреки мнению многих людей, отнюдь не главный персонаж серии. Ключевой, важный, но всё же больше задающий вектор действий других героев, находясь в тени (исключая приквел, но сейчас речь всё же об основных событиях, связанных с охотой бихевиористов из ФБР на серийных убийц).
Клэрис М. Старлинг, в свою очередь, героиня неординарная, сочетающая сострадание, острое неприятие несправедливости с едва сдерживаемым хищническим потенциалом и даже цинизмом. Ни в одной экранизации прежде обе её стороны разом не освещались, было очень интересно взглянуть на изменения её образа между знакомством с Ганнибалом и последующей встречей через 7 лет. А меж тем, будь у CBS права на самого знаменитого персонажа серии, я уверена, что они, вопреки стольким годам затишья, использовали бы его в каждой серии, не оставив Клэрис хронометража (если Брэтт Ратнер умудрился добавить Лектеру столько сцен в полнометражке «Дракона» начала нулевых, то сейчас, со слепой любовью зрителей к фансервису, ситуация вышла бы ещё смешнее). Хотела бы я увидеть Блума, Крофорда и особенно Лектера? Да, безусловно! Пошло бы их появление сериалу на пользу?.. Я не уверена.
Создатели выкручивались с ограниченными правами как могли: в первой же серии можно увидеть почти всех основных героев «Молчания Ягнят», номер «National Tattler», услышать отсылки к отсутствующим героям, а позже увидеть, как часть крофордовских характеристик наслоили – внезапно! – на Пола Крендлера. Вместе с тем авторы сериала приняли одно из самых необычных и грамотных решений и за весь сезон не показали ни одного маньяка.
О сюжете.
По заданию генпрокурора, Рут Мартин - матери спасённой Старлинг последней жертвы Джейма «Буффало Била» Гама – главная героиня присоединяется к программе VICAP, занимающейся поимкой серийных убийц. В ходе расследования Старлинг понимает, что убийства являются лишь имитацией работы маньяка, а смерть найденных женщин связана, вероятно, с заговором в стенах крупной фармкомпании. На протяжении 13-ти серий Старлинг пытается раскрыть его (и несколько других дел), с переменным успехом учится работать в команде, нехотя испытывает на прочность свою давнюю дружбу с Арделией Мэпп и борется с постравматическим стрессовым расстройством, заработанным во время раскрытия её первого и самого знаменитого дела.
Что мне однозначно понравилось:
Старые герои.
Из сильно урезанного харрисовского пантеона уродов и людей, выжали всё, что только могли. Крендлер в исполнении Майкла Курдлица (немного похожего на постаревшего Рэя Лиотту, что забавно) вызывал привычное раздражение, постепенно переросшее в симпатиию. Я не привыкла любить Крендлера, но авторы постарались сделать его обаятельным)) В свете его нового образа мне особенно интересно было бы увидеть, как его приведут к образу из «Ганнибала».
Сбылась моя мечта с момента просмотра «Карточного домика» - чтобы Джейн Аткинсон сыграла Рут Мартин в какой-нибудь адаптации тетралогии. Насколько хорошо она вжилась в этот образ, и насколько была живая динамика между ней и Марни Карпентер в исполнении Кэтрин…
Ребекка Бридс сыграла мастерски – это не Джуди Фостер, конечно, но в её интерпретацию Клэрис я поверила; в ней есть очарование и харизма, серьёзность, злость, чувство юмора, а тандеме с Девин А. Тайлер в роли Арделии она смотрелась особенно хорошо.
И, да, господи, спасибо за Арделию!
Её было немного в книгах (а в фильме ещё меньше), но она была замечательной. Здесь её образ обрастили закономерными амбициями, конфликтами и собственным подсюжетом – ровно такими, какие могли бы быть у Арделии из книг. Наверное, вынесу её в отдельный жирный плюс.
Новые герои.
Эскивель, Трипати и Кларк – отличная команда. Обаятельные, живые, со своими собственными маленькими трагедиями, которые могли бы прекрасно выстрелить в будущих сезонах. Отдельно хочется выделить Джо Хадлина, Гаретта и Джулию Лоусон – они не в каждой серии фигурируют, но по-своему цепляют.
Операторская работа, эффекты и музыка подобраны хорошо.
Не сказала бы, что были какие-то особенные находки (ну, разве что «Everybody Dance Now» в довольно неожиданном контексте), но ухо/глаз ничего не резало.
Филлеров не так много, но почти все они выполнены добротно – при этом, повторюсь, без сюжетов про маньяков!
Если бы их было чуть больше, чем флэшбеков…
Медицинская и судебно-медицинская составляющая местами прям порадовали!
Авторы читали книги гораздо внимательнее, чем их предшественники: отсылки и общая передача атмосферы (как раннего, так и позднего творчества Харриса) подчас приятно удивляли. Это касается как мелочей, так и важных аспектов, в особенности – характера Старлинг.
Что мне не понравилось… Один из поворотов сюжета ближе к концу, ломающий [пред]историю. Частые, топорные и навязчивые флэшбеки из «Молчания ягнят». ПТСР, доведённое до абсурда: не стали бы герои в слезах вываливать свою подноготную каждому встречному, особенно более закрытая Старлинг!
Насколько хорошей получилась эта адаптация? Уж точно не идеальной – но вместе с тем в ней определённо есть, что похвалить. У истории есть потенциал для продолжения и очень жаль, что скорее всего, его не будет… В любом случае, к сериалу я буду не раз возвращаться, спасибо Курцману и команде!
Я решила посмотреть этот сериал по одной причине - любовь к оригинальным романам Томаса Харриса - но честно, можно было не смотреть - пока сюжет глубоко вторичен, если сравнивать с подобными детективными сериалами - до психологичности сериала Ганнибал Кларисса не дотягивает, детективная линия же близко не стоит с Настоящим детективом (смотрела только 1 сезон). Замени Клариссу на любую другую женщину-офицера фбр с другим именем и от истории останется ничего связанного с вселенной Ганнибала Лектора, и в этом главная проблема.
Сейчас я посмотрела 10 серию - я смотрю сериал, одновременно читая Хоббита - готовлюсь к игре по фильмам и книгам по миру Толкина. Сериал не увлекает, действия персонажей они предсказуемы и однообразны.
Мы и так знали про связь Клариссы с ее отцом, ее травмы после его смерти. То есть мы не видим ничего особого нового - создатели просто углубляются в ее историю.
Минус в том, что создатели ограничены авторскими правами и рамками Вселенной, но почему-то у Брайана Фуллера удавалось создавать и сложные психологические типы других маньяков и держать зрителей в напряжении при аналогичной проблеме.
И мое мнение - не может быть сериала, основанном на книгах о Ганнибале Лекторе, но без Ганнибала Лектора. Потому что не вытягивает сюжетная линия, а психологические проблемы (хотя, признаю, великолепно отыгранные) почему-то кажутся фальшивыми. Линия проблем национальных и секс-меньшинств выглядят притянутыми и скажем прямо больше похоже на модную тенденцию в нынешних сериалах, чем вызывает чувство легкого несоответствия
Что крайне не понравилось - две детективные линии в сериале были решены с помощью того, что Кларисса вышла 'будто в туалет' и нашла доказательства / предметы, что навели ее на правильные умозаключения. Что это было?! Просто слов нет!
Мне странно видеть положительные отзывы и лишь поэтому решилась написать рецензию, хотя моё ощущение кинематографа бывает крайне субъективным...
Кстати, у меня нет никаких вопросов к игре актеров, но линия Пола Крендлера мне не нравится -слишком далеко убежала от того образа, что я рисовала себе при чтении книг.
Беда этого сериала в том, что его неизбежно буду сравнивать с 'Ганнибалом' и фильмами с Энтони Хопкинсом. Почему-то никто не берёт в расчет романы Томаса Харриса (а они ведь действительно - хороши).
Сюжет рассказывает про события уже после поимки Буффало Билла, но до начала третьей книги о Ганнибале. В этот промежуток времени, карьера Клариссы резко набирает обороты. К ней приковано всеобщее внимание и каждый шаг молодой женщины-детектива рассматривается под 'гигантской общественной лупой'. Маньяки в сюжете мелькают редко (что хорошо) и акцент делается на методах расследования в 90е годы прошлого века.
В пользу просмотра этого проекта говорит и тот факт, что автор книг, также принимал активное участие в написании сценария. Удивительно, что о Клариссе Старлинг сняли сериал только сейчас. Сильный женский персонаж с развитыми аналитическими способностями - это явный тренд 21 века.
Снят сериал - дорого. Актёры с 'незаезженными' лицами тоже - хороши. На момент выхода 7 серии не было ни одной постельной сцены, что удивительно для проекта с рейтингом 18+. Весь упор делается именно на детективной линии. Без лишних соплей и драмы. Некоторые эпизоды заканчивались весьма неожиданными поворотами.
Хочется отдельно сказать, что фанатам эстетики Брайана Фуллера с его 'Ганнибалом' здесь - нечего ловить. 'Кларисса' делает упор не на 'смысл через визуал', а на 'смысл через психологический анализ', что очень близко к книжному первоисточнику.
Будьте справедливы к сериалу и постарайтесь не сравнивать его с предыдущими экранизациями. 'Кларисса' сможет многое дать и расширить книжную вселенную, которую создал Томас Харррис.
Кларисса Н. Старлинг пытается пережить новый стресс, появившийся от Буффало Билла. Рут Мартин настолько благодарна той за спасение своей девочки - Кэтрин, что решила взять её к себе в специальную команду, занимающейся пресечением похищений раньше, чем жертвы попадут в лапы к маньякам.
Актёры: Ребекка Бридс конечно не Джоди Фостер и глупо сравнивать её с ней. Но меня удивила не реакция людей, что первые зрители говорят будто Джоди - сильная, волевая девушка с крепкими яйцами между ног. Побывав у Лектора, у Билла - совершенно не ожидал, что она станет психологически травмированной. Да, 'Молчание ягнят' - был не просто фильмом о маньяках и их поимке, но и проблеме феменизма, трансгендерства и потери контроля. Вспомните, здесь она видит крупного бражника 'мертвую головку' и на чашке, которую разбивает при Поле Крендлере, пытаясь выйти из тени предрассудков. А в 'Молчании' - она представляет как идёт к живому отцу, потом лежащему в гробу. Это сериал не может рассказать нам о жизни Старлинг за 10 лет, буквально подводя нас к 'Ганнибалу' Скотта, однако он подходит к просмотру людям, неравнодушным к творчеству Томаса Харриса, даже если здесь использовали только его персонажей. Правда, Алекс Куртцман и остальные не имели права использовать имя Лектора, но они всё же перешли черту. Впрочем, как и сняв сериал и предложив свою версию событий, как всё пошло бы в мире, где существует гениальный психолог-людоед и сильная женщина, которую явно воспринимают, как ловца чудовищ.
Я рад, что Джейн Эткинсон отказалась той, кто сыграл Рут Мартин. Потому в 'Молчании' было странно видеть худую саму, на фоне дочки - пышки. Не подумайте, это не лицемерие, но здесь хотя бы всё гениально и просто выглядит, логично. Марни Карпентер показала, как её полноватый образ Кэтрин Мартин, сыгранный Брук Смит в первом фильме, похудела после стресса. Где-то в кадре мелькает Золотце/Пупсик - собачка Билла, пережившая утрату и обретшая дом с Кэтрин, которая я так понимаю, также не избавилась от стресса, подобно Старлинг (Бридс). И кажется, есть намёк на то, что Кэт станет маньяком по натуре, переродившись она также бьёт зеркала, не видя своего отражения, в первой серии. Попахивает Фрэнсис Долорхайдом, но мы знаем что был повержен. Что-то создатели вы намудрили. Исполнительницы ролей Рут и Кэт Мартин создали сильных и стойких духом женщин, в отличие от оригинальных. Так хочется сказать: 'Скажи мне мамочка, когда твоя малышка ляжет в гроб, где у тебя заноет?'
Мне не понравился образ Рэя Лиотты в 'Ганнибале', зато здесь актёр сыграл сильного человека, такого начальника, что птицы рядом не летают. А Старлинг пытается действовать по его указаниям. Странно, что этому седому и вполне зрелому мужчине, Ганнибал через 10 лет пожарит за ужином его мозг на сковороде, на кипящем масле и скормит ему же.
Второстепенные персонажи тоже заслуживают внимания: Арделия (А. Тайлер), Эскивель (Де Оливейра) и Саймон Нортвуд в воспоминаниях Старлинг - как Буффало Билл. Приятно, что создатели упомянули песню Goodbye Horses - QLazzarus под которую тот танцевал в 'Молчании ягнят'. Но мне больше понравился Тэд Ливайн, он выглядел женственно, а Саймон - извините, бомж с дробовиком.
Все остальное: Алекс Куртцман выступил сценаристом сериала. Первые эпизоды поставили Арниоковски, Врвела, Домон.
Впечатления: это очень интересно, наблюдать в кое-то веки не за похождениями старика-людоеда (пэр Энтони Хопкинс останется всё равно одним из лучших). Это новый взгляд на историю Клариссы, пытающейся выбраться из отдела поведенческого анализа, но так или иначе ей придется осознать, что стоит работать в команде.
Тот случай, когда один в поле не воин, а без Ганнибала уже не то.
Обычно не имею привычки составлять мнение только по двум сериям, но беда, что дальше смотреть этот сериал не смогу. Для любого фаната работ Томаса Харриса название сериала 'Кларисса' должно вызвать священный трепет и гулкий отголосок воспоминаний 'Молчания ягнят'. Джоди Фостер в тандеме с Энтони Хопкинсом задали высокую планку и новый сериал попытался ее поднять (увы качественно уронил), раскрыв персонаж Клариссы более глубоко. Но, если оригинальный образ был ярким, то новосозданная Кларисса, оказалась более бледной подделкой. Первое, что бросается в глаза нестыковка характера, сильная волевая в исполнении Фостер Кларисса стала депрессивной и подверженной истерии. Если бы у нее был достаточно сильный антагонист, то это можно было выправить. Тут же противники кажутся бледными и без изюминки. Сериал не имеет прав на доктора Лектера и, на мой взгляд, этим сильно проигрывает. Это среднестатистический процедуал, с претензией, но не оправданной. Сюжету не хватает остроты и интриги. Как будто лишившись Ганнибала персонаж Клариссы стал пресным и скучным. Будь это обычная девушка следователь может это и сошло бы с рук, но в данном случае это не Старлинг - это ее тень.