Статьи

«Мосфильм» показал в Каннах отреставрированную «Войну и мир» Бондарчука

Полный процесс восстановления «Войны и мира» занял полтора года. КиноПоиск узнал, как это происходило.
«Мосфильм» показал в Каннах отреставрированную «Войну и мир» Бондарчука
«Война и мир»

Полтора года, с апреля 2016-го по октябрь 2017-го, велась работа по восстановлению материала четырех фильмов «Войны и мира». 11,5 километра пленки было отсканировано кадр за кадром — только это заняло 24 дня. Длина фильма «Андрей Болконский», который как раз показали в Каннах, — 4004 метра. Сканирование, так же как и восстановление, делалось в 4К. Если бы разрешение было выше, все равно изображение с советской пленки не стало бы от этого лучше.

Это была самая сложная реставрация в истории «Мосфильма», говорят на студии. КиноПоиск узнал подробности этой истории.

Вторая реставрация

Карен Шахназаров, генеральный директор студии «Мосфильм», рассказывает, что первая реставрация «Войны и мира» в начале 2000-х вообще была началом реставрационных работ «Мосфильма». «Я недавно видел эту версию по телевизору и подумал еще, что она выглядит просто ужасно, — шутит он. — Начать с того, что у нас просто не было исходников. В России не было негатива „Войны и мира“! Мы у „Совэкспортфильма“ запросили контратип, сделали реставрацию на цифру в формате SD и напечатали с него пленочную копию 35 мм. Но у нас не было такой техники, как сейчас, да и оригинальная копия 70 мм за эти годы обнаружилась. В этот раз мы сканировали ее. Получается, два раза над фильмом работали, и теперь качество новой версии совсем другого уровня».

Карен Шахназаров / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Карен Шахназаров / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

К настоящему моменту на «Мосфильме» восстановили 74 картины, которые теперь показывают на международных кинофестивалях и получают там награды за качество реставрации, ничем не уступающее западному. В прошлом году, например, в секции Venice Classics Венецианского МКФ победил фильм «Иди и смотри» Элема Климова. Его техническое качество было признано лучшим, хотя рядом были, например, «Близкие контакты третьей степени» Спилберга.

«Карен Шахназаров сделал невероятное — не просто восстановил, а спас фильм, потому что он был сделан на советской пленке, а она буквально погибала, желтела, — говорит Федор Бондарчук. — Еще немного, и фильма „Война и мир“ просто не было бы».

«Война и мир»

«Война и мир»

После сканирования начинается главная часть работы — восстановление изображения и звука. Специалисты «Мосфильма» утверждают: даже 70-миллиметровая пленка в СССР была такого низкого качества, что на экране все мерцало, и современный зритель, попав на сеанс аутентичной копии, решил бы, что это технический брак. Некоторые кадры оригинала утрачены. Сергею Бондарчуку предлагали снимать на Kodak, но этой пленки было так мало, что он был вынужден работать с отечественной. В итоге после реставрации фильм выглядит даже лучше, чем это было изначально. Говорят, Вадим Юсов, когда увидел отреставрированные цветные фрагменты из «Андрея Рублева», сказал, что наконец-то он видит их такими, какими он их задумывал, потому что в то время снять их не получилось.

Вообще к реставрации фильмов привлекают именно операторов лент, потому что они знают, как выглядел (или должен был выглядеть) оригинал. Реставрацию «Войны и мира» курировал лично Анатолий Петрицкий.

Дым отечества

КиноПоиск первым среди СМИ публикует ролик о реставрации, который «Мосфильм» представил в Каннах на показе «Андрея Болконского». Он совсем маленький, но позволяет оценить проделанную работу. Только нужно понимать, что процесс ведется покадрово и занимает многие месяцы работы. Четыре серии «Войны и мира» были поделены между тремя специалистами, каждый из которых должен был устранить все дефекты изображения. Самой трудоемкой, как нам рассказали, была вот эта сцена:

«Война и мир»

«Война и мир»

Трудность заключается в том, что в кадре очень мало света, а повреждение кадра сильное. Кроме того, в темноте цвета становятся плохо различимыми. Нужно с оператором фильма сверяться по каждому элементу кадра. Кажется, маленький и не слишком важный фрагмент, но именно с ним пришлось провозиться дольше всего.

Еще очень трудно работать с кадрами, где есть дым. Карен Шахназаров рассказал КиноПоиску, что для «Ивана Грозного» из-за этого пришлось при реставрации сделать заново титры, так как они шли на фоне дыма, и изображение было в таком состоянии, что их невозможно было восстановить. Впрочем, их неаутентичность не заметит даже самый наметанный глаз.

