«Паранормальные» режиссера Эскиля Вогта рассказывает историю девятилетней Иды, которая переезжает вместе со своими родителями и старшей сестрой-аутисткой Анной в новую квартиру. Гуляя во дворе, она знакомится с соседним мальчиком Бэном, который обладает телекинезом и девочкой Аишей, которая внезапно устанавливает телепатическую связь с Анной. Вскоре, сверхъестественные способности детей начинают усиливаться.
На мой взгляд, авторы данной ленты подняли на экране действительно актуальную и немаловажную тему. На первый взгляд может показаться, что мы имеем некую вариацию темы про детей со сверхъестественными способностями. Однако это оказывается лишь ширмой или даже моральным пластом, за которым поднимаются и развиваются темы подростковой жестокости, исследуемой на протяжении всех двух часов экранного времени. Авторы данной ленты охотно пытаются достучаться до того, что же становится основой и причиной для подростковой жестокости, насколько далеко готовы зайти дети в этой самой жестокости и какова необратимость последствий совершаемых ими безнравственных и беспощадных действий. Немного смущает, что олицетворением зла в данной ленте стали дети-выходцы из других стран. Словно подводя черту лицемерия европейских стран в отношении представителей из восточных стран. Но в целом, это нисколько не портит силе и глубине авторских размышлений на вышеуказанные темы. Позволяя в очередной раз серьезно задуматься о том воспитании, которое оказываем мы на наших детей и то «воспитание», которое могут оказать окружение наших детей.
Режиссер данной ленты Эскиль Вогт снял неоднозначное кино. С одной стороны, располагающее к себе эстетической красотой картинки, талантливо снятыми с художественной точки зрения сценами, а также мощной атмосферой саспенса и тревоги, которое нарастает при достаточно тягучем и не успешном повествовании. С другой же стороны, при всей эстетичности картинки и художественных достоинствах, картина вызывает немного отталкивающее и дискомфортное ощущение именно содержанием сцен, которые получились попросту шокирующими и жестокими.
Нельзя не отметить замечательные актерские работы Сэма Ашрафа, Ракель Ленора Флоттум, Алвы Бринсмо Рамстад и Мины Ясин Асхэйм, которые не смотря на свои юные возрасты отлично отыграли свои роли. Обычно дети актеры пытаются играть как взрослые и за счет этого их игра кажется несколько наигранной. В данном же случае, перед нами настоящие дети и от этого поднимаемая на экране тема воспринимается действительно остро. При этом, все четверо детей очень тонко отразили на экране внутренний мир своих персонажей и оставили меня под глубоким впечатлением. Особенно Ашраф, который не смотря на небольшое упрощение своего персонажа в рамках сценария не кажется банальным и картонным «злодеем».
9 из 10
Паранормальные – это очередной представитель так называемого «возвышенного хорора», который очень сложно отнести к жанру фильма ужасов в традиционном понимании жанра. Авторы данной ленты сняли эстетически красивое и талантливо снятое с художественной точки зрения произведение, которое производит крайне отталкивающее впечатление демонстрируемыми на экране сценами беспощадными и шокирующими сценами детской жестокости и насилия. Вокруг этого и задаваясь вопросами об основах и причинах для подростковой жестокости, насколько далеко готовы зайти дети в этой самой жестокости и какова необратимость последствий совершаемых ими безнравственных и беспощадных действий.
Вы знаете, кто такие 'дети индиго'? Еще в 1970-х годах зародилась мистическая концепция 'нью эйдж', предполагавшая, что в новом поколении появятся люди со сверхспособностями. Эдакая мутация человечества. В рамках этой идеи родилось представление о том, что нынешние дети - это совершенно особые существа, обладающие невероятными способностями. Чтобы они проявились в полной силе, их нужно лишь поддерживать и развивать.
В 2000-х идея о том, что все необычные и гиперактивные дети - это сверхдети, дети индиго, получила распространение во всем мире. Ученые прозвали эти концепции псевдонаучными и претендующими на создание религиозного культа. Но мысль, что нынешние дети сильно отличаются от тех, что рождались раньше, укоренилась в массовом сознании очень крепко.
И вот в 2021 г. норвежец Эскиль Вогт снял хоррор 'Паранормальные', который отлично эту идею эксплуатирует.
Фильм рассказывает о четырех детях - две главные героини сестры. Одна из них страдает тяжелой формой аутизма, не разговаривает, практически не обращает внимания на окружающих и требует постоянного присмотра. Другая не очень-то стремится заботиться о сестре. Она выходит гулять на детскую площадку и довольно быстро находит общий язык с местным мальчиком.
Играя, он демонстрирует ей способности к телекинезу - всего-лишь силой мысли и взглядом мальчик способен перемещать предметы. Эта безобидная способность быстро перерастает в жуткую способность управлять людьми. А мистические способности начинают проявляться и у девочки аутистки, и у еще одной соседки, и в конце-концов у главной героини. А их совместные эксперименты обернутся чередой жутких смертей.
'Паранормальные' - это второй фильм, срежиссированный Эскилем Вогтом. До этого он снял мистическую драму 'Слепая' 2014 г., а профессиональному сообществу и зрителям намного больше известен как сценарист 'Осло, 31-го августа' 2011 г., 'Громче, чем бомбы' 2015 г., 'Тельма' 2017 г., 'Худший человек на свете' 2021 г.
Лента получила большой интерес кинофестивального движения, номинацию на Каннах, широкий мировой прокат и высокие оценки зрителей. Рейтинг в IMDB - 7,0, а на Rotten Tomatoes у хоррора 97 % из 100.
Идея показать жутких детей, перед которыми все взрослые оказываются беспомощны - далеко не нова. Но 'Паранормальные' не только отлично использовал заветы культовых лент 'Кэрри', 'Дети кукурузы', 'Омен' и пр., но безусловно сумел по-новому преподнести страх превосходства нового поколения людей над нами.
У нескольких детей, без всякой на то причины, начинают проявляться сверхъестественные способности. Каждый из них распоряжается даром по-своему. Одни используют и развивают новые возможности, чтобы радовать и делать счастливыми других, а кто-то, в это же время, копит в себе зло, чтобы уничтожать, приносить боль и горе.
Фильм «De uskyldige» («Невинные») – мрачная и страшная сказка о детстве и волшебстве на полных обыденности улицах, в квартирах, скрывающих в своих стенах людей, погрязших в проблемах и обывательской рутине. Происходящее на экране пугает отчаянием, жестокостью, безысходностью. А еще – вдохновляет чудом, которое может быть использовано во благо, и силой духа, необходимой для победы над проявлениями осевшей внутри личности черноты.
Ленту можно рассматривать как некий метафорический посыл от режиссера Эскиля Вогта. Каждый человек носитель добра и зла, и только от него зависит, какой путь ему ближе для реализации своих желаний и жизненных целей. Взросление – период серьезных испытаний, когда формируется понимание того, какие поступки являются хорошими, а какие – плохими. У детей свой мир, другое восприятие происходящего вокруг них. Участие или безучастие взрослых в процессе взросления обязательно оставит след и отразится на том, кем станет ребенок. Эскиль Вогт наделил героев фильма необычными качествами, и возможно, за счет них гиперболизировал визуализацию внутренней борьбы между добром и злом в детях в период взросления.
У фильма мощная пронзительная атмосфера, при вдумчивом просмотре зритель обязательно прочувствует ее. Отличный саундтрек, хороший фильм.
Можно без конца спорить на эту тему, но факт остается фактом. Из всех типов людей самые жестокие – это дети. У взрослого человека, если он не сумасшедший, даже на подкорке могут стоять барьеры, которые, как минимум, могут разбудить его совесть за совершенный поступок. Дети же иначе смотрят на окружающий мир. Им кажется, что мир крутится вокруг них, а следовательно, суровое наказание их не постигнет, а это значит, что можно делать больно тому, кто этого не заслуживает. К теме злых детей не раз обращались многие кинематографисты. Так, к ней обратился норвежский режиссер и сценарист Эскиль Вогт в психологическом хорроре «Паранормальные».
Синопсис Ида только что переехала со своими родителями и сестрой Анной, страдающей аутизмом, в другой город, т. к. её папа получил новую работу. Поскольку лето в самом разгаре, а отправиться с семьей в отпуск пока нет возможности, Иде ничего не остается, как проводить скучные деньки, гуляя по окрестностям её района. Так, она знакомится с соседскими детьми Беном и Аишей, в компанию которых также присоединяется Анна. Во время игр дети узнают, что обладают сверхъестественными способностями. Правда чем больше они развивают их в себе, тем опаснее становятся для окружающих и себя самих.
Игра актёров Поскольку в центре внимания находятся именно дети, то перед создателями стояла большая задача, помочь юным исполнителям сыграть так, чтобы зритель не только поверил их игре, а стал искреннее переживать за судьбы героев. Ракель Ленора Флоттум превосходно сыграла роль Иды, 9-летней девочки далеко не с девчачьим характером, которой практически в одиночку приходится вступить в схватку со злом, чтобы защитить не только свою жизнь, но и жизнь своей семьи. Алма Бринсмо Рамстад превосходно сыграла роль девочки-аутиста Анны. Сэм Ашраф сыграл роль Бена, главного антагониста фильма и в целом сложную драматическую роль. А Мина Ясмин Асхейм сыграла роль Аишы, маленькой ясновидящей, которая до конца не осознала значение своего дара, но сыграла колоссальную роль в сюжетной канве, несмотря на свой трагический финал. Наверное, стоит упомянуть Эллен Доррит Петерсен в роли матери Иды и Анны, которая всецело старается помочь своим дочерям во всех просьбах, не подозревая, с какими вещами пришлось столкнуться её детям.
Режиссура Вообще «Паранормальные» является классическим примером психологического хоррора – того уникального явления синергии драматического жанра и ужасов, когда проявление ужаса на экране является тонкой аллегорией внутренних и внешних переживаний героев на различные темы. Чтобы было понятно, о чем снят этот фильм, представьте себя 9-летним ребенком, который переезжает в новый город, где никого не знает. И вот чисто случае вы знакомитесь с ребятами, с которыми находите общий язык, а потом делитесь секретом о том, что умеете управлять предметами силой мысли, общаться телепатически и даже вселяться в тела других людей, заставляя выполнять вашу волю. Но всё это не понарошку, не игра детского воображение, а реальность, которая поначалу была детской игрой, а потом потеряла всякий контроль и обрела крайне жестокие и омерзительные формы. Выше уже упоминалась тема детской жестокости. В «Паранормальных» Эскиль Вогт использовал фишку со способностями как аллегорию для передачи сути этой темы и проблемы. При этом в определенный момент действительно становится страшно, потому что ты помнишь, что главные герои – дети. Родители им не поверят. Да и сами родители с учетом способностей злодея могут представлять для героев опасность. Значит, чтобы остановить убийцу, им, будучи маленькими детьми, придется взять ситуацию в свои руки.
Сценарий Эскиль Вогт – пожалуй, самый популярный современный сценарист Норвегии. Вообще тема со сверхспособностями уже ему знакома, поскольку он выступал в соавторстве фильма со схожей тематикой «Тельма». Однако действие «Паранормальных» целиком сосредоточено на детях. По сюжету 9-летняя Ида и её сестра Анна, страдающая аутизмом, переезжают вместе с родителями в другой город в спальный жилой район посреди живописного леса. Поскольку лето только началось, Иде придется три месяца провести дома, т. к. папа только поменял работу, и поездка в отпуск будет для них непозволительной роскошью. Девочка начинает гулять по району в поисках сверстников и случайно знакомится с мальчиком Беном. Бен показывает ей свою способность к телекинезу, но поскольку Ида – только ребенок, то воспринимает это магию. Вскоре к их компании присоединяется Аиша, которая, в свою очередь, установила ментальную связь с Анной. У Аишы развита телепатия и способность слышать мысли любого. Дети играют, развлекаются, но эти игры становятся опасными, когда Бен начинает применять свои способности, чтобы причинить кому-то боль или даже убить. Сначала мальчик жестоко убивает собственную мать, которая третировала его, затем соседского подростка. Девочкам поведение Бена крайне не нравится, но мальчик считает себя неподвластным никому, кроме самого себя, и героини, как и их семьи, оказываются в серьезной опасности.
Итог Сразу стоит заметить, что «Паранормальные» - это артхус. Поэтому это кино не на массового зрителя. Любителям классических страшилок с динамичным сюжетом здесь не место. В то же время фильм обладает по-настоящему напряженной и даже пугающей атмосферой. Плюс понравилась сама задумка фильма и аллегорическое высказывание режиссера. Поэтому рекомендую к просмотру.
«Паранормальные» - еще один пример неудачного локализированного заголовка, поскольку оригинальное название картины «Невинные» не только перекликалось по смыслам с одноименной экранизацией романа Генри Джеймса «Поворот винта», снятой в 1961 году, но и гораздо ближе подходило к истинной сути всего фильма. За рулем проекта в качестве режиссера и сценариста находился Эскиль Вогт, постоянный автор скриптов к работам Йоакима Триера (включая один из главных фестивальных хитов прошлого года «Худший человек на свете»), уже второй раз пробующий свои силы в качестве постановщика полнометражного кино, поэтому зрителя, ожидающего нечто в духе «Хроники», его труд может разочаровать – «Паранормальные» представляют собой вовсе не зрелищные разборки «детей икс», а тонкое, бескомпромиссное и подчас по-настоящему жуткое исследование аспектов детской жестокости, порой совершенно не замечаемой взрослыми и не имеющей перед собой никаких границ.
Справедливости ради надо заметить, что кое-что от комиксов Вогт всё же берет, а именно сюжетную структуру. У нас есть Архизлодей (в данном случае это Бен) с личной драмой, толкнувшей его на темную сторону, есть противостоящая ему положительная Супергероиня (умеющая влиять на людей и читать их мысли девочка Аиша), а есть нейтральный участник событий, пытающийся определить для себя, чью же сторону хочется занять (Ида), причем все трое наделены особыми способностями, что в итоге выльется в непременный финальный баттл. Разумеется, всё это «супергеройство» лишь метафора для сложностей ювенильного поведения, когда ребенок пробует разобраться, что такое «хорошо» и что такое «плохо», потихоньку учится расставлять приоритеты, понимать значение слова «сострадание» и в итоге формируется как полноценная личность.
При этом Вогт потрясающе понимает детскую психологию не хуже Стивена Кинга с его «Клубом неудачников» из «Оно»: ребята, максимально органично сыгранные юными актерами, вовсе не являются какими-то гипертрофированными монстрами или фриками, они ведут себя точно так, как и любой ребенок, получающий удовольствие от непослушания и действующий по собственной указке за спиной у родителей. Ювенильная невинность становится палкой о двух концах – с одной стороны, это чистота и непорочность, с другой же это пустой холст, который можно заполнить чем угодно, и если на такой почве прорастут первые зерна Зла, то вполне возможно, что их плодом вскоре станут новый Чикатило или Джеффри Дамер.
Особенно интересен повествовательный инструмент Вогта как режиссера – само собой, при почти полном отказе от дорогих визуальных эффектов. Стремясь донести одну из важнейших мыслей о том, что нравственные ориентиры у детей порой существенно смещены, он то и дело вызывает у зрителя нешуточные напряжение и тревогу, причем вовсе не хоррор-приемами, а неприятным ожиданием того, что эти ребята могут выкинуть (сцена с котом определенно не подходит для впечатлительных), ведь все мы прекрасно знаем, на что способны реальные подростки, холодно и бесстрастно запечатлевающие свои «подвиги» на камеру смартфона.
Нарративные средства у режиссера при этом достаточно простые, ему нужно всего лишь всмотреться в веснушчатые лица, послушать шум ветра и шорох листьев, а также выстроить геометрию стерильных новостроек, чтобы зритель понял – в этой самой что ни на есть будничной среде и руками самых обыкновенных детей может быть совершено нечто непоправимое. И именно здесь, как ни странно, начинаешь понимать, что «Невинные» и «Худший человек на свете» рождены умом одного и того же человека, придавшего названиям фильмов диаметрально противоположную их внутренним смыслам иронию, сохранив при этом общий контекст: человек, познающий смысл и определяющий цель собственной жизни вне зависимости от возраста.
«Паранормальные» – талантливо снятое, но при этом довольно отталкивающее и тягучее кино. Указание в описании на жанр ужасов может ввести вас в заблуждение. По сюжету фильм больше напоминает не хоррор, а психологический артхаус с элементами мистики – даже несмотря на победу ленты на прошедшем недавно фестивале фильмов ужасов «Хоррор фест».
Основной темой картины является детская жестокость – бессмысленная и беспощадная. Её здесь, что называется, в избытке. Снято натуралистично, шокирующе, так что после просмотра ощущаешь довольно мерзкий привкус от увиденного, а на своё собственное чадо начинаешь смотреть с некоторым беспокойством.
Детишки в фильме условно делятся на тёмную и светлую силы, каждая из которых наделена сверхспособностями. Если вы смотрели «Людей Икс», то можете подумать, что режиссёр является ярым поклонником данной франшизы. Но версия Эскиля Вогта мне понравилась значительно меньше. Прежде всего потому, что для демонстрации бессердечности отдельных юных созданий, как представляется, совсем не обязательно было превращать их в гуру телекинеза. Хотя зрелищности фильму это, безусловно, добавило.
Художественно фильм сделан красиво – если такой термин можно применить к картине, где различные травмы и смерти следуют одна за другой. Скандинавское кино вообще отличается особым шиком: холодные сдержанные тона, неспешная смена кадров, умелая игра на контрастах – зелёный лес и серые каменные джунгли города, в которых никто не может чувствовать себя в безопасности. Саундтрек здесь тоже под стать общей атмосфере – беспокойный, тревожный, давящий на психику.
Взрослые в фильме выглядят статистами, в то время как игра юных актёров по-настоящему впечатляет. Данный факт, а также визуальная и звуковая составляющие картины не позволили мне окрасить рецензию в красный цвет. Но вопросы к режиссёру после увиденного остались.
Прежде всего – зачем в фильме столько откровенной кровожадности? Это ведь больше драма, но никак не слэшер, не фильм про какого-нибудь маньяка с садистскими наклонностями. А то, что дети бывают мстительны и безжалостны, можно показать иными способами, равным образом не превращая картину в ремейк «Людей Икс» по-скандинавски.
Далее – мотивация поведения героев. Нам показывают, что главный злодей – мальчик из не самой благополучной семьи. Но так ли уж плоха его мама, и действительно ли среднестатистический ребёнок, оказавшийся в подобной ситуации, способен быть настолько злым? Всё это кажется неочевидным или же сознательно упущенным авторами – в расчёте на эмоциональное потрясение, которое должен пережить зритель.
Ещё один момент, который бросается в глаза – тот факт, что «светлые силы» в фильме представляет местная норвежская семья (белые), в то время как антигерои – приезжие (мигранты), причём неполные семьи. Вряд ли это совпадение, но вероятный этнический конфликт, который присутствует в картине, совершенно не раскрыт режиссёром, как и уклад жизни каждой из трёх семей, которые тут показаны.
В результате фильм, несмотря на отдельные достоинства, выглядит не слишком цельным и в значительной степени манипулирующим на эмоциях зрителей. Шок от просмотра здесь испытать возможно, но вынести для себя что-то положительное и остающееся в памяти получится не у всех.