всё о любом фильме:

Аэлита

год
страна
слоган-
режиссерЯков Протазанов
сценарийАлексей Файко, Федор Оцеп, Алексей Толстой
директор фильма-
операторЭмиль Шюнеман, Юрий Желябужский
композиторАлександр Ранни
художникСергей Козловский, Юрий Желябовский, Виктор Симов, ...
жанр фантастика, фэнтези, драма, мелодрама, приключения, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
для любой зрительской аудитории
время81 мин. / 01:21
Инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
5 + 0 = 5
6.8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Фрагмент 02:42

    файл добавилVolodayZakirov

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 4 поста в Блогосфере>


    - Покажи мне другие миры.
    Никто не узнает об этом.(с) (Аэлита)

    Голодная и холодная Москва 1921 года напоминала муравейник, где по улицам туда — сюда сновали тысячи людей, звенели трамваи, проезжали машины. Вокзалы выплескивали в город все новые волны крестьян, одетых в лапти и драные кацавейки, Они вливались в общий поток людей, ищущих жилье и работу, которая гарантировала бы скудный продуктовый паек. На обломках и из обломков разрушенной страны строилось новое государство. Строительные леса, как скелет его, обрастали стенами домов и корпусами заводов и фабрик. А из хаоса и ошметков разных классов и сословий, из крестьян, рабочих, солдат и тонкого слоя интеллигенции ковалась единая новая общность — советский народ. Люди строили новый мир и, глядя в небо, как инженер Лось, с чертежами «интерпланетонефа» под мышкой, мечтали о новых мирах, межпланетных полетах.

    За всем этим в очень секретный аппарат наблюдала королева Марса, Аэлита. Она тоже мечтала о новых мирах, о людях с Земли, которых она видела сквозь линзы аппарата. Такие они странные, эти люди. Со странным обычаем касаться друг друга губами.

    «Аэлита» — первый советский фантастический фильм, а так же первый в мире полнометражный фантастический фильм на тему космических полетов и иных планет, теперь уже классика не только российского, но и мирового кино. Экранизация, далеко ушедшая от литературной основы, показавшая зрителю не только жизнь на Марсе, но и жизнь Москвы в начале 20-х годов, что для зарубежного зрителя, да и для зрителя современного — тоже как Марс.

    Впечатляет визуальное противопоставление этих двух миров. Суетливый, с постоянно куда-то стремящимися людьми, хаотичный, наполненный движением и эмоциями мир Земли. С такими яркими и характерными персонажами как ревнивый, страстный и мечтательный Лось, его веселая и легкомысленная жена Наташа, скользкий и изворотливый мошенник Эрлих с хитрой и расчетливой женой Еленой, красноармеец Гусев, живущий борьбой и не в меру рьяный сыщик — любитель Кравцов.

    И мир Марса, с его холодными, строгими, четкими геометрическими линиями и формами в костюмах, архитектуре, интерьерах, выполненных в стиле конструктивизма. Призмы, цилиндры, круги и конусы. Острые углы и ломаные линии. Вращающийся конус у входа в обсерваторию, напоминающий «Башню Третьего интернационала» Татлина. Жесткость и прагматизм раз и навсегда установленного порядка. Люди, так похожие на роботов. Что Аэлита и Ихошка с коронами из трубочек — антенн, витых жестких лент и спиралей, что Гор и Тускуб в шлемах из металла и пластика. Не говоря уже о рабочих с квадратными коробками на голове и зарешеченными лицами. В случае ненадобности рабочих можно складировать штабелями в холодильниках и размораживать, если для них снова будет работа. Удобно и практично. Чем не андроиды из более поздней фантастики? Кстати, не из идеи ли костюма Аэлиты с тремя дисками — чашечками лифа родилась знаменитая трехгрудая марсианка — мутантка из фильма «Вспомнить все»?

    Фильм отличает великолепный актерский ансамбль, в котором прекрасно прописаны и сыграны не только главные, но и второстепенные персонажи. Чего стоит пламенный революционер Гусев, горящий идеями мировой и межпланетной революции, готовый хоть в женской одежде сбежать из дома на Марс, раз жена унесла одежду, пытаясь удержать дома тоскующего без революционной борьбы мужа. Наяривающий частушки под гармошку, покоряющий сердца землянок — медсестер и марсианских служанок, призывающий марсианских же рабов — рабочих к восстанию и созданию советских социалистических республик Марса — замечательный персонаж, созданный Николаем Баталовым. Насколько ярким получился Кравцов — дебютная роль Игоря Ильинского, он несет на себе юмористическую составляющую картины, заявляя о себе, как о незаурядном комедийном актере уже в первой своей роли.

    Интересно отозвались судьбы некоторых героев фильма в судьбе их исполнителей. Инженер Лось в прекрасном исполнении Николая Церетелли выжил в киношной голодной Москве. Сам актер Церетелли умер в 1942 году от истощения во время блокады Ленинграда. Эвакуация в Вятку уже не смогла спасти его. Брошенную в подземелье Ихошку, служанку Аэлиты, убивают солдаты во время восстания. Актриса Александра Перегонец, сыгравшая Ихошку, во время войны ставшая подпольщицей в Симферополе вместе с другими актерами театра, в 1944 году была арестована вместе со своей группой, подвергнута жестоким пыткам и расстреляна за три дня до освобождения города от фашистов.

    Все марсианские приключения, смерти и революция оказались всего лишь сном. И очнувшийся от грез Лось, вернувшись к живой и невредимой Наташе, безжалостно рвет и жжет чертежи планетолета. Время ли грезить о несбыточном, когда впереди столько реальных дел в настоящей жизни? Может, в своем сне он понял, что борьба за свободу — это иногда всего лишь борьба за власть. Обещания и клятвы любви могут быть просто желанием обладать и повелевать тем, кому эти обещания даются. А загадочные и манящие слова «АНТА… ОДЭЛИ… УТА…» — всего лишь реклама автомобильных шин.

    8 из 10

    29 марта 2013 | 23:56

    «Аэлита» — экранизация научно-фантастической повести А. Толстого, выполненная Я. Протазановым по всем правилам немого кино. Снимая в 1924 году первый в Советской России научно-фантастический фильм, режиссер заметно утяжелил его мелодраматизмом салонных дореволюционных лент, которые и сам снимал неоднократно. Представляя собой необычный стилевой сплав комедии, мелодрамы, фантастики и революционного эпоса, «Аэлита» ощутимо распадается на две неравные части: излишне затянутое вступление, занимающее почти час экранного времени и посвященное семейным неурядицам инженера Лося, и динамичный, несколько карикатурный эпизод на Марсе, в котором многие клише революционного кино вывернуты наизнанку.

    Чрезвычайно быстро устаревшие стилевые принципы немого кино сейчас результативны разве что в комедийном жанре, но никак не в драматическом. Не знающая нюансов, изломанная пластика, аффектированный саундтрек сейчас выглядят нелепо в отличие от изобретательности комической мимики, которой можно поучиться погрязшим в китче современным фиглярам в целях воспитания у них вкуса и стиля. Главное украшение «Аэлиты» — бесподобное, пластически выверенное существование в кадре И. Ильинского, к таланту которого Протазанов обратится еще не раз.

    Суетливость и ограниченность бюрократа, умелое шаржирование многих омерзительных черт советского чиновничества станет визитной карточкой этого актера на протяжении многих лет вплоть до «Карнавальной ночи». Комические детали накапливаются в фильме постепенно, шаг за шагом вытесняя вычурный драматизм любовных переживаний героев, что идет фильму только на пользу: инженер Лось, комдив Гусев и многие другие персонажи постепенно превращаются в пародию на самих себя и постреволюционное время в целом.

    Кроме того, фильм имеет для современного зрителя также и большую документальную ценность, реконструируя разруху первых советских лет. Несколько двусмысленным и идеологически дерзким для своего времени выглядит противопоставление нищей реальности мечтам Лося: создатель картины будто призывает зрителя покинуть несчастную планету и погрузиться в мир грез. С другой стороны, фильм вполне идеологически правоверен, ибо коммунизм всегда противопоставляет нищету настоящего изобилию будущего, паразитируя на людских иллюзорных надеждах.

    «Аэлита» представляет собой также и весьма виртуозное обличение НЭПа, очень популярное в искусстве тех лет (от Олеши и Эрдмана до Зощенко и Булгакова): сцена, в которой новая советская буржуазия рядится в одежды бедноты, постепенно, как змея, «сбрасывая кожу», представляет собой тонкое монтажное противопоставление в духе Эйзенштейна, вместе с тем, становясь диагнозом будущему образу жизни всей партноменклатуры на протяжении многих десятилетий.

    Протазанову не хватило виртуозности своих коллег: он не смог создать плотное повествование, спрессовывающее многочисленные события посредством продуманного монтажа, потому у него получился стилистически неровный результат, эклектичный и лакунарный. В киноведении утвердилось мнение о выдающихся художественных особенностях декоративного решения ленты, что весьма спорно, ведь, учитывая опыт конструктивизма и создавая вполне современные для 1920-х авангардные интерьеры, режиссер перебарщивает с условностями, делая жизнь на Марсе несколько абстрактной пародией на феодализм.

    Жестокость, бесправие и властолюбие — то единственное, что видела узколобая советская пропаганда в дореволюционном обществе, предстало в России в гораздо более уродливом виде именно после 1917 года, потому Толстой и Протазанов, сами того не ведая, в «Аэлите» обличили азиатчину, деспотизм советского строя, отбросившего страну в рабовладельческую эпоху, спрятавшись за освободительной риторикой. Также весьма изящным уколом в адрес Советской власти стало финальное сожжение Лосем своих чертежей и его последняя фраза о том, что надо работать, а не мечтать. Эта сцена — настоящая пощечина коммунистическому утопизму.

    Одним словом, несмотря на недостатки формального характера, фильм удался, а его коммерческий успех был вызван: во-первых, экстравагантностью тезиса, призывающего убежать от нищеты в мир грез, что было опровергнуто только в финале; во-вторых, необычностью художественного решения, в-третьих, благодаря хотя бы частичному использованию элементов развлекательного кино (комизм, динамизм, действие). В контексте творчества Протазанова «Аэлита», быть может, не так ценна, как его дореволюционные экранизации классики или изобретательные комедии с Ильинским, но она, бесспорно, заслуживает внимания как своеобразная «фига в кармане» — антисоветское высказывание в оболочке революционного искусства.

    29 декабря 2015 | 16:36

    Фильмы неразрывно связаны с людьми, для которых они снимаются и тех, кто их снимает. Но настоящая игра определяется даже не талантом, а истинностью актеров и душой режиссеров и сценаристов. Может это и кино далекого прошлого, но иногда стоит посмотреть и такие фильмы, в которых играют, может быть и не очень настоящие актеры, но иногда и настоящие люди. Ведь не всегда сразу можно определить, например, что героический инженер Лось умрет от голода в блокадном Ленинграде, до потери сил служа на сцене, а веселая, симпатичная и влюбчивая Ихошка, станет героем подполья и гестапо будет зверски пытать ее, сжигая в печке ее ноги, но она ничего не скажет и будет расстреляна.

    Подлинность фильмов в подлинности актеров, по этому критерию «Аэлита», в чем-то очень настоящий фильм, проверенный войной.

    Иногда не жалко и целой жизни, чтобы понять это.

    2 ноября 2011 | 01:44

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>