Интервью

Питер Джексон: «Сейчас каждый может снять фильм»

Режиссер «Властелина колец» и «Кинг-Конга» — о работе со съемочной командой и спонсорами, а также о своем эгоизме и фильмах, которые его вдохновляют.
Питер Джексон: «Сейчас каждый может снять фильм»
КиноПоиск
Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

17 сентября в Москву приезжал режиссер Питер Джексон. В рамках празднования 10-летия бизнес-школы «Сколково» режиссер принял участие в открытой дискуссии под названием «Братство мечты: Как построить успешный бизнес, следуя за своей мечтой». В беседе также участвовали продюсер Александр Роднянский, глава совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, а также бизнесмены Вадим Дымов и Михаил Куснирович.

КиноПоиск побывал на дискуссии и выбрал самые интересные моменты из ответов Питера Джексона.

О мечтах и возможностях

Мне очень повезло, потому что мечта, которая у меня была в 18 лет, — это то, что я делаю сейчас. Сейчас же для меня мечта — это всегда фильм, который еще не существует и который я хочу создать. Я стараюсь представить, какой именно это будет фильм, и надеюсь, что я могу его снять и что его посмотрят. Я мечтаю об историях, которые хочу рассказать. И иногда мне удается их воплотить.

Мы живем в такое время, когда человек, который действительно мечтает снимать кино, может это делать. 30—40 лет назад у вас было не так много шансов. Все зависело от опыта, хорошей камеры. И, если честно, все, кто хотел делать фильмы тогда, делали это в основном из-за своей страсти, а не для того, чтобы заработать денег. Ты мечтал рассказать историю. А сейчас каждый может сделать это. Есть телефон в кармане? Снимаешь, выкладываешь это на YouTube — и все, ты режиссер. И если ты расскажешь действительно занимательную историю, то ты можешь начать собственную карьеру и заниматься ею всю жизнь. Я думаю, что сейчас просто изумительное время, потому что каждый может превратить свою мечту в фильм.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О спонсорах и эгоизме

Я всегда стараюсь, чтобы на меня не оказывало влияние то, что спонсоры потенциально захотели бы профинансировать или увидеть. Это вообще очень важно для кинорежиссера. Когда я создаю фильм, я делаю его для себя. Я всегда стараюсь быть очень эгоистичным в этом отношении, поэтому думаю: «Окей, если бы я смотрел это кино и оно было снято кем-то другим, то что бы я хотел в нем увидеть?» Я не тот человек, который бы делал то, что мне говорят делать. Я делаю те фильмы, которые задумал.

Но я всегда знаю, для кого делаю фильм, несмотря на то что говорю, что делаю его для себя. Обычно я приношу сценарий студиям и рассказываю им, что хочу показать в фильме. Это помогает им увидеть то, что у меня в голове. Единственная вещь, которую студия всегда хочет знать: «Есть ли кто-то еще в мире, кто захочет посмотреть фильм?» Основная ответственность студии в том, чтобы точно решить, для кого создается фильм, найти его целевую аудиторию. Если непонятно, что фильм добьется успеха, его никогда не станут финансировать.

Нужно понимать, что если вы делаете фильм за 150 млн долларов, то у вас должна быть настолько широкая аудитория, насколько это возможно. Она должна состоять из множества людей — мужчин, женщин, молодых, старых. Однако если вы хотите сделать сумасшедший фильм ужасов за 5 миллионов долларов и хотите, чтобы такое же число людей посмотрело этот фильм, то это уже неважно. Вы все равно уже получите выгоду.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О работе с командой

Чтобы делать такие фильмы, которые делал я, вам нужно 150—200 действительно увлеченных людей с совершенно разными способностями. Это должны быть не только люди, которые умеют обращаться с камерами и делают какие-то технические вещи, но и люди, которые могут все спланировать до мельчайших деталей, придумать декорации, положить ковры на пол или создать дизайн целой деревни.

Я люблю делать так, чтобы все люди, с которыми я работаю, просыпались по утрам и были счастливы приходить на площадку. Я не говорю каждому из них, что делать, но мне нравится, когда они приходят ко мне со своими идеями, показывают, что они спроектировали, спрашивают мое мнение. Как режиссер, я становлюсь таким фильтром, который решает, что эта идея хороша, но, чтобы ее добавить в фильм, ее надо доработать. То есть ты просто направляешь людей, стараешься пробудить в них креативность. Потому что в итоге это должно быть кино, которое запланировал ты. Не может быть фильма, который создается 200 разными ощущениями. Это должен быть фильм, который в итоге становится историей в едином мире, и этот мир должен чувствоваться как реальный.

Кстати, я всегда говорю, что члены моей съемочной группы могут прийти ко мне и сказать, если я делаю что-то не так, или сказать, что у них есть идея получше. Потому что я хочу слышать, как мне сделать фильм настолько хорошим, насколько возможно.

О работе с женщинами

Уже 27 лет я живу с Фрэн (Фрэнсис Уолш, жена Джексона, новозеландский продюсер и сценарист — Прим. ред.), которая также занимается продюсированием и пишет для меня сценарии. Мне очень повезло, что я живу и работаю с одним и тем же человеком. Вообще у меня несколько женщин в команде: продюсер, сценарист и ассистент режиссера. Мне действительно нравится работать с женщинами в кино, потому что у них эго меньше, чем у мужчин, при этом они больше полагаются на чувства. В целом женская команда для меня во время создания фильма более привычна, чем мужская.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

Фото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О начале работы над «Властелином колец»

Это был примерно 1996 или 1997 год, и мы с Фрэн обсуждали возможность создания фильма «Властелин колец». Мы позвонили продюсеру Харви Вайнштейну, сооснователю компании Miramax. Он финансировал фильм «Небесные создания», над которым мы недавно закончили работу. Идея фильма по «Властелину колец» показалась Харви очень интересной, но ни он, ни мы не знали, у кого были права на экранизацию книги.

После долгих поисков мы наконец выяснили, что права принадлежат продюсеру Солу Заенцу. Сол Заенц — это человек, который продюсировал фильм «Пролетая над гнездом кукушки», например. В тот момент он работал над проектом «Английский пациент». Изначально этот фильм должна была финансировать 20th Century Fox. Однако примерно за неделю до начала съемок студия вышла из проекта, поставив судьбу фильма под угрозу. И тут на пути «Английского пациента» оказался Вайнштейн с Miramax, которые и взяли на себя финансирование. Так что Сол Заенц оказался в большом долгу перед Вайнштейном.

Так благодаря стечению удачных обстоятельств мы и получили права на «Властелина колец». Конечно, это не было бесплатно, и мы заплатили Заенцу за права. А Харви согласился профинансировать работу над сценарием. Вот так все и началось.

Об опасности технологий

Мы всегда стараемся следить за тем, какие новые технологии можно использовать во время работы над фильмом. Но дело в том, что с технологиями надо быть очень осторожными. Они могут не только развивать воображение, но и, наоборот, ослаблять его, отнимать у людей способность мечтать и необходимость самим решать какие-то задачи. Поэтому, когда ты используешь в фильме технологии, важно с их помощью вдохновлять на мечты.

О фильмах, которые вдохновляют

Фильмы, которые меня вдохновляют, — это, например, первый «Кинг-Конг» 1933 года. Я увидел его, когда мне было восемь или девять лет. И этот фильм заложил в мою голову идею снимать фильмы. Так что он действительно изменил всю мою жизнь. Если бы тогда в Новой Зеландии я не увидел по телевизору «Кинг-Конга», то, возможно, я бы не был тем, кем сейчас стал.

Читайте также
Новости Документальный фильм Питера Джексона собрал почти миллион долларов за день Картина «Они не состарятся» о Первой мировой войне может оказаться в прокате.
Новости Брайан де Пальма напишет триллер по мотивам скандала с Харви Вайнштейном Легендарный постановщик фильмов «Лицо со шрамом» и «Путь Карлито» работает над проектом о сексуальной агрессии в киноиндустрии.
Новости Полиция Нью-Йорка арестовала Харви Вайнштейна Против голливудского продюсера выдвинуты обвинения в сексуальных домогательствах и изнасиловании.
Новости Слух дня: Питер Джексон может поставить фильм по комиксам DC Постановщик знаменитой трилогии «Властелин колец» присматривает себе следующий проект.
Комментарии (22)

Новый комментарий...

  • 28

    Ilnurezzz 21 сентября 2016, 20:12 пожаловаться

    #

    Фильм то каждый может снять, а вот сделать картину, далеко и вообще не каждый.

    ответить

  • 51

    Пётр Гордеев 21 сентября 2016, 20:20 пожаловаться

    #

    Вот Сарик с Жорой и снимают.

    ответить

  • 12

    Alex Croft 21 сентября 2016, 20:48 пожаловаться

    #

    … но снять хорошее кино может далеко не каждый. Даже имея приличный бюджет, мастеров своего дела и отличный каст

    ответить

  • 9

    El_principe 21 сентября 2016, 21:32 пожаловаться

    #

    ну тут впору процитировать знаменитый анекдот про слона…
    с одной стороны…
    а с другой, допустим каждый может…
    но не у каждого есть талант!

    ответить

  • 8

    Миша Максим 21 сентября 2016, 22:45 пожаловаться

    #

    Я даже не знал, что он приезжал в Москву(

    ответить

  • 13

    olorin79 23 сентября 2016, 17:54 пожаловаться

    #

    Да вообще ппц, известный голливудский режиссер приехал в Россию, но ни одно российское сми на это внимания не обратило, кроме КП

    ответить

  • 4

    Moonway 28 сентября 2016, 17:43 пожаловаться

    #

    Согласна, стыдно должно быть! Ведь он — легенда современного кинематографа!

    ответить

  • 10

    Миша-35 22 сентября 2016, 00:29 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью. Было любопытно почитать: интересные принципы, интересные идеи, интересные мысли. Наконец, было просто приятно услышать новость о режиссере, подарившем мне ни с чем не сравнимое количество сильнейших положительных эмоций! И надеюсь, еще подарит. Это я так, в частности, на второго «Тинтина», намекаю, заждался уже. Да и на третьего, где Джексон продюсером, — тоже.
    Только вот постарел что-то сэр Питер: в волосах и бороде седина и выглядит усталым. Видно, такие мегапроекты, как «Властелин колец» и «Хоббит», — это действительно работа на износ. Здоровья вам, Питер, и творческого вдохновения!

    ответить

  • 2

    DiJest 22 сентября 2016, 03:30 пожаловаться

    #

    Ну снимет какой-либо «каждый» человек свой первый фильм. Он будет гордиться тем, что сделал, ещё не успев как следует распознать кинобизнес. Далее проекты все более крупные, вкладывать душу становится сложнее. Но видение режиссёра о том или ином собственном проекте не в состоянии поменять незнакомый человек со стороны. Могли бы вы повлиять, скажем, на Бломкампа, в его начале?

    К примеру — голливудская экранизация Психо-Паспорта. Считаю, что по этой франшизе можно придумать довольно много чего своего, что по мнению раскрыло бы какие то детали, но делать это нужно очень осторожно. Фанаты аниме такие фанаты, придерутся к мелочам почище вас, друзья. Но снимать под копирку не комильфо тоже, мол, видели мы это уже.

    ответить

  • О, как я обожаю его!!!Властелин колец-моя любовь навсегда!!!Фильм (вся трилогия естественно) покорило мое детское сердце, и больше не отпустило. Книга тоже хороша… но ФИЛЬМ!Вдохновляет до сих пор.
    И теперь каждый

    ответить

  • 5

    Moonway 28 сентября 2016, 17:47 пожаловаться

    #

    Властелин колец — потрясающе, это теперь уже просто классика.
    Хоббит прекрасен, вся трилогия.
    Но больше всего меня впечатлили и вдохновили дневники и серия видео making of Hobbit. Смотришь, какая команда подобралась, какие талантливые люди работали над картиной, как они вкладывали в создание фильма всю свою душу, с каким энтузиазмом они все это делали… Какая колоссальная работа была проделана на протяжении нескольких лет съемок. Смотришь и сам загораешься. Вот это называется мечтой!

    ответить

  • Я не видела это видео… любопытно)). Вообще, если говорить о хоббите- он замечательный, веселей, как мне кажется (в книге уж точно это явно прослеживается)… но все таки Властелин… моя истинная любовь.

    ответить

  • Каждый раз когда, видя перед собой извилистую тропинку, представляю себе тот потрясающий мир который создали Толкин и Джексон.

    ответить

  • 7

    Daniyar Dark Knight 22 сентября 2016, 10:27 пожаловаться

    #

    Но как сам Джексон, увы, никто не снимает.

    ответить

  • 2

    Milshin97 22 сентября 2016, 12:38 пожаловаться

    #

    Большой мастер своего дела. Правильные вещи говорит

    ответить

  • 8

    Eva Barnes 22 сентября 2016, 14:05 пожаловаться

    #

    Гениальный режиссер. Я смотрела его блоги и очень много дополнительных материалов со съемок как трилогии Властелин Колец, так и Хоббита. То насколько подробно и до самых мелочей он прорабатывает свои фильмы, вызывает восхищение. Да и насколько страстно как он, так и его команда вкладывается в дело. Один из любимых режиссеров.

    ответить

  • Photo-Graph 27 сентября 2016, 01:07 пожаловаться

    #

    Жаль только, что Хоббита он недоработал. Материалы были круче фильма. А в самом Хоббите больше всего удивило то, что при таком титаническом труде, вложенном в фильмы — вышло то, что вышло, среднее фэнтези с отличнейшей картинкой, но местами дикими фейлами, косяками в посте и т. д., что потом сам же Джексон в интервью оправдывался, почему все так вышло. Особенно раздражала перемыленная ретушь с убитыми тенями, линзы Леголаса и излишняя мультяшность некоторых сцен. До сих пор не понимаю, почему он не отодвинул сроки сдачи фильма, чтобы сделать еще один шедевр, раз он такой независимый и крутой… После ВК я ждал не меньше, чем уже видел, а в итоге получил просто хороший высокобюджетный фильм, который не вызвал и 1/10 эмоций от просмотра ВК… Будь у Хоббита бюджет ВК — это был бы провал, к сожалению(((

    ответить

  • 7

    Eva Barnes 27 сентября 2016, 10:18 пожаловаться

    #

    Ну, в трилогии ВК тоже были свои ляпы. Поэтому, если обращать внимания на каждый ляп, то вообще не найдешь достойного фильма. Первые два Хоббита мне понравились, единственное — лишним, как я считаю была сюжетная линия Тауриэль/Кили, совсем ни к селу, ни к городу. Мне не понравилась театральная версия третьего Хоббита, зато пришлась по душе режиссерская версия — она сморится более полной и гармоничной. Они вырезали оч много хороших сцен. В целом, согласна, что Хоббит не дотягивает до ВК, но у него тоже есть свои плюсы и преимущества.

    ответить

  • 1

    Moonway 28 сентября 2016, 17:49 пожаловаться

    #

    Линия Тауриэль+Кили была не лишней. С одной стороны, это добавило изюминку в повествование, с другой — привлекла дополнительную аудиторию. Джексон об этом и говорит, кстати.

    ответить

  • Photo-Graph 3 октября 2016, 17:19 пожаловаться

    #

    Я не могу назвать линию с Тауриель и Кили совсем лишней, нет. Скорее она была даже уместна, т. к. в самой книге смерти Кили и Фили вообще была уделена одна тщедушная строчка. Но если говорить о ляпах — то в ВК они практически незаметны, в тот момент, как в фильме были опущены даже книжные моменты. Например, объяснение с орлами в фильме вообще отсутствовало, отчего многие уже сразу не поняли, что за фигня творится и в чем была проблема сразу их подбросить до горы, по-братски. Но если в первом фильме мне не хватило всего пары моментов, то во втором все пошло дальше. Грим эльфов, особенно Леголаса был ужасен. Он выглядит еще старше, чем без грима, линзы — кошмар (и это при том, что в ВК у него были нормальные линзы), а кожа — пластик (перестарались ретушеры при обработке видео). Хотя если откинуть в сторону техническую составляющую и то, что второй фильм реально затянут — режиссерские версии первых двух фильмов вполне съедобные. Если же говорить о третьей части — это сумбур ровно в том виде, в котором он есть, концентрат. Снимая эпичные баталии Джексон наступил на грабли Майкла Бея и подхватил, как я его называю, синдром Трансформеров (когда спецэффектов так много, что они просто надоедают и смотреть уже не интересно). Хотя стоит отдать должное — в отличие от Бея Джексон и к этому вопросу подошел с умом, разбавляя видео менее эпичными вставками для создания контраста. Однако, цифровики пошли еще дальше, при пост-обработке напрочь убили все тени на лицах, отчего даже то, что выглядело неплохо во второй части — стало выглядеть в третьей части ужасно (я про обработку живых съемок, у Бильбо глазки вообще какие-то свинячьи вышли из-за того, что под глазами тени убили напрочь). Что касается сюжета — то Бильбо в нем просто теряется, как семечка в ведре с горохом. Я уже не спрашиваю, почему к третьему фильму Джексон решил поменять дизайн Насгулов и сделать их полупрозрачными войнами в таких же полупрозрачных доспехах (когда даже в ВК у них были черные мантии, а не доспехи). Даже в первом Хоббите они выглядели, как в ВК (почти). В итоге в первой части запоминающимися были два персонажа — Голлум и Король гоблинов. Во втором несомненно фильм вытащил Смауг (хотя стоит отдать должное — Беорн тоже был крут). В третьей же части был сделан акцент на терки Трандуила и Барда, Бильбо умудрился во всем этом потеряться, а что касается запоминающихся персонажей — то на Трандуиле я бы и закончил. Хотя нет, Даин тоже вышел весьма колоритным, хоть и эпизодический персонаж. Даже расширенная версия была верхом сумбура и неразберихи.
    Так что я скажу так: мне в целом даже понравился Хоббит, но даже если закрыть глаза на ляпы — ВК сам по себе был более сбалансирован и собран, в тот момент, когда в Хоббите отчетливо видно, что фильм клепался буквально по секундомеру (хотя по сути ВК тоже едва вписался в дедлайн, отписанный ему, поэтому говорить о том, что ВК лучше, потому что у Джексона было больше времени — никак нельзя). Даже сноска на то, что он приступил к работе сразу после Гильермо не особо успокаивает, т. к. со своим влиянием и опытом Джексон мог спокойно потребовать у студий отодвинуть срок, чтобы сделать все ровно так, как он хотел, а не править то, что осталось после его предшественника. Обидно, что мог получится шедевр, но вышел… просто достойный представитель жанра Фэнтези. Не более. Лично мое мнение — последнего Хоббита подвинул даже Варкрафт, который меня очень даже приятно удивил

    ответить

 
Добавить комментарий...