Звуки войны и мира

Отдельно велась работа по восстановления звука, причем здесь все основное было сделано при первой реставрации фильма. У оригинальной версии «Войны и мира» была шестиканальная фонограмма, но это были не те шесть каналов Dolby Digital, к которым привыкло ухо современного зрителя. Шесть каналов оригинала просто разбивали звук по длине широкого экрана, чтобы он звучал равномерно. Сабвуферов не было. В 1980-е годы этот звук был перезаписан в формате ПК (повышенное качество), но такой формат все равно не давал того распределения ролей каналов, которое дает Dolby. Поэтому при просмотре не образовывалась звуковая панорама — то, что называется Surround. Словом, специалистам пришлось очистить фонограмму и пересвести ее заново.

Фонограмму тогда прогнали через имеющиеся в арсенале «Мосфильма» средства очистки звука — на тот момент довольно продвинутые, но менее совершенные, чем сейчас. И именно эта фонограмма была записана на пленку. Она звучит, например, на DVD-издании фильма. С тех пор к фонограмме возвращались не раз и совершенствовали ее, насколько это было возможно. «Получилось все равно неидеально, — горько замечают специалисты «Мосфильма», — но для хорошего результата работа должна была бы занять несколько лет точно, и когда-нибудь, возможно, она будет проведена».

На очереди «Вий»

Всего над реставрацией «Войны и мира» работали семь специалистов. Их имена будут в титрах восстановленной версии. Себестоимость такой работы — порядка 20 тыс. долларов (дешевле, чем «Иван Грозный» Эйзенштейна, но дороже, чем «Ватерлоо» того же Бондарчука). Рыночную цену на «Мосфильме» сообщить затрудняются. Шахназаров говорит, что ни один фестиваль, включая Канны, не платит за показ фильма, да и в России телеканалы скорее поставят в эфир старую версию, чем заплатят за новую. Поэтому «Мосфильм», который восстанавливает картины за свой счет, дает фильмы на отечественное ТВ бесплатно и не рассчитывает на окупаемость работ по реставрации.

Здесь «Мосфильм» делает цветокоррекцию отсканированной пленки. Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Здесь «Мосфильм» делает цветокоррекцию отсканированной пленки. Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Поскольку даже сканирование каждого отдельно взятого фильма отнимает много времени, нужно несколько раз подумать, прежде чем выбрать очередную ленту для работы. В первую очередь «Мосфильм» выбирает большую классику. Сейчас закончена реставрация фильма Ларисы Шепитько «Восхождение», на очереди советский «Вий», «Женитьба Бальзаминова», «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Я — Куба» Михаила Калатозова.

Отреставрированная версия «Войны и мира» в ближайшее время появится на YouTube-канале «Мосфильма».

Читайте также
Новости Роднянский представил в Каннах новые проекты Звягинцева и Балагова Продюсер «Левиафана» и «Нелюбви» презентовал в Каннах амбициозную кинокомпанию с планами международного масштаба, в том числе с фильмом о допросе Саддама Хусейна.
Статьи Резо и Лео Габриадзе о фильме «Знаешь, мама, где я был?», Ленине и Феллини Режиссер Лео Габриадзе и его отец, легендарный советский сценарист Резо Габриадзе — о совместной работе над лентой «Знаешь, мама, где я был?», уроках Хичкока и вымышленных письмах Федерико Феллини.
Новости Объявлена конкурсная программа фестиваля «Кинотавр-2018» Фестиваль откроет фильм «Лето» Кирилла Серебренникова.
Новости Создатели «Собибора» снимут фильм о Нюрнбергском процессе Новый проект анонсировал министр культуры Владимир Мединский.
Комментарии (36)

Новый комментарий...

  • 20

    Arhimed 12 мая 2018, 23:11 пожаловаться

    #

    На blu-ray бы выпускали, а то, получается, сами для себя делают.

    ответить

  • informant 13 мая 2018, 16:49 пожаловаться

    #

    Вот бы еще «Барри Линдон» Кубрика продублировали и я был бы счастлив. Такой замечательный фильм и какие то шумы вначале и перевод совсем негодный, хотя я и смотрел в BluRay. Такому фильму просто необходим дубляж !

    ответить

  • 3

    Lukash1989 25 мая 2018, 17:26 пожаловаться

    #

    Кубрика надо смотреть не с голосовым переводом, а с субтитрами, как он сам того хотел.

    ответить

  • 1

    GeorgeP12 27 мая 2018, 02:30 пожаловаться

    #

    Кубрик выступал за дубляж, но после Спартака добивался полного контроля над своими фильмами, включая права выбора актеров дубляжа. Субтитры на его последующих фильмах используются в тех случаях, когда нет дубляжа, одобренного лично Кубриком.

    ответить

  • Раз уж реставрировать, то сделали бы и нормальную цветокоррекцию, а то всё сине-зелёное и с ужасной зернистостью плёнки.

    ответить

  • 14

    Snyder 13 мая 2018, 17:52 пожаловаться

    #

    Надо на blu-ray выпускать коллекционным изданием.

    ответить

  • 6

    ВНЧ 13 мая 2018, 18:04 пожаловаться

    #

    Очень хочется «Обыкновенное чудо» в FullHD-качестве или выше с перереставрированным звуком. В прошлый раз песни заменили на стерео, но не подрезали, как было в фильме, из-за чего местами настроение фильма изменилось.

    ответить

  • 6

    ДжиМэн 13 мая 2018, 19:19 пожаловаться

    #

    А я в кинотеатре с огромным экраном смотрел. Будучи школьником. Зрелище было, «мама, не горюй»!

    ответить

  • 4

    GreyCardinale 13 мая 2018, 19:43 пожаловаться

    #

    «Вий», «Женитьба Бальзаминова»…

    «А зори здесь тихие» 1972 года, Ростоцкого, когда-либо дождутся реставрации?

    ответить

  • 4

    wsad 15 мая 2018, 07:19 пожаловаться

    #

    Так новые же сняли, с Фёдоровым, не знаю как там в версии 1972 года, сложно у меня с советским кино, но новая версия норм вышла.

    ответить

  • 7

    mulderlp 13 мая 2018, 23:39 пожаловаться

    #

    По моему отличная работа, результат впечатляет. Молодцы ребята.

    ответить

  • 4

    Джил 14 мая 2018, 00:00 пожаловаться

    #

    Остается сказать только огромное спасибо всем, кто трудится над реставрацией фильмов. А Войну и мир в наш цифровой век грех было не восстановить. Школьники на уроках литературы пусть смотрят, если прочесть не в состоянии.

    ответить

  • 1

    dan_brown 14 мая 2018, 00:39 пожаловаться

    #

    Да такой фильм нужен в качестве blu-ray 4k. Классика бессмертна
    А ведь стопудов выложат на ютуб 720*480. Типа «Итак сойдет»

    ответить

  • 2

    MJ23.net 14 мая 2018, 10:11 пожаловаться

    #

    Война и Мир это легендарная картина. Ее и критерион купить может. Тем более ее в Каннах показали, вместе с Одиссеей. По сути продали реставрацию)

    ответить

  • 9

    IgorVasilevsky 14 мая 2018, 00:39 пожаловаться

    #

    Шикарно! Около года назад посмотрел «Освобождение» в 1080p — как же я был рад, это не передать словами. И всё думал, почему такой великий фильм, как «Война и мир» до сих пор не отреставрировали (нашёл только DVD версию) и наконец-то дождался. Ещё хочется «Обыкновенное чудо» в таком же качестве.
    Да и вообще все любимые советские фильмы в качестве.

    ответить

  • 2

    6557 14 мая 2018, 01:05 пожаловаться

    #

    Когда же именно выложут на ютуб, интересно, оценить работу ой как поскорее хочется. Тех же Журавлей в Канны отправили в прошлом году, а на канал залили только месяц назад.

    ответить

  • 10

    Wakenow 14 мая 2018, 04:46 пожаловаться

    #

    Почему все снова недовольны? Они ведь могут вообще этого не делать и дальше пилить бабки как обычно.

    ответить

  • 5

    Iluha_Pentuha 14 мая 2018, 09:13 пожаловаться

    #

    я бы в кино с радостью сходил, особенно круто было бы на большом экране Бородино посмотреть

    ответить

  • 1

    maisei 14 мая 2018, 09:16 пожаловаться

    #

    А где можно посмотреть список восстановленных фильмов?

    ответить

  • 2

    ptitza 14 мая 2018, 14:18 пожаловаться

    #

    лучшее что удалось найти: https://dubikvit.livejournal.com/683286.html

    ответить

  • 1

    maisei 14 мая 2018, 14:47 пожаловаться

    #

    Спасибо.

    ответить

  • 2

    MJ23.net 14 мая 2018, 10:08 пожаловаться

    #

    Эту новость ждал мноого лет! Теперь бы продали ремастер иностранным компаниям, выпускающим диски.

    ответить

  • 1

    maisei 14 мая 2018, 14:48 пожаловаться

    #

    Так и будет. Самые качественные релизы советской классики выпускают… японцы.

    ответить

  • 1

    MJ23.net 14 мая 2018, 22:42 пожаловаться

    #

    Не только япошки. Война и Мир известная картина, могут и Критерион или Артифишл Ай закупить. Япошки выпускают вроде хрень обычно неремастированную.

    ответить

  • 5

    Подлый Б. 14 мая 2018, 15:09 пожаловаться

    #

    Странно, почему бы не выпустить в ограниченный прокат в кинотеатры?
    Сделали бы событие, и праздник киноманам.
    Ну и, естественно, нужно выпускать блюрей, ну и в онлайн-кинотеатры продавать.

    ответить

  • 4

    MJ23.net 14 мая 2018, 22:43 пожаловаться

    #

    Потому что у них мозгов не хватает)

    ответить

  • 4

    Prosto drug 15 мая 2018, 00:26 пожаловаться Мосфильмовские «реставрации» — это ужас

    #

    Видел в кино две Мосфильмовские реставрации:
    «Сталкер» в апреле 2017-го,
    и «Ивана Грозного» месяц назад на ретроспективе, посвященной 120-летию Эйзенштейна.

    И та, и другая реставрация — это просто ужас,
    «Мосфильм» просто убил эти фильмы и превратил их в какое-то унылое цифровое говно.
    В обоих случаях совершенно ненужная цифровая детализация, а в случае «Сталкера» еще и изменение цветовой гаммы фильма. И движение персонажей как-то неестественно выглядит в этих новых цифровых версиях.

    «Мосфильм», видимо, считает, что реставрация — это вылизывание картинки до такой степени, чтобы пылинку было видно. Но это уже не искусство, это такой изврат получается. Для любителей детальки в микроскоп рассматривать. Не, ну чё — детальки есть, а целого нет.
    И впечатления от просмотра совершенно другие, это уже не «Сталкер» и «Иван Грозный», а какие-то новые мосфильмовские цифровые клоны.

    ___

    Сейчас год столетия Бергмана, и Шведский Киноиститут реставрировал в цифре практически все фильмы Бергмана (самые известные фильмы были реставрированы в 2000-е годы, а в 2017 году они дореставрировали оставшиеся, менее известные).
    Ну, так сейчас ретроспектива Бергмана едет по миру, при желании можно (было) посмотреть. 4 фильма я посмотрел.
    Шведы хорошо Бергмана реставрировали, вопросов к ним нет, детализация эта самая глаз не режет, нормально все смотрится.

    Вот, почему Шведский Киноиститут умеет реставрировать фильмы, а «Мосфильм» — нет?!!!

    ответить

  • 1

    MJ23.net 19 мая 2018, 06:07 пожаловаться

    #

    У Бергмана куча ремастерингов фильмов имеют именно чрезмерную детализацию и измененную цветовую гамму. Например Осенняя Соната от Критериона. Её конкретно ругают за неправильные цвета, а за чрезмерную детализацию хвалят, видно каждую морщинку. Гоните на Мосфильм зря. Их исходник Сталкера другие компании, кому они его продали, по-разному настроили, там разная цветовая гамма.
    Я могу так же обосрать почти все компании, занимающиеся ремастерингом) Вот только это не так все просто. Например видели 4K Схватки, над которой работала оригинальная команда? Они цвета убили напрочь по-сравнению с японцем например. Я не могу смотреть эту желтушную гамму. А вот они говорят, что именно так они и хотели, чтобы фильм выглядел. Как-то глупо говорить, что Манн осел, и надо было, чтобы Шведский Киноинститут без его участия сделал ремастер.
    А уж ругать детализацию в эпоху 4K… Пленка содержит кучу инфы, они же не рисуют, как Кэмерон и Лукас, а просто выжимают из негатива максимум.

    ответить

  • 1

    Foxkiller 16 мая 2018, 09:02 пожаловаться

    #

    Было бы не плохо если бы еще Белого Бима отреставрировали.

    ответить

  • 1

    GeorgeP12 20 мая 2018, 22:14 пожаловаться

    #

    От куда взялась информация о реставрации в 4K ?
    Мосфильм пишет о 2K
    https://www.mosfilm.ru/news/?ELEMENT_ID=12347
    В Каннах тоже пишут о реставрации в 2K:
    https://www.festival-cannes.com/en/festival/actualites/articles/three-things-everyone-should-know-about-voyna-i-mir-war-and-peace
    A digital restoration image by image of the picture and sound using a 2K scanner.

    ответить

 
Добавить комментарий...