Необычное кино. Начинаясь как традиционный вестерн с несгибаемым героем-одиночкой (Пол Ньюмен), оно переходит в откровенную сатиру на жанр с ручным медведем в роли лучшего друга, злодеем-альбиносом и целой ватагой перевоспитанных шлюх, затем мы видим драму на тему становления цивилизации на Диком Западе, а в конце понимаешь, что Хьюстон то и вовсе снимал притчу. Притчу о законе человеческом и законе божьем. О тех, кто покупал города и тех, кто их завоевывал. А затем кровью и потом строил там цивилизацию, снимать сливки с которой приходили уже другие...
Так же как и многие поздние работы Хьюстона фильм не был оценен по достоинству. Зато режиссеры следующих поколений часто цитировали его: так шрам на шее героя Брэда Питта из 'Бесславных ублюдков' Тарантино является данью уважения фильму Хьюстона, а инфернальный злодей Боб из 'Твин Пикса' удивительно похож на альбиноса-ковбоя Злого Боба, застреленного судьей Бином.
Вполне авторский и самобытный фильм в жанре условного вестерна о смене времен и уходе легенд-одиночек не может не напомнить «Либерти Вэланса» Форда – куда более известный (и менее совершенный) фильм на схожую тему. В этот фильм Хьюстон взял кое-что и из «Буча Кэссиди» - не только Пола Ньюмана и иронию, но и вставку стилизаций под старые фотографии. Тема одержимого-одиночки и ранее была близка режиссеру, разрабатывавшего ее не только в жанре вестерна. Вспомним хоть бы и «Моби Дика». Но, пожалуй, именно в «Рое Бине» удачно найденная интонация между юмором и ностальгией определяет отличие этого фильма от других Хьюстона. В «Рое Бине» прекрасно все: и музыка, и диалоги, и злобный Боб, и медведь, которого найти еще надо было такого славного и обученного- сигару изо рта Ньюмана забирал. Молодая Принсипал в первом выходе на экран просто светится («Даллас» и мировая известность будет дальше). Ну и катарсис – появление в музее Роя Бина актрисы, которой он поклонялся – это и один из прощальных выходов божественной Авы Гарднер, которая тоже уходила в прошлое легендой – как и времена одиночек Дикого Запада.
Лучший из снятых в 70-е годы фильмов Хьюстона и в пятерку лучших его фильмов вообще он тоже, на мой взгляд, достоин быть включен.
Нелёгкая жизнь и времена выпали на долю судьи Роя Бина. Хотя Бина и судьёй то сложно назвать, но те времена действительно сулили нелёгкие испытания, а опасности подстерегали за каждым поворотом. Действительно, ведь действие картины Хьюстона происходит в конце девятнадцатого столетия к Западу от реки Пекос, где закон славного Техаса почем-то потерял свою силу и растворился в неизвестности.
И здесь, на пустынных просторах, среди песка и неумолимой жары, авантюрист на лёгкую ногу, по совместительству грабитель банков, легкими нажатиями спусковых крючков револьверов, решает воздвигнуть свой свод законов. Провозгласив себя судьёй и прячась за толстенной книгой законов штата, Бин начинает бороться с преступностью. На Богом забытой земле начинают появляться люди: одни быстро вступают в ряды помощников судьи, других же, ждёт участь неминуемой смерти с петлёй на шее.
Но Рой не воссоздаёт образ такого судьи, к которому все привыкли. Сквернословя, покуривая сигары и попивая виски с пивом, он не забывает про азартные игры, и, пользуясь придуманным титулом, устанавливает свои ставки и правила. И Хьюстон не пытается сказать, что самый обычный бандит может со временем превратиться в честного и справедливого человека. Хотя Бин и не подходит под понятие «отъявленного негодяя» в чистом виде, но он и не внушает отвращения, так как его действия и «справедливость закона» иногда вызывает лёгкую улыбку.
Выстраивая среди пустыни маленькие домики и превращая их в исторический Дикий Запад, Хьюстон среди ковбойских шляп, револьверов и стаканов с выпивкой, находит место и для юмора. Слегка ошеломляющее внедрение в повествование о диких временах самого обычного бурого медведя, наполнено иронией, когда мишка учтиво составляет компанию влюблённым на пикнике, а позже, лакает пиво без остановки. И медведь, как самостоятельный персонаж картины, отлично гармонирует своей частичкой божественной природы с потерянными, озлобленными людьми Дикого Запада.
И вроде бы, идея и не хитростная постановка картины заслуживает похвалы, но вот явные провисания в сюжете имеют своё место. Быстрое развитие событий к середине фильма почти останавливается, и кажется, что Хьюстон специально удлиняет некоторые моменты сцен, чтобы допрыгнуть до отметки в два часа экранного времени. Отдельные монологи прямо в объектив камеры, чрезмерно алого цвета кровь и закадровое повествование от разных лиц вызывают только недоумение, тогда как другие, более сложные технические детали не режут глаз своей простотой.
Но единственным сильным плюсом картины, становится участие в ней такого знатного актёра как Пол Ньюман. С прилепленной бородой, которая его только старит, Пол профессионально абстрагировался и от сильно волевых характеров и от эмоционально слабых. Занимая твёрдую позицию между ними, легендарный актёр воссоздал интересный образ сильного и строгого человека, но не шибко наделённого умом и сдержанностью. Его Рой интересен и как авантюрист и пьяница, и как судья в широкополой шляпе и будущий отец. На его персонаже и выстроен весь фильм, и это как раз помешало немного углубленному раскрытию других персонажей, из-за чего они кажутся уж больно картонными.
Видимо, Хьюстону понравилось работать с Ньюманом, ведь он пригласил его в следующую свою картину «Человек-макинтош», которая также не пользовалась успехом. И можно с уверенностью сказать, что кинематографическое сотрудничество Джона Хьюстона и Пола Ньюмана оставляет желать лучшего, когда у того и другого, не составляет труда отыскать более интересные и значимые картины.