Даже невозможно толком объяснить идею фильма, чтобы не заспойлерить, т. к. именно в конце все зрителю и объяснят… по-американски, просто словами, все по очереди и даже на пару вопросов ответят…
Про молодого, красивого и богатого героя уже все прочитали и поняли. Другое дело – что этот герой делает со своей жизнью. А ничего необычного – занимается бизнесом, тратит деньги, встречается с девушками. Потом появилась загадочная девушка София, и вся жизнь главного героя полетела под откос. А девушка София так и останется малознакомой возможной любовью в реальности.
По началу за сюжетом очень интересно следить, все идет как будто бы плавно и друг за другом, и актеры хорошо играют, и химия между героями чувствуется. А потом начинается не то сон, не то явь, и постепенно вообще теряется понимание реальности, причем на несколько слоев вглубь. И так как у зрителя нет никаких ориентиров, чтобы это определить, то получается, что большую часть фильма мы теряемся в догадках, сон это или реальность. Сюжет по телевизору про замороженную собаку, который возникает на всех этапах, ни о чем по существу зрителю не говорит, а просто приводит к мысли, что там что-то не то, и с этой собакой, и с героем и со всем, что мы видим. В какой-то момент эта общая непонятность начинает раздражать и злить, и зритель подходит к развязке с пояснениями почти в том же состоянии бешенства, что и главный герой.
Уже после просмотра сложно определить, о чем был этот фильм. Сразу напрашивается ответ, что о любви. Однако, она там не настоящая, вымышленная, идеальная. О превратностях судьбы? Сегодня ты богат и красив, а завтра – некрасив… но все еще богат… однако, этот сюжетный поворот никак не преобразил характер главного героя, он просто сдался. По сюжету получается, что кроме любви, у него в жизни больше не было ничего ценного. Ну ок, наверное, и так бывает. О победе над собой? Но это еще не известно, кто там кого победил. Фильм завершается на высокой ноте, но совсем не победой над обстоятельствами или определенностью.
Актерская игра на высоте. Кэмерон Диас в своей коронной сцене просто неподражаема. Пенелопа Крус манящая и загадочная, хотя мне немного не хватило ее персонажу наполнения и глубины, мы мало узнали о ее жизни и судьбе. Второстепенные персонажи также не уступают, получилось много интересных, характерных дополнений к главной линии сюжета.
В целом картина получилась зрелищной, динамичной, довольно драматичной, очень непонятной по ходу фильма и с концовкой, которая выворачивает все наизнанку, а ларчик просто открывался…
Я уже сбился в какой раз я смотрел Ванильное небо. И каждый раз смотря это кино я погружаюсь в этот шедевр снова и снова. Фильм не только визуально очень красив. Даже спустя 23 года он смотрится на одном дыхании и в него хочется погружаться. Поскольку мир в нём особенный, и есть действительно над чем задуматься...
С одной стороны может показаться, что это история про обычного богача проживающего сложный жизненный цикл, но это далеко не так, в нём можно узнать себя, много важного и интересного тут затронуто, постановка Кэмерона Кроу восхитительная. Каждый кадр, каждая цитата прям не просто ностальгия, а именно бальзам на душу.
Ты вроде всё помнишь и знаешь, что будет и что происходит дальше, но как красиво и как чувствительно за этим наблюдать. Вроде и нет какой-то сильной романтики и какого-то обилия чувств, сам фильм представляет набор всего такого разного и интересного и это очень приятно смотреть в очередной раз.
Конечно не стоит и забывать актёрский состав, он очень звёздный и великолепный, и актёрская игра конечно вне всякого сомнения тоже впечатляет не меньше чем режиссура.
Том Круз. Дэвид даёт огромное количество эмоций. Сначала с ним весело, он остроумен и кажется обычным тусовщиком, но конечно позже становится понятно, что это достаточно глубокий образ. Том отлично показал все эмоции своего персонажа. Сегодня он популярен, но это ведь не значит, что так будет всегда. Мне очень понравилось как он изображал недоумение и боль своего персонажа. Тома тут видим в абсолютно разных положениях и этим и прекрасен его герой. Мир Ванильного Неба настолько объёмный, что тебе хочется, чтобы это продолжалось до бесконечности.
Курт Рассел. Очень понравился в образе психолога, тандем с Томом Крузом был очень хорош и интересен.
Ванильное небо - это непросто фильм, который приятно вспомнить. Это очень эмоциональное кино со своим интересным миром, который очень красив визуально наполненный отличной актёрской игрой и конечно же очень сильной режиссурой. В Дэвиде можно увидеть себя, как минимум в какой-то его части. Много романтичной и душевной музыки и конечно много именно правдивых цитат, одни мотивируют, о других есть над чем подумать.
Интонация испанского оригинала совсем другая, более лиричная, интимная, чему способствует и музыка. Нормальный темп действия позволяет разобраться в сюжете, в отличие от ремейка, где пресловутый американский динамизм и 'драйв' превращает сюжет в трудноразрешимую головоломку, когда эпизоды и повороты наскакивают один на другой и разрушают друг друга как узоры в калейдоскопе (нужно иметь компьютерные мозги с быстродействием не менее 2,5 ГГц и ОЗУ на 32 ГБ в голове, чтобы всё понять при первом просмотре). Только Пенелопа Крус в 'Ванильном небе' симпатичнее (и намного!), чем в 'Открой глаза', как по внешнему облику, так и по игре. Ремейк сдобрен некоторой дозой юмора, но по-американски (и по-американски стандартно); в такого рода сюжете шуточки, с одной стороны разнообразят повествование, но с другой — разрушают пронзительный стиль, более свойственный испанскому оригиналу.
Голливудские ремейки неплохих фильмов других стран — дело достаточно привычное. Переосмысление оригинальных картин с адаптированием их под американскую культуру часто бывает очень достойным. К тому же, намного выше шанс, что американскую версию увидят куда больше людей, потому что так складывается киноиндустрия. Американские фильмы пользуются наибольшей популярностью на планете. Однако порой достаточно трудно превзойти оригинальные картины и передать энергетику фильма так, какой она имеется в первоначальной картине.
Голливудский ремейк хорошего фильма «Открой глаза» Алехандро Аменабара стал одним из ярких представителей удачного фильма, который, на мой взгляд, не только сохранил всю палитру красок оригинального произведения, но и смог грамотно преумножить их, сделать акцент именно на тех местах, которые улучшили восприятие всей истории и сделали мир «Ванильного неба» еще ярче. Работа режиссера Кэмерона Кроу заставляет с небывалым напряжением следить за происходящими событиями.
Картина знакомит нас с энергичным красавцем Дэвидом в исполнении Тома Круза. У него все достаточно хорошо в жизни, он наследник родительской успешной индустрии, пользуется популярностью у девушек, у него есть лучший друг. Случайная встреча переворачивает его жизнь, когда он встречают скромную и обаятельную красотку Софию, которую играет Пенелопа Крус. Звучит, будто начало какой-то романтической комедии? Не спешите. Этот фильм буквально в считанные минуты отправит вас в неожиданное приключение, где вы с каждой новой сценой станете погружаться в сложный мир главного героя и окружающих его людей.
История настолько неординарна, что вскоре ловишь себя на мысли, что все не просто так, а запутанные переплетения человеческих судеб и столкновения героев заставят вас до самого финала пытаться понять, что же все-таки случилось еще там, в самом начале фильма, что события пошли именно этим сценарием.
Мир, что подарил нам режиссер Кроу, буквально наполнен многогранными отсылками к культурным феноменам. Внимательные зрители станут замечать их еще к середине фильма, возможно даже нахмурятся, понимая, что тот или иной кадр, факт, музыка будто бы известны ему. Но не беспокойтесь, к финалу картины все начнет складываться в понятную картину, что заставит слегка и, наверное, с грустью улыбнуться, когда сложишь воедино все произошедшее на экране. Не смею раскрывать подробностей, вы все увидите сами. Тем ярче будут ваши ощущения.
«Ванильное небо» стало своеобразной квинтэссенцией визуального и аудио ряда, которые порождают некую меланхолию при просмотре. Фантастичность и порой неординарность подачи материала заставляют буквально проваливаться в гнетущий мир главного героя Дэвида, что все больше и больше увязает в своих проблемах. Это объяснимо. Когда ты имеешь, кажется, все, что хочешь, а затем понимаешь, что такое настоящая любовь, вдруг переосмысливаешь свой мир. Но когда ты теряешь все это, то действительно оказываешься в какой-то прострации, ведь мир уже не будет прежним.
Ощущение в финале трудно передать. Тяжесть и грусть, ощущение безысходности. Перед героем стоит выбор, но, как по мне, любой из вариантов так или иначе проигрышный. Любой из финалов так или иначе выигрышный. Смотря, кто и как к нему отнесется. «Ванильное небо» — кино с большой буквы. Шикарная история, яркий мир, отличная игра актеров. Благодаря качественной постановке, визуальной и аудио составляющей это произведение стало очень важным событием в мире кино. И я очень советую увидеть этот фильм.
«Каким-то образом она знала тебя лучше всех. Как и ты, она не могла забыть ту единственную ночь, когда истинная любовь казалась возможной».
2001 год для испанского режиссера Алехандро Аменабара оказался переломным: весной вышел его потрясающий англоязычный дебют- мистическая драма «Другие», а осенью голливудский ремейк его мелодрамы «Открой глаза»- «Ванильное небо»- за переиначивание которой взялся Кэмерон Кроу, постановщик «Джерри Магуайр» и культовой драмедии «Почти знаменит» (премия Оскар за лучший сценарий в 2001 г.)
Да, я преклоняюсь перед оригинальностью и непревзойденной чувственностью аменабаровского творения, но все же моя душа и сердце навсегда отданы пресловутой ремейкизированной сущности американской версии, голливудский лоск которой возвел в визуальный абсолют сильные стороны и находки первоисточника, явив зрителю, по моему скромному мнению, одну из самых лучших мелодраму нулевых. Как заявил в свое время испанский режиссер: «ВН»- это смелая, инновационная работа Кроу, восхитившая новым и свежим подходом к большинству мизансцен оригинала. Для меня эти проекты похожи на двух совершенно особенных братьев. Другими словами, они поют одну и ту же песню, но совершенно разными голосами: один любит оперу, а другой любит рок-н-ролл».
Действительно, у Кроу получился столь же чувственный, предельно страстный и проникновенный фильм- завораживающий калейдоскоп из эмоций, ощущений, воспоминаний, фонтанирующий обезоруживающей музыкальной энергией и пленяющий своей оммажной сущностью. Не зря режиссер Кроу утверждает, что в сюжете содержится более 428 отсылок к разным культурным явлениям: книгам, произведениям искусства, кинокартинам, альбомам известных исполнителей и т.д. И каждый новый просмотр доставляет неимоверное наслаждение при очередном разгадывании этих аудио-визуальных шарад. При этом музыка играет в фильме если не важную, то, бесспорно, одну из главных ролей: не зря Кроу отпахал несколько лет музыкальным обозревателем в журнале Rolling Stone (отчасти этот опыт лег в основу во многом автобиографической блестящей киноленты «Почти знаменит»!). По словам режиссера песни в «ВН» были подобраны так, «чтобы их тексты постоянно передавали эмоции конкретной сцены. Когда герои замолкают или не говорят, звучащие композиции продолжают или усиливают эмоциональную составляющую эпизода. Слушайте их внимательно». И тут Кроу не лукавит- у фильма сногсшибательно обволакивающий саундтрек, достойный осесть в плейлистах каждого уважающего себя кино и меломана (оригинальная волшебная музыка Nancy Wilson+ Bob Dylan, Peter Gabriel, R.E.M., Radiohead, The Chemical Brothers, Beach Boys, Joan Osborne, Sigur Rуs, Underworld и куча других)
«Ванильное небо» - гипнотизирующий сплав из волнующей фантасмагоричной мелодраматики и аудио-визуальной меланхолики, а в картине словно запечатлены последние моменты порхающей сентиментальности и еще ничем не омраченной урбанистической свободы. Ровно через год после начала съемок Америка и мир изменятся навсегда, а Кроу отвоюет у студии право оставить на фоне заглавного и щемящего свой неземной красотой неба далекие силуэты башен Всемирного торгового центра.
Лично для меня, «Небо»- это еще и кинематографический кусочек янтаря, в котором застыли мое ощущение юности и воспоминания о только начинающей приобретать полноценные силу и мощь главной страсти всей моей жизни (впервые «Небо» я пропустил через себя в кино в далеком уже 2002-м.) Сея мыслительная какофония и захлестывающая эмоциональность от очередного просмотра обожаемого фильма лаконично и точно описывается цитатой главного героя: «Это и значит быть молодым? Втайне верить, что вы первый человек за всю историю, который будет жить вечно?». Эх, вечно пускаю в душераздирающем финале предательскую слезу.
Юбилей картины – отличный повод в сотый раз пересмотреть или впервые ознакомиться не только с блестящим ремейком, но и с очаровательным оригиналом (кстати, в обеих версиях роль Софии сыграла внеземная в своем образе Пенелопа Круус.
Сначала «Открой глаза», а потом увидишь «Ванильное небо»
Первый год третьего тысячелетия подарил миру руками американских кинематографистов мировой величины как минимум два значимых ремейка в сфере фантастики: одним из них стал ремейк классики 60-х 'Планета обезьян', но показал не лучшего качества переосмысление шедевра, не нуждавшегося в последнем; другой - пересъёмка испанского суперхита всего лишь четырёхлетней давности, который, в силу низкой востребованности испанского кино по сравнению с голливудским, не получил мировой известности и не попал на российские киноэкраны, а был доступен лишь на видеокассетах в переводе Карцева. Ремейк от США на картину 'Открой глаза' (благодаря которому многие узнали, собственно, про оригинал) не преследовал банальные цели осовременить исходную историю или напичкать её бессмысленными спецэффектами: хоть обе версии имеют принадлежность к жанру фантастики, в них нет огромного количества компьютерной графики, поскольку фильм так же является напряжённым психологическим триллером и чувственной мелодрамой одновременно, а этим направлениям обилие зрелищного экшна ни к чему, достаточно красивых видов и искусных съёмок в мегаполисе, что присутствует почти одинаково в оригинале и в ремейке - в последнем, пожалуй, лишь немного приукрашено. Посмотрев обе версии, в первый раз начав с ремейка, не зная о существовании оригинала, а позднее - в правильном порядке, я могу сказать, что желательно смотреть сначала исходную версию, а потом уже ремейк США, поскольку последний не только приукрашивает живописные виды, но и дополняет сюжет новыми диалоговыми и сценарными деталями, а потому выглядит более многогранным и сложным для восприятия - не зря многие жалуются, что ничего не поняли в 'Ванильном небе', что оно показалось им скучным и 'сопливым', что таинственность происходящего не впечатляет, как и раскрытие тайн в финале. Многие, посмотревшие обе версии, напротив, не только восхищаются ремейком, но и утверждают, что, после просмотра этой версии, по сравнению с ней, испанский оригинал кажется 'немым кино'.
В общем и целом сценарий 'Ванильного неба' уверенно идёт по стопам своего испанского предшественника, повторяя все ключевые события и сюжетные повороты, но это не покадровый ремейк, а поистине совершенствование и без того изумительной и шокирующей истории. 'Открой глаза' - история о том, как преуспевающий молодой коммерсант, состоящий в отношениях с девушкой модельной внешности, имеет неосторожность влюбиться в девушку своего лучшего друга, что приводит к его ссоре с той, которая перестала его вдохновлять, и по её вине случается авария, в которой она погибает, а он вскоре приходит в себя и узнаёт, что его лицо изуродовано, а его новая любовь продолжает встречаться с его другом. Всё это - лишь завязка куда более закрученной истории, в которой имеют место фантастические вкрапления на тему технологий будущего. Какие же отличия показывает версия США по сравнению с исходником? Всё происходящее в разы более наполнено живыми диалогами, сцены снабжены гениальным монтажом, ну и, конечно же, перед нами четыре знакомых лица в главных ролях - героиню, которая покорила сердце самого главного персонажа, играет та же самая испанская актриса, что и аналогичную героиню в оригинале. История, придуманная представителями нации 'горячей крови', уже в исходном варианте наполнена страстью, переживаниями и мистическим напряжением, и потрясающий результат настолько богатой фантазии, воплощённой в нескольких жанрах и направлениях, был приумножен авторами американской версии, благодаря чему, этот фильм можно по праву назвать одним из лучших ремейков в истории кино, и в этом заслуга не только популярных актёров. Авторам удалось совместить фантастический триллер с трогательной мелодрамой, и накал страстей в фильме только нарастает вплоть до финальной сцены, а в течение фильма вы несколько раз будете поражаться каждому повороту событий, произнося фразы типа 'не может быть!', 'потрясающе!' или что больше подходит по лексикону каждого. Максимально искренние переживания за главного героя обеспечены!
- У моей любви, ты знаешь, нет границ,
Как у неба нет ни дна, ни края.
На мгновенье на пороге обернись…
Нет, я не держу тебя, я всё прощаю…
В диалогах героев стало больше чувственности, которая, быть может, местами кажется слишком слащавой (чего стоит один только монолог героини Кэмерон Диаз за рулём перед аварией), но фраза, которая у многих вызывает и вовсе возмущение своей детской глупостью (эту фразу использовала одна из российских певичек-однодневок Мария Ржевская в период после выхода фильма), будет повторена снова в том моменте и в той ситуации, после которой станет понятна вся прелесть этого изречения (самым впечатлительным совет запастись платочками на этот момент).
- Я подожду тебя там, за горизонтом,
Или обратно вернусь -
Я точно вернусь, просто верь мне...
Когда-нибудь настанет время,
И ты меня развеешь,
И никому не скажешь, где...
Видишь, мне уже открыли двери!
Не бойся, просто верь мне!
Не плачь, я вернусь к тебе...
Забудь все, что ты знал о жизни и просто раскрой глаза'.
Что именно послужило вдохновением слепить эту психоделическую абракадабру с многоуровневым сюжетом, где нет начала и нет конца и все действие сливается в одну сплошную продолжительность, догадаться не трудно и нужно признать, что выполнена она на высоком уровне и со всесторонним, глубоким знанием предмета. Конечно, у каждого, даже самого приземленного ума, рано или поздно возникают сомнения со зловещим, щекотливым вопросом относительно иллюзорности окружающего мира и жизни как таковой, которая, по мере дряхления тела, не сомневаюсь, порой превращается в сущий кошмар. Нет такого живого человеческого существа, который бы не задавался им и не питал надежд относительно посмертного состояния. Что станет с личностью, за которую многие держаться железной хваткой - что станет с этой малой каплей, когда она раствориться в океане того, что мы привыкли называть бессознательным, когда как ни у кого, включая даже таких отъявленных кислотников типа Тимати Лири, не было (и не могло быть) доказательств, что их личностные сны наяву будут иметь продолжение после того как их физический мозг раствориться в эфире?...
Кэмерон Кроу со своими товарищами - сценаристами, размышляя вслух относительно данного предмета, накидал здесь столько, что черт ногу сломает, видимо с желанием найти обнадеживающий ответ на волнующие вопросы и в частности, насколько глубокая заморозка или крионика может гарантировать сохранение личности в рамках ее земного опыта и насколько 'управляемый сон' или полудрема, имеет надежду быть управляемым, когда 99.999% жителей планеты стяжают здесь свой злосчастный опыт с непопулярными решениями и действиями и, как правило, с таким же злосчастным выбором.
Чем обернется посмертное путешествие, адом, камалокой, управляемым сном или чем то еще, разумеется, никто знать не может, но пофантазировали здесь от души, отправив Дэвида Эймса (Тома Круза) в длительный психоделический трип в затаенные уголки собственного подсознания, что если с чем то и можно сравнить, то разве только с посмертными переживаниями в Бордо, где 'семь гномов', надо понимать, это эдакий 'совет директоров' из гностических астральных звездных сынов, Джули Джиани (Камерон Диас), видимо - София Ахамот, Пенелопа Крус - высшая София, а сам Дэвид Эймс в таком случае - Ильда-Баоф собственный персоны, чье подсознание сыграв с ним злую шутку и подменив Вселенский Разум и женский Святой Дух - Софию, на Софию падшую Джули Джиани, отправило управляемый сон 'Корпорации LE' в тартарары для дальнейшего психологического допроса с пристрастием... Звучит, конечно как полный бред, но он, как не странно, не лишен логики...
Увы, никто не может знать наверняка, что может ожидать за порогом, будет ли это чудесный райский сон или кошмарный трип в закоулках собственного подсознания или вообще ничего не будет - мечтать не вредно и 'Ванильное небо' Кэмерона Кроу заслуживает внимания лишь потому, что затрагивая этот животрепещущий вопрос, уже, волей не волей, заставляет о нем задуматься. Из всего этого видно, что настоящее искусство, включая литературу и кино, уже уперлось в затяжное плато и сколько оно еще продлиться и сколько еще деятелей культуры будут терзать непопулярные дилеммы относительно выбора между прогрессом и застоем, неизвестно... Возможно перемены наступят тогда, когда Девид Эймс предпочтет осознанному, навязанному извне сну, осознанную реальность, но когда это будет? А пока остается наслаждаться 'Ванильным небом' - одним из лучших фильмов последних десятилетий!
Фильм “Ванильное небо” входил для меня в число тех картин, названия которых когда-то давно въелись под корку из-за старенькой рекламы на VHS, предшествующей любимым 'Мумии' и 'Утиным историям'. Повзрослев и увлекшись кинематографом я то и дело натыкался на это кино в числе разных топов, характеризующих входящие в них образцы как 'ленты, концовки которых взорвут ваш мозг'. Клишированно, согласен, но все равно интригует.
И вот, держа в уме 'концовка взорвет мозг', я, не читая даже синопсис, дабы не испортить впечатления, решил наконец ознакомиться с 'Ванильным небом', ожидая если не увлекательного зрелища, то, как минимум, запоминающегося и интересного финала.
Первая половина фильма, а может даже две трети, не предвещали ничего похожего. Повествование ведется от лица главного героя, который находится на 'допросе' у врача-психиатра и пересказывает события прошлого, которые привели его к текущему положению вещей (ненадежный рассказчик - неустаревающая классика). Становится понятно, что за всем происходящим скрывается какая-то тайна, раскрытие которой, очевидно, и должно удивить в самом конце.
Нам представляют успешного, богатого, красивого молодого человека в исполнении Тома Круза, который после смерти отца унаследовал солидное состояние и управление гигантской корпорацией. Герой закатывает вечеринки, меняет девушек как перчатки, развлекается; в общем, наслаждается жизнью и горя не знает. Далее развивается вполне стандартная мелодрама. Персонаж оказывается между новой и старой пассиями: брюнетка и блондинка. От первой он без ума, а вторая уже надоела. Однако последняя не желает расставаться и устраивает ссору. В результате, по неудачному стечению обстоятельств, это приводит к серьезной травме главного героя, которая становится отправной точкой для ключевого конфликта данного фильма.
На данном этапе просмотра кажется, что основная тема киноленты вполне понятна - классическая история 'из князи в грязи', где герой, имеющий все и прожигающий жизнь, должен упасть, переродиться и переосмыслить свои ценности, поняв, что любовь окружающих доставалась ему только потому, что он миллионер-красавчик и его заслуги в этом нет - просто везение; а также то, что деньгами можно решить не любой вопрос.
Но походу действия внимание зрителя, как бы невзначай, акцентируют на разных деталях, которые кажутся неважными, но при этом их достаточно, чтобы любой внимательно следящий за сюжетом человек понял, что их стоит учитывать. Это и сны главного героя, так или иначе отражающие его подсознательное понимание того, что он одинок; и любимая картина мамы с тем самым ванильным небом; и телепередача о собаке, застывшей в куске льда, а потом успешно реанимированной через несколько лет. Да даже главный страх героя - высота, отражающий его внутреннюю боязнь потерять свое состояние и упасть, коснуться земли, осознав, что может быть всего этого он не заслуживает.
Все эти разрозненные кусочки начинают складываться как раз в последней трети картины, когда мелодрама уходит на второй план, а ее место занимают визуальные и сюжетные конструкты, свойственные жанру 'фильмов-головоломок', когда происходящее на экране непрерывно вызывает вопросы: 'что я только что увидел?', 'что происходит?', 'как это все взаимосвязано?'. Окружающие героя события становятся более похожими на сон, или скорее кошмар, так, что отличить реальность от продукта подсознания практически невозможно. Тайна, обозначенная в самом начале, постепенно раскрывается.
Научно-фантастический элемент, заявленный в жанре картины, наконец начинает играть важную роль, а не просто мелькать в начале фильма в виде выдвижного телевизора из пола и чудо-бардачка со встроенным устройством связи типа смартфона. Все те детали, на которые нам указывали по ходу ленты, элегантно и логично вплетаются в канву сюжета, приобретая для героя и зрителя смысл. Режиссер старательно разжевывает все до мелочей, дабы не оставить никакого простора для интерпретации произошедшего и сформировать в голове смотрящего ощущение того, что он все понял и этим 'вознагражден' за потраченное на киноленту время, чтобы все, возникшие ранее вопросы, были разрешены и все точки поставлены там, где им место. И вот здесь, все посмотревшие 'Ванильное небо', могут разделиться на два лагеря: те, кому такой подход с пояснением всего и вся нравится и те, кому интереснее подумать самому и прийти к собственным выводом. Где окажетесь вы зависит только от ваших персональных предпочтений.
В итоге мы получаем средненькую по всем параметрам мелодраму (она занимает солидную часть фильма и часть аудитории может до финала так и не дотерпеть), которая ближе к концу превращается в запутанную историю с интригой и предвкушением необычности ее развязки, и этот метаморфоз лично для меня спас фильм от попадания в 'серую зону шести баллов'. Мозг, как было указано составителем топа, конечно, не взрывает, но смотрится достойно и вполне способно удивить. Готов поспорить, что на момент выхода фильма в 2001 году, он действительно мог оставить ощущение чего-то необычного и крышесносного. Однако к 2020 лент с похожими сюжетными твистами существует множество, и если вы видели хоть одну, то эффект от увиденного будет не столь мощным.
P.S.
Это кино является ярким представителем поджанра фильмов-головоломок, который можно условно охарактеризовать как 'лайтовые фильмы-головоломки', где авторы разжевывают все хитрости своей картины до мелочей, так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что он понял все правильно. В качестве примеров к представителям данного поджанра можно отнести 'Вечное сияние чистого разума' и 'Останься'. Ну, а если вы любите поломать голову и не испытываете дискомфорта от того, что вы что-то недопоняли в фильме, то лучше все же обратить внимание на работы Дэвида Линча, или, к примеру, на фильм 'Враг' Дени Вильнева.
Хочу отметить, что сначала я увидела именно оригинальную версию «Открой глаза». Несмотря на то, что одну из главных ролей играет все та же Пенелопа Крус, фильм выстрелил, но в меня не попал. Совсем другое произошло со мной после просмотра творения Кроу «Ванильное небо». Несмотря на то, что новая версия фильма по сюжету практически повторяет оригинал, я взглянула на эту историю совсем по другому.
Девид Эймс (Том Круз) заядлый холостяк, богач и вообще баловень судьбы. Его жизнь в основном лишена трудностей. У Девида есть лучший друг Брайан (Джейсон Ли), шикарная квартира и не менее шикарная подруга Джули (Кэмерон Диас), с которой он не спешит завязывать серьезные отношения. К тому же, он еще и глава собственного издательства. Девид понятия не имел, что в его жизни что то не так или что то должно быть иначе. Но становится иначе, когда совершенно случайно Брайан знакомит Девида с Софией (Пенелопа Крус). Эта судьбоносная встреча делит жизнь Девида на до и после.
Она меня очаровала... Последняя девушка в Нью Йорке с остатками простодушия.
