Я люблю пьесы Вампилова, а эту - в особенности. Очень сложен для какого-то конкретного определения главный герой - Виктор Зилов. В фильме в исполнении Олега Даля он получился таким, какой должен быть: многогранным, не до конца отрицательным, но и не положительным. Сложным, как любой человек.
Если начать не с героев, а именно с времени, которое существует в пьесе, то можно сказать, что показано оно с уверенной достоверностью. Было такое. Были чиновники, которые приходили на работу неизвестно зачем, писали бестолковые бумажки неизвестно кому, и не было конца и края этому 'неизвестно'. В фильме есть эта фраза, сказанная со злой иронией о Зилове 'Да, всем известно, как любит свою работу Витя'. Не скажу, что цитата точная, но смысл общий передает.
Бестолковое время, в котором существует бестолковый человек. Зилов бестолков, он не несчастен, он бежит по своей жизни куда глаза глядят, как и все остальные. Пытается вести такую жизнь, какую все ведут. Но выходит (впрочем, как и у всех) достаточно пошло, чтобы почувствовать собственную пустоту и никчемность. И Виктор видит это, знает это... Но винить в этом некого, поэтому все шишки летят в окружающих...
Но в бестолковом человеке, на пределе его жизни, проявляется запертый поэт. Какой бы ни была жизнь, безысходной и пустой, даже в такой жизни люди стремились ее чем-то наполнить. И Виктор здесь проявляет вдруг неожиданную человеческую глубину, и Олегу Далю удалось это перевоплощение из чудовища в... нечто чудесное. Ведь это чудесно - найти в своей жизни некий прекрасный смысл и пожелать разделить ее с любимым человеком.
Потрясающая сцена. В которую тем не менее врывается жестокая реальность в виде наивной глупой Ирочки, в которой, несмотря на всю ее невинность, нет глубокого чувства. И вопрос об охоте звучит пошло. Пошлость эту, как человек чувствительный, слышит Виктор Зилов. Он и является зеркалом этой пошлости, когда смеется. В его смехе горечь. И это просто швыряет тебя в какую-то пропасть, где не знаешь - сочувствовать герою Даля или просто сидеть, восхищаться его игрой и не принимать все близко к сердцу?
Меня заинтересовал еще один персонаж. Незаметный Дима-официант, который возмутился званием 'лакей'. А ведь он единственный видел всю суть Зилова, видел все его интрижки, все уловки и прочее... И как всевидящий :) жалеет и по-своему, по-мужски понимает, прощает выходку, но не спускает ее.
Вот такие мысли... Не каждый фильм способен заставить все эти мысли появиться и уж тем более изложить их в виде текста. Но больно сильный эффект производит данная картина. Целый спектр эмоций, чувств, переживаний. Ради них посмотрите это кино, не пожалеете.