Человек без имени в современном мире… человек. Эта, на первый взгляд, чуждая проверенным временем социально-политическим законам мысль является определяющей для Тони Гатлифа, самобытного европейского режиссёра, в котором течёт и цыганская, и алжирская кровь. Стоит ли говорить, что сюжеты его фильмов почти всегда далеки от потребности поддаться сухому зрительскому анализу или вызывать бурю восторга от обилия экшена. Творческий путь Гатлифа насчитывает не одно десятилетие, в которых уместилось множество проявлений чувств – от любви к Родине и свободе до любви общечеловеческой, которая наиболее ярко отражена в картине «Мондо» – появившейся двадцать лет назад и уже порядком подзабытой удивительной истории.
Мондо (с итальянского «мир») – это условное имя главного героя, мальчика, однажды оказавшегося в Ницце по неизвестным причинам. Он не умеет ни читать, ни писать, но совсем не похож на бездомного уличного оборванца и легко находит с чужими людьми общий язык. При этом, если присмотреться к Мондо глазами окружающих, можно без особого труда разглядеть внутренний мир этого маленького человека, открытый для каждого, кроме тех, у кого тёмные мысли. Его эмоции совершенно искренние, а белозубая улыбка сопровождает самые лучшие и приятные моменты знакомства с жизнью портового города в чужой стране. Каждый её уголок рад приютить у себя странного гостя, но лишь там, где нет людей, в Мондо пробуждается нечто необыкновенное, то, что отличает его от всех других мальчишек разных городов и стран. Первозданная природа посылает ему невидимые знаки, воссоединяясь с мальчиком во время его снов, будто бы всякий раз подтверждая, что земной мир слишком чёрств для его души. Но Мондо продолжает верить в людей и снова идёт к ним.
По форме «Мондо» – это наблюдательный этюд, более близкий к артхаусу, нежели к трагикомедии, но назвать его абсолютно утрированным решительно невозможно. Гатлиф так и не раскрывает главные идеи, но здесь смотря с какой стороны подойти. Если взять во внимание естественные законы, то герой Мондо, кем бы он ни был, изначально несёт в себе положительный заряд энергии, который неминуемо будет приносить ему больше страданий, сталкиваясь с тем, что называют злом. Друзьями Мондо становятся только добрые люди, а сам он инстинктивно избегает нехороших, и даже если они ему встречаются, уворачивается от их воздействия. Но завершение истории указывает, скорее, на правоту природы, предупреждающей Мондо, что рано или поздно он проиграет злу, которое давно уже объединилось с добром, чтобы на равных управлять миром.
С чем бы ни отождествляли фильм и его героя, здесь есть и внешняя сторона, которой можно полюбоваться. Например, это живописные сценки природы и на побережье Ниццы, снятые в весьма необычном исполнении. «Мондо» хорош, прежде всего, отдельными эпизодами, совокупность которых делает характер картины более интенсивным и оригинальным.
Картина-загадка от Тони Гатлифа оставляет после просмотра высокие, но грустные ощущения. Кому-то она может показаться всего лишь сказкой с непривычным окончанием, но сказка, как известно, всегда будет ложью с тонким намёком на что-то важное. В фильме «Мондо» лжи нет, а есть лишь мечты о свободе, тема которой проходит красной нитью через всё творчество режиссёра и о красоте мира, который для него, как представителя своего народа, имеет особый романтический оттенок страстной борьбы за существование и наслаждения от осознания этого.
Самый красивый, волшебный и добрый фильм Гатлифа. Это история о маленьком принце. Только принц не с другой планеты, а беженец. Это кино о доброте. Маленького мальчика кормят, любят совершенно незнакомые люди. Он же в ответ пытается ответить на доброту добротой. Напомнило Жизнь Пи по красоте съемки. Вполне возможно, что история мальчика - отражение биографии самого режиссера. Гатлиф родился в Алжире. Когда ему было 12 лет, ему нашли невесту, от которой он и сбежал во Францию.
В фильме будет очень много фантастических моментов - и фокусник на набережной, и старая индианка, и продавщица хлеба в пекарне, и чашка кофе поданная бродяге-философу с утра. Фильм о человечности, о свободе. Зритель увидит мир глазами ребенка - легкий, яркий, без границ. Очень советую.
Конечно, за всем этим скрыты и тяжелые темы. Этот маленький принц или Геккльбери Финн живет без семьи и родных, не умеет читать, предоставлен сам себе. Его друзья, в основном, беженцы, которых депортируют и бродяги, исход жизни которых предрешен. Есть и мистическая составляющая. Ничто не случайно. Все взаимосвязанно, и одна беда влечет за собой целый поток. Но несмотря ни на что, фильм очень хороший.
Фильм рассказывает о мальчике 10 лет по имени Мондо, беспризорнике с ослепительной улыбкой, который появился ниоткуда, как Маленький принц на улицах Ницце, гуляя по городу он радуется жизни, попутно ища себе семью, пропитание и место для ночлега...
Фильм снят по новелле знаменитого французского писателя Жана-Мари Гюстава Леклезио, французским режиссером цыганского происхождения Тони Гатлифом, который прославился фильмами на цыганскую тематику, и работает в основном с актерами непрофессионалами, так как считая профессиональных актеров ненастоящими, исключение правда составил Ромен Дюрис, который задействован во множестве его фильмах.
Фильм получился трогательным и пронзительным, снятым в псевдодокументальном стиле, с небольшой долей поэтики, иллюстрируя нам жизнь на улице, с добродушными клошарами и уличными циркачами, где бродя вместе с мальчуганом мы встречаем множество различных людей, как добрых и приветливых, так и не очень, в этом равнодушном безразличном обществе, для которого нет различий между человеком и бездомной собакой.
Тони Гатлиф выдаёт свою историю за сказку, восходом детской улыбки озаряя тусклый городской небосклон. Пришедший из ниоткуда, задорный мальчишка льнёт к добрым людям, становясь, кому другом, а кому - помощником, приставая к прохожим, занятым собою или бегущим по чужим делам. Путаясь под ногами, парнишка становится сердцем коротких миниатюр об уличной жизни с добродушными клошарами и выступлениями уличных циркачей.
Мечтательные грёзы ребёнка перебиваются пугливым бегом от строгих взрослых, задающих нескромный вопрос. Тот самый, которого избегает Тони Гатлиф, делающий вид, что бродячий мальчик- в порядке вещей, что дворовые университеты заменят ему школу, а случайная помощь - таблетки обученного врача.
Режиссёр поёт гимн вольной жизни, противопоставляя свободу передвижения укладу общества, придумавшего обязательные для образования школы и тёплые приёмные дома. Он беспардонно равняет полицейских с ловцами бродячих собак, уподобляя человека бездомному животному - создавая аналогии, продиктованные его сочувственным отношением к перекатным людям цыганский кровей. Симпатизируя безответственности, Гатлиф запирает своего героя в положении безысходности, где он просит встречных об усыновлении и, не слыша согласия, стремглав улепётывает от догоняющих его государственных опекунов.
Подчиняясь идее, кино утрачивает здравомыслие, едва ли не ударяясь в откровенный анархизм, приобретая плакатные черты, наливается пропагандистским соком антиглобализма, порицая неугодный порядок, который, из лучших побуждений, пресекает беспризорную детскую беготню.
Не важно, как вы относитесь к Франции и французским фильмам. Не важно, как вы относитесь к воде, камням, голубям, нищим и богатым. Вообще ничего не важно. Просто посмотреть в эти глаза. В глаза голубого щенка. И всё...