Сатурн почти не виден: Пять любопытных космических фильмов

Обсудить0

В прокат выходит новый научно-фантастический проект Ридли Скотта «Прометей», чья история создания прорастает прямиком из саги о Чужих. К старту ленты в кинотеатрах КиноПоиск предлагает вспомнить пять нетипичных фильмов на космическую тематику…

Космические фильмы снимались еще на заре кинематографа — стоит лишь вспомнить Жоржа Мельеса с его пресловутым «Путешествием на Луну». С каждым десятилетием (сообразно тому, как развивалась и сама космонавтика) подобные картины появлялись все чаще, становились все более подробными, и постепенно формировалась группа важных лент в жанре научной фантастики подобного типа. Среди таковых и «Чужой» Ридли Скотта — мрачная и очень элегантная история о выживании в замкнутом пространстве межзвездного корабля. Теперь Скотт возвращается к знакомой тематике с картиной «Прометей», изначально позиционировавшейся как приквел к «Чужому». К выходу ленты КиноПоиск предлагает рассмотреть пять не самых очевидных киноработ, связанных с космосом.

1) «ЖЕНЩИНА НА ЛУНЕ» (1929)

Этапный научно-фантастический фильм Фрица Ланга, чуть ли не первый, где запуск космической ракеты показан относительно дотошно, а действие происходит еще задолго до настоящих подобных технологических прорывов. Из трех часов повествования половину герои проводят на Земле, где готовящийся к путешествию на Луну главный герой Хелиус дружит с одиозным профессором Георгом Манфельдтом. В прошлом тот был видным ученым, но 30-летняя приверженность безумной идее лунного золота довела беднягу до тяжкого положения, отчего профессор смотрит волком даже на самую неприхотливую еду. К Манфельдту обращается таинственный незнакомец (Фриц Расп), предлагающий выкупить рукописи ученого в качестве затейливого академического курьеза, тем самым вызывая в старике такую сильную злобу, что тот спускает нахала с лестницы. Однако незнакомец — мастер перевоплощений, работающий на сильных мира сего. Влиятельным богачам очень нужно лунное золото (по их мнению, действительно существующее), поэтому они идут на хитроумно разыгранный шантаж, лишь бы заставить Хелиуса добыть ради них на Луне золотые запасы.

Ланг детально демонстрирует запуск жидкотопливной ракеты (консультантом картины был инженер Херманн Оберт, когда-то наставлявший создателя баллистической ракеты Вернера фон Брауна). Показанный полет выглядит по нынешним меркам очень наивно: не самые физически подготовленные астронавты, подобие скафандров, больше похожих на водолазные костюмы, а на борт беспрепятственно проникает мальчишка, грезящий о Луне — всё по мотивам представлений тогдашней космонавтики. Ланг выкручивается из положения при помощи умелой режиссуры. Пока ракета рассекает звездное пространство, актеры выпучивают глаза и скалят зубы, впиваясь пальцами в лежанки, тем самым всячески изображая перегрузки, но лучше всего показывает напряжение натянутая кроватная пружина, на которой взгляд камеры останавливается лишь мимоходом.

2) «КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС» (1935)

В «Космическом рейсе» по сравнению с творением Ланга наивность больше идеологическая. Как ни парадоксально, она лишь усиливает очарование этой милой советской картины. После «Аэлиты» Протазанова эта лента Василия Журавлева является одним из самых любопытных ранних образчиков подобной стилистики в отечественном кино. Довольно простой сюжет о путешествии на Луну Журавлев скрашивает технической дотошностью (максимально возможной на тот момент), так как консультантом фильма был «отец» мировой космонавтики Константин Циолковский, согласившийся на предложение режиссера поучаствовать в создании столь важного проекта. При незатейливости своей истории «Рейс» умиляет искренностью, а забавные в неприкрытой простодушности диалоги — сами по себе примечательное явление. Специальные эффекты тоже важны. Особенно здорово выглядит первое появление космического корабля, выполненного при помощи макетов и благодаря режиссуре Журавлева выглядящего весьма монументально.

3) «ПЛАНЕТА ВАМПИРОВ» (1965)

Одно из важнейших творений гениального итальянского хоррормейкера Марио Бавы. «Планета вампиров» — главный кинематографический источник вдохновения для «Чужого» Ридли Скотта. Бава славился своим талантом при помощи филигранной операторской работы превращать дешевые декорации в монументальные постройки, безобидные тени — в устрашающее предзнаменование, стандартные триллеры — в практически барочные произведения искусства. Тянущаяся по поверхности дымка, затаившаяся опасность и постоянное напряжение превращают эту абсолютно неприхотливую историю об экипаже, приземлившемся на планету для спасения своих коллег и столкнувшемся с чужеродной опасностью, в интенсивный научно-фантастический рассказ. Пускай дешевизна фильма временами открыто бросается в глаза, не говоря о кондовом сюжете, Бава делает из столь малоинтересного материала совершенно уникальное зрелище.

4) «МОЛЧАЛИВОЕ БЕГСТВО» (1972)

Экологическая космодрама о хорошем человеке в нехорошей ситуации. В далеком будущем Земля загрязнена настолько, что человечество пользуется исключительно синтетическими материалами, включая продукты питания. Для органики отведены специальные космические купола, где в тепличных условиях выращиваются овощи и различная маленькая живность. Один из адептов природы — биолог Фримен (Брюс Дерн), работающий на станции в компании с тремя бездельниками, весь день только и делающими, что утверждающими свою леность: все их занятия больше состоят из гонок, покера и грез о скорейшем возвращении домой. Занимающийся флорой Фримен верит, что власти одумаются и начнут заселять планету растительностью, тем не менее, ближайшее сообщение от командования разбивает все его надежды. Купола придется взорвать — чем скорее, тем лучше. Когда уже выполнение задания подходит к концу и остается два сада, протагонист в пылу гнева убивает одного коллегу, а остальных двух ждет расстыковка вместе с куполом и взрыв. Сообщив начальству, что произошла авария, Фримен втягивает себя в достаточно изощренный для его, казалось, простой натуры моноспектакль, уверяя командование, что произошел несчастный случай, а сам выживший — всего лишь жертва обстоятельств. Теперь на станции только сам герой и три послушных дроида. Впереди вселенская бесконечность.

«Молчаливое бегство» в первую очередь восхищает двумя вещами. Для начала технической кропотливостью, что вовсе не удивительно, поскольку ставил картину видный мастер по спецэффектам Дуглас Трамбалл, делавший кубриковскую «Космическую одиссею» (некоторые неиспользованные задумки он воплотил в своем режиссерском дебюте). Во-вторых, игрой Брюса Дерна. Главная звезда ленты в основном специализируется на жестких («Водитель» Уолтера Хилла) или отрицательных образах («Семейный заговор» Альфреда Хичкока). Его Фримен — простая душа, которому волею обстоятельств приходится вклиниться в двуличную борьбу за выживание. Причем подается история в сопровождении хиппистского фолка от Джоан Баэз и музыки участника The United States Of America Джозефа Бойда. Вдобавок тема загрязненной Земли и взаимоотношений умных дроидов с человеком нашла свое отражение в триумфальном творении студии Pixar «ВАЛЛ·И».

5) «ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ» (1981)

Режиссер Питер Хайамс начинал с полицейских лент, но в первой половине 1980-х плотно переключился на фантастическую тематику. Дебютным его опытом в жанре был популярный в советском прокате «Козерог один». После этого Хайамс снял «Чужую землю» — любопытный образец космического вестерна, где расстановка архетипов ровно такая же, что в любой истории про Дикий запад, но герои действуют в футуристических интерьерах.

Главный герой «Чужой земли» — маршал Уильям О’Нил (Шон Коннери). Вместе с семьей он командирован в шахтерскую колонию на одном из спутников Юпитера. Рабочие здесь полны жизни и бьют рекорды производительности, которые омрачает лишь череда несчастных случаев: сотрудники станции на глазах у коллег сходят с ума и кончают жизнь самоубийством. Разгадка выясняется достаточно быстро — сильнодействующие наркотики, бесповоротно влияющие на нервную систему. А следит за системой поставки дури управляющий станции Шеппард (Питер Бойл). Кроме О’Нила никому не хочется исправлять ситуацию, так как замешаны серьезные деньги: выше производительность — больше премии, больше денег — рабочие довольны. И тут картина совершает резкий переворот, фактически превращаясь в космическую версию шедевра Фреда Циннемана «Ровно в полдень». К станции вовсю направляется шаттл с наемными убийцами, чья цель — О’Нил, и, похоже, противостояние вести ему придется в одиночку, ведь работники предпочитают в ситуацию не вмешиваться. Отдельного слова заслуживает эпизод погони на станции, когда герой Коннери мчится за подозреваемым, лавируя между чуть ли не бесконечными перилами, ступенями и клетушками, в которых живут шахтеры, сами постоянно оказывающиеся на пути героя.

Фильм «Прометей» выходит в прокат 31 мая 2012 года.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 января1
2 ноября 202342
24 августа 20234
16 мая 202324

Главное сегодня

Сегодня1
Сегодня2
26 апреля2
Сегодня, 09:443
Вчера0
26 апреля5
26 апреля4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации