всё о любом фильме:

Английский пациент

The English Patient
год
страна
слоган«In memory, love lives forever»
режиссерЭнтони Мингелла
сценарийЭнтони Мингелла, Майкл Ондаатже
продюсерСол Заенц, Стив Э. Эндрюс, Скотт Гринштейн, ...
операторДжон Сил
композиторГабриэль Яред
художникСтюарт Крэйг, Аурелио Круньола, Гари Джонс, ...
монтажУолтер Мёрч
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  17.1 млн,    Великобритания  3.4 млн,    Германия  2.93 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время155 мин. / 02:35
Номинации (3):
Вторая мировая война близится к концу. Молодая канадская медсестра ухаживает на заброшенной вилле за своим «английским пациентом», который получил страшные ожоги во время авиакатастрофы в пустыне Сахара.

Медленно угасая, он воскрешает в памяти свой страстный роман с замужней женщиной, сметенный ураганом войны и банальными предрассудками, что в конце концов и привело к трагической развязке.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
84%
63 + 12 = 75
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Майкла Ондаатже «Английский пациент» (The English Patient, 1992).
    • Сначала фильм получился на 4 часа 10 минут, затем он был сокращен до двух с половиной часов.
    • Деми Мур претендовала на роль Кэтрин Клифтон, когда проект ещё принадлежал студии Двадцатый век Фокс.
    • Кип (имя героя Невина Эндрюса) — школьное прозвище сценариста картины Майкла Ондаатже.
    • В 2001 году на благотворительном аукционе в Нью-Йорке за 1900$ была продана рубашка Рэйфа Файнса, которую он носит в фильме.
    • Продюсер Сол Заенц был большим поклонником фильма Мингеллы «Верно, безумно, глубоко» и давно хотел поработать с режиссером, поэтому он очень обрадовался, когда Мингелла сам пришел к нему со сценарием «Английского пациента».
    • Сценарий «Английского пациента» переделывался на протяжении четырех лет.
    • Писатель Майкл Ондаатже, по книге которого и поставлена лента, тесно сотрудничал с кинокомпанией во время создания «Английского пациента» и заявил, что он доволен тем, как получился фильм.
    • Немцев, стреляющих в самолет Ласло де Алмаши в начале фильма, играют самые настоящие туристы, которых попросили поучаствовать в создании ленты уже в процессе съемок.
    • Караваджио мог сыграть Шон Коннери.
    • Грим «обоженного» Рэйфа Файнса каждый день накладывался по 5 часов. Файнс настаивал, чтобы грим наносили полностью даже тогда, когда снималось только его лицо.
    • Навин Эндрюс и Кевин Уотли специально для фильма научились водить мотоциклы.
    • Номер бомбы, которую разминирует Кип, начинается с букв «K-K-I-P».
    • После съемок Рэйф Файнс, Кристин Скотт Томас и Жюльет Бинош стали хорошими друзьями.
    • Когда проект попал в руки студии Двадцатый век Фокс, её начальники попытались выставить из фильма Уиллема Дефо, а на роль Караваджио предложили Мингелле трех актеров: Джона Гудмана, Дэнни ДеВито и Ричарда Дрейфусса.
    • В сцене, где героиня Жюльет Бинош разглядывает фрески на стенах, электроэнергия и дым для её факела передавались через веревку, на которой она раскачивалась.
    • Мотоцикл Кипа — Triumph 350cc 3HW.
    • Жюльет Бинош играет в фильме канадку, а Рэйф Файнс венгерского графа. На самом деле Бинош — француженка, а Файнс — англичанин.
    • Хотя фильм обильно «титрован» ссылками на даты, фактологическая часть фильма не имеет к реальности никакого отношения.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • После гибели Харди (Кевин Уотли), Кип, прежде чем уехать, собирает свои и его вещи. В вещах Харди можно заметить шарф футбольного клуба Сандерленд. В реальной жизни актер Кевин Уотли — преданный поклонник Ньюкасла, одним из сильнейших конкурентов которого является как раз Сандерленд.
    • еще 17 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 857 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм о любви, войне, дружбе, в целом и, как всегда, о жизнях некоторых людей.

    Вижу, что в рецензиях многие уже написали суть фильма, красоту актёров. Я напишу то, что вызвало у меня наибольшее количество эмоций.

    Во-первых, хочу отметить подачу всего фильма для зрителя: рассказывает человек, который сильно пострадал, кожа его искажена огнём, сердце бьётся с трудом, но душа и память сильны, и его губы воспроизводят каждую деталь, что оставила след в его жизни, не пропуская ничего.

    Во-вторых, хочу отметить крайне простой сюжет любви (жена преуспевающего мужчины влюбляется в другого человека), но крайне продуманную и её подачу. Я имею в виду, каких актёров подобрал режиссёр, и, как чудно они влились в свои роли, особенно, Кристин Скотт Томас: невероятно привлекательная, грациозная женщина, с простым подходом к жизни, но со стремящимися ввысь целями, желанием узнать мир.

    И, наконец, в-третьих, я хочу отметить прекрасные чудесные слова этого фильма, которые звучат мыслями Кристин Скотт Томас, которая, умирая, лежит в тёмной пещере и пишет письмо любимому человеку, которого ждёт, хотя знает, что не дождётся. Хочется отметить, как английский вариант её монолога, так и русский (я посмотрела сначала с переводом, затем в оригинале, чего и советую остальным). И на том, и на другом языках, он звучит мудро, красиво и безумно грустно.

    Одна из самых красивых историй любви, так и не успевшей в полной мере познать себя, изображается в этом фильме на фоне огромной, кровавой и мрачной беды человечества — войны.

    Взрослый фильм, красивый фильм, грустный фильм. Фильм, который даст много причин, чтобы подумать, а, может, попробовать начать менять самого себя, дабы изменить мир.

    7 октября 2011 | 14:32

    Сколько существует кинематограф, столько же кинематографисты охотно «клепали» различные фильмы на тему любви. Будто на примере трагической любви как «Ромео и Джульетта» и ряд подобных фильмов, или же на примере типичных романтических мелодрам, которые систематично появляются на широких экранах и не претендуют на особую кинематографическую ценность. Казалось бы, «Английский пациент» так же нацелился на фильмы подобного рода, но посмотрев данный фильм назвать его рядовым явлением язык не поворачивается вовсе.

    Данный фильм является первой действительно громкой творческой победой режиссера Энтони Мингеллы, которая абсолютно обесмертила имя и репутацию режиссера. По сути, так и оставшись лучшим произведением в достаточно скромном творчестве режиссера. Но безусловно отразив в полной мере весь уникальный талант столь сильного драматического режиссера как Энтони Мингелла. Так как настолько трогающей до глубины души и задевающей за живое картины про любовь я не видел еще прежде. Отсюда и триумф картины с получением ряда престижных наград и 9 статуэток Оскара я лично считаю более, чем заслуженным.

    Что же жизнь на самом деле, если не череда насыщенных историй и событий, которые можно смело рассказывать заинтересованным слушателем и услышать которые всегда найдется свой круг зрителей. Вот и «Английский пациент» режиссера Энтони Мингеллы по сути является своего рода альманахом жизненных историй сразу нескольких персонажей. Практически с самого начала, фильм демонстрирует трагическую кульминацию любви главных героев картины, но непременно возвращается к тому, что бы показать, рассказать и даже вспомнить как всё начиналось и какие счастливые моменты предвещали столь трагический финал и именно в этом отражается основной смысл картины.

    Порой не столь важно, что будет дальше и когда ты покинешь этот мир. Умирают все. Исход жизни всех людей абсолютно одинаковый. Важно лишь то, как ты проживешь свою жизнь. Поддашься ли ты всепоглощающему счастью и испытаешь весь вкус жизни, или же будешь ставить себе определенное количество рамок и преград на своём пути. Каждая из историй, будто история жизни самого «английского пациента», или же история медсестры Ханны, в которой еще не поставлена точка трогательны и грустны одновременно, но не смотря на элемент драматичности, всё же демонстрируют всю силу и буйство эмоций, которыми буквально пропитан фильм и которым отдаешься при просмотре картины абсолютно полностью. Тем самым, с особым интересом и трепетом ловя каждое слово героев картины и каждое воспоминание.

    Рэйф Файнс всегда был безумно талантливым артистом, которому одинаково хорошо достаются абсолютно разные роли. Будто отрицательные как во франшизе «Гарри Поттера» и «Красном Драконе», или же положительные как во многих других работах артиста. Как бы там ни было, Файнс всегда охотно радовал своей максимальной выкладкой на экране и подобный подход к роли он демонстрирует и в данном случае. Невероятно хороша в своем образе и Кристин Скотт Томас, которая по моему мнению сыграла на экране пожалуй лучшую роль за всё своё профессиональное творчество. Когда как экранная пара Файнса и Скотт Томас безусловно создаёт впечатление одной из самых красивых экранных пар в кино. Во многом за счет того, насколько страстно и естественно преподнесены зрителю отношения их героев на экране.

    Отдельно хочется отметить великолепный перфоменс Жюльет Бинош, которой возможно и выделили второстепенную роль, но именно своей великолепной игрой Бинош уверенно перебирается на первый план и невольно даже оказывается центром всего внимания при просмотре ленты. Охотно радует фильм и участием таких актеров как Колин Фёрт и Уиллем Дефо, игра которых не может не радовать при просмотре данной картины.

    10 из 10

    Английский пациент — это безусловно один из самых лучших фильмов, что мне когда либо доводилось видеть. Очень трогательный, берущий за душу, красивый, глубокий и драматически насыщенный фильм, который в полной мере можно считать настоящим произведением искусства, нежели рядовым художественным фильмом.

    10 февраля 2016 | 20:16

    Мда… Вчера посмотрел «Шоссе в никуда» Линча, сегодня «Пациента»… да… фильм типа Титаника, Гладиатора и других, типичных Оскарных фильмов… попса. Америкосы любят все разжеванное пережеванное, проглоченное и уже… в общем — кошмар. Трогательно?! А вы смотрели «Рассекая волны» Триера или «Возвращение» Звягинцева? Видимо, нет… чем трогать то? «Я любила тебя всегда…» О, Бог ты мой… ну это же такой примитив… слов нет…

    В общем типичнейший америкосовский фильм. Обычная, симпатичная картинка, на которую бросишь взгляд, скажешь — «да, ничего…» и будешь смотреть что-то другое!

    Я себе еще раз подтвердил, что Оскар награда американцев, для американцев и выбор американцев для американцев.

    Это можно назвать фильмом, но никак не кинематографом!

    25 июня 2007 | 22:46

    Казалось бы какой фильм может взять Оскар в номинации «Лучший фильм» в 1997 году, если не военный или исторический? Главное, чтобы на фоне всех событий была война или война являлась главным событием. Среди номинантов в 1997 году, была парочка биографических фильмов, смазливый Том Круз играет пресытившегося спортивного агента, криминальная драма братьев Коэнов и во главе угла с 12 номинациями военная мелодрама «Английский пациент» Энтони Мигелла. Как выяснилось, несмотря на то, что фильм был титрован ссылками на даты, фактологическая часть фильма не имеет к реальности никакого отношения. А тут 12 номинаций и 9 Оскаров. В чем же дело?

    «Английский пациент»- блистательная картина, удивительно глубокий фильм о любви и предательстве во имя любви, о том, что настоящие чувства всегда остаются живы в памяти человека. Фильм, который затронет струны даже самой черствой души. Сюжет «Английского пациента» построен не просто, так как далеко не сразу понимаешь, какая из сюжетных линий является главной: настоящее или прошлое? На мой взгляд, их нельзя разделять и анализировать по отдельности, так как без прошлого не было бы настоящего. Дополнительные сюжетные линии второстепенных персонажей работают на общую кульминацию. Они не так важны для главных героев на протяжении всего фильма, ведь история сложилась бы и без них, но выстрелить в определенный момент им удалось. Нелинейное время- переплетение настоящего и прошлого, преподносится дозированно, поочередно, плавно. То есть в фильме нет необъяснимых скачков, где зрителю пришлось бы резко бросить мысли о настоящем и вернуться в прошлое, гадать, в какое время происходит действие. Все воспоминания английского пациента вызывали ассоциации: когда упала книга Геродота, из нее высыпались рисунки, в его сознании всплывает пустыня, его друзья, первое знакомство с ней; он услышал, как Ханна играет в «классики» ночью на улице, стук ее каблуков растворился в ритме барабанов из его прошлого; когда Ханна читала пациенту Геродота, перед глазами он видел, как его возлюбленная рассказывает их у костра. Эти смысловые точки понятны зрителю и не вызывают лишних вопросов, отвлекая от повествования. Даже первые, казалось бы, не связанные между собой кадры: кисти, рисующей человеческие силуэты, и летящий самолет с женщиной и мужчиной, раскрывают свою суть позднее или даже в финале фильма, закольцовывая сюжет.

    В картине присутствуют некоторые детали, которые лейтмотивом проходят по всей истории, так или иначе, несут в себе некий смысл. Во-первых, это книга Геродота, которая собрала в себе всю жизнь графа Ласло де Алмаши(пациента), записки, рисунки, фотографии: «Все его достояние- это книга». Во-вторых, наперсток, подаренный Ласло Кэтрин, который, на самом деле, впервые показан в начале фильма(найден в обломках самолета), это символ их любви. В-третьих, надгрудинная впадина, которой так много внимания уделяет Ласло: «Как называется это место? Оно мое. Я попрошу короля назвать его «Пролив де Алмаши». Режиссер неоднократно упоминает это дикое «увлечение» главного героя. Если немного пофантазировать, заметить как пульсирует кожа над впадиной, то можно предположить, что Ласло « упал» в эту впадину, прямо в сердце Кэтрин.

    Фильм буквально пропитан любовью. Именно она является двигателем к трансформации героев, подталкивает их к измене собственным принципам. Ласло де Алмаши не терпел чувства собственности, принадлежать кому-то, однако любовь изменила его до неузнаваемости, ведь ради того, чтобы еще раз увидеть свою Кэтрин, он отдает вражеской стране карты местности, что имело свои последствия. В свою очередь, Кэтрин не выносила ложь, однако во имя любви лгала своему мужу. Любовь везде, она в каждом кадре. Особенно хотелось бы отметить интимные сцены между Ласло и Кэтрин. На мой взгляд, им удалось не перейти тонкую грань между чувственностью и безобразной эротикой. Их любовь- это страсть, наваждение под палящим солнцем. В их случае, секс действительно мог пахнуть марципаном.

    В конечном итоге, от «Английского пациента» напряжение не спадает еще некоторое время после просмотра, потому что он играет на самых нежных чувствах человеческой души. Судя по количеству Оскаров, члены киноакадемии со слезами на глазами писали в графе «Best Picture» — «The English patient».

    23 марта 2015 | 01:08

    «Эта история любви не о тех, кто теряет сердце, а о тех, кто находит в себе то, что запрятано глубоко, глубоко. Оно обитает в вас, а вы и не подозреваете об этом, пока вдруг не поймете, что душу можно обмануть, а плоть — никогда. Плоть ничем нельзя обмануть — ни мудростью сна, ни соблюдением светских приличий. В плоти — средоточие и самого человека и его прошлого». (с)

    Под прекрасные звуки женского голоса, плавные движения кисти нежно прикасаются к полотну, она постепенно покрывается абстрактными фигурами, которые вскоре воссоединяются в черном «танцующем» женском силуэте, который медленно погружается и исчезает в песках бесконечной пустыни.

    Период Второй мировой войны. Над пустыней летит небольшой самолет. В его кабинке двое — мужчина и женщина, окутанная в щелковый платок. Неожиданно в самолет начинают стрелять солдаты, одетые в немецкую форму. Спустя несколько минут самолет падает и взрывается.

    Для окружающих он просто «английский пациент» — без прошлого и без будущего. Он не помнит ничего, даже свое имя. Он уже мало похож на человека, от его тела остались лишь ожоги и шрамы. Он еще жив, но это последние дни его жизни — последний месяц, а может и последняя неделя.

    Ханна — молодая медсестра, жаждет одиночества после того, как недавно пережила потерю любимого человека. Осознавая, что смерти ему все равно не избежать, решает поселиться вместе с ним в небольшом итальянском монастыре и провести последние дни его жизни рядом с ним.

    Здесь, в этом заброшенном монастыре, на фоне роскошной природы Италии, постепенно, от ассоциации к ассоциации, осколки его памяти собираются и воссоединяются с тусклым зеркалом реальности. Умирающий воскрешает в своей памяти страстный роман с замужней женщиной, которую он до сих пор, находясь на один шаг от смерти, помнит и любит.

    «Любовь — единственная свобода в этом мир, ибо она поднимает душу к вершинам, не доступным ни для законов и обычаев, ни для законов и велений природы». (с)

    Закрывая глаза, он начинает видеть сцены из прошлого. Его окружает бесконечная ночная пустыня, покой которой нарушают лишь ураганы и караваны, чувствует воздух наполненный оранжевым песком, слышит музыкальные звуки, которые похожи на ритмические удары пульса или стук капель дождя, видит жизнь в Африке, тогдашние дни и ночи.

    Он вспоминает ее. Он четко видит ее образ перед собой — классические черты ее лица, ее голубые, бездонные глаза, ее белокурые волосы… Чувствует ее плавные движения и слышит ее мягкий голос…

    Когда он встретил Кэтрин, так ее звали, она была замужем. Он четко помнит первую встречу с ней. Когда самолет приземлился, когда ее муж вышел из кабинки, а потом появилась она… Тогда их глаза воссоединились в первый раз. В экспедиции она была единственной женщиной. Это вызывало у него беспокойство, что в их мужской компании появилась она, замужняя женщина. Это было началом их мук и радости.

    Мы не выбираем тех, в кого влюбляемся. Любовь обрушилась на них как песчаный ураган. Она вошла в его жизнь, нарушив его покой. И если она так поступила с ним, то как же он поступил с ней?

    «Я не могу прожить и дня, коль не увижу вновь тебя,
    Все для меня теряет смысл, коль не увижу вновь тебя,
    И это не просто слова.
    Это то, что я чувствую всегда».
    (с)

    Они постоянно чувствовали присутствие друг друга. Каждый из них ждал, когда же их ровные, теплые отношения превратятся в буйную страсть. Они больше не могли сопротивляться. Они оба знали, что им сейчас хочется.

    Спустя некоторое время они стали любовниками. Они и бесконечная пустыня вокруг них, и всего-то то, что они хотели, чтобы один человек — ее муж, не увидел бы их вместе.

    Находясь рядом со своим мужем, она вспоминала его. Она чувствовала прикосновение его рук, его гнев и ревность. Она задыхалась от страсти. А он, который никогда не испытывал одиночества, тосковал по ней и готов был плюнуть на все условности, на все правила приличия. Он хотел, чтобы она полностью принадлежала ему. Это было единением душ. Найдут ли они или потеряют свои души… навсегда.

    Любовь покоряет нас, воздействуя на наше самолюбие. В самом деле, как противостоять чувству, которое умеет возвысить в наших глазах то, чем мы обладаем, вернуть то, что нами утрачено, дать то, чего у нас нет. (с)

    Комната «английского пациента» наполняется темнотой, на столе догорает последняя свеча. Открывая глаза, он видит ее колеблющийся желтый свет. Он больше не слышит звуки, и даже свет ему кажется ненужным.

    30 октября 2008 | 00:15

    9 Оскаров, на мой взгляд, это очень сильно, и это не может не заинтриговать + прекрасный актерский состав, собственно, по этим двум причинам я и сел за просмотр этого фильма.

    Он не разочаровал меня, наоборот, очень понравился. Я вообще люблю фильмы про войну, да тут ещё и любовная история. Достаточно банальный микс, но всё-таки он превзошел все мои ожидания.

    Что меня поразило в этом фильме? Что ж, начнем по порядку.

    Ну, во-первых, это актерский состав и их игра, конечно.

    Пара — Рэйф Файнс и Кристин Скотт Томас очень органично смотрелась на экране.

    У Рэйфа идеальная внешность для такого героя, он не слишком красив, но в то же время обаятелен и харизматичен, Скотт Томас тоже нельзя назвать очень красивой женщиной, но что-то к ней тянет, и в итоге получается очень хорошая пара, которой веришь, за которую переживаешь. Очень красиво сыграли. Очень интересно было наблюдать за Файнсом, который не играет какого-то злодея. У него прекрасно получилось перевоплощение. Это показатель прекрасного актера.

    Также хочется отметить героиню Жюльет Бинош — очень сильную женщину, которая взяла на лечение английского пациента, он практически умирал, но она не теряла надежды и продолжала верить в лучшее. По-настоящему сильная женщина. У нее тоже была любовная история. Нэвин Эндрюс, человек, у которого работа связана с ежедневным риском для жизни.

    Да, может быть, в фильме нет динамичности, может быть, он заставит кого-то заскучать, но, думается мне, что любая драма для этого человека будет такой же, скучной и нединамичной.

    Хотелось бы выделить красоту картины. Прекрасные виды пустыни, пещеры, Египет, Италия. Это захватывает, этим можно очень долго любоваться и плевать на динамичность.

    Отдельно выделю музыку, для меня она очень важна, ведь она создает атмосферу, хорошая музыка — это, как минимум, четверть успеха для фильма. Тут она великолепно подходит.

    Как и любой прекрасной киноленте, этой свойственен огромный масштаб всего происходящего, тут и огромное количество людей, принимавших участие в фильме, и прекрасные виды, которые завораживают своими размерами.

    Из минусов могу выделить слишком небольшую роль для Ханы, её персонажа можно было раскрыть более подробно и интересно.

    Пожалуй, это единственный минус.

    В общем, получился прекрасный фильм, который отличается своим глубокомыслием, который заставляет посидеть и подумать. Такое в наше время редкость, поэтому фильм получает высшую оценку.

    Это, действительно, классика.

    10 из 10

    16 января 2012 | 12:04

    Непревзойденный шедевр кинематографа! Глубину фильма просто невозможно оценить, до того трогающая и как будто неземная картина! Игра актеров просто на высоте, режиссура, сюжет просто завораживает. Один из моих любимых фильмов — если вы не видели «Английский Пациент», значит вы не знаете что такое кино!

    Больше всего понравилась Жюльет Бинош! Жюльет не зря получила Оскара за такую роль! Смотреть всем без исключения! А музыка просто улет, ничего лучше я еще не слышал, она так четко передает весь трагизм и масштабность фильма. Такие чувства и переживания можно испытать только во время просмотра такой картины! Это поистене магия кино получившая признание всего мира (по впечатлению на одном уровне с Титаником это уж точно).

    1 апреля 2007 | 13:31

    Вспомнилась шутка о том, что все номинанты на премию «Оскар» 1997 года люди не вполне адекватные — один обожженный, один парализованный, двое сумасшедших, а пятый — агент (спортивный). Впрочем к сути дела это отношения не имеет — мне до сих пор непонятно, а играл ли Ральф Файнс собственно пациента. Но, наверное, играл, что только добавляет красок в восприятие его актерского дарования. Да и вообще английская актерская школа раскрылась во всей красе — Кристин Скотт Томас, Колин Ферт, тот же Файнс. Английскую выдержанность разбавила французской эмоциональностью Жюльетт Бинош, за что, судя по всему, и получила «Оскар»

    Теперь о содержании. Все-таки западное восприятие войны — оно другое: метафоричности немного, трагедии сплошь частные, сильно повязанные на любви мужчины и женщины, развитие сюжета содержит мало эмоциональных вершин… В общем, все спокойно. Однако отнюдь это не означает, что все плохо. Просто война для западного человека (в первую очередь, американцев) всегда была где-то вдали, а не вблизи, как у нас. Вот и здесь — африканские и итальянские пейзажи, которыми немало радует оператор, теплые цвета, избранные художником, не взрывоопасны. А война предстает абсурдом, разрушающим мирное течение жизни и обостряющим личные конфликты. Поэтому война Мингелле не совсем интересна. И здесь кроется главный минус картины — образы военных схематичные, а местами даже картонные. Другое дело — мирные археологи, к тому же влюбленные, причем трагически… Ведь любовь — то единственное, что лежит в основании мира. Ею все начинается и заканчивается. Прежний мир умер в лице любившего пациента (Ральф Файнс), новый начался в улыбке любящей Ханны (Жюльетт Бинош).

    8 из 10

    25 августа 2012 | 21:48

    «Мы умираем обогащенные любовью, путешествиями, всем что вкусили, телами в которые вошли и по которым плыли как по рекам, страхами, в которых прятались, как в этой мрачной пещере. Хочу чтобы все это оставило след на моем теле. Мы — истинные страны, а не те, что начертаны на картах, что носят имена могущественных людей» (с)

    Жизнь человеческая — это узкий мостик, протянутый между будущим и прошлым — известное сравнение. Жизнь главного героя, «Английского пациента» — это обломки этого моста без перил. Человек, потерявший из виду берег под названием «будущее», пытается собрать из разрозненных осколков свое прошлое. У него нет ни лица, ни имени, оно заменено нейтральным «английский пациент», при том, что он не англичанин, ему до сих пор чудится песок Сахары в глазах, и его воспоминания в морфийном бреду — это яд и сильнейший наркотик одновременно. Есть вещи, которые нельзя забывать, и есть вещи, которые лучше оставить в забвении.

    В полуразрушенном тосканском монастыре по уверениям местных водятся призраки. Но у неприкаянных людей, нашедших там приют после войны, и своих призраков хватает — призраки людей, которых они любили, которых ненавидели, которых предали и которым причинили боль. А может они и сами уже призраки, ведь что это за жизнь, когда не знаешь, что тебя ждет впереди, а прошлое больно вспоминать? Исковерканные войною судьбы — молоденькая медсестра (Бинош), казалось бы созданная для любви, но «ее проклятье в том, что все кого она полюбила, умирают», бывший вор с искалеченными руками (Дефо), превращенный войной в героя и мученика, и обгоревший венгерский аристократ (Файнс), которому все время чего-то не хватало и которого тянули далекие странствия, тайная любовь и африканская пустыня.

    Пустыня — с этих кадров фильм начинается и ими же заканчивается. Если бы она могла говорить, она бы многое могла рассказать, ведь она помнит еще походы Александра, и видела все мелкие, по сравнению с ее вечной и безмолвной красотой, страсти — войны, любовь, дружбу, предательства и обманы, но ветер и песок стирают все и превращают в миражи. И любовь главного героя к аристократичной англичанке (Кристин Скотт Томас) похожа на те чувства, которые тянули его в пустыню — романтика, «африканские страсти», искушения, на которые нельзя не поддаться. Но у всего есть своя ценой, и стоимостью этой любви будут предательство, череда несчастий и человеческих жизней.

    На самом то деле сюжет не так прост, там много героев, каждого из которых можно рассматривать, как ключевого, а всех идей, которыми наполнен фильм, в двух словах не перескажешь. Все люди взрослые, насмотренные, и все понимают, что такое оскаровская драма. Потому, это кино, скорее всего, пройдет мимо тех, кто не любит большой голливудский стиль — это стопроцентная его квинтесенция, со всеми достоинствами и недостатками. Кто-то может посчитать ее затянутой, кто-то излишне мелодраматичной, кто-то пафосной, но могу сказать, что это, с моей точки зрения это тот случай, когда каждую из престижных наград и номинаций фильм отрабатывает на 100%.

    Сюжетной основой «Английского пациента» служит одноименный роман Майкла Ондатже, за который он получил в 1992 году Букеровскую премию, и благодаря такой канве фильм получился продуманным, выдержанным и с четко прописанными характерами. А некоторая доля пафоса оправдана материалом и темой, и совсем не режет глаз. Ну и естественно стоит упомянуть замечательный актерский состав, завораживающий саундтрек, отличную режиссуру Энтони Мингеллы, который умел просто безупречно выстраивать кадр и видеть красоту даже в самых банальных вещах, а, учитывая, что действие происходит в живописных тосканских и африканских пейзажах то картина вырисовывается впечатляющая.

    В целом получилось кино, похожее на школьное сочинение «на пятерку» с множеством правильных истин: про то, что война это безусловное зло, про то в чем люди ищут спасение от ее ужасов, то, что счастье не ждет на одном месте, и если любишь кого, то надо беречь это чувство как самое драгоценное.

    12 июня 2008 | 14:55

    Он (Колин Ферт) — красавец, экстремал — путешественник, а на деле — британский военный разведчик. Она (Кристин Скотт Томас) — его жена, аристократка. Женщина незаурядная настолько, что отправляясь с мужем в экспедицию в Сахару, будет откапывать из-под песков занесенные автомобили, перелетать пустыню на фанерном аэроплане, пересказывать Гомера, кружить головы мужчинам. И еще один Он (Рэйф Файнс) — венгерский граф, роковой красавец, образованнейший человек, владеющий огромным количеством языков, досконально знающий обычаи Африки, готовый в любой момент к неожиданностям, способный несколько дней в одиночку идти по пустыне.

    Когда в одном месте встречаются три таких незаурядных личности, трагический любовный треугольник неизбежен. Любовь, ревность, страсть, обман, вина, тоска, одиночество — все сплетается в такой клубок, что выход из этой ситуации каждый из героев находит только в смерти.

    И еще один Он (Невин Эндрюс) и еще одна Она (Жюльет Бинош). Лейтенант — сапер, очищающий Италию от оставленных фашистами мин, и медсестра. Эти двое, повидавшие за несколько лет войны столько смертей, крови, ужаса и горя, что каждая новая встреча для них — ожидание трагического расставания. Но они молоды и хотят любить и жить.

    Две эти непростые истории переплетены в фильме «Английский пациент» сложно и органично. Герои Рэйфа Файнса и Жюльет Бинош оказываются на какое-то время вдвоем, становятся друг для друга утешением и спасением, помогают друг дугу жить и выживать, находить успокоение и надежду для дальнейшей жизни.

    Бывают такие фильмы, которые даже споров не вызывают. Просто хорошие — и чего тут обсуждать… «Английский пациент» — яркий представитель таких фильмов. История любви и предательства. При этом невозможно кого-то осудить за предательство, потому что в фильме нет ничего однозначного — однозначно белого или однозначно черного. Фильм, вызывающий размышления, сопереживания, целую гамму чувств. Фильм, над которым плачут даже мужчины.

    Великолепная постановка, великолепная игра актеров. Рэйф Фэйнс — главный нерв фильма. Актер невероятного драматического дарования. Жюльет Бинош — тонкая и пронзительная актриса. Да и все актеры — Невин Эндрюс, Кристин Скотт Томас, Уиллем Дефо — сыграли в этом фильме одни из лучших своих ролей. Колину Ферту, к сожалению, достался небогатый материал, но даже в рамках своей небольшой роли он «вылепил» объемный, достоверный образ.

    И вот что любопытно. Фильм о любви, где война тоже служит только фоном для всей истории. Но почему-то он никогда не вызывал никаких споров — уместно или не уместно на первое место выводить любовную, а не патриотическую тему. Никто не оспаривает детали — может ли медсестра без разрешения бросить свою часть, чтобы ухаживать за безнадежным пациентом. Да много таких вопросов, при желании, можно «наковырять» в фильме. Да почему-то не хочется. Возможно, дело просто в таланте и профессионализме режиссера Энтони Мингелы?

    Не каждому дано достучаться до зрителя, заставить зрителя верить всему происходящему на экране. Это дается свыше. Может быть, и зрителю не нужно размениваться на бездарные фильмы, тратить время на их просмотр, а потом еще и на их анализ? В мире так много по-настоящему великих фильмов, их просмотр обогащает нравственно, делает нас чище и мудрее.

    10 из 10

    5 января 2014 | 08:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>