Статьи

Один кадр: Разрушенная статуя Свободы в фильме «Планета обезьян»

Как снимали знаменитый кадр с разрушенной статуей Свободы для оригинального фильма «Планета обезьян», которому 8 февраля исполнилось 50 лет.
Один кадр: Разрушенная статуя Свободы в фильме «Планета обезьян»
«Планета обезьян» (1968)

8 февраля исполняется 50 лет со дня премьеры легендарного фантастического фильма «Планета обезьян» Франклина Дж. Шаффнера. В рамках новой рубрики «Один кадр» КиноПоиск рассказывает, как был придуман и как снимался самый знаменитый и самый эффектный кадр фильма — с разрушенной статуей Свободы.

В кадре: шок

Год 3978-й. Циничный, потерявший веру в человечество космонавт и исследователь Джордж Тейлор (Чарлтон Хестон) в составе специальной экспедиции и в поисках лучшего света покинул родную планету пару тысячелетий назад (в космосе время идет по-другому). И вот наконец команда решает вернуться на Землю, однако по пути и вдали от дома корабль терпит крушение.

«Вдали» — это еще мягко сказано. Теперь Тейлор — пленник на странной чужой планете разумных/безумных обезьян, которые командуют парадом и по-рабски содержат безмолвных людей в качестве домашнего скота. Ему удается бежать от обезьян, но не от себя и не от человечества. Бредя по морскому берегу, путешественник замечает игольчатую корону статуи Свободы — все это время он уже был дома. Когда-то здесь стоял Нью-Йорк, но две тысячи лет самоубийственных войн и непонимания изменили геологический и психологический ландшафт до неузнаваемости. «O боже! Я вернулся! Я дома... Маньяки! Bы все погубили! Будьте прокляты! Будьте вы все прокляты!»

«Планета обезьян» (1968)

«Планета обезьян» (1968)

За кадром: авторы

Год 1967-й. Полным ходом идет подготовка к съемкам фильма «Планета обезьян» режиссера Франклина Шаффнера по одноименному роману Пьера Буля. Идея невероятно мрачного, безысходного финала возникла на ранних стадиях разработки сценария. Однако нет окончательного ответа о том, кто именно придумал культовую развязку и ее мощный визуальный образ.

Вспоминает продюсер Артур П. Джейкобс: «Мы хотели заставить зрителей поверить, что это другая планета, в отличие от романа Буля, ведь там это и была другая планета! В первой версии сценария все было довольно предсказуемо». Действительно, в первоисточнике главный герой сначала попадает на чужую планету — планету обезьян — и лишь после этого возвращается на Землю, где обнаруживает, что она тоже успела попасть под власть жестоких приматов. Финал фильма же наводит на мысль о чем-то катастрофическом, что в итоге в течение двух тысяч лет привело к деградации человечества на Земле.

«Планета обезьян» (1968)

«Планета обезьян» (1968)

«Забавно, — продолжает Джейкобс, — помню, как мы с Блейком Эдвардсом, который тогда собирался занять режиссерское кресло, обедали в закусочной Yugo Kosherarna через улицу от студии Warner, в городке Бербанк в Калифорнии. Я тогда ему сказал: „Не работает, слишком предсказуемо... А что если бы это на самом деле и была Земля, но герои и зрители об этом не знали?“ Блейк в ответ: „Великолепно, давай свяжемся с Родом!“ (Род Серлинг, автор сценария — Прим. ред.) Заплатив за сэндвичи с ветчиной, мы вышли на улицу, подняли головы и увидели статую Свободы на рекламном плакате закусочной. Тогда мы посмотрели друг на друга и одновременно воскликнули: „Бутон розы!“ (макгаффин из «Гражданина Кейна»Прим. ред.) Сомневаюсь, что без этой закусочной появилась бы такая картинка. Как-то я послал законченный сценарий Булю, тот ответил, что финал более изобретательный, чем его собственный: „Жалко, не я его придумал“».

Правда, другие источники утверждают, что Буль не всегда так думал — сначала он невзлюбил измененное окончание и высказывался против него.

Художник Дон Питерс с эскизами к фильму «Планета обезьян» (1968)

Художник Дон Питерс с эскизами к фильму «Планета обезьян» (1968)

Блейк Эдвардс утверждает, что он придумал финал вместе с бывшим художником Диснея Доном Питерсом, добавляя: «В основном это все Дон». Питерс, со своей стороны, уверен, что создал развязку сам, в одиночку, потому что именно он впервые показал эскизы разрушенной статуи, когда делал предварительные наброски для Артура Джейкобса, разрабатывавшего проект на студии Warner. Есть еще мнение, что идея могла принадлежать талантливому Роду Серлингу, к тому же автору культового сериала «Сумеречная зона». Второй продюсер Морт Абрахамс лаконично сообщает: «Это финал Рода». Множество вариантов сценария, написанных в 1964—1965 годах, ярко демонстрируют эволюцию концепта — менялось место расположения (это могли быть джунгли) и состояние, в котором находили полуразрушенный монумент. В конечном счете Серлинг предполагает, что все-таки это была идея, придуманная и воплощенная несколькими авторами, даже если они не знали о вкладе друг друга.

Эскиз к фильму «Планета обезьян» (1968)

Эскиз к фильму «Планета обезьян» (1968)

За кадром: съемки

Образ разрушенной статуи появляется в 1968 году в искусстве не впервые. Американский художник и иллюстратор Алекс Шомбург как-то нарисовал обложки для двух бульварных научно-фантастических журналов с похожей картинкой, один из которых был выполнен за 15 лет до выхода «Планеты обезьян».

В самом фильме есть любопытные скрытые подсказки возможной развязки — не только угрожающее предупреждение могучей обезьяны, доктора Зеуса («Не ищи свою судьбу, Тейлор, тебе может не понравиться то, что ты найдешь»), но и замечание героев сразу по прибытии на «чужую» планету: «Вопрос не столько в том, где мы, сколько в том, когда это происходит?» А еще некоторые зрители утверждают, что иллюминаторы на космическом корабле «Икар», показанные в начале изнутри салона, напоминают глаза статуи.

Эскиз к фильму «Планета обезьян» (1968)

Эскиз к фильму «Планета обезьян» (1968)

Сцена была снята 3 августа 1967 года, в последнюю неделю изнурительных съемок, во время которых Хестон, например, постоянно болел и даже угодил в заросли каких-то ядовитых растений. С самого начала что-то обязательно шло не так: работа откладывалась то из-за густого утреннего тумана, то прерывалась из-за грузовых судов, постоянно попадавших в кадр.

Для первого плана, снятого сверху, когда мы видим лишь зубчики короны, художник Уильям Кребер с помощью гигантских лесов построил из папье-маше и картона модель головы и факела (вдвое меньшего масштаба). Оператор Леон Шэмрой, которому незадолго до этого исполнилось 66 лет, отказался лезть на конструкцию высотой более 20 метров, а помощник режиссера Уильям Кисселл признался, что боится высоты. Так что, по словам Кребера, который в итоге и снял кадры, режиссер Шаффнер, как всегда одетый в белоснежные одежды, с сигарой во рту, повернулся к нему и рявкнул: «Ты это построил. Увидимся наверху».

Рабочие кадры из фильма «Планета обезьян» (1968)

Рабочие кадры из фильма «Планета обезьян» (1968)

Второй план — собственно само изваяние и крошечная фигурка Хестона рядом — был создан с помощью метода дорисовки. Художник Эмиль Коза выполнил рисунок на стекле, сверхгладкая поверхность которого позволила добиться высокой детализации, и наложил его при съемке на кадры настоящих скал.

Кстати, если кому-то захочется воочию увидеть эти скалы и побережье (но без статуи Свободы), это можно сделать в Калифорнии. Уединенная бухта находится на дальней восточной стороне пляжа Westward, между пляжами Zuma и Point Dume. Знатоки сообщают, что не стоит обращать внимание на изогнутую морскую линию рядом с парковкой, а нужно забираться на горы, взяв на восток, пока не доберешься до маленького пляжа, окруженного скалами.

«Планета обезьян» Тима Бёртона

«Планета обезьян» Тима Бёртона

В кадре: влияние

Аллюзии на каноническую сцену постоянно возникают во всевозможных сиквелах, приквелах, перезапусках и романах-продолжениях. В неосуществленных сценариях Пьера Буля («Планета людей», 1968), Адама Рифкина («Возвращение на планету обезьян», 1988) и Терри Хейса («Возвращение обезьян», 1995) герои пытаются то восстановить статую, то построить ее маленькую копию, то просто сидят рядом. Режиссер Тим Бёртон («Планета обезьян») отдал дань культовому финалу, превратив останки разбитого корабля в подобие зубчатой короны, полузарытой в песке. В «Восстании планеты обезьян» (2011) шимпанзе Цезарь собирает игрушечную модель статуи. А в пародийных «Космических яйцах» Мэла Брукса есть вот такая сцена:

«Космические яйца»

«Космические яйца»

Финал мог быть другим не только визуально. В сценарии герой восклицал лишь: «Боже мой». Остальное доимпровизировал Хестон. Создатели волновались, что его проклинающие слова не пройдут все еще существовавшие тогда цензурные запреты. Цензоры действительно собирались из-за богохульства и сквернословия сцену подрезать. Но Хестон попытался защититься: Тейлор не просто всуе поминает имя Господа, а действительно призывает бога покарать тех, кто ответственен за уничтожение цивилизации. У него (Хестона, а не Тейлора) получилось: сцену оставили нетронутой.

«Восстание планеты обезьян» (2011)

«Восстание планеты обезьян» (2011)

Образ разрушенной статуи Свободы, которую когда-то в знак дружбы одна нация подарила другой и которая жизнелюбиво встречает всех, кто решается поплыть в Америку за счастьем, прозвучал громко и яростно в 1968 году, когда над разрозненной страной и миром нависала тень атомной угрозы и все еще эхом отзывались прошедшие войны. С тех пор руины грандиозного памятника, символизирующие потерю всего свободного, смелого и дружелюбного, возникали в фильмах «Монстро», «Искусственный разум», «Столкновение с бездной», «День независимости», «Послезавтра», на постерах к «Побегу из Нью-Йорка» и «Угрозе с Юпитера». И, вероятно, возникнут на экранах еще не раз.

Читайте также
Статьи Мир будущего: Отрывок из книги «Наука „Звездных войн“» Можно ли, подобно Хану Соло, пережить заморозку в карбоните? И почему вуки настолько волосатее людей? Ответы — в новой книге Марка Брейка.
Статьи Тим Бёртон: «Мой „Бэтмен“ сейчас выглядит как детский утренник» В декабре в российский прокат выйдет новый фильм Тима Бёртона «Дом странных детей мисс Перегрин». КиноПоиск поговорил с режиссером о фанатизме, мрачности, самоповторах и экшн-талантах Джуди Денч.
Новости Тим Бёртон пообещал скорое возвращение Битлджуса Промотируя свою новую картину «Большие глаза», Тим Бёртон заявил, что сиквел его мистической комедии «Битлджус» к осуществлению «ближе, чем когда-либо». Кроме того, режиссер рассказал о степени готовности сценария.
Статьи Гибель богов: 5 больших режиссеров в стадии распада Как великие авторы XX века в новом столетии сошли с ума или, наоборот, стали слишком нормальными.
Комментарии (36)

Новый комментарий...

  • До сих пор жалею, что не посмотрел фильм, а надо бы. 50 лет всё-таки! О да, Послезавтра — это как раз яркий пример, который часто вспоминается!

    Не ищи свою судьбу, Тейлор, тебе может не понравиться то, что ты найдешь — Именно это должен был понять Уолберг (в конце картины Бёртона), когда улетал в фальшивую реальность с обезьянами

    ответить

  • 24

    mulderlp 8 февраля 2018, 18:28 пожаловаться

    #

    Мощная сцена, в детстве на меня произвела впечатление. Представляю как у зрителей челюсти отвисали в 68-м)

    ответить

  • 5

    KotDX 8 февраля 2018, 18:29 пожаловаться

    #

    К сожалению не смотрел оригинал. Только фильм Бертона и новую трилогию. А пародию первый раз увидел не в «Космических яйцах», а в фильме «Джей и Молчаливый Боб». Можно сказать, что Кевин Смит тоже отдал дань уважения.

    ответить

  • 8

    Sacrinoire 8 февраля 2018, 18:53 пожаловаться

    #

    Маньяки! Bы все погубили! Будьте прокляты! Будьте вы все прокляты!

    ответить

  • 15

    Гвалиор 8 февраля 2018, 19:32 пожаловаться

    #

    Вот тот случай, когда финальный кадр заставляет не просто охреневать — меняет картину, все кусочки паззла с щелчком встают на место, видишь всю картину целиком. Кино с большой буквы.
    И да, как по мне, книжный финал ничуть не хуже. Он просто другой, не такой лаконичный и эффектный, но так то и книга, а не кино.

    ответить

  • 5

    zumzoom_07 8 февраля 2018, 20:23 пожаловаться

    #

    Отличный фильм, и финальный твист без всяких шьямаланизмов, элегантен.

    ответить

  • 4

    Norman94 8 февраля 2018, 21:06 пожаловаться

    #

    За одну эту сцену фильм можно возводить в абсолют. И правда выглядит так, как ударом по голове. Подобный эффект я испытал после жестокой концовки второй части (которая есть не что иное, как точка в хронологии франшизы)

    ответить

  • 5

    Kot Garfild 8 февраля 2018, 21:46 пожаловаться

    #

    Постапокалипсис, разрушенные, падшие статуи свободы, но самое крутое забыли упомянуть и это было в «Охотниках за привидениями 2» когда статуя свободы сама ожила и предотвратила конец света, дабы не стать такой как на этих постерах и кадрах приведённых в статье.

    ответить

  • 3

    ВНЧ 8 февраля 2018, 21:47 пожаловаться лирика и физика

    #

    А было ли разрушение статуи?
    Я скорее поверю в изменение ландшафта, в результате чего статуя «вросла» в землю, а побережье изменило очертания. Вроде того, как в «Обливионе» от небоскрёба осталась только макушка над песками.
    Не представляю, каким образом и зачем обезьянам понадобилось сломать эту статую пополам и поставить верхнюю часть на берегу. Если статуя упала и сломалась, то прежде всего отвалились бы рука и голова, но факел и даже все штыри короны целёхоньки.
    Кто смотрел, напишите, у обезьян были супертехнологии или это просто такая метафора?

    ответить

  • 3

    KotDX 8 февраля 2018, 23:52 пожаловаться

    #

    Но вот представьте, много ли до нас дожило архитектурных сооружений, построенных 2000 лет назад? А если еще учесть какие-то глобальные войны и т. д. Так что или Вы правы насчет «вросла в землю», или это последствия очередной из войн. Обезьяны не при чем.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 9 февраля 2018, 19:12 пожаловаться

    #

    Припоминаю Колизей и пирамиды, но это «плоские» постройки. Вертикальная махина, пусть полая и из металла (или полая из бетона, как наша Родина-мать) вряд ли простоит 2000 лет. Руки по-любому отвалятся.

    ответить

  • 1

    KotDX 10 февраля 2018, 02:35 пожаловаться

    #

    Ну тут дело не в реализме, а в символизме. Вполне реально, что какой-то стадион или похожая конструкция простоит дольше «статуи свободы», но эта самая статуя для американцев есть символ свободы, демократии, ну… Вы поняли.

    ответить

  • ВНЧ 10 февраля 2018, 19:51 пожаловаться

    #

    Понял, «лирика». Просто узнаваемый объект, доказывающий, что герой находится на Земле.

    ответить

  • 3

    Гвалиор 9 февраля 2018, 09:08 пожаловаться

    #

    Кто смотрел, напишите, у обезьян были супертехнологии или это просто такая метафора?
    Нет, не было. В фильме они где-то на уровне типичного постапокалипсиса. По книге — примерно самое начало XX века со своей спецификой вроде более развитой медициной и отсутствием авиации.

    ответить

  • ВНЧ 9 февраля 2018, 19:10 пожаловаться

    #

    Понятно, спасибо.

    ответить

  • 2

    Kino Serg 9 февраля 2018, 19:51 пожаловаться

    #

    На то она и есть фантастика.
    Если не ошибаюсь, то по истории возникновения цивилизации обезьян они статую не трогали, хотя верховные лидеры / мудрецы знали о ней.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 9 февраля 2018, 20:49 пожаловаться

    #

    Значит, разрушения статуи не было. Вы подтвердили мои домыслы, спасибо.

    ответить

  • Kino Serg 10 февраля 2018, 00:15 пожаловаться

    #

    А другие (последующие) части смотрели? Там же рассказывается об атомной войне.

    ответить

  • ВНЧ 10 февраля 2018, 19:56 пожаловаться

    #

    Нет. Смотрел ещё на видеокассете фильм Бёртона, помню только, что не понравился тогда. Ну и последнюю трилогию про Цезаря.
    После атомной войны вряд ли статуя сохранилась бы в таком виде, как это показано в фильме (сужу по кадрам). В общем, обычный художественный приём.

    ответить

  • 2

    Alex Croft 8 февраля 2018, 21:50 пожаловаться

    #

    Самая мощная сцена фильма и крайне неожиданный твист. Надо бы пересмотреть классическую франшизу

    ответить

  • 6

    Kyasubaru 8 февраля 2018, 21:55 пожаловаться

    #

    А не спойлерный ли заголовок?

    ответить

  • 6

    Eastwood 9 февраля 2018, 02:00 пожаловаться

    #

    У меня обложка на DVD была с последним кадром. Вот это был спойлер.)

    ответить

  • Kyasubaru 9 февраля 2018, 09:47 пожаловаться

    #

    Можно было и закамуфлировать заголовок, что-то вроде такого:
    Один кадр: Финальная сценка фильма «Планета обезьян»

    Я лично, по отношению к незнакомым произведениям не воспринимаю «спойлеры».
    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

    Хотя в той же «Сумеречной Зоне» и в подобных сериалах, читать описания эпизодов на англовике не стал пока бы пока не просмотрел бы конкретный эпизод. Правда опосредованно концепции нескольких эпизодов узнал.

    ответить

  • 4

    Kyasubaru 8 февраля 2018, 22:05 пожаловаться

    #

    Есть еще мнение, что идея могла принадлежать талантливому Роду Серлингу, к тому же автору культового сериала «Сумеречная зона».
    Скорей всего так оно и было, смотрел фильм после просмотра «Сумеречной Зоны», как раз по причине того, что Род Серлинг был там сценаристом и ждал от фильма что-нибудь «сумеречного» и получил, сцена была красивая, а фильм прекрасный.

    ответить

  • 16

    Mr NS 8 февраля 2018, 22:36 пожаловаться

    #

    Отличнейшая сцена и отличнейшая была старая франшиза, как и старый сериал. Современная франшиза, к сожалению, и рядом не стояла, не плоха, но всё равно не то.

    Запомнился момент, точно не помню в какой из частей или в сериале, когда герои пытались понять, что написано на корабле… Юса, Саша. И что это за Саша? А там было написано США.)

    ответить

  • 5

    freawertyhm 9 февраля 2018, 01:36 пожаловаться

    #

    старая Планета Обезьян — это как Терминатор, только про обезьян. Судите сами: из космоса прибыла подопытная обезьяна, несущая вирус, котрый разработали астронавты в первой части (68 года), который убил всех домашних питомцев и люди стали заводить обезьян, так как Цезарь был говорящий и все захотели заиметь себе таких же -в итоге обезьяны-рабы, под предводительством Цезаря, сына обезьян, прибывшего из будущего (!) подняли восстание, захватили мир, превратили угнетавших их людей в рабов, разучившихся за сотни лет говорить нормально, и превратившие Землю в то подобие, которое Чарлтон Хестон увидел, приземлившись на родную планету в 3978 году

    ответить

  • 3

    Клещин Никита 9 февраля 2018, 06:32 пожаловаться

    #

    Я все эти старые фильмы про обезьян посмотрел только недавно, перед просмотром новой трилогии. Раньше почему-то не стал смотреть, думая, что фильмы старые и «вообще не очень», а зря. Первый фильм отличный. Хотя сцена со статуей скорее «ожидаемый твист», ибо это логично, что действие происходит на Земле.

    ответить

  • 1

    Гвалиор 9 февраля 2018, 09:09 пожаловаться

    #

    Самое забавное, что после книги твист в фильме всё равно удивляет)

    ответить

  • Kino Serg 9 февраля 2018, 19:54 пожаловаться

    #

    Когда смотрел сей фильм в 90-х по НТВ, для меня логичным это не было. Я вообще отказывался верить, что все-таки это Земля будущего.

    ответить

  • _My-Way_ 9 февраля 2018, 11:02 пожаловаться

    #

    Очень хороший фильм и эта сцена, конечно, шикарная. Спасибо за статью.

    ответить

  • El_principe 9 февраля 2018, 12:14 пожаловаться

    #

    Присоединюсь к благодарностям!
    Благодаря вам пересмотрю эту замечательную классику фантастики)

    ответить

  • 4

    ГосПлан 9 февраля 2018, 15:51 пожаловаться

    #

    Первая часть и через пол столетия смотрится на ура. Очень хорошо поставлена. Его можно прямо сейчас в кинотеатры пустить и он соберет кассу и добротные отзывы.

    ответить

  • -AtikiN- 10 февраля 2018, 21:11 пожаловаться

    #

    Я один смотрел только «Планету обезьян» 2001?

    ответить

 
Добавить комментарий...