Министр культуры России Владимир Мединский заявил изданию «Газета.Ru», что подконтрольное ему ведомство предлагает отказаться от идеи увеличения стоимости прокатного удостоверения в стране до 5 млн рублей в пользу процентных отчислений.
При этом Мединский считает, что финансирование отечественного кинематографа должно осуществляться за счет проката зарубежных фильмов. При этом деньги, по мнению министра, должны идти непосредственно в Фонд кино. Процент от проката он еще определит.
«Я считаю, что это правильный принцип — сделать так, чтобы за счет западного, голливудского кино финансировался отечественный кинематограф. Формы могут быть разные. Например, во Франции и Польше существует не разовый взнос, а процент от сборов. Во Франции он довольно высокий, около 12%. Мне представляется французская модель более справедливой. Можно обсуждать размер процента», — сказал министр.
Министр подчеркнул, что разовый сбор гораздо проще в администрировании, но у него есть единственный, но существенный минус — это риск, что малобюджетное авторское кино не появится в широком прокате.
«Часть из таких фильмов тогда сможет остаться только в онлайн-кинотеатрах, на телевидении и в интернете. Все равно они будут транслироваться, но не выйдут на широких экранах», — сказал Мединский.
Разговоры о повышении стоимости прокатного удостоверения, без которого выпуск любого фильма в российских кинотеатрах невозможен, велись с начала 2017 года. Инициатива вызвала осуждение со стороны прокатчиков независимого и фестивального кино. «Это полностью уничтожает независимые фильмы. Взять какого-нибудь „Капитана Фантастик“. Его прокатчики точно не смогли бы заплатить 5 миллионов», — объяснял в интервью КиноПоиску Сэм Клебанов, основатель компании «Кино без границ».
Реакция индустрии на сегодняшнее заявление Мединского однозначна: наконец-то после опасного и губительного для проката предложения Минкульт вышел на более адекватное предложение. Некоторые предполагают, что министр прочитал книгу Жоэля Шапрона, французского продюсера и отборщика Каннского фестиваля, специалиста по российскому кино.
Шапрону регулярно приходится давать комментарии о якобы существующей во Франции системе квот, защищающих местный кинематограф. Французы действительно вводили квотирование, но с 1946 по 1950 год. «Это было тесно связано с тем, что после Второй мировой войны для восстановления нашей страны (как и для ряда других стран Европы) американцы предлагали нам деньги, ссуды в обмен на то, чтобы мы, в частности, открыли все свои экраны американскому кино, которое во время войны было запрещено немцами. И тогда французы настаивали на том, чтобы у национального кино экранного времени было как минимум четыре недели в квартал. Потом была борьба за шесть недель. А потом квоты были отменены», — рассказывал Шапрон в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика».
Сейчас во Франции существует налог, который взимается с каждого кинобилета, чтобы поддержать кинематографию в целом. Отметим, с каждого, включая билеты на французские фильмы.