«Многоэтажка»: остросоциальный триллер о нехорошем соседе

На платформе Start вышел фильм Антона Маслова, режиссера первого сезона «Вампиров средней полосы». В нем пазл из жанровых стандартов голливудского и российского кино удивительным образом складывается в картину российского общества.

Павел Пугачев

Кинокритик, редактор сайта журнала «Сеанс»

Пожарный Антон Калашников (Денис Никифоров) приходит домой после тяжелой смены. Запивает пельмени водкой и отрубается в ванне, не дождавшись дочки Киры (Дарья Щербакова), которая должна вернуться с занятий танцами. Будит его стук в дверь от соседа снизу, возмущенного тем, что квартиру начало затапливать водой. Отослав его куда подальше, Антон замечает, что дочери все еще нет дома, а на телефоне куча пропущенных вызовов.

Дав взятку охраннику, у которого есть доступ к камерам наблюдения в подъезде, Антон выясняет, что Кира в дом все-таки зашла, но так и не вышла. Значит, она все еще находится в пределах типовой московской многоэтажки, в любой из квартир. Подозревается каждый жилец.

«Многоэтажка», как и вынесенное в название здание, собрана из блоков, жанровых стандартов американских триллеров и российских социальных драм. Вспоминаются «Пленницы» Вильнёва, «Исчезнувшая» и «Комната страха» Финчера, а также «Нелюбовь» Звягинцева, «Дурак» Быкова и в одном из эпизодов даже рязановский «Гараж». Как и в «Вампирах», Маслов легко соединяет несколько жанровых и эстетических пластов, переносит знакомые (преимущественно по голливудскому кино) сюжетные схемы на узнаваемую российскую действительность, не приукрашивая ее суть, но несколько эстетизируя ее быт.

Действие практически не выходит за пределы многоэтажки, но и тут есть где развернуться операторской группе. В ночных экстерьерных сценах стены здания подсвечены LED-светильниками — выглядит красиво и в целом аутентично. Кажется, весь фильм снят не в специально построенных студийных декорациях, а в реальных квартирах, подъездах и лестничных пролетах — по крайней мере, такого впечатления удалось добиться.

Денис Никифоров

Широкоугольная оптика расширяет пространство, цифровые камеры позволяют снимать с минимальным освещением. Источники света то и дело появляются в кадре, зачастую это одна-единственная лампочка на квартиру или всевозможные настольные светильники. Активно используется ракурсная съемка, как в фильмах-нуарах, когда герои, находящиеся в противоборстве, показаны с верхних и нижних точек поочередно.

Но это не просто упражнение во владении жанровыми формулами. За небольшие деньги Маслов сделал бойкий остросоциальный триллер, который в более спокойное время мог бы заслужить славу не меньше иных картин Юрия Быкова. «Многоэтажка» — страна в миниатюре. На детективный каркас нанизывается галерея портретов типовых россиян, среди которых есть апатичные обыватели с позицией «моя хата с краю», смотрящий Соловьева безумный дед-параноик, семейные тираны, взяточники и прочие не то чтобы приятные личности. К счастью, это не цирк уродов. Хорошие актеры в ролях второго плана (Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Николай Шрайбер, Павел Ворожцов, Анна Котова-Дерябина и другие) оживляют своих пунктирно прописанных персонажей, дают им всю возможную глубину. Интересен и Денис Никифоров в главной роли — не святой, грубый, но интересный герой с внутренним надломом.

«Многоэтажка» показывает, как важно уметь договариваться, объяснять свою позицию и слышать друг друга даже (и особенно) в самых тяжелых ситуациях, когда кажется, что ничего поправить уже невозможно. Сегодня такой посыл актуален как никогда.

Сейчас происходят тяжелые для всех события. Кинопоиск не хочет становиться площадкой для какого-либо противостояния, поэтому на время мы закрываем комментарии. Просим вас отнестись к этому с пониманием.

9 лет спустя Мажор узнает, что он отец Сони. Борьба за дочь на фоне поисков виновного в смерти ее матери в новом сезоне
В главных ролях:Павел Прилучный, Александр Обласов, Любовь Толкалина, Игорь Жижикин, Дмитрий Шевченко
Режиссер:Нурбек Эген
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Главные сериалы 2021 года
В предыдущих сериях

ПодкастГлавные сериалы 2021 года

29 декабря 202114
«Повелитель ветра»: как Федор Бондарчук снимался в роли Федора Конюхова в Дагестане
Индустрия

«Повелитель ветра»: как Федор Бондарчук снимался в роли Федора Конюхова в Дагестане

4 июля2
Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино
Индустрия

Театр «Гоголь-центр» закрылся. Вспоминаем, что его команда сделала для кино

1 июля32
8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой
Трейлеры

8 лучших трейлеров недели: Данила Козловский дружит с умной колонкой, а Сара Джессика Паркер становится ведьмой

1 июля2

Главное сегодня

Портрет героя

Почему «Клерки» — культовые фильмы, а Кевин Смит — главный киногик? Сейчас объясним

Вчера1
Почему «Клерки» — культовые фильмы, а Кевин Смит — главный киногик? Сейчас объясним
Тайку Вайтити любят за «Реальных упырей» и «Тора». А за что еще? Мы сейчас расскажем
Портрет героя

Тайку Вайтити любят за «Реальных упырей» и «Тора». А за что еще? Мы сейчас расскажем

Вчера4
Деградация «Полицейского с Рублевки»: от «Армани» майора Измайлова до дефективного агентства Мухича
Мнение

Деградация «Полицейского с Рублевки»: от «Армани» майора Измайлова до дефективного агентства Мухича

Вчера8
«Горр — мрачный зануда». Почему критикам не понравился «Тор: Любовь и гром»?

«Горр — мрачный зануда». Почему критикам не понравился «Тор: Любовь и гром»?

Вчера10
Пальто Джейн Биркин: Андрей Плахов вспоминает главную героиню двух фильмов, идущих сейчас в прокате
Портрет героя

Пальто Джейн Биркин: Андрей Плахов вспоминает главную героиню двух фильмов, идущих сейчас в прокате

Вчера0
«Урок»: израильская разговорная драма о политкорректности, культуре отмены и ужасах войны
В фокусе

«Урок»: израильская разговорная драма о политкорректности, культуре отмены и ужасах войны

Вчера
Что делает «Газлит» выдающимся сериалом
В предыдущих сериях

ПодкастЧто делает «Газлит» выдающимся сериалом

Вчера3
Комментарии
Кинопоиск не хочет становиться площадкой для противостояний, поэтому комментарии к большинству материалов остаются закрытыми. Просим вас отнестись к этому с пониманием.