Прокат рассудит: Независимые «28 панфиловцев» дают бой

Обсудить0

Независимый проект выступает в прокате на уровне студийных «Дуэлянта» и «Ледокола», но даже хороший сарафан вряд ли поможет ему выстоять перед натиском Голливуда.

Мечта о безоговорочной победе

Фильм о подвиге бойцов 316-й стрелковой дивизии, осенью 1941 года вставших на пути у немецкого танкового батальона, вышел в прокат на прошлой неделе. За первый уик-энд картина, чей бюджет, по словам режиссера и продюсера Андрея Шальопы, составил порядка 150 млн рублей, заработала 147 млн рублей, заняв вторую строчку в рейтинге кассовых сборов после фэнтези «Фантастические твари и где они обитают». Общие сборы на момент написания статьи, по данным ЕАИС, составляют почти 182 млн рублей. Прокат «28 панфиловцев» можно назвать широким — 1032 копии, что сравнимо с прокатом других военных драм. У «Сталинграда» было полторы тысячи копий, у «Битвы за Севастополь» — более тысячи.

Дмитрий Рудовский, продюсер «Сталинграда», самой кассовой картины в современной истории российского кино, считает этот результат достойным. «Сборы первого уик-энда впечатляющие, потому что они соответствуют сборам таких больших российских картин, как „Дуэлянт“ и „Ледокол“, то есть „28 панфиловцев“ выступили не хуже, а где-то и лучше, — сказал Рудовский в интервью КиноПоиску. — Если брать мультипликатор 2 (числовой коэффициент прироста сборов — Прим. КиноПоиска), который сейчас обычно берут для фильмов, то общие сборы можно ожидать в районе 300—350 миллионов. Так что „28 панфиловцев“ можно считать успешным, состоявшимся проектом».

«Конечно, нам мечталось о большой, безоговорочной и моментальной победе. После начала уик-энда цифры, которые мы получили, было сложно оценить нормально. Но мы видим, что зритель на кино идет с большим интересом. Я склонен считать, что это удача. По-хорошему, всё покажут второй и третий уик-энды проката: насколько разойдутся отзывы о фильме, даст ли это прибавку к прокату. Это будет более красноречиво говорить о том, удался фильм или нет», — поделился в разговоре с КиноПоиском режиссер и продюсер фильма Андрей Шальопа.

Андрей Шальопа / Фото: Элен НелидоваАндрей Шальопа / Фото: Элен Нелидова

«28 панфиловцев»: Начало

В каком-то смысле «28 панфиловцев» удались еще на этапе запуска, когда независимые кинематографисты из Санкт-Петербурга Андрей Шальопа и Ким Дружинин, за плечами которых был всего лишь мокьюментари-хоррор «Поймать ведьму», рискнули обратиться за финансированием своего нового проекта к широкой аудитории Рунета. Сняв короткий тизер, они запустили краудфандинговую кампанию на платформе Boomstarter, и вдруг оказалось, что история о подвиге 28 бойцов, остановивших немецкие танки, крайне востребована аудиторией. В 2013 году потенциальные зрители доверили проекту никому не известных режиссеров более 3 млн рублей.

«Мы не планировали целиком собирать бюджет с помощью краудфандинга. Мне это вообще не казалось возможным. Неожиданный резонанс, который возник благодаря тому, что информацию о проекте разместил на своем сайте Дмитрий Гоблин Пучков, поменял наши представления и планы. Однако, когда стало понятно, что сбор беспрецедентный, многие СМИ стали писать об успешном привлечении средств, совершенно при этом забыв о сути проекта и собственно подвиге панфиловцев», — рассказывал тогда, в 2013 году, Шальопа в интервью КиноПоиску.

Успех проекта создатель «28 панфиловцев» объяснял «потребностью в утраченных идеалах, голодом, который испытывают россияне по подобному кино». «Весь продукт на рынке коммерческий, мертвый. Хорошего фильма о войне не было последние лет тридцать. Был неплохой „В августе 44-го“, потому что это экранизация хорошей книги, а больше и не было. К тому же в последнее время в кино советская армия дегероизируется. Уже ставится вопрос о том, кто победил, кто проиграл. Люди верят, что наше кино будет о другом — о подвиге, о героях», — говорил Шальопа.

Сняв на собранные средства небольшой фрагмент фильма, создатели возобновили краудфандинговую кампанию и собрали уже в 10 раз больше. Заодно на проект обратили внимание министерство культуры и Российское военно-историческое общество, попросив прочитать сценарий и пообещав всестороннюю поддержку, а киностудия «Ленфильм» обеспечила скидками на свои услуги. Собрав из разных источников достаточный бюджет, Шальопа и Дружинин около двух лет работали над фильмом. Релиз несколько раз откладывался — сначала фильм ждали в кинотеатрах осенью 2015-го, затем в мае 2016-го. В итоге картина вышла на экраны практически в 75-летний юбилей описываемых в ней событий.

Ким Дружинин / Фото: Элен НелидоваКим Дружинин / Фото: Элен Нелидова

Историческая подоплека

Затянувшийся выход в прокат сопровождался бурной дискуссией об исторической основе «28 панфиловцев». «А был ли подвиг?» — этот вопрос обсуждался в СМИ более года. Спровоцировало дискуссию заявление директора Госархива России Сергея Мироненко. Тот, выступая на Всемирном конгрессе русской прессы в Москве, назвал подвиг 28 панфиловцев мифом, вызвав резкую критику министра культуры Владимира Мединского. В июле 2015-го на сайте Госархива России выложили справку-доклад главного военного прокурора Николая Афанасьева «О 28 панфиловцах». Из нее следует, что некоторые из числящихся погибшими 28 героев оказались живы, да и сама история боя у Дубосеково была несколько иной. Дралась целая рота, а не 28 человек.

Глава Госархива впоследствии ушел со своего поста, а Владимир Мединский продолжил защищать историю о 28 панфиловцах, подчеркивая, что даже если эта история была выдумана от начала и до конца, то это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. «А люди, которые это делают, — мрази конченые», — резко выразился министр.

Скандальные заявления скорее огорчили создателей фильма, но точно привлекли внимание к проекту, как когда-то сделала успешная краудфандинговая кампания. «Дискуссия, спровоцированная в обществе, на тему „Были панфиловцы или нет“, мне кажется, сработала, — считает Дмитрий Рудовский. — Стоит также отметить, что это фильм о войне, который снимался не благодаря традиционным технологиям, а изначально деньги собирались с потенциальных зрителей, которые голосовали рублем до выхода картины, до оценки ее качества. Это первый шаг, который вполне тянет на хороший маркетинговый ход. Доля этих средств в бюджете впоследствии уменьшилась, но это все равно сработало».

Кадр из фильма «28 панфиловцев»Кадр из фильма «28 панфиловцев»

Андрей Шальопа не раз заявлял, что он не хотел провоцировать споры: «Я бы предпочел обойтись без скандалов. Самое для меня неприятное — это жаркая дискуссия о том, был ли подвиг. Ничего хорошего я в этом не вижу».

Что же касается традиционных способов продвижения картины, то им продюсеры занимались вместе с прокатчиком, компанией Universal. Сумма затрат на маркетинг составила около 100 млн рублей. «И плакаты, и трейлеры придумывались и согласовывались вместе с нами, но при активном участии прокатчика. Мы доверяли его компетенции», — рассказывает Шальопа.

«Я думаю, что „28 панфиловцев“ попали как раз в ту аудиторию, которая ходит и смотрит российские фильмы. Сборы в 300—400 миллионов — это она и есть. Чтобы собрать больше, нужны уже другие усилия маркетинговые, нужно было бы придумать какие-то дополнительные события, чтобы раскачать аудиторию. Например, у Крыжовникова „Самый лучший день“ — это история от режиссера, который снял „Горько!“. „Жених“ не претендовал на большую кассу, но дефицит комедий в этой линейке привел к тому, что предложенный публике „Жених“ пользовался вниманием. Но комедийная аудитория — она шире. Для драматических же картин 300—400 млн рублей — это хорошие цифры. Ничего не произошло, но если у картины будет хороший сарафан, то мы говорим о том, что „28 панфиловцев“ могут собрать и больше», — считает Дмитрий Рудовский.

Кадр из фильма «28 панфиловцев»Кадр из фильма «28 панфиловцев»

Похвалы и упреки в антисоветчине

«Конечно, мы мечтали, что зритель нас услышит, поймет и будет тронут фильмом. Говорить, что мы ожидали этого, невозможно. Мы надеялись. Я вообще считаю, что российский зритель очень умный. Он и чувствует тонко, и слои разные считывает. Но рецензии, которые сейчас появились в соцсетях, меня удивили: я таких раньше не встречал. Обычно видишь тексты, в которых пользователи высмеивают кино, разносят его в пух и прах. На такие рецензии они не жалеют времени и сил. Но, чтобы люди писали такие большие, трогательные, проникновенные отзывы, я вижу впервые. Неожиданно и приятно, что люди увидели все то, что мы хотели до них донести. Глядя на это, понимаешь, что картина состоялась и удалась», — говорит Андрей Шальопа, с самого начала работы над проектом активно ведущий группы фильма в самых крупных социальных сетях. Группа «28 панфиловцев» во «ВКонтакте» насчитывает почти 56 тысяч участников.

Длинные и обстоятельные рецензии на фильм от пользователей почти сразу появились и на КиноПоиске. На момент написания статьи у фильма необычно высокий для российской картины рейтинг 8,68 балла (у «Легенды № 17», рекордсмена по зрительским оценкам последних 15 лет, всего лишь 8,03), 21 положительная рецензия и 2 отрицательные.

В сети Twitter по хештегу #28панфиловцев сплошь хвалебные отзывы и благодарности в адрес создателей. Пользователи сравнивают картину со «Сталинградом» и «Утомленные солнцем: Предстояние» не в пользу последних. Сообщают, что идут в кино повторно, взяв с собой родственников, призывают друзей посмотреть фильм.

Однако не все оказались благосклонны к фильму. Если до выхода критику вызывала советская пропаганда, лежащая в основе ленты, то после просмотра на Шальопу и Дружинина обрушились обвинения в противоположном: они ловко избежали в диалогах и антураже разговора об СССР. Герои сражаются за родину, молятся перед боем, говорят о родной земле и Отечестве, называют многонациональную роту русской, а не советской. Столь тщательная десоветизация вызвала возмущение в сети.

«Тут же все идеальное и смысловое начисто выкошено, и сражаются красноармейцы, оказывается, за какую-то бескрайнюю Россию и не против еще сразиться за Казахстан. Это как в компьютерной игре: за кого хочешь, за того и зашел играть — хоть за Россию, хоть за Казахстан, хоть за фашистскую Германию. Авторов даже не смущает то, что эти две республики, РСФСР и КССР, были частью одной неделимой страны», — пишет пользователь LiveJournal xkirill.

Кадр из фильма «28 панфиловцев»Кадр из фильма «28 панфиловцев»

К шинелям никаких претензий

Критики, наоборот, в нарочитом отсутствии красной символики и фраз «За Сталина!» увидели скорее плюс. «28 панфиловцев» концентрируются не на образе коммунистов-победителей, а на уникальном именно для советского пространства единении народов, и в этой идее нет ничего плохого, считает Юрий Гладильщиков. «„28 панфиловцев“ демонстрируют то советское братство, которое действительно существовало. В Москве, Тбилиси, Баку, Минске, Одессе, Алма-Ате. Когда не обращали внимания на нации, и, возможно, пропагандистская идея, которую втемяшивали в вузах, о том, что возникла новая историческая общность — советский народ, — не была пустым звуком», — пишет он в своей рецензии для Forbes.

Другой положительный момент — кропотливая работа над детальной реконструкцией боя и всей исторической атрибутикой. Ни к танкам, ни к шинелям, ни к оружию нет никаких претензий. «В „28 панфиловцах“ удалось сделать почти невозможное — показать то, что было на самом деле. Нет, речь не об обстоятельствах боя, о чем будет сказано ниже, а об антураже. И немцы, и красноармейцы воюют тем оружием, какое действительно было у них в 1941 году. Они одеты в правильную до мельчайших подробностей форму, и их действия на поле боя подчинены логике боевых уставов, а не буйной фантазии авторов», — отмечает Андрей Сидорчик в «Аргументах и фактах». Но достаточно ли этого, чтобы реконструкция стала фильмом?

Точность и достоверность — это лучшее, что есть в картине, отмечает Ярослав Забалуев в рецензии на сайте «Газета.Ru». «С другой стороны, картине отчетливо недостает собственно драматургии. Развернутая экспозиция вроде бы призвана заставить зрителя полюбить героев, но ни про кого из них нельзя сказать ничего, кроме того, что они славные советские (типажи подобраны очень добротно) парни. Однако для сопереживания этого, конечно, недостаточно», — продолжает критик.

В «28 панфиловцах» действительно нет очевидного конфликта или сложных отношений между героями. Их судьба очевидна с первых кадров, а бесконечные остроты, которыми подбадривают друг друга солдаты между сражениями в тяжелых условиях скудного обеспечения и ранних морозов, кажется, служат единственной связующей нитью между персонажами и зрителем. С другой стороны, не покидает ощущение, что на экране не живые люди, а именно что герои легенды, вполне осознающие свое место в пространстве мифа. Не даром они вспоминают сюжет и «Семи самураев», и «Великолепной семерки», и историю о 300 спартанцах — реальные солдаты, уставшие от изнурительных боев, вряд ли вели такие разговоры. Еще более ироничным выглядит зачитывание заметки из старой, еще сентябрьской газеты: на очередную духоподъемную историю солдатского подвига панфиловцы реагируют без энтузиазма. Мол, слышали мы подобные истории. Да и сами скоро станем героями похожего газетного опуса.

Обезличенность самих панфиловцев (они остаются для зрителя туманным собирательным образом) и их врага, приоритет исторической дотошности в воссоздании боя над драматургией Андрей Архангельский в своей рецензии для «Огонька» объясняет желанием создателей передать «ощущения своего детства»: «Оставить одну войнушку, без партийной идеологии и без любви; это в своем роде игра в солдатики, только на экране. У немцев в фильме даже не видно лиц, и режиссер честно опять же говорит, что он хотел их максимально обезличить, „сделать не человеком, а врагом“. В этом всем есть какая-то дремучая честность, если можно так сказать, религиозная почти верность своему представлению о прекрасном и правдивом при полном игнорировании современного опыта, накопленного мировым кино за 25 лет».

Кадр из фильма «Семь самураев»Кадр из фильма «Семь самураев»

Сарафан против ножниц

Несмотря на отличные отзывы в соцсетях, картине будет сложно бороться за место в прокате, считает продюсер Дмитрий Рудовский. «Начиная с октября месяца каждые две недели, а то и каждую неделю выходит какой-то большой проект, отнимающий сеансы, — напоминает он. — Приведу в пример нашу картину „Хороший мальчик“. Она стартовала в первый день слабо, но если смотреть на динамику сборов, то при традиционном для картин падении в воскресенье на 20 % у нее были прирост на 10 % по сравнению с субботой и трехкратный прирост по сравнению с пятницей. Пусть мы рассчитывали на большее, но динамика была хорошей, сарафан работал, и в течение недели фильм показывал стабильно высокие цифры. Можно было рассчитывать, что во второй уик-энд он не упадет и, может быть, даже сохранит такие же темпы прироста. Но кинотеатры порезали сеансы по причине выхода „Фантастических тварей“».

Кадр из фильма «Хороший мальчик»Кадр из фильма «Хороший мальчик»

Рудовский отмечает, что у кинотеатров в данном случае буквально связаны руки. «Просто у них есть договоренности по соотношению экранов, которые большая студия их обязывает выполнять. Кинотеатры вынуждены резать маленькую картину, чтобы получить в свой кинотеатр большую. Та же проблема может возникнуть и у „Панфиловцев“. „Хороший мальчик“ — пример того, что хороший сарафан не спасает, когда у кинотеатров нет возможности дать фильму сеансы».

На второй неделе проката «28 панфиловцам» придется бороться с диснеевской «Моаной», мелодрамой «Союзники» с Брэдом Питтом и российско-армянской драмой «Землетрясение».

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Виталия Корниенко, Елизавета Арзамасова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин
Смотрите по подписке

Смотрите также

Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

27 июля 202150

Чикатило, бешенство и летчица: 6 самых интересных проектов питчинга Фонда кино

20 ноября 201914

Страшная месть: Как убыточный «Гоголь» стал блокбастером

5 сентября 201886

Прокат рассудит: Как дефицит привел «Довлатова» к успеху

14 марта 20185

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

Билет до «Кибердеревни»: как устроен сериал по мотивам YouTube-хита

23 сентября14
Книги

Как читать Пелевина? Гид по книгам писателя — с вайбами и бонусом

22 сентября12

ВидеоИстория казахстанского кино — от рождения до современности

23 сентября0
Сериалы

На комикс не похоже! Что еще известно о «Поколении „Ви“» — спин-оффе «Пацанов»

22 сентября0
В фокусе

«Подменыш»: афроамериканская сказка братьев Гримм о детских травмах и ужасах родительства

22 сентября4
Эволюция кинообраза

ВидеоКак создавались самые известные логотипы Голливуда

Вчера1
Рецензии

«Неудержимые 4»: кульминация стариковской франшизы, достойная релиза на VHS

22 сентября7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации