Статьи

Неснятые фильмы: «900 дней» Серджио Леоне

О том, как режиссер «Однажды в Америке» и «Однажды на Диком Западе» чуть было не снял картину о блокаде Ленинграда. С Робертом Де Ниро в главной роли.
Неснятые фильмы: «900 дней» Серджио Леоне

Кинорежиссер Серджио Леоне умер через три месяца после празднования 60-летия и за два дня до подписания контракта на финансирование самого грандиозного своего фильма. Бюджет — 100 миллионов долларов. В главной роли — Роберт Де Ниро. Рабочее название — «900 дней». Сюжет — история любви простой русской девушки и американского кинооператора в блокадном Ленинграде.

Леоне думал об этом фильме почти 20 лет, с тех пор как случайно купил в аэропорту и прочел документальную книгу «900 дней. Блокада Ленинграда» Гаррисона Солсбери, корреспондента The New York Times, работавшего в СССР в годы Великой Отечественной войны. «Через некоторое время, — вспоминал Леоне, — я услышал „Седьмую симфонию“ Дмитрия Шостаковича и был потрясен» («Седьмая симфония» была частично написана в блокадном Ленинграде — Прим. ред.). По мнению режиссера, ленинградская блокада была событием, которое не имело равных себе в истории: «Если бы на земле был ад, то Ленинград 1942 года можно было бы назвать этим словом».

Серджио Леоне

Серджио Леоне

Четыре года на обсуждение

Вероятно, первым с замыслом Леоне познакомился человек, который меньше всего этого ожидал. «[В начале 1970-х] в Риме я встретился с режиссером, который жил и снимал в блокадном Ленинграде, — рассказывал Леоне. — Это был знаменитый русский режиссер Михаил Калатозов. За полчаса до встречи с Калатозовым приехал переводчик, и я спросил у него: „Что снял этот Калатозов?“ Он был удивлен моей неосведомленностью. Его фильм „Летят журавли“ лет десять назад получил „Золотую пальму“. Нас познакомили. Ради комплимента я соврал, что восхищен его фильмом, особенно натурой. После этого рассказал ему о своей мечте снять фильм о блокадном Ленинграде. Вот одна из сцен. Утром немецкий часовой видит русские танки. Десять танков, двадцать, тридцать, двести танков. Эта большая армада танков прорывает блокаду. Калатозов меня перебил: „Правда в том, господин Леоне, что танков было только два. Я был там“. После этой встречи я стал меньше фантазировать и больше опираться на факты».

Леоне впервые побывал в СССР в 1971 году, чтобы прощупать почву, и убедился, что кино, которое он задумал, можно снять только на натуре, в настоящем Ленинграде, а не в павильоне. Но общий язык с советскими чиновниками он смог найти (не без помощи премьер-министра Италии Джулио Андреотти) только после начала перестройки, во второй половине 1980-х годов. Он заручился поддержкой кинорежиссера Элема Климова, который тогда был главой Союза кинематографистов СССР. Во время четвертой поездки Леоне в СССР тот организовал важную для итальянцев встречу с советскими писателями (Даниил Гранин и Алесь Адамович рассказывали про блокаду три дня подряд) и помог им дать 7 февраля 1989 года пресс-конференцию, где было объявлено, что продюсер фильма Альберто Гримальди подписал договор о совместном производстве с советской стороной.

«Разговор об идее совместной постановки, — рассказывал Леоне в интервью газете «Московская правда» в январе 1989 года, — начался с еще прежними руководителями советской кинематографии на одном из Венецианских фестивалей, когда они посмотрели мою картину „Однажды в Америке“ (речь идет о председателе Государственного комитета СССР по кинематографии в 1978—1986 годах Викторе Ермаше — Прим. ред.). Если знать темпы вашей бюрократической машины, надо полагать, нам повезло: обсуждение продолжалось всего четыре года».

Несмотря на то, что фильмы Леоне до этого момента не попадали в отечественный прокат, советская сторона не скрывала своей радости от сотрудничества с автором «Однажды в Америке» и «Однажды на Диком Западе». «Это проект государственного значения», — подчеркивал председатель «Совинфильма» Александр Суриков. Он заявлял, что производство будущей картины станет самым крупным проектом не только в советской, но и в мировой кинематографии. Для реализации фильма возможностей одной киностудии «Ленфильм», как считал Суриков, было недостаточно. Поэтому была создана специальная дирекция, которая должна была решить, как реализовать проект. В частности, предполагалось, что в строительстве декораций должна была помочь Ялтинская киностудия. Не скрывал своей радости и итальянский продюсер Гримальди: «Русские обещали помочь при условии, если я не разрушу город второй раз».

Серджио Леоне и Роберт Де Ниро на съемках «Однажды в Америке»

Серджио Леоне и Роберт Де Ниро на съемках «Однажды в Америке»

Погоня за правдоподобностью

В роли главного героя, американского кинооператора, Леоне видел Роберта Де Ниро. Согласием актера он к тому моменту еще не заручился, однако не сомневался в успехе переговоров. По воспоминаниям Де Ниро, чтобы уговорить его на роль в «Однажды в Америке», Леоне рассказывал ему о будущем фильме в течение семи часов. «Я так увлекся этой историей, что поверил в картину», — говорил актер. Успел ли Леоне поговорить с Робертом Де Ниро о своем новом фильме, так и осталось неизвестным.

С остальными ролями оказалось сложнее. Когда журналисты спросили Леоне о возможном участии в проекте Мэрил Стрип в качестве исполнительницы главной роли, Леоне замахал руками: «Никогда в жизни. Не мой тип актрисы. Я хочу посмотреть русских актрис». Правила подбора остальных исполнителей должны были быть жесткими. «Основным станет принцип национальной принадлежности действующих лиц, — говорил режиссер. — Русских будут играть русские, немцев — немцы, американцев — американцы. Каждый будет говорить на своем языке». При этом картина должна была выйти на английском языке. Композитором фильма должен был стать бывший одноклассник Леоне и его постоянный соратник в работе Эннио Морриконе, оператором — итальянский мастер Тонино Делли Колли.

По плану режиссера создание фильма должно было занять примерно столько же времени, сколько длилась блокада города. «900 дней» должны были попасть на экраны в 1992 или 1993 году. «Обычно, когда я приступаю к фильму, сценарий знаю наизусть, — объяснял Леоне газете «Известия». — На этот раз пришлось отступиться от своих правил, так как я хотел быть уверенным, что мне разрешат снять фильм в Ленинграде. Без атмосферы этого города, его духа фильм много потерял бы. Сейчас, когда контракт совместной постановки подписан, мы приступаем к работе над сценарием. Для его написания потребуется почти год». Автором сценария с советской стороны должен был быть драматург Арнольд Витоль, с американской — Элвин Сарджент, автор сценариев лучших фильмов Питера Богдановича и Пола Ньюмана. Но до этого дело так и не дошло. От фильма остались только воспоминания собеседников Леоне, которым он описывал сцену, открывающую фильм, и основные сюжетные линии.

Ленинград во время Великой Отечественной войны

Ленинград во время Великой Отечественной войны

Любовь во время блокады

Фильм должен был начинаться с длинной сцены, снятой без монтажных склеек, под звуки «Седьмой симфонии» Дмитрия Шостаковича, исполняемой на рояле. Первый кадр — крупный план, снятый с улицы через окно ленинградского дома: руки композитора, который ищет свои нотные записи и находит их. Оглядев комнату на среднем плане, камера, укрепленная на вертолете, возвращается на утреннюю улицу, переходит на общий план и следует за прохожими — вооруженными ополченцами. Они садятся в трамвай, по маршруту его следования к ним присоединяются все новые и новые люди с оружием.

В конце трамвайных путей их ждут грузовики. Когда трамваи пустеют и грузовики подъезжают к окопам за городской чертой, в звуковой дорожке за кадром к роялю присоединяются другие музыкальные инструменты. Когда в дело вступает весь оркестр, камера поднимается выше и показывает огромное поле битвы с тысячами немецких танков, готовых стрелять. Звуки музыки перемешиваются со звуками грохота выстрелов. Кадр обрывается первой монтажной склейкой. Следующая сцена переносит зрителей в концертный зал, где играют Ленинградскую симфонию Шостаковича — 180 музыкантов на сцене и 5 тысяч человек в зале.

«Этот фильм об ужасах блокады, о войне, о стойкости и мужестве жителей города, но прежде всего этот фильм о любви, — подчеркивал Леоне. — Советская девушка и американский оператор кинохроники любят друг друга. Девушка понимает, что за связь с иностранцем ее могут посадить лет на десять в тюрьму. У их любви нет будущего, поэтому они спешат. Рождается дочка. При освобождении Ленинграда оператор погибает с кинокамерой в руке, снимая последние часы блокады. Но я не покажу, как он умирает. Мы узнаем о его смерти по реакции девушки. Она в кинотеатре смотрит хронику и знает, что это снимает он. Немцы бегут, гранаты рвутся, и вдруг взрыв перед самой камерой. Камера падает, и в тишине зала раздается крик девушки. Она понимает, что он убит (у нее на руках девочка, которой несколько месяцев)».

Леоне много раз повторял, что ему не хотелось бы снимать картину, рассказывающую о военных событиях, или еще один фильм на историческую тему: «Таких лент сделано уже немало. Я не хочу повторяться. Мой замысел — рассказать о мироощущении и самочувствии человека, оказавшегося в экстремальной ситуации». Это сближало героев «900 дней» с персонажами других фильмов Леоне, события которых всегда разворачиваются в эпоху хаоса, когда социальные институты и связи между людьми либо еще не окрепли (типичная ситуация для вестерна), либо уже деградировали и распались (как в гангстерском фильме).

Серджио Леоне на съемках «Однажды на Диком Западе»

Серджио Леоне на съемках «Однажды на Диком Западе»

Смерть без пессимизма

Если бросить взгляд на биографию режиссера и другие его кинокартины, можно представить, каким мог бы получится по своему духу и тональности фильм Леоне о блокаде Ленинграда. Он принадлежал к тому поколению итальянцев, которые выросли при режиме Муссолини и хорошо знали цену итальянскому фашизму — одновременно и жестокому, и комичному. Отвращение к его практикам вылилось в ненависть Леоне к тотальному насилию, алчности, милитаристской браваде и агрессивной самоуверенности негодяев, с которыми часто приходится сталкиваться его героям и с чем наверняка бы пришлось столкнуться персонажам «900 дней». В конце концов, пыточные застенки НКВД, которые угрожают героям фильма, ничем не хуже (но и не лучше), чем смерть от голода или немецкой бомбы.

Актер Микки Нокс, автор диалогов фильма «Хороший, плохой, злой», предупреждал Леоне: «Этот фильм убьет тебя». По его словам, режиссер думал об этом проекте 24 часа в сутки, до, во время и после рабочего дня. «Верно ли, что эта работа будет вашим самым пессимистическим фильмом?» — спрашивали журналисты у Леоне. «Если смерть — призрак пессимизма, то да», — отвечал он, умалчивая, что его герои всегда демонстрировали на экране сверхъестественную неуязвимость.

По мнению критиков, центральным мотивом творчества Леоне было посредничество между реальным и загробным мирами, бесконечные воплощения и воскресения. Пули буквально отскакивали от груди героев Клинта Иствуда. Американский кинооператор исчезал, чтобы в последний раз явиться возлюбленной с экрана кинохроники, где вечно будет прокручиваться сцена не только его смерти, но и его жизни. По крайней мере пока работает кинопроектор.

Скрытая надежда в фильмах Леоне всегда была обратной стороной поверхностного пессимизма. Да и как могло быть иначе у режиссера, который умер дома перед телевизором во время просмотра фильма Роберта Уайза под названием «Я хочу жить!».

«Унесенные ветром»

«Унесенные ветром»

Другие неснятые фильмы Серджио Леоне

«Место, известное только Мэри» (A Place Only Mary Knows)

Серджио Леоне лелеял мечты рано или поздно экранизировать «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Путешествие на край ночи» Селина, «Дон Кихота» Сервантеса (с Клинтом Иствудом в главной роли!) и роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», существующая экранизация которого всегда казалась ему далекой от оригинала. Но в итоге ни один из проектов не принял даже формы сценария, если не считать текст, который при публикации в прессе в 2004 году назвали «последним вестерном Леоне».

Как и события «Унесенных ветром», действие «Места, известного только Мэри» происходит во время Гражданской войны в США. Как и роман Митчелл, 25-страничный текст, написанный Леоне в соавторстве с двумя молодыми итальянскими сценаристами, заканчивается словами «Завтра... Я подумаю обо всем этом завтра... Ведь завтра уже будет другой день». Но вместо одной дурочки в сюжете фигурируют сразу два дурака, роли которых писались специально под Микки Рурка и Ричарда Гира. В разгар войны они совершают ограбление, оставляют деньги возлюбленной одного из них (той самой Мэри), попадают в армию, затем оказываются в плену и бегут из него, чтобы получить назад свои сокровища. Но в итоге судьба распоряжается иначе, сводя все к печальному финалу.

Читайте также
Новости Роберт Де Ниро снимется в «Джокере» Тодда Филлипса Звезда «Таксиста» планирует принять участие в съемках картины о происхождении знаменитого злодея.
Статьи Холмс жив: 10 фильмов об инсценировке убийства В связи с нашумевшей спецоперацией с участием журналиста Аркадия Бабченко вспоминаем самые интересные фильмы о мнимых покойниках.
Статьи «Цель кино о спорте — вдохновить»: Любимые фильмы спортивных комментаторов Как монологи Аль Пачино влияют на победы ЦСКА, какой английский фильм стал причиной популярности регби-13 в СССР и почему претензии к «Движению вверх» — это чепуха.
Статьи Как это смотреть: Путеводитель по творчеству братьев Люмьер Новый фильм «Люмьеры!» наглядно показывает, что братья были не только изобретателями и родоначальниками кино, но и выдающимися режиссерами.
Комментарии (63)

Новый комментарий...

  • 51

    Любава1985 8 августа 2016, 17:34 пожаловаться

    #

    Какая хорошая статья. Жаль, что проекту под рабочим названием «900 дней» не суждено было быть реализованным.

    ответить

  • 11

    Jedi Aragorn 8 августа 2016, 17:40 пожаловаться

    #

    Да и как могло бы иначе у режиссера, который умер дома, перед телевизором, во время просмотра фильма Роберта Уайза под названием «Я хочу жить!» — прямо ирония судьбы.

    Ни разу не приходилось читать или слышать о таком нереализованном проекте. Но 900 дней, конечно, известны. Учитывая одержимость Серджио Леоне, наверняка получился бы отличный зрелищный фильм, хотя любовная линия между американцем и русской на бумаге выглядит скучноватой. Зато упор на принцип национальной принадлежности действующих лиц очень хорош. Всяко лучше использования американцев и европейцев, забавно пытающихся изображать русских.

    Хорошо так Михаил Калатозов «поставил на место» Серджио Леоне, сказав, что было «два танка». Кажется, итальянский мэтр немного заразился американским фантазированием в те годы.

    ответить

  • Качественная картина могла получится, но судьба распоряжается иначе. Однажды наткнулся на книгу про блокаду Ленинграда, и тоже подумал что могли бы и экранизировать. Вечная память Серджио Леоне

    ответить

  • 4

    gala-gala 8 августа 2016, 21:35 пожаловаться

    #

    название и автора не подскажите? кроме «Блокады» Чаковского ничего не читала об этом эпизоде войны.

    ответить

  • Её показывали в док. фильме по Культуре, так что не запомнил, зато узнал много нового.

    ответить

  • Речь, возможно, идёт о книге Сергея Ярова «Блокадная этика», пока ещё можно найти электронный бесплатный вариант на просторах Интернета. Есть также дневник Любови Васильевны Шапориной, вышедший в 2012 году в издательстве «Новое Литературное Обозрение» в серии «Россия в мемуарах.» Его в сети не нашёл, заказывал на Озоне, правда, довольно давно, можно также заказать непосредственно в самом издательстве «НЛО» Обе книги совершенно потрясающие.

    ответить

  • 3

    gala-gala 9 августа 2016, 06:11 пожаловаться

    #

    Спасибо большое за информацию:)
    Удивительно, что так мало книг о блокаде, впрочем и фильмов немного

    ответить

  • 4

    AndRiaNo 8 августа 2016, 17:51 пожаловаться

    #

    Интереснейшая статья, Однажды в Америке один из немногих действительно самых любимых фильмов, никогда не слышал про планы Леоне что-то ещё снимать, тем более про блокаду Ленинграда. Я уж подумал, ДеНира, русского должен был играть.
    Чрезвычайно жаль, что Леоне так рано умер и этот его фильм как и многие другие не сняли. Но судя по годам в которых его собирались завершать, снять фильм ему бы помешал переворот 91го, если материал бы не был отснят к этому времени, а с такими проектами обычно всё затягивается.

    ответить

  • 2

    zenitos-rostov 8 августа 2016, 18:35 пожаловаться

    #

    Думаю 900 дней был бы покруче Ермака. Жаль что так и не сняли

    ответить

  • 40

    kocyak 8 августа 2016, 18:40 пожаловаться

    #

    Отличная рубрика «Неснятые фильмы», так держать кинопоиск.

    ответить

  • 7

    Сидоров Дима 8 августа 2016, 18:51 пожаловаться

    #

    Надеюсь следующая статья будет о Дюне Ходоровского

    ответить

  • 8

    gala-gala 8 августа 2016, 19:41 пожаловаться

    #

    очень жаль-мог бы получиться наиболее достоверный западный фильм о НАШЕЙ войне, по сравнению с существующими.

    ответить

  • 9

    Ural Highlander 8 августа 2016, 22:27 пожаловаться

    #

    А мне сдаётся, навалил бы Серджио клюквы) Впрочем, его опусы про США тоже в каком-то роде клюква, но торжественная манера съёмки заставляет многое прощать. Ну и время для сотрудничества с нашими студиями было уже не лучшее — качество зрелищных лент стремительно снижалось

    ответить

  • 3

    gala-gala 9 августа 2016, 06:06 пожаловаться

    #

    Хотела тебе резко возразить…но передумала:)…Отчасти ты прав…хотя из твоего комментария получается что ты ценишь Леоне за патетику (?), а в 900 днях оценил бы зрелищность…
    Моя же реплика появилась под впечатлением от информации о влиянии Калатозова на Леоне…
    Представилось, что появился бы реальный «человеческий» фильм о блокаде…
    Однако, вовремя вспомнилось, что даже почти все советские фильмы о войне наполнены коммунистической патетикой, а фильмов с «человеческим лицом» таких как «Женя, Женечка и «катюша», Хроника пикирующего бомбардировщика», «На войне, как на войне» совсем не много…(кстати, все ленинградские)… Ну, и учитывая упадок нашего кинематографа в то время, действительно, вряд ли бы удалось избежать клюквы-малины.
    Однако, существует на мой взгляд еще один аспект…
    Даже если и наворотил бы Леоне клюквы…все равно появился бы фильм, из которого западный зритель узнал об этом эпизоде истории России и второй мировой войны — на мой взгляд это немаловажно …Хочется чтобы народы таких мощных держав, как США и Россия симпатизировали друг другу… а без знания истории стран, без информации это невозможно…
    Так что, на мой взгляд фильм этот был бы полезен в любом случае:)
    Учитывая, что зарубежных фильмов о России совсем немного — разве что экранизация нашей классики.
    Кстати, почему-то фильмов о Блокаде тоже совсем немного…думаю чуть больше десяти.

    ответить

  • 4

    Ural Highlander 9 августа 2016, 08:59 пожаловаться

    #

    Леоне недаром часто сравнивают с оперой. Его фильмы — безмерные пафос и патетика, но ни у кого они не смотрятся настолько органично и уместно. Посмотри, как он описывал первую сцену «900 дней» — музыка Шостаковича, камера покидает комнату композитора, где он собирает листы, и следует по улицам за ополченцами, трамваем, на баррикады, добавляются инструменты оркестра… (оцени где-нибудь этот приём без монтажных склеек — высший операторский пилотаж, роскошно же) И всё это у Леоне было бы ровно настолько впечатляюще, насколько звучит.

    При этом я не совсем согласен с Никитой об узости диапазона Леоне. Да, так уж вышло, что он снимал либо дешёвые пеплумы, либо вестерны, да ещё одну гангстерскую сагу, которую ему продюсеры испортачили. Но вот у его вечного конкурента Сэма Пекинпы в каждом фильме (даже в «Псах») сквозит вестерн, а у Леоне из каждого вестерна (ну ладно, первый не считаем) лезет что-то большее, пусть ироничная, замешанная на мифологии, но философия. Не настолько, чтобы перевести его из разряда развлекательных режиссёров в какой-нибудь артхаус, но достаточно, чтобы привлечь интерес. Мне кажется, о войне на Восточном фронте у него бы вышло что-то более любопытное, чем «Железный крест». Но… вряд ли бы Калатозов кардинально спас положение. А тема блокады это вообще очень тяжёлая тема, и ты верно заметила, что и у нас к ней опасаются подступаться. Вообще-то и Холокост долго боялись трогать, хотя тема близка всем. Это с 90-х только прорвало по-настоящему.

    Насчёт пользы в любом случае, донесении информации, привлечении внимания… Я бы, наверное, согласился, если бы не существовал в природе этот клюквенный сироп, который к взаимному пониманию и уважению не приблизил ни на дюйм. И хотя Анно не ахти какой режиссёр, но технически фильм снят прилично, переправа через Волгу повсеместно цитируется… Но ведь там же Толкиен на сталинградской натуре. Кому там симпатизировать-то? Какие знания об истории это несёт? Нужен кто-то, кто больше и с уважением интересуется нашей культурой. Кто-то вроде Джо Райта или даже Клода Лелуша, который в кино-то пришёл под впечатлением от Калатозова. И не обязательно цепляться за США — мы им вообще никуда не упирались. В мире ещё две сотни стран, с кем хорошо бы выстроить диалог))

    И я, конечно, категорически не согласен по поводу «совсем немного фильмов с человеческим лицом», но оставим это — видимо, у нас просто немного разные представления о человеческих лицах)

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 09:10 пожаловаться

    #

    Буду только рада если пополнишь список фильмов о Вов без прокоммунистической патетики:)

    А насчет пользы
    Приведу неуместный, но яркий пример из собственного опыта:))
    Интерес к истории Франции возник у меня после прочтения самого попсового бестселлера -«Анжелика-маркиза ангелов» в почти начальной школе… очень заинтересовала меня Фронда…
    Так что инфа, выуженная из попсового произведения может вызвать неподдельный интерес к событию:)
    К сожалению, не могу сравнить Пекинпу с Леоне, у каждого видела по 2 фильма… исправлюсь:)
    Но представляется Леоне был все-таки серьезно настроен… да и Шостаковича американцы лишний раз бы послушали…:))
    И, конечно, не могу возразить против диалога с еще двумя сотнями стран… но США исключать все-таки не стоит:)

    ответить

  • 2

    Ural Highlander 9 августа 2016, 09:25 пожаловаться

    #

    Резонно про неподдельный интерес к событию из попсового произведения. Вопрос лишь в том, каково соотношение людей, которые заинтересуются, и людей, которые будут судить об историческом событии, о чужом народе по попсовому произведению) Впрочем, и на это наплевать, были бы хотя бы люди из первой категории. Где-то мы это уже обсуждали)

    Я так понимаю, у тебя человеческое лицо и прокоммунистическая патетика взаимоисключающие параграфы?)) Не совсем ясно, чем партийные не заслуживают человеческого подхода. Ну ладно, куча же фильмов, и не только ленинградских. Чем тебе не угодили «Жаворонок», «Чёрная берёза», «Отец солдата», «Сошедшие с небес», «В бой идут одни старики», «Судьба человека», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «На семи ветрах» и т. п.? Давай уж — что тогда является человеческим лицом. Гуманизм и милосердие? А ярость, страх и ненависть — разве не человеческое лицо?

    ответить

  • 3

    gala-gala 9 августа 2016, 09:42 пожаловаться

    #

    Не дави на меня))
    Я говорю о фильмах, рассказывающих не о героях на войне, а об обычных людях на войне
    Из перечисленного с удовольствием беру Отец солдата, Балладу о солдате(если убрать закадровое вещание), пожалуй На семи ветрах
    Черную березу, Жаворонка и Сошедшие с небес не знаю
    В бой идут одни старики, при всем уважении — не очень верится в лакированное хоровое пение на войне, Судьба человека — пафосный пафос, прости, друг…:)
    Я бы добавила Белорусский вокзал и как самой не странно Они сражались за Родину нелюбимого Бондарчука… там весь пафос перекрывает тандем Шукшин-Тихонов
    Как иллюстрация к тому, что я хочу сказать, т. е. к «человеческому лицу»- сравни двух героев фильмов- героя Бондарчука из Судьбы человека и героя Леонова из Белорусского вокзала или Даля из «Женя, Женечка и «катюша»
    Герой Бондарчука- показательный образец и образцовый показатель, а герои Леонова, Даля или Кононова из На войне как на войне -просто люди… такие же как мы:)

    ответить

  • 2

    Ural Highlander 9 августа 2016, 09:59 пожаловаться

    #

    А мы не знаем, простые мы люди или нет) Во всяком случае, пока… Я тебе не давал почитать свои рассуждения о судьбе Зибы Ганиевой?

    Иногда и героизм это тяжкое бремя, и человека чертовски жаль. Т. е. его можно понять и ему можно посочувствовать — он не из другого мира. Ай, да тебе не нравится Шепитько… И Герман с его «Проверкой». «Сошедшие с небес», к сожалению, сам не смотрел, только в общих чертах знаю, «Жаворонок» по твоим критериям, наверное, не очень подойдёт, уж слишком исключительные обстоятельства, а вот «Чёрная берёза» вполне про людей. Хоровое пение на войне — кстати, с реальными прототипами. Иногда жизнь удивительнее, чем кино. Ну, «Зори» ещё, «Торпедоносцы»… Да, конечно, их куда меньше, чем фильмов с героической патетикой. Хотя я многого ещё не смотрел, мне тут трудно ориентироваться

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 10:06 пожаловаться

    #

    При равнодушии к Шепитько — все-таки Сотников, т. е. Восхождение — очень интересная работа. .. просто невыносимо тяжело смотреть… и Германа как раз я бы в свой список включила. .. только не с Проверкой-не видела, а с 20 дней без войны, Зори, наверное, да
    А что за рассуждения о судьбе Зибы Ганиевой и что за судьба?

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 9 августа 2016, 10:12 пожаловаться

    #

    Вот как раз Сотников — случай героя из простого человека, и жутко пройти этот путь за ним (а Рыбак — наоборот, герой, оказавшийся слабым). Ну это Быков ещё всё вывел, а Шепитько уже привнесла осязаемый ужас и категоричную христианскую символику.
    А про Ганиеву ничего такого особого, ну да в личку сброшу.

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 10:19 пожаловаться

    #

    Так вот именно -героизм в Сотникове не заранее обозначенный, не агиточный, а вырастающий на наших глазах, появляющийся у совсем обычного человека — за это и беру:)
    Ну и, вообще, «Восхождение» это скорее фильм-рассуждение, чем агитка

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 9 августа 2016, 10:40 пожаловаться

    #

    Пакостное слово «агитка». Разве «Судьба человека» агитка? Да, рассказ об исключительном человеке в исключительных обстоятельствах, но разве у него нотационная манера? Т. е. ну-ка все дружно поступаем вот так и не иначе? Конечно, есть немало киноагиток («Крейсер Варяг» определённо агитка, что, впрочем, не умаляет его достоинств), но, пожалуй, в подавляющем числе картин однозначный мотивационный посыл не чувствуется, это скорее рассуждение о трагедии и о подвиге, пусть с древнегреческими мотивами) В советском кино о войне много погибают, но при этом часто подчёркивается трагизм, ненужность смерти. Кстати, понимания это не находит: кто-то на IMDB этим возмущался — на странице «А зори здесь тихие» — дескать, у совков по-другому не бывает, надо обязательно помереть как камикадзе, нет никаких жизнеутверждающих хэппи-эндов с девочкой в закат. Видишь, у американцев другая эстетика и понятия о героизме. Какой ты на фиг герой, если тебя убили? Ну, у нас так тоже снимали, например — «Крепкий орешек»))

    ответить

  • 5

    gala-gala 9 августа 2016, 11:09 пожаловаться

    #

    Исключительный человек?
    Откуда исключили-то, из общего ряда, из нас, из обывателей…

    Устала я в советском кино от исключительных
    Хочется смотреть на обычных… которым, действительно умирать как-то в лом… даже прости меня за Родину
    не люблю я массового героизма

    Знаешь почему у совков фильмы про то что надо помереть как камикадзе- да чтобы совок с детства привыкал жизнь свою ценить не так высоко…
    Партия сказала -отдай жизнь — исключительный совок- пожалуйста, берите, всегда рад стараться

    Жизнь, она, друг, понимаешь, со смертью заканчивается, для всех причем и для исключительных и для обычных. .. даже не увидишь принесла твоя смерть пользу человечеству или нет

    Так что я тоже решительно за выживающих героев и просто людей, не хотящих умирать

    И понятнее и милее мне герои Даля и Кононова-обыкновенные мальчишки, не собиравшиеся умирать, но попавшие в такую мясорубку, чем исключительно храбрые герои Бондарчука… типа с плаката
    Извиняй:)

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 9 августа 2016, 11:59 пожаловаться

    #

    А с чего начинается Родина? Что за слово такое загадочное? Может, тут вопрос об умении жить с людьми, любить их? Можно отбрыкиваться от таких историй — «поучайте лучше ваших паучат» — но мы ж о конкретных исторических событиях говорим и о людях, которых пытаемся понять (и не всегда собственные ощущения можно на них переносить — то были другие люди). Если многие жертвовали своей жизнью в безысходной ситуации, т. е. находили что-то, что дороже этой жизни — не стоит ли разобраться, что это было? Или в каждой истории мы ищем себя, свою копию, а остальное отметаем? Ну тогда ты себя недооцениваешь, сузив диапазон)

    Человек, который считает, что его жизнь — высшая ценность на земле… А вот Сотников/Рыбак — ты на стороне последнего? Мог бы быть положительным героем, если бы не полез в петлю?

    Знаешь почему у совков… Нет, не знаю. Я только что говорил, что в советском кино не так. Это вон в «9 роте» если погибать, так сотню супостатов с собой взять — вот там все молодцы. Советское кино куда гуманнее в этом плане, и бездумного «Умрите геройски» там нет. Каждая смерть трагедия — и нередко нелепая и ненужная. Я не буду отрицать пропаганду подвига, тем более в конъюнктурном кино, которое сейчас-то уже и не вспоминают, но она в пределах допустимого — не больше, чем в европейском или американском кино, и уж явно меньше, чем в современном российском («Батальонъ», «Адмирал», «9 рота», «Грозовые ворота» и т. д.). Пропаганда — одно, а исследование природы подвига — это другое.

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 12:25 пожаловаться

    #

    С чего начинается Родина?
    Да в Советском государстве с песни… раньше думай о Родине, а потом о себе:(
    Жертвовали своей жизнью в безвыходной ситуации- а это подвиг-если не из чего выбирать? Герой -это кто? это исключительный человек?
    Как тогда героизм смог стать массовым?

    А вот Сотников — это осознанный героизм… это не зомбированный песнями, фильмами, лозунгами, плакатами и запуганный совок, а нормальный человек, делающий выбор..
    Но это редкое кино -где герой не положительно -плакатный
    И я продолжаю не хотеть, чтобы кино культивировало героизм, заканчивающийся смертью во имя высоких идеалов, пусть кино культивирует понимание ценности любой человеческой жизни.

    Я не видела фильмов о войне последних лет -ничего про них не могу сказать… И почему-то не хочется их смотреть… может и зря:)

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 9 августа 2016, 12:48 пожаловаться

    #

    Так и в США всё на фоне звёздно-полосатого флага. Вот и поймём друг друга)

    Выбор всегда есть (ну если мы говорим о сознательном действии, ведь не скажешь же, что узники концлагерей жертвовали своей жизнью — вот там никакого выбора не было). Зачастую довольно поганый, когда оба варианта хуже. Но выбирать деревянные костюмы никто не в силах заставить, это человек решает сам. Если способность сопереживать другим людям (гражданскому населению, детям, боевым товарищам) — исключительная, то да, герой — исключительный человек. Вот только таких исключительных находится немало, вот тебе и массовость.

    Ведь что такое подвиг? Это жертва жизнью или высокий риск такой жертвы. Т. е. когда человек оценивает возможные преимущества (без гарантии успеха и что кто-то там чего-то узнает и памятник поставит) выше собственной жизни. И я, убей, не понимаю, где в советском кино массовая плакатность и зомбаки, т. е. когда на второй части весов лежит Родина как политическая абстракция. Ну даже во вполне патриотичном «Освобождении» Озерова — капитан Цветаев ради чего жизнью жертвует, помнишь? Можно забацать кино, где все выжили — и гражданские, и Цветаев. И уехали в закат. Вот только утверждается ли таким образом ценность человеческой жизни? Я что-то сомневаюсь, чтобы я в таком случае о ней (ценности) вообще задумался.

    Да, и высокий идеал — это плохо? Высокий идеал как правило с людьми связан и опять же с их жизнями. Лучше умереть за машину Indesit и Порш Кайен?)))

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 12:55 пожаловаться

    #

    Да, Господи ты боже мой:))
    Лучше не умирать… а жить за машину Indesit и Порш Кайен?))).. и за Родину. .. тоже. Хватит геройствовать.. хватить бороться с урожаем, голодом, паводком, дорогами и дураками… надоело выживать… никакого героизма. .. просто жить:)))

    ответить

  • 2

    Ural Highlander 9 августа 2016, 13:17 пожаловаться

    #

    Ну это-то никто не против. Вон и про колхозы сколько фильмов) Мы же говорим про исключительные исторические обстоятельства. Когда оба варианта хуже. Вон Рыбак выбрал просто жить. Надоело выживать. Как тебе?

    Не нравится, ну так всегда есть куча фильмов о проблемах одноэтажной Америки и панельной России — о спокойном времени, когда самая большая проблема — дочь замуж сбагрить. А в фильмах о войне речь обычно немного о другом. Тебя мои красные панталоны раздражают)) Может, для удобства переключимся на нейтрально-западное кино о героях? «Сахара», «Спасти рядового Райана», «Братья по оружию» — там тоже много где подвиг и самопожертвование восхваляются. Но мы же не будем подозревать, что государство промывает мозги)

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 13:27 пожаловаться

    #

    Там понятия массового героизма нет

    И дороги лучше:))

    И вообще, сначала смотришь Фрирза «Герой», а потом рассуждаем кто герой, а кто. . простите. .. мимо проходил:))

    ответить

  • 3

    Ural Highlander 9 августа 2016, 13:37 пожаловаться

    #

    Массовый героизм — это от скольки человек?)) «Великолепная семёрка» — массовый?) Впрочем, пришлось мне как-то в штыковую атаку ходить — нашу курсантскую роту на кафедре на капусту привезли, лопаты раздали и скомандовали: «Вперёд! Пленных не брать». Должен признать, что чувство плеча и крик «ура!» может порождать явление, отличное от героизма индивидуального. Той капусте не позавидуешь))

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 13:44 пожаловаться

    #

    О Господи, и ты тоже Герой:))

    ответить

  • 4

    Ural Highlander 9 августа 2016, 13:56 пожаловаться

    #

    Мне больно слышать, что ты сомневалась)))

    ответить

  • 4

    gala-gala 9 августа 2016, 13:59 пожаловаться

    #

    хочется чего-нибудь обнакновенного)))

    ответить

  • 5

    Dam 8 августа 2016, 20:25 пожаловаться

    #

    Тандем Леоне и Де Ниро, интересная тема — вышло бы, как минимум, интересно. Жаль, что такие великие режиссёры, как Леоне и Кубрик, умерли, так и не сняв свои самые грандиозные по задумке фильмы.

    ответить

  • mulderlp 8 августа 2016, 22:11 пожаловаться

    #

    Извините, о каком фильме Кубрика речь?

    ответить

  • 2

    Алексей Хохлов 8 августа 2016, 23:22 пожаловаться

    #

    про Наполеона

    ответить

  • Скорбный Эдд 8 августа 2016, 23:26 пожаловаться

    #

    Про Наполеона

    ответить

  • 1

    Dam 8 августа 2016, 23:34 пожаловаться

    #

    Да, про Наполеона. Читал много где, что он годами материал собирал, актёров подбирал, декорации и т. д. На кинопоиске где-то неделю назад была подробная статья.

    ответить

  • 2

    El_principe 8 августа 2016, 22:04 пожаловаться

    #

    даже не знал про такой проект, спасибо, что поведали!
    и правда обидно, что он не состоялся…

    ответить

  • 9

    renod 8 августа 2016, 22:07 пожаловаться

    #

    … десять танков, двадцать, тридцать… двести танков. Эта большая армада танков прорывает блокаду. Калатозов меня перебил: «Правда в том, господин Леоне, что танков было только два. Я был там»
    Как до сих пор снимают фильмы основанные на реальных событиях.

    ответить

  • 9

    Pan Vitalii 8 августа 2016, 23:00 пожаловаться

    #

    Знаючи фільми Леоне, можна тільки уявляти, який шедевр зняв би цей геніальний італієць

    ответить

  • 5

    Микки Р 8 августа 2016, 23:45 пожаловаться

    #

    Обожаю читать эти статьи. Они великолепны!

    ответить

  • 4

    Миша-35 9 августа 2016, 00:47 пожаловаться

    #

    Это только ощущение, которое уже никогда не получит подтверждения или опровержения, но тем не менее: мне кажется, «900» дней действительно стали бы потрясающим во всех отношениях фильмом с высочайшими шансами на всемирный успех. Жаль, очень жаль, что этому проекту не суждено было реализоваться.
    С удовольствием посмотрел бы и «Место, известное только Мэри», тем более там могли быть Рурк и Гир. Эпоха Гражданской войны, как и вообще вся история США мне интересна по определению. Только я не совсем понял, о какой «дурочке» идет речь. О Скарлетт О’Хара? Она кто угодно, только не дура.
    Что же касается в целом экранизации «Унесенных ветром» 1939 года, тот тут дерзну поспорить с мэтром насчет соответствия оригиналу. Да, сценарий неизбежно опустил ряд детали романа — иного выхода просто не было, — но великолепно передал дух произведения и очень достоверно, как по мне, воспроизвел ту эпоху, ее быт, героев, характеры, атмосферу и т. д. В немалой степени этому способствовал и удачный кастинг, не допустивший ни единого промаха и обеспечивший среди прочего, успех картине.
    Огромное спасибо, КиноПоиск, за прекрасную статью! Побольше бы таких!

    ответить

  • Дейноних 9 августа 2016, 09:33 пожаловаться

    #

    Эх жалко что проекту 900 дней не суждено было сбыться.
    Уверен это был бы шедевр.
    Место, известное только Мэри я бы тоже хотел посмотреть.

    ответить

  • Calvin_ Candy 9 августа 2016, 21:25 пожаловаться

    #

    Кубрик, Леоне, интересно кто следующий!

    ответить

  • 1

    spiker07 9 августа 2016, 23:46 пожаловаться

    #

    Хорошая новая рубрика) Продолжайте)

    ответить

  • ДжиМэн 10 августа 2016, 05:07 пожаловаться

    #

    Спасибо! Очень интересно и познавательно!

    ответить

  • Tony270199 11 августа 2016, 17:03 пожаловаться

    #

    Фильм должен был начинаться с длинной сцены, снятой без монтажных склеек… Леоне до того, как это стало мэйнстримом.

    ответить

  • 1

    JackNaper 13 августа 2016, 00:14 пожаловаться

    #

    Культовый режиссер!

    ответить

  • onfol 13 августа 2016, 02:54 пожаловаться

    #

    Лично я жалею только о том, что Серджио Леоне снял слишком мало вестернов.

    ответить

 
Добавить комментарий...