Канны, последние фильмы: триумфатор «Анатомия падения», туалеты Вендерса и чудеса Рорвахер

Обсудить0

В финальном каннском отчете Станислава Зельвенского — несколько отличных фильмов основного конкурса. В первую очередь победитель этого года, семейный процедурал Жюстин Трие. А кроме него, лирическое фуд-порно Чан Ань Хунга, туалетная элегия Вима Вендерса и другие.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Немецкая писательница (Сандра Хюллер) живет в Альпах со своим французским мужем и сыном-подростком, потерявшим зрение в аварии. Однажды муж выпадает из окна их шале и разбивается насмерть. Самоубийство мужчины в депрессии, несчастный случай или убийство в результате семейной ссоры?

Не столько триллер, сколько судебная драма, не столько расследование убийства (или суицида), сколько деконструкция неудачного брака. Амбиции мужа (который тоже хотел стать писателем, но безуспешно), измены, беда с ребенком, невозможность найти общий язык, в том числе буквально. Значительную часть фильма занимают прения двух мужчин — неравнодушного к героине адвоката и слишком противного обвинителя, — что дополнительно подогревает тему борьбы полов. Француженка Жюстин Трие («В постели с Викторией», «Соблазн») — компетентный мейнстримовый автор, фильм сделан технически умело, и Хюллер, играющая на двух неродных языках, отработала прекрасно. Но идея (богатая, пусть и заезженная) со слепым свидетелем заводит Трие в странные коридоры, амбивалентность центральной загадки решена очень дежурно, и хронометраж в два с половиной часа категорически не оправдан — с середины фильм провисает все глубже.

Во Франции времен Belle Epoque знаменитый гурман Доден (Бенуа Мажимель) делит свое обширное поместье с Южени (Жюльет Бинош), которая уже 20 лет работает у него поваром. Они любят друг друга, но Южени отказывается выходить за него замуж.

В этом чудесном фильме француза вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга («Аромат зеленой папайи», «Норвежский лес») формально мало что происходит: Доден и Южени прогуливаются по лесу, Доден встречается со своими друзьями-гурманами, в доме появляется девочка с задатками будущего повара. А еще здесь едят. В жанре, который принято иронически называть фуд-порно, «Рагу» — новая вершина, «Гражданин Кейн», «Глубокая глотка». Фильм идет два с лишним часа, из которых добрую половину мы проводим на кухне среди идеально нарезанных овощей, свежих рыбин и поджаристых перепелов. Когда герои не едят, они готовят, когда ни то ни другое — говорят о еде.

Но, разумеется, как и другие лучшие образцы жанра (вспоминается «Большая ночь»), это больше чем просто кулинарное шоу — медитация на тему любви и расставания, жизни и смерти. В первую очередь близости, которую герои испытывают благодаря своей страсти — не просто сожители, а соавторы, соучастники. Мажимель и Бинош (в конце 90-х они снялись вместе в «Детях века» и несколько лет после этого встречались) просто и пронзительно играют пару, знающую друг друга наизусть. А Чан неторопливо расписывает свои длиннющие кадры золотыми лучами. Это фильм, который заставит вас глотать слюни и разобьет вам сердце. Редкая, нежданная удача.

Немолодой и чрезвычайно немногословный японец (Кодзи Якусе) работает уборщиком в знаменитых общественных хай-тек-туалетах Токио, стараясь находить удовольствие в повседневных мелочах.

Через 40 лет после «Токио-Га» Вим Вендерс возвращается в японскую столицу с этой медитативной элегией. Герой фотографирует листву, катается на смешной машине под Лу Рида (см. название) и Kinks, читает в своей аккуратной квартирке Фолкнера и без брезгливости драит унитазы. Постепенно вырисовываются детали его прошлого — например, через визит убежавшей из дома юной племянницы. Над «Днями» легко потешаться, но вендерсовский идеализм и меланхолия заразительны, и хотя где-то он явно пережимает со стариковской сентиментальностью, а юмор никогда не был его сильной стороной, в «Днях» есть и подлинная красота, и непритворные эмоции. Это лучший, пожалуй, из последних фильмов великого немца — благородная версия «Патерсона», снятого американским учеником самого Вендерса.

В Италии 1980-х молодой англичанин (Джош О’Коннор), обладающий сверхъестественной способностью находить спрятанные в земле сокровища этрусков, из археолога превращается в расхитителя могил и ищет в подземном мире свою умершую возлюбленную.

Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь») продолжает работать в своем узнаваемом стиле средиземноморского магического реализма, выросшего отчасти из народной культуры, а отчасти, как у них там положено, из Феллини. Руины деревенской Италии, банда колоритных расхитителей могил, шумный кооператив сестер, царственная Изабелла Росселлини на ветшающей вилле. В этой эксцентричной, печальной и живописной фолк-сказке есть множество поводов для восхищения. Все немного портит необъяснимая страсть Рорвахер к украшательству: тасовать форматы пленки, переворачивать камеру вниз головой, ломать четвертую стену, заводить песню и так далее — стоит погрузиться в этот странный фильм, как режиссер встряхивает тебя очередным детским фокусом.

В депрессивный городок на севере Англии, не оправившийся после закрытия шахты, приезжает группа сирийских беженцев, в том числе девушка-фотограф. Часть местных жителей недовольно ворчит, а часть во главе с владельцем полуживого паба «Старый дуб» проявляет, наоборот, похвальную широту души.

Предположительно последний фильм 86-летнего Кена Лоуча едва ли удивит знакомых с его творчеством за минувшие полвека: это очередная зарисовка про солидарность трудящихся. Несомненно, благородная, но местами нестерпимо приторная (чего стоит история про собачку главного героя) и убийственно прямолинейная; люди тут общаются не репликами, а подготовленными, утвержденными партией речами. Впрочем, акценты, как всегда, замечательные, работа с непрофессиональными актерами и натурные съемки — на высочайшем уровне, и дело Лоуча, конечно же, правое.

Марсианский фермер защищает свое хозяйство от алчной корпорации. Обаятельная сай-фай комедия
В главных ролях:Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Артем Семакин
Режиссер:Сергей Васильев
Смотрите по подписке

Смотрите также

Канны, что нового: китайские потогонки, бородатая женщина и пугающая Миа Васиковска

26 мая5

«Кумир» Сэма Левинсона: это правда новая «Эйфория»? Ну нет

25 мая7

«Город астероидов»: веселая паранойя 1950-х. Уэс Андерсон на пике формы и зауми

24 мая3

Секс, мюзикл и рок-н-ролл: 10 фильмов-участников Канн, которые доступны на Кинопоиске

24 мая1

Главное сегодня

100 великих игр: места 3–1

Сегодня52
Сериалы

«Вне себя»: абсурдистский метадетектив, снятый мастерами параллельного кино

Сегодня0
Смотрите на Кинопоиске

«Объяснялкины», «Цикады» и финал «Рокового патруля»: 25 премьер Кинопоиска в октябре

30 сентября3
Сериалы

Запомним его честным и без нудного морализаторства. Редакция прощается с «Сексуальным просвещением»

29 сентября3
Сериалы

Сериалы октября: «Цикады», «Уроки химии» и новый «Локи»

29 сентября6
Крупным планом

ПодкастКак «Два, три, демон, приди!» исследует устройство травмы

Сегодня1

Полный список: все игры с 100-й до 1-й

Сегодня8
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации