Уставшая от жизни в семье молодая девушка Норико решает сбежать в Токио. Там она намеревается встретиться со своей подругой по переписке в интернете с ником Ueno Station 54. Сайт, на котором она с ней познакомилась, имеет непосредственное отношение к прокатившейся по Японии волне самоубийств. Совместное самоубийство 54 школьниц (см. фильм «Клуб самоубийц», 2001) в подземке тоже было спланировано на этом сайте. Приехав в Токио к Ueno Station 54, Норико становится частью ее семьи. Девушку зовут Кумико. Она занимается тем, что организует сеансы т.н. семей напрокат. Приводит девушек к одиноким мужчинам, имеющим проблемы с реальными семьями, и просит тех разыгрывать членов их семей сообразно их желаниям. Норико и примкнувшая к ней сестра Юка тоже участвуют в таких представлениях. Потом их клиентом становится собственный отец.
Этот фильм является продолжением «Клуба самоубийц», хотя объединяют из разве что детали сюжета. По сути, это отдельная история. В центре все та же тема загадочного культа, заставляющего людей сводить счеты с жизнью. Ключ к нему, по-видимому, следует искать в словах Кумико, которая говорит: «Меня тошнит от ограниченности людей, ищущих свое счастье». Самоубийство у Соно – это скорее опыт предельной трансгрессии, чем попытка уйти от проблем. Достаточно взглянуть на лица 54 девочек, которые, с улыбками и смехом взявшись за руки, прыгают под поезд. Что-то в жизни современной Японии, словно говорит режиссер, требует большего, чем просто успешной карьеры и благоприятной жизни. Это что-то требует особого, фактически, смертельного знания, которое можно было бы противопоставить серости будней. В этом и состоит трагедия героев фильма. Они верят в культ больше, чем в жизнь. Норико берет себе новое имя Мицуко, и, когда ее услуги заказывает собственный отец, желающий вернуть дочерей домой любым, даже самым извращенным способом, она уже не отзывается на старое имя. Она выбирает путь сектантства, желая, очевидно, полностью порвать с прошлым. Но загадкой фильма, превращающей его в умнейшее парадоксальное кино, является то обстоятельство, что секты нет. Кумико несколько раз произносит: «Клуба самоубийц не существует». Что она под этим понимает – следует додумать зрителю. Можно предположить, что речь идет об отсутствии организации самоубийц. В таком случае самоубийство для каждого превращается в личную религию, не требующую коллективного церемониала. Лишь сайт haikyo.com, на котором самоубийцы встречаются, является единственным связующим звеном между ними.
Сион Соно снял кровавое кино о социальных проблемах между родителями и детьми. Он не стал делать прямолинейных предостережений об опасностях культов, но этого и не требуется – достаточно просто посмотреть на то, во что превратила свою семью увлекшаяся идеями новой жизни Норико.
Думаю, уже всем известно, что сия лента является приквелом к картине «Клуб самоубийц» и, по сути, открывает многие истины. Мне понравилось в этом фильме именно разъяснение всех причин и не только касательно клуба самоубийц. Однако замечу, что сам по себе фильм очень продолжительный, к тому же, довольно серьезный, на тему семьи, так что смотреть его и тяжело и утомительно в каком-то смысле.
Итак, речь идет о юной 17-лентней девушке Норико, которая, не в силах больше вести скучную жизнь, сбегает из дома и отправляется в Токио, чтобы не только устроить свою новую судьбу, но и увидеть свою новую знакомую по интернету – Кумико. Именно Кумико станет для нее тем человеком, кто полностью изменит ее существование, и заставит забыть прошлое, вплоть до имен своих родителей. Вскоре, через год, из дома сбегает и младшая сестра Норико – Юка. Она проходит точно такой же путь, как и старшая сестра, и попадает в руки Кумико, однако, на этой стадии Норико уже забывает, что у нее вообще была семья.
На самом деле, Кумико – сирота, которая выросла без родителей и других родственников. Всю жизнь она занималась тем, что обманывала добропорядочных людей, предлагая «семью на прокат». Со временем Кумико стала хорошей актрисой, начала относиться к убитым горем людям холодно и расчетливо и, в конце концов, заняла лидирующее место. Однако даже это является всего лишь прикрытием. И тут нам проводят цепочку-параллель: клуб самоубийц существует. Но существует не таким образом, как мы думали раньше. Никто и никого не заставляет убивать себя, все делается очень просто: люди сами решают, когда им умереть. Они сами этого хотят.
Клуб большой и включает в себя отнюдь не десять человек (думаю, это становится понятно после того момента, когда 54 школьницы бросаются под поезд). Но тема самоубийства здесь не центральная. Опять же все направлено на семью и сущность человека. Лента как бы поделена на несколько глав (глава о Норико, о Кумико, о Юке и т.д.), но все они связаны между собой и рассказывают нам об одной трагической истории. Это не просто рассказ об одной семье. Это так же рассказ и о хладнокровной Кумико, без которой ни Норико, ни Юка не стали бы Мицуки и Йоко. Пожалуй, в этом плане меня больше тронула история их отца – Тетсу, который понял о себе все, после того, как лишился дочерей. Он бросил все, чтобы попытаться их найти и доказать самому себе, что он не настолько плохой отец. Он бы сделал все, чтобы вернуть все обратно.
Это очень эмоциональное кино. Не смотря на множество рассуждений любого из персонажей, это в какой-то мере дает нам шанс подумать и над своей жизнью. Когда-то у меня была подруга. Она всегда жаловалась на свою жизнь. И однажды она сбежала из дома. Ее до сих пор не нашли. Я никогда не задумывалась над этим всерьез.
Вердикт:«Обеденный столик Норико», по моему мнению, фильм о том, что бывает, когда пытаешься изменить свою жизнь. Но тогда, возможно, прежняя жизнь может вообще исчезнуть, как и сам человек.
Клуб самоубийц – это мир с гораздо большим числом самоубийц, чем в нашем круге.
Обеденный столик Норико стал вторым фильмом после Клуба самоубийц в ещё незавершённой трилогии Сиона Соно, посвящённой загадочному то ли культу, то ли эпидемии, заставляющих молодых людей прыгать с крыши и бросаться под поезда в подземке. Первая картина, ставшая визитной карточкой Соно, выглядела пугающе странным коктейлем из реальных социальных вызовов и совершенно невообразимых домыслов, регулярно проваливающих действительность в какие-нибудь убежища панков-извращенцев.
Бытовое название второго фильма призвано смягчить жанровую эклектику предшественника. Будучи по форме подростковой драмой, эта картина назойливо возвращает нас к тому самому эпизоду в метро, когда, сосчитав до трёх, 54 школьницы дружно совершили последний шаг в своей жизни. Но теперь это не напряжённый сторонний взгляд полицейского, а запотевшие от волнения очки, через которые обычная провинциальная дурнушка Норико из старших классов неуверенно всматривается в свои признания, подаренные монитору виртуальной подруги.
У героинь Девственниц-самоубийц просто не было Интернета, уверен Соно. Иначе, сменив имена на какие-нибудь Мэрилин, они бы легко освободились от своих пугающих глубиной девичьих дум. Вот и самая обычная, как стол, Норико, становится ещё непонятной для самой себя покорительницей столицы Мицуко, втягиваясь в совсем непонятную, но захватывающую игру перевоплощения.
С максимализмом юноши и решимостью монаха герои Соно идут ва-банк, отвергая гнилую реальность натянутых улыбок на семейных фото и расписанного на годы вперёд поведения. Счастливый венец которого удавкой затягивается на ежедневном обряде за обеденным столиком. Ощущение пустоты своего простого мирка толкает персонажей фильма на совсем уж ницшеанские философские эксперименты, в которых перфекционизм нового образа может оказаться даже превыше жизни…
Неторопливость признаний в длинных монологах Норико, затем и членов её семьи, растягивается практически на весь фильм. Соно будто собирает потрясающий эмоциональный пазл чужих воспоминаний, каждый новый фрагмент которого оказывается ярче и неожиданнее предыдущего.