Стоит ли говорить, что актерский состав шикарен? Честно говоря, я признаю талант Тома Круза, но я всегда была к нему равнодушна. В данном фильме он сыграл именно так, как было необходимо сыграть эту роль. Да, его Девид не идеален, но не симпатизировать ему невозможно. Круз показывает нам ту самую трансформацию, эволюцию персонажа от поверхностного гуляки до глубокого человека с внутренними терзаниями и страхами. Все эмоции он передает именно так, как надо и в нужный момент. Пенелопа в роли Софии хороша настолько, что чувства Девида к ней ясны и понятны зрителю. Окруженный бездушными куклами и картинками, он не мог не влюбиться в добрую, забавную и прямолинейную Софию. Кэмерон Диас очень хорошо показала отчаяние Джули. В целом, второстепенных персонажей тут будто и нет вовсе. Химия между Томом и Пенелопой сотворила чудо на экране. В эту любовь с первого взгляда веришь и уже не требуешь от героев доказательств.
Каждая сцена и каждый кадр будто продуманы до мелочей. Песни и темы для этого подобраны идеально. Опять же удачный пример, когда картинка трогает, а музыка просто пробирает до глубины души и усиливает эффект. Ни то, ни другое не перетягивает внимание на себя. «Ванильное небо», в свое время, ругался критиками за голливудский лоск, но по мне, это вовсе не лоск, однако происходящее и правда окутано какой то дымкой. Только это не отталкивает. Нет ощущения, что смотришь банальную драму. В фильме не мало скрытых намеков и всяких 'пасхалок'. Пересматривая его, замечаешь что то новое для себя. Но на первый план выходит совсем не звездный состав, не крутой режиссер и даже не визуальная/музыкальная часть, а его смысловая нагрузка. За каких то 130 минут можно будет подумать о любви, дружбе, отношениях отцов и детей, скоротечности жизни и многом другом.
После этого фильма остается приятное послевкусие, как от только что выпитого кофе с ванилью в морозное утро. Оно обволакивает душу и согревает.
Ванильное небо я посмотрел жарким летним утром, с открытыми настежь окнами и закрытой шторой, чтобы на экране хоть что-то можно было разглядеть. На всем его протяжении я пытался избавиться от очень примитивного предубеждения к жанру мелодрамы, стараясь при этом не делать снисхождения. В общем, у меня сложные, очень комплексные отношения с подобными фильмами: они часто вызывают совершенно противоположные эмоции.
Этот фильм мне показался хорошим, он интересно смотрится именно в 2019-м, как реликт начала нулевых. Этот 'ванильный' цветофильтр - это же такой забытый архаизм, что сейчас так никто и не подумает сделать. 'Ванильное небо', возможно, и тогда смотрелся немного 'naive', как выразилась Пенелопа Крус, но во всяком случае на дистанции времени он принадлежит 2001-му году гораздо больше, чем истории мирового кинематографа. Не уверен, что достаточно понятно выразился. Я имею в виду, что все эти (да-да) мокрые ночные тротуары, прогулки по осеннему Центральному парку и тому подобное, конечно, очень не впечатляющие ходы спустя почти 20 лет, но стоит воспринять происходящее как давно ушедшую эпоху, принимаешь их как данность, не расстраивающую и не восхищающую. Это про условия существования Тома Круза и остальных в те их годы. Такими они, наверное, мне и запомнятся. Нет сомнений, что настало время воспринимать 2000-е, как декаду уже почти также далекую от нас, как и 90-е. А, значит, и продукты творчества, созревшие под солнцем этого уникального времени, надо воспринимать не как нечто подготавливающее искусство современное, не как прототип, а как нечто отдельное, определенное своей эпохой, и отмеченное присущим ей характерным стилем.
Главное, что сделало 'Ванильное небо' лично для меня - это по-своему трогательно рассказало историю Нью-Йорка рубежа веков, добавило еще один оттенок в палитру 'Друзей', фильмов Вуди Аллена, Тоби Спайдер-мена Магуайера, и даже 'Секса в большом городе'. Для меня это все грани одного времени. Но я явно не поставил бы тут рыдающий эмоджи, и даже не эмоджи с платочком.