Palworld — первая вирусная игра года. Почему все сходят с ума от «покемонов с пушками»

Обсудить0

19 января на ПК, Xbox Series X|S и Xbox One вышла Palworld — скромная инди-игра малоизвестной японской студии Pocket Pair. Многопользовательский «выживач» внезапно оказался всемирным хитом: игра уже три недели не выбирается из топов магазинов, бьет рекорды в онлайне и продается миллионными тиражами. Рецепт успеха прост: Palworld, которую окрестили «покемонами с пушками», выглядит как безумная смесь десятка популярных игр. Рассказываем, почему все это интересно, но, на самом деле, расстраивает. 

В чем суть игры

Главный герой, чью внешность игрок выбирает сам, просыпается на незнакомом архипелаге. На острове виднеются футуристические постройки, похожие на руины когда-то жившей здесь цивилизации. По земле бродят браконьеры и редкие выжившие, удивляющиеся, что среди них появился новенький. Но в основном архипелаг заселяют не люди, а так называемые палы — существа всех форм и размеров; некоторые маленькие и пушистые, похожие на овец, кур или котиков, другие, скорее, напоминают огромных мамонтов и драконов. Какие-то ведут себя агрессивно, но большинство к игроку равнодушны, если их не трогать.

Как такового сюжета в Palworld нет. По крайней мере, в альфа-версии, которая сейчас доступна игрокам. История может появиться вместе с последующими обновлениями (в ближайшем будущем в игре появится PvP, кроссплей и система обмена палами). Пока что это чистый сурвайвал: игроку нужно выживать, искать ресурсы, строить базу, крафтить новое оборудование, исследовать биомы и вновь искать ресурсы, вновь крафтить, вновь строить. Если вы играли во что угодно из жанра — хоть Minecraft, хоть Rust, хоть более современная Valheim, — то геймплейный цикл примерно представляете.

Главное нововведение в жанр от Palworld — это, собственно, сами палы и все связанные с ними системы. Дело в том, что монстриков надо не только нещадно уничтожать ради мяса, кожи и прочих ресурсов (PETA уже выразила свою обеспокоенность в социальных сетях), но и ловить — точь-в-точь как покемонов — в специальные сферы. Пойманных палов потом можно брать с собой в походы в качестве дополнительной ударной силы. Или использовать как работников на базе: какие-то из них умеют крафтить, другие способны сами добывать камень и железо, третьи производят шерсть и яйца, а в свободное время собирают ягоды. Менеджмент базы — самое любопытное, что есть в Palworld. При должном терпении тут можно выстраивать целые производственные циклы, где один пал будет, допустим, собирать металлическую руду, второй переплавлять ее в слитки, а третий крафтить из них необходимые в быту вещи. При этом за состоянием существ нужно тщательно следить. Голодные и уставшие палы работают плохо, а чтобы они не сошли с ума, им нужны рекреационные сооружения вроде горячего источника.

Еще на карте есть боссы — по сути, просто особенно крутые большие палы, в исключительных случаях еще и под контролем персонажа-человека. А по ночам на вашу базу иногда нападают случайные люди или монстры, так что нужно заранее думать об обороне дома, строить ловушки, капканы и защитные стены. Финала у игры нет — можно выживать, либо пока не надоест, либо пока вы не соберете вообще все виды палов (а их более сотни), не уничтожите всех боссов и не исследуете все уголки карты. Она, кстати, для сурвайвал-игры относительно небольшая, всего-то 16 квадратных километров. Даже если не сравнивать с бесконечным миром Minecraft, число весьма скромное. Для сравнения с однопользовательскими хитами: The Elder Scrolls V: Skyrim, например, в два раза больше, а в The Legend of Zelda: Breath of the Wild можно бродить, летать и плавать аж по 84 квадратным километрам пространства.

Кто создал эту игру

Palworld сделала независимая японская студия Pocketpair. До этого она выпустила всего три проекта: карточную игру Overdungeon, объединяющую геймплей наподобие Heartstone с элементами roguelike и tower defence; мобильную AI: Art Impostor, где концепт карточного «Шпиона» поженили с нейросетевыми рисунками и эстетикой Among Us; наконец, Craftopia — еще один сурвайвал с визуальным стилем, напоминающий последнюю The Legend of Zelda.

Не надо быть особым экспертом, чтобы понять их творческую модель. Pocketpair раз за разом пытается сделать проекты, где намешаны популярные геймплейные и стилевые тренды. Под трейлером Craftopia (которая, кстати, из раннего доступа за три года так и не вышла) все популярные комменты шутят на одну и ту же тему: сурвайвал выглядит примерно как десять игр сразу. В одном месте уживается и Breath of the Wild, и Monster Hunter, и Animal Crossing, и Fortnite, и еще куча разножанровых ориентиров.

Студия преимущественно состоит из разработчиков-любителей: ее главный художник когда-то годами не мог никуда устроиться, анимацию оружия делал кассир из магазина, а в один момент весь проект перенесли с движка Unity на Unreal Engine просто потому, что в команде появился человек, который умел работать со вторым. Сам глава компании в статье об игре пишет, что ее релиз — настоящее чудо. И что если бы Pocketpair была бы более профессиональной студией, никакого бы Palworld не случилось. Создателям помогла банальная наглость, присущая тем, кто, на самом деле, совершенно не понимает, что делать.

Почему о Palworld все говорят

Впервые о Palworld заговорили еще год назад, когда вышел второй трейлер игры. В основном из-за яркого центрального концепта. Игра, где есть «покемоны» и пушки, не могла остаться совсем уж на периферии общественного внимания. Ролик к тому же забавно подчеркивал абсурдность идеи: в какой-то момент милые пейзажи там сменялись чуть ли не хоррор-сценой, где зверушек используют как рабочую силу для создания автоматов.

Некоторые игроки, правда, тогда еще не верили в состоятельность проекта. Palworld и правда выглядела как пародийная видеоигра, которой не суждено добраться до релиза. Следующие трейлеры не вызывали настолько же бурного ажиотажа, число их просмотров варьировалось между 300 и 700 тысячами против почти 2 миллионов на втором ролике. Для независимого проекта неплохо, для будущего мирового феномена — довольно скромно.

В январе 2024-го Palworld вышла в раннем доступе Steam и Xbox Game Pass, и вот тут началось. Игра разошлась по стримам на Twitch, за первые восемь часов после релиза уже продали первый миллион копий. К концу января это число выросло до 12 миллионов, а Palworld стала самой популярной игрой в Game Pass от стороннего разработчика (то есть не от студий Microsoft). В какой-то момент, по данным Steam, в Palworld одновременно играло 2 101 535 человек. Это второй результат за всю историю сервиса. Такие цифры не видели даже DotA 2 и Counter-Strike. Только у PUBG на пике популярности было больше игроков.

Еще одна причина ажиотажа, кроме поверхностной меметичности концепта, — это споры вокруг плагиаторской сущности игры. Кажется, Pocketpair ходит по лезвию: ее игра, очевидно, копирует идеи чужих работ, а дизайны многих палов почти один в один повторяют покемонов. Но при этом их плагиат хитрый ровно настолько, чтобы не получить в свой адрес сотню судебных исков. По крайней мере, пока что Nintendo не может найти причин для легальных действий в отношении студии. Хотя уж кто-кто, а эта японская корпорация никогда не стеснялись насылать юристов на тех, кого она подозревала в неправомерном использовании своих брендов. Пока что компания разве что банит моды, где палов заменяют на покемонов.

Как это играется

Palworld действительно похожа на все игры разом — в этом и ее главная сила, и основной недостаток. Некоторые заимствованные механики действительно любопытно сочетаются. Скажем, идея с палами-работниками хотя бы немного освобождает от утомительного гринда. Вместо того чтобы самому рубить деревья и бесконечно колоть киркой камни, можно заставить своих мохнатых помощников заниматься тяжелым трудом, а самому заняться чем-то более интересным. Хотя и рубить, и колоть, и крафтить все равно придется.

К тому же уникальные умения палов добавляют глубину в механику управления базой. Количество помощников ограничено, так что нужно тщательно выбирать, кого из пойманных существ селить рядом с собой. Одни умеют переносить вещи и готовить еду, но, например, совершенно бесполезны в добыче ресурсов. Другие, напротив, соберут для вас древесину, но не помогут с крафтом. Приходится изучать характеристики и решать, какие палы будут дополнять друг друга.

Забавляет поначалу и изучение мира. Интересно узнать, сколько еще уникальных существ получится увидеть за одно путешествие. Передвигаться по карте весьма приятно. Помогают позаимствованные у Breath of the Wild (или Genshin Impact) механики лазания по скалам и скольжения на глайдере. А битвы с боссами, прямо как и в какой-нибудь Valheim, помогают создать в бессюжетной игре хоть какую-то видимость движения вперед. Достаточно прокачаться, чтобы победить очередное особое существо, — пока что единственная понятная мотивация в игре.

Хорошо и то, что создатели Palworld полностью осознают абсурдную эклектичность игры и не боятся лишний раз напомнить о смехотворности происходящего. Перед боссами вы увидите гиперболизированно дерзкие мини-ролики в аниме-стилистике, а описания палов заполнены остротами разного качества. Ну а от вида милых обезьян с автоматами или существа, похожего на Тоторо с пулеметом наперевес, сложно не поймать улыбку. Palworld не претендует на серьезное художественное высказывание даже внутри жанра — это яркое попурри из концептов, в котором легко потеряться на пару недель или месяцев в зависимости от вашей усидчивости, особенно если играете в кооперативе с друзьями. Что-что, а затягивающий геймплейный цикл у Pocketpair получился хорошо: пока ты пытаешься понять, какие палы тебе нужны для налаживания работы на базе, появляются новые технологии, для которых необходимы новые ресурсы, и так бесконечно по кругу.

Впрочем, в худшие моменты эклектика «покемонов с пушками» угнетает. Сама поимка палов — процесс весьма нудный: сражаешься, пытаешься добить существо почти до смерти, кидаешь сферу, потом по новой. От нагромождения элементов разных жанров и стилей можно сильно устать. Особенно когда каждая геймплейная ситуация напоминает то, что ты уже видел в других, более собранных и цельных играх. Отбиваешь случайную ночную атаку на базу — вспоминаешь, как делал то же самое в Don’t Starve или Valheim. Бороздишь просторы минималистично нарисованного мира — ностальгируешь о красотах Хайрула. Спускаешься в скучные, процедурно сгенерированные пещеры — скучаешь по мрачным подземельям Skyrim и таинственным данжам Minecraft. Добираешься до огнестрельного оружия, и тут же в голове всплывает Fortnite, на которую игра тоже стилистически похожа. Руководишь базой и понимаешь, что в Factorio или Satisfactory мог бы заниматься примерно тем же, только гораздо увлекательнее.

Вроде бы любопытно поиграть во все это сразу под одной крышей. Но очевидно, что по отдельности все проекты, на которые опирается Palworld, механически намного глубже. В игре Pocketpair очень сложно увидеть артистическую интенцию и вообще что-либо человеческое. Она выглядит как попытка нейросети собрать видеоигру из всего, что нравится людям в данный момент времени. Или как фантазия начинающего гейм-девелопера, который два года ждет игру: где и корованы, и эльфы, и чтоб прыгать можно было. Как единичный забавный феномен почему бы и нет? Но если такое станет повальной тенденцией, то нас ждет не очень впечатляющее будущее.

«Кинопоиск | Игры» в Telegram

Главное из мира игр в одном месте


Автор: Ефим Гугнин

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

5 февраля6
4 февраля4
24 января5
22 января17

Главное сегодня

26 апреля3
26 апреля1
26 апреля5
Вчера0
26 апреля1
Вчера11
Вчера1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации