Пальто Джейн Биркин: Андрей Плахов вспоминает главную героиню двух фильмов, идущих сейчас в прокате

Обсудить0

Почти одновременно в кинотеатрах страны вышло два фильма, разделенных 35 годами. Один называется «Джейн Б. глазами Аньес В.», другой — «Джейн глазами Шарлотты». Один поставлен «бабушкой новой волны» Аньес Варда, второй — Шарлоттой Генсбур, можно сказать, символической внучкой этой самой волны.

Андрей Плахов

Кинокритик, обозреватель газеты «Коммерсантъ»

Обе картины сняты в жанре личной документалистики: это поэтические эссе и признания в любви к одному и тому же объекту — Джейн Биркин. Фильм Варда показывает Джейн в критический момент ее карьеры: ей чуть за сорок, она как раз сменила имидж и из «меланхоличной малышки» и отвязной подружки Сержа Генсбура превратилась в настоящую диву. С этой Джейн у меня связаны личные воспоминания. В перестроечную Москву на Неделю авторского кино Франции приехала французская делегация, приглашенная Союзом кинематографистов. Совсем юный Леос Каракс ни с кем не общался и беспрестанно курил, забившись в угол. Бертран Тавернье вел интеллектуальные разговоры о великой миссии французского кино. Душой компании была Аньес Варда, неразлучная со своей тогдашней музой Джейн Биркин. Мы, принимающая сторона, водили подруг по Москве, пытаясь объяснить, что означает в этой загадочной стране perestroyka.

Потом Аньес укладывалась спать, а Джейн погружалась в ночную жизнь. Она появлялась на пресс-конференциях в последний момент, без макияжа, без прически, в рыжеватого цвета пальто (хочется сказать — на голое тело), которое совсем здесь затаскала (Биркин все время мерзла в Москве). А когда от разговоров про кино ей становилось скучно, она просто укутывалась этим пальто, как одеялом, и на глазах у всех засыпала.

«Джейн Б. глазами Аньес В.»

В своем фильме Варда, опытнейшая документалистка с потрясающим чувством фактуры, играет с модельным арт-объектом по имени Джейн Биркин. Героиня появляется в образе Джейн, возлюбленной Тарзана, в облике Жанны д’Арк, изображает танцовщицу с кастаньетами. Эти хулиганские игры слегка камуфлируют влюбленность режиссера в актрису. Один из самых пленительных кадров мирового кино (помню, приведший в восторг Андрея Смирнова): камера медленно, максимально приблизившись, плывет вдоль тела обнаженной Биркин. В этом кадре столько же чувственности, сколько невинности и поэзии.

К тому времени уже стал каноническим образ Биркин как иконы стиля 1960–70-х. Юной она мелькнула в «Фотоувеличении» Антониони, сыграла в «Бассейне» Жака Дере, но как актриса оставалась в тени более значительных Ванессы Редгрейв или Роми Шнайдер. Скандальную славу принесли ей роман с Генсбуром и их эротическая песня «Je t’aime moi non plus». Известная прежде всего как певица, Джейн и раньше снималась обнаженной, появлялась в прозрачных платьях, но не стала секс-символом, статус которого все же предполагает форсированную сексуальность, а она ничего не форсировала. Англичанку называли сиреной и бунтаркой, воплощением небрежного парижского шика. В ее честь Hermes назвал неприлично дорогую сумку, но сама Джейн предпочитала ходить с плетеными корзинками, в растянутых свитерах и свободных рубашках, с минимумом макияжа и растрепанными волосами. Или в таких пальто, в котором я ее впервые встретил. Так что и мое поколение, и не только оно в некотором роде вышло из пальто Джейн Биркин.

А вот Шарлотту Генсбур я ни разу в жизни не встречал лицом к лицу. Но, кажется, будто знаю ее так же хорошо, как других членов большой французской киносемьи. Шарлотта вошла в нее, когда ей еще не было пятнадцати. Первый раз я обратил на нее внимание в эпизодической роли фильма «Слова и музыка», когда писал книжку про Катрин Денёв — там Шарлотта была в тени звезды. Потом отобрал на ММКФ фильм «Дерзкая девчонка», где совсем юная актриса играла уже главную роль. А потом я увидел Шарлотту на коллективном фото французских актеров: она была в первом ряду рядом со старейшиной Жаном Маре.

«Джейн глазами Шарлотты»

Прошли годы, она стала серьезной актрисой (пик ее карьеры — «Антихрист», «Меланхолия» и «Нимфоманка» Ларса фон Триера) и популярной певицей. И вот теперь она уже выступает как режиссер. Фильм называется «Джейн глазами Шарлотты» и посвящен ее прекрасной маме. Особое ощущение интимности, которого Аньес Варда достигает через влюбленность, Шарлотта Генсбур находит в сближении с матерью, с которой раньше у нее были непростые отношения. Они совсем прервались после самоубийства старшей дочери Джейн — Кейт Барри. Фильм стал в том числе поводом для того, чтобы преодолеть отчуждение. Чтобы признать: одна не была идеальной матерью, другая была трудным ребенком, но теперь им нечего делить. Наоборот, именно сейчас дочь нуждается в близости к Джейн и в ее совете.

На момент начала съемок Биркин было 72 года, и она выступала с концертами в Японии. Потом работа над фильмом прервалась и была продолжена в Париже, Нью-Йорке и в Бретани. В год премьеры Шарлотта встретила свой 50-летний, а ее мать — 75-летний юбилей. Она по-прежнему прекрасна своей естественностью, носит широкие пиджаки, джинсы с конверсами и часто смотрится в зеркала.

Мать и дочь говорят о мужчинах их жизни и прежде всего о Генсбуре. Они впервые за много лет входят в дом, где они все жили и где вещи покойного стоят и лежат нетронутыми со дня его смерти в 1991 году. Этот сюжет ключевой в фильме о том, как сохранить память и в то же время не мумифицировать ее. Джейн признается, что стала немного messy, не способна расставаться со старыми вещами: пыльные ящики и коробки, бумаги и пленки и даже чучела на книжных полках — все это невозможно выбросить, потому что все связано с людьми ее жизни, отношениями и чувствами.

Этот интимизм, эта музейная привязанность к прошлому неожиданно, но закономерно проявились в натуре Джейн Биркин, которая постоянно менялась, оставаясь при этом собой. Она стала зоозащитницей и гражданской активисткой, сотрудничала с Amnesty International. Но внутренне за эти годы она почти не изменилась — такая же девчонка-сорванец.

Всё тайное станет оффлайн: детективный триллер о людях, ведущих двойную жизнь, уже в подписке
В главных ролях:Никита Ефремов, Денис Шведов, Никита Кологривый, Полина Максимова
Режиссер:Кирилл Плетнёв
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Beat Film Festival 2022: выбор  Зельвенского. Андреа Арнольд о корове, Кубрик о Кубрике и «Джейн глазами Шарлотты»
Фестивали

Beat Film Festival 2022: выбор Зельвенского. Андреа Арнольд о корове, Кубрик о Кубрике и «Джейн глазами Шарлотты»

19 июня4
Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске
Фестивали

Beat Film Festival объявил программу. Фильмы из нее будут доступны на Кинопоиске

16 мая0
«Закат» Мишеля Франко: грустная история побега от всего
Рецензия

«Закат» Мишеля Франко: грустная история побега от всего

18 апреля0
Что смотреть дома: «Три богатыря и конь на троне», 2-й сезон «Воспитанных волками», «Пэм и Томми»
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Три богатыря и конь на троне», 2-й сезон «Воспитанных волками», «Пэм и Томми»

4 февраля5

Главное сегодня

Культовое кино

«Бемби»: очень страшный мультфильм для всей семьи

Вчера4
«Бемби»: очень страшный мультфильм для всей семьи
Злодей бондианы Илон Маск и плохой русский Клинта Иствуда: что Тарантино рассказал в подкасте про «Лунного гонщика» и «Огненного лиса»
Видеосалон

Злодей бондианы Илон Маск и плохой русский Клинта Иствуда: что Тарантино рассказал в подкасте про «Лунного гонщика» и «Огненного лиса»

Вчера1
Герои «Бесстыжих» — ходячая катастрофа, но нам есть чему у них поучиться! Вот 9 жизненных уроков, которые мы усвоили
Сериалы

Герои «Бесстыжих» — ходячая катастрофа, но нам есть чему у них поучиться! Вот 9 жизненных уроков, которые мы усвоили

Вчера6
Почему «Драйв» с Райаном Гослингом — это изящный экшен
Крупным планом

ПодкастПочему «Драйв» с Райаном Гослингом — это изящный экшен

Вчера4
Великолепный век турецкого сериала: звезды на баррикадах, шоураннеры-психологи и «Менты» в Анкаре
Сериалы

Великолепный век турецкого сериала: звезды на баррикадах, шоураннеры-психологи и «Менты» в Анкаре

5 августа7
Мишель Хазанавичус: «Сложно снимать очень плохое кино, которое должно вызывать у зрителя ужас»
Интервью

Мишель Хазанавичус: «Сложно снимать очень плохое кино, которое должно вызывать у зрителя ужас»

6 августа0
9 лучших трейлеров недели: Колин Фаррелл кормит ослика, а Диего Луна возвращается в «Звездные войны»
Трейлеры

9 лучших трейлеров недели: Колин Фаррелл кормит ослика, а Диего Луна возвращается в «Звездные войны»

5 августа1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации