Цитатель КиноПоиска: Аки Каурисмяки о кино, сигаретах и Голливуде

Обсудить0

КиноПоиск запускает рубрику «Цитатель», состоящую исключительно из цитат кинематографистов. Первым героем стал финский режиссер Аки Каурисмяки, отметивший на днях 60-летие.

1

Благодаря моему папаше мы с братом жили у черта на куличках все детство. В маленьких поселениях вроде нашего если и показывали кино, то какие-нибудь фильмы про гладиаторов из 1950-х. Там вообще было кладбище голливудского кино, так что первый серьезный фильм я увидел только в 16 лет. Это был двойной сеанс. Показывали «Нанук с Севера» Роберта Дж. Флаэрти и «Золотой век» Луиса Бунюэля. Вот тогда я подумал: «Кино — дело серьезное». Между этими двумя фильмами можно поместить все снятое кино. Жаль, что я никогда не дотянусь до такого уровня.

2

Когда я сочиняю сценарий, то практически отдаюсь на волю своего подсознания. Перевариваю тему фильма и то, что знаю о сюжете. Потом жду три месяца, чтобы подсознание закончило свою работу.

3

Что определяет финский характер? Меланхолия.

4

Я выкуриваю по три пачки в день. Мой рекорд — 12 пачек. Когда приходится отвечать на дурацкие вопросы журналистов, я курю еще больше.

Аки Каурисмяки держит микрофон на съемках фильма «Союз Каламари», 1984Аки Каурисмяки держит микрофон на съемках фильма «Союз Каламари», 1984

5

У кого-то может сложиться впечатление, что в «Союзе Каламари» присутствует какой-то потаенный смысл. Но это грязная ложь. Все лежит на поверхности. Только сильнейшие люди могут выживать, но нет никакого смысла им завидовать, поскольку умереть гораздо проще, чем жить.

6

Никто из современных режиссеров не снял шедевра после 1970-х. «Славные парни» — фигня. Самый паршивый фильм в мире. После «Бешеного быка» Скорсезе ничего путного не снял. У Терренса Малика «Пустоши» были ничего, но потом из него поперла христианская фигня.

Каурисмяки дает интервью французскому режиссеру и художнику Энки Билалу, 1990 годКаурисмяки дает интервью французскому режиссеру и художнику Энки Билалу, 1990 год

7

Я не переношу актеров, которые суетятся, жестикулируют, кричат, драматургически закатывая глаза. Я предпочитаю оставить топор дома, но обычно приходится отрубать актеру руки, если он ими слишком сильно размахивает.

8

Когда я хочу, чтобы актер в кадре произнес реплику, то поднимаю вверх палец. Он ее произносит, и я благодарю его. Если ему нужны детальные инструкции, в павильоне всегда есть дверь.

На съемках фильма «Жизнь богемы», 1992На съемках фильма «Жизнь богемы», 1992

9

Мои фильмы — о финнах из рабочего класса. Критики называют их уродцами. Ну а кто красавчик-то? Брюс Уиллис? По-моему, он урод. Уродский урод. Абсолютно бездарный и страшный. Так что я буду снимать своих уродцев.

10

Мне кажется, что британские режиссеры не умеют снимать английские комедии в старом стиле. Поэтому делать это приходится мне.

11

Я никогда не выбираю жанр фильма. «Гавр» я просто начал сочинять, а в итоге он превратился в бесстыжую оптимистическую сказку.

На съемках фильма «Гавр», 2011На съемках фильма «Гавр», 2011

12

У меня не бывает раскадровок. Снимаю так: первая сцена, потом вторая и так далее. Не думаю, что раскадровки помогают. Можно не отреагировать на только что снятую сцену. Вообще заранее готовиться к съемке плохо. Фильм получается слишком хорошо снятым. Ну, как снимали кино в прошлом, когда костюмы на актерах всегда были выглажены, а тачки слишком хорошо вымыты.

13

В съемках фильма — а они занудством сравнимы разве что с профессией кладовщика (знаю, что говорю) — одно хорошо: можно в собственных ошибках обвинить кого-то другого и, сделав выговор, принудить его заплатить за совместную выпивку, а это прекрасный повод на несколько минут прервать съемки корявой сцены.

C премией Каннского кинофестиваля за фильм «Человек без прошлого», 2002 / Фото: Getty ImagesC премией Каннского кинофестиваля за фильм «Человек без прошлого», 2002 / Фото: Getty Images

14

Голливуд расплавил всем мозги. В старое, доброе время для истории хватало одного убийства, но сейчас надо убить 300 000 человек, чтобы привлечь внимание зрителя.

15

Я снял Джармуша в «Ленинградских ковбоях», потому что он похож на торговца поддержанными вещами. Я назвал его мистером Тормозом, потому что он снимает свои фильмы ужасно медленно.

16

Когда-то я был самым быстрым режиссером в мире. В конец 1980-х я снимал по четыре фильма в год. Но с возрастом замедляешься. Даже Джармуш сейчас снимает быстрее меня.

«Ленинградские ковбои едут в Америку»«Ленинградские ковбои едут в Америку»

17

Все мои фильмы некрасивы. «Гамлет идет в бизнес» наименее красивый. Этот фильм — моя дань уважения голливудским B movies 1940-х годов, он выдержан в том же стиле. В фильме «Гамлет идет в бизнес» юмор действительно черный, так что в живых никто не остается. Умирают все, потому что они жадные.

18

Я плохой режиссер, но на безрыбье и рак рыба. Если бы мне нравились мои фильмы, то я бы не снимал дальше, так что нет, мне мое кино не нравится. Но как-то нехорошо отбрасывать коньки, пока не снимешь что-то хорошее. Так что я продолжаю.

19

Я бы принес в жертву 300 голливудских режиссеров, чтобы Жан Виго воскрес и снял еще фильмы, похожие на его «Атланту».

«Гамлет идет в бизнес», 1987«Гамлет идет в бизнес», 1987

20

Мой первый фильм «Преступление и наказание» имел большой успех. Все критики Финляндии ждали второй, чтобы нанести мне удар в спину. Я застал их врасплох, поставив нечто совершенно другое, и в тот вечер, когда была премьера, я отсоветовал всем идти смотреть «Союз Каламари». Я повторял, что это самый плохой фильм, и советовал людям покинуть зал. Эта тактика оправдала себя. Я так поступаю всегда, когда где-то показывают мое кино.

21

Я не занимаюсь режиссурой собак, это делает моя жена. Она приходит на съемочную площадку и замечает, что роли для собаки в фильме нет. Тогда она заставляет меня написать такую роль.

«Вдаль уплывают облака», 1996«Вдаль уплывают облака», 1996

22

Я предпочитаю оставлять любовные сцены Голливуду. Он, похоже, преуспел в этом. Эти постельные сцены (я называю их продюсерскими) можно продавать партиями, чтобы каждый раз заново не снимать: туфли с высокими каблуками падают на пол, шелковое белье, камера ползет по женской ноге... Если я еще раз увижу это в кинотеатре, я, наверное, брошусь на экран.

23

Сначала я снимаю фильм, а потом иду к полке с записями. У меня звучат только те песни, которые есть у меня дома. Таким образом можно избежать диалогов, потому что музыка говорит сама за себя и уравновешивает историю. Это очень интересно. Музыка может изменить все — превратить комедию в трагедию, и наоборот.

24

Финляндия была страной, где обожали кино. Фильмы Годара у нас раньше смотрели лучше, чем у него в Париже. Сейчас повсюду это голливудское дерьмо, потому что с дистрибьюцией проблемы.

25

Режиссеру-мужчине всегда тяжело создавать женские портреты, за исключением немногих счастливчиков, одаренных умением понимать женщин, и им, по сути, женские портреты удаются лучше мужских. Я отмел это препятствие с помощью простого правила: трактовать женские персонажи так же, как мужские.

26

Несмотря на то, что я живу в Португалии уже 20 лет, я до сих пор не знаю, как мыслят португальцы. Самая загадочная нация в мире.

27

Половину каждого фильма я делаю совершенно пьяным, другую половину — трезвым, и попробуйте отличить две половины друг от друга.

Аки Каурисмяки перед началом церемонии награждения Берлинале в феврале 2017-гоАки Каурисмяки перед началом церемонии награждения Берлинале в феврале 2017-го

28

В жизни не сниму ничего на цифру. Кино соткано из света, а я даже не знаю, как сегодня называть кинематографистов (filmmakers). Может, пиксельмейкерами? Я кино снимаю, а не с пикселями вожусь.

29

Абсолютно неважно, откуда мои герои — из Франции, Англии или Финляндии. Люди есть люди. Я всегда мечтал снять такое кино, которое провинциальная китаянка поняла бы без субтитров.

30

В Финляндии ты можешь перерезать горло перед парламентом в знак протеста против глобализации. Тебе присудят штраф за то, что запачкал кровью общественное место. И будут чистить пятно американским средством, сделанным в Корее.

Кати Оутинен в фильме «Девушка со спичечной фабрики», 1990Кати Оутинен в фильме «Девушка со спичечной фабрики», 1990

31

Меня прозвали минималистом, но это, наверное, из-за «Девушки со спичечной фабрики». Это, конечно, довольно минималистичный фильм. Но после него я снял много очень разговорного кино, снимал везде, кроме луны. Конечно, кино мое минималистичное по сравнению с «Бен-Гуром», но там, кстати, очень минималистичные диалоги.

32

Не знаю почему, но я ненавижу современный дизайн, будь то дома, машины или одежда. Может быть, здесь не столько ненависть к современному, сколько любовь ко вчерашнему миру… Я не изображаю современное общество эпохи компьютеризации. Только в «Гамлете» можно увидеть компьютер, в остальных фильмах его нет.

33

Современные люди считают, будто технологии способны решить душевные проблемы. Но это не так. В основе всегда должна быть человеческая история, а технология с этим помочь не может.

На пресс-конференции фильма «По ту сторону надежды» в Берлине / Фото: Getty ImagesНа пресс-конференции фильма «По ту сторону надежды» в Берлине / Фото: Getty Images

34

В финском слово «успех» не имеет рода. Ни мужского, ни женского. Потому что успех — это то же самое, что дерьмо.

35

Чтобы обсуждать мои паршивые фильмы, мне нужно пить что-то покрепче, чем кофе.

36

Я ужасно ленивый человек и потому рассказываю всем, что снимаю трилогии. В противном случае буду сидеть и резаться в карты. Когда есть какой-то план, его проще осуществлять.

На съемках фильма «Юха»На съемках фильма «Юха»

37

Иногда я пессимист, иногда оптимист. Всегда хочу закончить фильм на печальной ноте, но потом мне становится жаль своих персонажей, и я придумываю им счастливый конец.

38

Обожаю Нью-Йорк. Это был мой любимый город, но я больше туда не езжу. У меня в паспорте нет отпечатков пальцев. Ну и они хотят, чтоб на фотографии были видны мои глаза, а я этого не хочу.

39

Я вообще не художник, не Тарковский, хоть и родился с ним в один день. Я обыкновенный человек. В его фильмах я вижу одни знаки и тотальное отсутствие чувства юмора, особенно самоиронии. Главная задача мессианца и миссионера — формулировать свою миссию четко. После трех кадров Тарковского я уже понимаю, что свеча погаснет в бассейне. Зачем тогда нужен четвертый?

На съемках фильма «Человек без прошлого»На съемках фильма «Человек без прошлого»

40

Когда надежды больше нет, нет повода и для пессимизма.

41

Когда вы попадете в рай, вас встретит при входе швейцар. Его зовут святой Петр. Он вас или впустит, или прогонит. Если повезет, вы очутитесь в ресторане, где каждый зал соответствует какой-то профессии. Вас приведут туда, где сидят ваши коллеги. Надеюсь, я попаду туда, где меня встретит Эрих фон Штрогейм.

42

Жизнь — слишком грустная штука, и надежды на выживание нет. Давайте выпьем за хеппи-энды!

Каурисмяки танцует на красной дорожке перед премьерой фильма «Человек без прошлого» в Каннах / Фото: Getty ImagesКаурисмяки танцует на красной дорожке перед премьерой фильма «Человек без прошлого» в Каннах / Фото: Getty Images

Смотрите также

Цитатель КиноПоиска: Вячеслав Тихонов — о Штирлице, Бондарчуке и Болконском

8 февраля 2018

«Я сам себе мафия»: Отрывок из новой книги о режиссере Джоне Кассаветисе

2 февраля 2018

По ту сторону джедаев: Главные премьеры декабря

1 декабря 2017

«Очень странные дела»: Из чего состоит второй сезон сериала

13 ноября 2017

Главное сегодня

Создатели «Игры престолов» все-таки выпустят трейлер 8-го сезона

Сегодня

Сэмюэл Л. Джексон выбрал свои любимые роли

Сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт