Идей каламбур - выбирай любую. Беда в том, что среди них нет ни одной правильной!
Вопрос: - Как порушить 'карму', как перехитрить судьбу, выйти из предначертанного?
Ответ: - Вроде как можно, но всё же нельзя!
Вокруг этого и крутится основная идея фильма.
Либо этот фильм не реалистичен (кино-схема; кино-ребус), либо он про психические залипания, и всякие прочие психо-зависимости несчастных и больных людей изначально подверженных им. Зачем это смотреть обычному зрителю, не следователю и не психиатру? Разве что тем, кто ещё с детства сохранил в себе тайную профессиональную нереализованность к подобным специальностям, в ком дремлет и влечет страсть психо-сортинга.
О жанре. Драма, мелодрама - требуют сопереживания, здесь же основной упор делается на 'механике' взаимоотношений. Учитель химии Леморн ставит опыты не только в химической лаборатории, его объекты для опытов - люди. И как сам Леморн так и его подопытный 'материал' - не субъектны! Так и зритель относится к ним, как к пазлам, как к шестерёнкам, которые надо правильно подсоединить. Интерес есть, а сопереживаний – нет.
Так же какой-либо особенной непрерывной напряженности свойственной хорошему триллеру - я тоже не заметил. Фильм больше напоминает дидактическое пособие по психиатрии.
Идейно-смысловое краткое содержание можно описать в трёх строках: - В темноте (туннеля) Рекс потерял свою Саскию, (ибо в шутку она призналась в ненависти к нему), и в темноте (деревянного ящика) он наконец осознал куда она делась и резонанс ужаса в качестве искупления завершает логику повествования! Всё!
Всё остальное - украшение на торте.
А психически больной 'дьявол-экспериментатор' Леморн, тем самым провел испытания и поставил опыт над психикой Рекса словно над 'собакой Павлова'. Опыт прошел гладко, все предположения и расчеты - сработали. Ура!
Это с точки зрения 'Экспериментатора', а с точки зрения зрителя?
Ответ на этот вопрос – единственное, но не маловажное достоинство этого фильма. Всё.
'Самый страшный фильм всех времен', 'Жуткий синефильский триллер', 'Обязательный к просмотру киношедевр' - чего я только ни начиталась об этой картине. Да и вступительная часть вовсе не противоречила громким заголовкам: Пара влюбленных путешествует по югу Франции. Вдруг, проезжая через тоннель, автомобиль наших туристов глохнет, т. к. закончился бензин. И молодой человек, находившийся за рулем, отправляется на ближайшую заправку, бросив девушку в темном пугающем пространстве, еще и без габаритных огней.
'Вот это и правда стремно' - подумала я. И знаете, если бы мы, зрители, почти 2 часа наблюдали лишь за паникой героини в мрачном тоннеле, где на нее в любой момент может налететь проезжающая машина, благоверный никак не возвращается, а мобильников на момент съемок фильма еще не подвезли, вот это было бы по крайней мере, нетривиально. Если бы исчезновение произошло в тоннеле - как ни странно, тоже. Но для авторов этой картины такое развитие событий слишком банально. 'Люди боятся темноты, но опасность может поджидать и средь бела дня, в шумном европейском пригороде' - транслируют нам креаторы, когда героиня внезапно находится на выходе из каменного коридора, но вскоре теряется в час пик на парковке. То есть тоннель - слишком просто, а то, что задумали режиссер и сценарист, ну... как вам сказать...
Дальнейшее развитие событий становится очевидным примерно на 20 минуте просмотра. Это грустно, страшно и, к огромному сожалению, встречается в реальности. Кто виноват, тоже понятно сразу. То есть в наличии вполне конкретное объяснение произошедшего. Так что приводит в священный трепет зрителя? Фатализм происходящего? В случае с девушкой - соглашусь. В случае парня - сам дурак. Не понимаю, правда.
Расследование или даже исследование произошедшего - ок, почему бы и нет. Попытка залезть в голову к преступнику - сойдет, интересно. Но зачем главный герой в концовке сделал то, что сделал? Что это вообще было? Там и так все шито белыми нитками - зачееем? В общем, сложно сопереживать этому Бибе, который явно нашел своего Бобу (стараюсь описывать происходящее без спойлеров) - люди с определенными заболеваниями встретились и обрели друг друга.
Просто поверьте, если хотя бы иногда смотрите трукрайм, вы точно видели и не такое. Напугать так, как это может сделать сама жизнь, этот фильм не способен. А вот вогнать в ступор крайне медленным разжевыванием очевидного и самоубийственными действиями персонажей - вполне.
И не надо трубить про 'автор показал банальность и бессмысленность зла, как же это гениально', 'фильм для тех, кто умеет думать', 'никогда не разговаривайте с незнакомцами', и прочие клише. Ответ на каждое - видели и получше. Единственное на что можно сделать скидку, оценивая 'Исчезновение', так это на то, что картина вышла 36 лет назад. Возможно, в 1980х она действительно смотрелась свежо и непринужденно, хотя после золотой эпохи нуара 1940-1950х с ее мощнейшими сюжетами и диким саспенсом - сомневаюсь. Даже тогда зритель был уже довольно искушен.
В общем, предлагаю оставить эту ленту пылиться на полках уважаемых критиков и доморощенных синефилов дальше. Если просто спросите у любого поисковика, что же такого необыкновенного в этом фильме и чем все закончилось, уверена, ничего не потеряете.
Надеюсь, сэкономила вам 2 часа на что-то более стоящее.
А если хочется себя хорошенько потерзать лучше уж 'Юрьев день' (2008) включить. Вот уж где действительно иррациональный, нестандартный и гнетущий фильм об исчезновении.
Рекс и Саския – пара, едущая на отдых из Нидерландов во французскую провинцию. У них случаются мелкие ссоры, но в целом у них всё хорошо. На одной из заправок Саския идёт в магазин, и бесследно исчезает.
Проходит три года. Рекс завёл отношения с другой девушкой, но тайна исчезновения Саскии не даёт ему покоя, и он решает возобновить поиски, расклеивая везде плакаты о пропаже Саскии и даже выступая по телевидению с обращением к похитителю.
Однажды ему приходит письмо, где предполагаемый похититель предлагает Рексу встретиться и рассказать, что произошло с Саскией.
Это криминальный триллер. У него нет какой-то удовлетворительной, впечатляющей концовки, что может кого-то разочаровать. Но в целом, здесь хорошо проанализирован и представлен образ маньяка. Ты смотришь, и думаешь, что же заставило этого человека стать таким? Но ведь это актёр, а не маньяк. Так же другие актёры тоже хорошо справились, им сопереживаешь.
В фильме есть своя небольшая философия, параллели.
Если не читать заранее восторженные отзывы, то фильм покажется очень даже неплохим. К сожалению, это не такая и фантастика; в реальной жизни встречаются и такие повороты. Например, облачение в гипс 'слизано' с Тэда Банди – тот тоже залазил в гипс, и хромал перед девушками: 'я инвалид, ножка болит'.
У этого фильма есть американский ремейк, снятый тем же самым режиссёром. Но это получилась ванильная, местами глуповатая мелодрама, с переработанным сюжетом. Маньяк там – 'деревенский дурачок', который, если бы и хотел стать маньяком, то, максимум, наверное, мучал бы животных или распахивал плащ в парках. Сам по себе этот фильм впечатляющий.
Но первоначальный фильм 1988 года более тонко показывает характеры героев, и эти фильмы, наверное, стоит разделять. Если вам нужна не лёгкая мелодрама, а фильм, пытающийся показать становление маньяка, то вам сюда.
Стэнли Кубрик был в восторге от этого фильма. Он входит в многочисленные списки обязательных к просмотру киношедевров. А зрители считают его одним из самых страшных фильмов, хотя это вовсе не ужастик...
'Исчезновение' 1988 г. - это фильм голландского режиссера Джорджа Слёйзера, основанный на произведении Тима Краббе 'Золотое яйцо'.
История стартует тривиально - пара юных влюбленных путешествует на авто по Франции. Беззаботная поездка прерывается внутри туннеля - неожиданно у них заканчивается бензин. Нужно оставить машину и отправиться за бензином... Это, естественно, опасно - в туннеле темно и другие автомобилисты вовсе не ожидают встретить там застрявшее авто.
Сейчас что-то ужасное случится, предвосхищают зрители. Герои ругаются и мужчина уходит один, несмотря на крики подружки с просьбой не оставлять ее одну. Спустя время парень возвращается с канистрой бензина, а девушка пропала. Ее нет...
Началось, думаете вы. Но ошибаетесь. Парень выезжает из туннеля и видит девушку - она ждала его там. Обиженная. Но ребята продолжают совместный путь и быстро мирятся, ведь они любят друг друга.
Парочка вновь останавливается - на этот раз на заправочной станции. И вот тут-то происходит странное. Девушка ушла в магазинчик и не вернулась. Парень ждал, ждал, ждал. Затем стал ее искать, но не нашел. Расспросы работников ни к чему не приводят. Наступает ночь, юноша просит срочно вызвать полицию. А ему отвечают 'Подождем до утра'.
А затем мы знакомимся с мужчиной, который вероятно и похитил девушку. Он обычный ничем не примечательный мужчина. У него есть жена и двое дочерей. Он приобрел домик, находящийся в отдалении от соседей. Он планомерно готовится к похищению девушки. Убеждается, что криков соседи не услышат. Репетирует усыпление девушки. Рассчитывает время и т.д.
Повествование вновь совершает скачок. На этот раз не в прошлое, а в будущее. Прошло уже три года с момента исчезновения девушки. А молодой человек все еще отчаянно ее ищет. Он не может успокоиться, пока не узнает ответ на вопрос 'Что произошло'. И в конце-концов герой добьется желаемого. Но ответ на мучащий его вопрос окажется ужаснее всего, что он мог вообразить.
'Исчезновение' - это не только увлекательный триллер с невероятной структурой повествования. Это еще и очень глубокое исследование человеческой сущности. Он ставит зрителя перед очень простым фактом - нас всех отделяет от совершения ужасного всего один шаг. Если мы решимся его сделать, то обнаружим в себе способность не только уничтожить кого-то, но легко уничтожить даже самих себя.
Если вы любите триллеры Альфреда Хичкока и получаете удовольствие от игр со временем Кристофера Нолана, то 'Исчезновение' - это наверное идеальный проект, взявший все лучшее от режиссерских стилей этих двух гениев.
В 1993 г. у 'Исчезновение' появился американский ремейк. Его снял тот же режиссер, что и оригинал (Кифер Сазерленд, Джеф Бриджес, Сандра Буллок в главных ролях).
Не планировала, но таки я умудрилась посмотреть два фильма одного режиссера с одним названием и про одно и тоже, но снятые в разные годы и в разных странах. И это хорошо, т. к. разница поразительна и естественно в пользу европейского кино.
Я читала предыдущие отзывы и в них рецензенты как раз старались не проводить сравнение двух 'Исчезновений', но я не могу удержаться, чтобы этого не сделать.
Вообще, если кратко, то сам сюжет в обеих вариантах строится на одном событии, а именно на исчезновении девушки. Авторы не делают особых тайн из этого, нагнетание обстановки по замыслу создателей вероятно должно происходить из-за отсутствия явных причин исчезновения. Сюжет развивается достаточно медленно и в какой-то момент герой - бывший друг исчезнувшей начинает даже раздражать своими непрекращающимися на протяжении 3-х лет душевными терзаниями, метаниями и некоторой даже неадекватностью.
Т. е. сюжет как бы не особо замысловатый и испортить его затруднительно. Но… видимо так как фильмы были предназначены изначально на разного зрителя, то ощущение от просмотренного совершенно различно.
В европейском варианте все как-то чинно, благородно, логично, с красивыми пейзажами и хорошей музыкой. Американский же вариант — это совершенно затянутая неинтересная история, которую сложно назвать триллером, т. к. напряжение в нем скорее наигранное, благодаря придурковатым героям и их стремным поступкам. Первым я смотрела именно американский вариант и весь фильм думала в основном об одном, а именно почему Сандре Буллок (исчезнувшая девушка) досталась такая маленькая роль и не уже ли она больше в фильме не появится. Все остальное меня вообще не заботило, а от героических поступков новой подруги друга исчезнувшей девушки и от совершенно театрального конца истории, меня даже передернуло.
Поэтому европейский вариант я смотрела и отдыхала. Особенно мне понравились два момента, а именно, как обыграно место исчезновения, а именно заправка где-то на границе между Францией и Голландией или Германией. Действительно, несмотря на то, что французы, голландцы и другие европейцы - соседи проживающие веками друг с другом, тем не менее имеют свои характерные национальные особенности и могут не знать в совершенстве языка друг друга, обычаев и принятых манер. А все необычное — притягательно. И это идеальное место для знакомства, о котором не говорят.
Второй момент — это общение двух мужчин связанных тайной исчезновения, прокрутивших это событие в голове сотню раз и переживших одно и тоже с разных сторон. В европейском варианте нет явной ненависти и неприязни одного к другому, а есть взаимный интерес. Это общение двух мужчин обо все и не о чем. При этом исчезнувшая девушка для них только средство/инструмент для достижения цели, для осознания себя как личности, как определенное мерило. И вот это подано со вкусом, без дешевых эмоций.
В общем рекомендую именно европейское виденье этой истории.
Бывает, что кино хорошее, добротное, бывает - что качественное, бывает, - что интересное, но по настоящему захватывающее кино случается редко и неожиданно. И именно в кино так бывает чаще всего, ведь кинокартина - это часто видение, сон, и когда какой-то сон внезапно предстает перед глазами, - то это потрясает. Очень сложно вербализовать содержание настоящего фильма, потому что он развивается по своей гармонии и своим законам и живет своей жизнью.
В этом фильме, кроме сюжета - своя визуальная линия, рыжеволосая игривая девушка, будто сошедшая с полотен, особенный свет и атмосфера. И все сделано так, что вопрос, внезапно начинающий мучить главного героя, одновременно встает и перед зрителем.
Режиссер делает зрителя одновременно своим героем, вот в чем, на мой взгляд, феномен этой картины.
Все, что происходит с главным героем на протяжении экранного времени, - сомнения и нарастающее чувство вины. Чувство вины, усиленное любопытством. И возможно, странной надеждой, которая, бывает, на самом деле небеспочвенна и ведет к счастливому финалу.Все решения главного героя, - это одновременно и твои собственные решения. Уже и не так важно, какая сила противостоит на той стороне, - важно лишь личное желание проникнуть на ту сторону во что бы то ни стало.
Это один аспект, но мне кажется есть и другой.
Часто в триллере или фильме ужасов так или иначе последствия вызваны деятельностью главных героев. Реальность бросает им вызов, и они принимают его.
В данной ситуации герой знает, что идет скорее всего на сделку со злом, но забывается, как в той сказке, где мужик со змеёю дружился.
Зло в фильме описано очень правдиво. Это никакое не корыстное зло, а зло ради идеи. Практически абсолютное, зло ради возвышения своего эго. И поэтому вид его примитивен и даже банален. Поступки зла в быту так же на вид нестрашные, совсем обычные. Тут нет атрибутики кошмара вообще, ни капли. И нерв картины в том, что главный герой в который раз, по каким-то личным соображениям, идет на поводу у зла, которое имеет точную стратегию и расчет.
Фильм снят по книге, а изначальная книга отличается от сценария. В ней крепче сюжет и предопределенность сюжета. И тут так же ясно в целом, что герой пойдет в своей решимости до конца.
И каждому зрителю в конце концов, после всех поворотов, будет дано узнать, что же именно произошло в тот ясный летний день.
Самые устрашающие, непредсказуемые триллеры - это те, которые о маньяках.
Герой-маньяк всегда индивидуален и всегда изувер на свой манер.
Его действия в течение долгого времени не поддаются логике. Просто невозможно наверняка и быстро установить, что именно его мучило, предположим в детстве, и наложило трагический отпечаток на судьбу его и людей, которые общаются с ним.
В данном фильме очень удачно использован прием противопоставления — лучезарного начала детективной истории и оглушительной по своей неожиданности ее концовки.
Вначале мы любуемся влюбленными, которые еще по-настоящему не насладились счастьем обретения друг друга. Вместе не пережили еще ни одной серьезной драмы, а мелкие раздоры лишь еще более воспламеняют обоюдный восторг.
Крупные планы актеров без слов рассказывают нам, как прекрасна пора истинной, долгожданной влюбленности.Красивая Саския, златокудрая, голубоглазая, добрая и наивная девушка, совершенно обожаема молодым и счастливым от любви Рексом!
И вдруг все это резко обрывается необъяснимым НЕЧТО! Среди белого дня, в курортном городке, на виду большого скопления людей!
Зрителя просто раздирает изнутри от негодования и желания предугадать причину произошедшего.
Ошеломленный влюбленный в неустанном поиске и тревоге от случившегося, при этом он не раз сталкивается лицом к лицу с антигероем, что усиливает накал детективных страстей.
Однако, авторы фильма ограничиваются слишком легковесной попыткой психологического анализа поведения героев.
Из фильма как бы выпадают целые пласты подробностей и событий триллера. А в самый интригующий момент картина заканчивается.
Невероятно! Не раскрыв и половины сюжета?!
Зритель полон бессильного разочарования.
Так непрофессионально обходиться с жанром рискованно. Ведь при этом полностью рушится иллюзия достоверности, на чем, собственно, и зиждется любой детектив.
Очень страшный фильм. По-настоящему страшный, а не бу-эффектами и реками крови. При практическом отсутствии сцен насилия и достаточно медленном повествовании, от размышлений над сюжетом просто сковывает страхом. Редко попадается такое жуткое, психологически жуткое и тяжелое кино.
Вспоминаются реальные истории о людях, которые пропали без вести, к примеру, дети Бомонт. Их родственникам всю жизнь пришлось прожить в ужасающих догадках и бесплодных надеждах.
Герою этого фильма выпал шанс узнать правду. Но стоило ли оно того?!
Нам демонстрируются две жизни. Жизнь человека, которая была навсегда сломана в тот день, когда он потерял свою любимую, и жизнь того, кто стал этому причиной. Будничность действий маньяка, как он общается с собственной семьей, а после идет репетировать похищение женщины, указывает на тонкую грань, которая проходит между внешней нормальностью и полной моральной деструктивностью.
В фильме прослеживается яркий символизм: от сна героини до практически магического притяжения главного героя и маньяка. Они, как два полюса, стремятся друг к другу, потому что в каждом из них есть какое-то сверхъестественное, нечеловеческое любопытство, которое маньяка приводит на путь преступлений. А вот к чему оно приводит главного героя... Это стоит узнать, посмотрев фильм.
Кино, сильное всеми своими составляющими. Интересное, поучительное... шокирующее.
Когда я первый раз досмотрела его до конца, меня накрыло отчаяние. Но, возможно, именно эта острая эмоция заставит нас задуматься о важном.
Я редко пишу рецензиина фильмы, но тут я просто должен. Не буду писать неуместно-пафосных 'литературных' эпитетов, чтоб звучало 'художжсно ', скажу как есть.
Концовка меня не так шокировала, как других зрителей, меня таким не запугать. Самое страшное и безысходное тут - это трактователи. Трогательный, пронзительный крик создателя фильма о том, что не оставляйте, мать вашу, своих любимых в одиночестве, следите за ними (без фанатизма) и не доверяйте незнакомцам превратили своими трактовками в какое-то то-ли школо-ницшеанство, то-ли трактат о 'судьбе' и невозможности счастья, поданное чванливо и снобистски (в каждой почти рецензии есть упрёк к более типичным страшилкам и Голливуду!). Вот что страшно! Вместо того, чтоб больше любить, мы ноем о безысходности и видим в каждом фильме одни и те же 'глубинные' смыслы, не видя настоящих. Это страшно. А не концовка. Нет ни судьбы ни полного контроля. И смысла бытия нет (в каждой рецензии написали, замучали) Каждый должен сам делать всё возможное, чтобы их любимые не чувствовали себя одиноко и были в безопасности.
Триллер действительно очень сильный. И прежде всего это достигается тем фактом, что герои не мясо, которое кромсают к ужину себе всякие монстрюганы (не в обиду подобным фильмам, я такие тоже люблю, чего важничать!), герои - люди живые, любящие и самые что ни на есть настоящие. За них больно. Большую часть фильма казалось бы не происходит ничего, но нет - всё на своём месте, нам дают почувствовать пустоту, возникшую от пропажи дорогого герою человека и мучительную загадку. Редко вообще можно увидеть фильм, который даст тебе такое чувство потери и интригу. Героям действительно... нет, Действительно очень сопереживаешь, а это большая заслуга.
Да, он вроде временно находит себе женщину, которая так-то ему и не нужна, фиг бы с ней, она как пришла так и ушла: любит он только свою пропавшую. И чёрт подери, это очень пронзительно. И ещё более пронзительно, что они таки по-своему встретились. Весь фильм об этом. Об этом и весь символизм про тоннель и клаустрофобию, монетки тоже, очевидно, про это. И про то, что психопаты порой очень умны и образованы, у них тоже есть семьи и престижная работа. Да и отличаются они порой лишь отсутствием эмпатии. И пока вы будете планировать отпуск со своими ненаглядными, кто-то может хладнокровно планировать как вас этого лишить. Не со зла, так - для эксперимента над собой, ачивку набить.
А вот выдавать свои шаблонные фантазии про 'тлен и безысходность ущербности человеческой' не надо. Не всё 'глубокая мысль', что звучит как цитата школьника, словившего юношеский цинизм и моднейшую мизантропию. Вообще, терпеть не могу, когда так пишут. Чего только не начитаешься, что люди нашли в фильме. И константно, неизбежно, кто-то да найдёт 'ущербность природы человеческой', и поставит слово 'человеческой' обязательно после существительного, чтоб звучало позычней. Фильм не об этом. О любопытстве, любви к человеку, о психопатии, которая превращает человека в машину, которая готова ради опыта сделать что угодно.
Вспомните, какие флешбеки герой ловит в финале! Нет, любопытство было не единственным мотивом его одержимости. Любопытство бы растаяло и высохло как лужа на жаре, если бы она не была для него всем. Она исчезла в тот момент, когда она была для него наиболее ценной. Нет, банального любопытства тут мало. Он именно её любил. Например, если на ваших глазах пропадёт незнакомец, скорее всего, любопытно вам это будет от силы пару минут. Вся глубина кроется совсем не в каких-то там шаблонных и отвлечённых преисполненных тёмного пафоса рассуждениях про обречённость людей и про то, что суть якобы в том, что люди бывают только одиноки. И тем более не в школотленчике. Господи, да фильм про то, что потерять можно любого когда угодно, и ты не будешь знать что с ним и как это произошло, пока кто-то вздумает определить до чего можно дойти, просто так, чтоб посмотреть. И что самое страшное, вы не можете судить о том, что он не болен ни по его внешнему виду, ни по его одежде, манерам и даже по наличию полной семьи. Бездушная и жестокая машина может крыться в самом благовидном семьянине.
Так что, прекратите чесать ляхи и рассуждать, что жызнь - это боль, подойдите и обнимите хоть своих жён, мужей, девушек, мужиков, кто у вас там. Вы - те, кто делает их не такими одинокими, вы должны с ними встретиться, чтобы они не летали одни в космосе. Вы никогда не можете знать, какой психопат вам попадётся на пути. И тогда уж метаться вам как герою и соглашаться на всё, чтоб хотя бы узнать, что с ними случилось.
Чуть снижаю оценку всё-таки за саундтрек. Пора теперь посмотреть ремейк с хэппиэндом. Очень сильно сопереживал этой паре, хочется посмотреть как они выберутся.
'Опять мне снится сон, один и тот же сон...' 'Я покажу тебе ужас в пригоршне праха.' Т. С. Элиот
Сколько раз за прошедшие три года Рекс мысленно возвращался в тот ясный летний день на оживлённую придорожную зону отдыха на юге Франции, куда они с Саскией приехали в отпуск из Амстердама. Ему бы окликнуть Саскию, когда она, побежав в магазинчик за напитками, оглянулась с улыбкой и, смешная такая, потеряв равновесие, приземлилась на тротуаре. Не отпускать бы её руку и вместе войти в магазинную дверь, перед которой мелькнули в последний раз её рыжие волосы, излучавшие тёплое сияние, как на рембрандтовских портретах её тёзки. Она не вернулась. Пропала бесследно. Как будто там за дверью её поглотила разверзшаяся бездна или стал явью странный навязчивый сон, снившийся ей несколько ночей подряд перед исчезновением. Сон, где она парила в пространстве, заключенная в гигантское золотое яйцо, выхода из которого нет. Потрясённый до основания необъяснимой потерей, Рекс не может смириться и продолжает безуспешные поиски пропавшей возлюбленной. Непреодолимое желание раскрыть тайну её исчезновeния, узнать правду, какой бы трагической она не была, доходит до одержимости. Ему начинает сниться тот же сон, что мучил Cаскию, но теперь он сам заключён в золотое яйцо, как в клетку. А тут ещё стали приходить по почте анонимные открытки. Их автор пишет, что тронут преданностью и настойчивостью Рекса, и что cможет рассказать при личной встрече о том, что произошло с Саскией. Что это? Издевательская шутка, бред больного человека или затаившийся похититель действительно совершил идеальное преступление и, испытывая к жертве какое-то извращённое милосердие, готов поделиться подробностями создания своего 'шедевра'?
Направив течение триллера по непривычному руслу, нидерландский режиссёр Джордж Слёйзер сразу же после изчезновения Саскии, раскрывает личность вероятного преступника, фокусируясь не на вопросе 'Кто?', но 'Как?', 'Почему?' и 'Что'? Почти с самого начала мы знаем о случившемся то, что недоступно Рексу, и чем больше yзнаём, тем тяжелей нагнетается предчувствие нераскрытой трагедии, свинцовой тучей нависшей над солнечным безмятежным днём три года назад. Фильм держит зрителя, как и главного героя, в сводящей с ума неопределённости, и, в то же время, намёками раскрывает одну за другой детали зарождения идеи преступления, его планирования и осуществления. Главная тайна - местонахождениe Саскии откроется постепенно, складываясь из разрозненных кусочков мозаики, смысл которой высветится в опустошительном финале. Одна из самых интригующих особенностей 'Исчезновения' - его повествовательная структура, когда одни и те же события рассматриваются с двух разных точек зрения. Используя параллельный нарратив, режиссёр вскрывает и сравнивает на глазах у зрителя внутренние миры жертвы, отчаявшегося человека, готового на всё, лишь бы узнать правду о необъяснимом ударе судьбы, вдребезги разбившем две жизни, и убийцы, преступникa-социопата, послужившего слепым орудием фатумa.
Настоящие монстры ведь не объявляют о своём приближении трубным рёвом многочисленных огнедышащих пастей или смрадом горящей серы. У них нет рогов, копыт и хвостов. Они неотличимы от нас и внешне могут быть вполне обычными членами общества - приятными соседями, вдумчивыми коллегами, хорошими семьянинами, любящими своих детей и любимые ими. Неброско одетые, они ходят каждое утро на работу. Возможно, с улыбкой кивают, проходя мимо, торопясь на парковку, остановку автобуса или метро. Если же их злодеяния всё-таки выходят наружу, чаще всего, благодаря случайности, мы всматриваемся в иx лица на первых полосах газет, в экстренных выпусках последних новостей, пытаясь проникнуть в тёмные и бездонные пучины, которые монстры долго и успешно скрывали за фасадом цивилизованной респектабельности. Oтвечая на вопрос 'Почему?', 'Исчезновение' вскрывает мотивации и побуждения такого маньякa, вникая в его теории о необходимости поддержания в мире баланса добра и зла, которыми он оправдывает полное равнодушие к человеческой жизни и свою собственную одержимость желанием познать, что же чувствует похититель и убийца после совершения бессмысленного жестокого преступления.
В процессе работы над окончательной версией сценария по роману Тима Краббе 'Золотое яйцо', режиссёр фильма, Джордж Слёйзер, постоянно ставил себя на место персонажей, представляя, как бы он сам поступил в той или иной ситуации. Может быть, поэтому 'Исчезновение' пугающе достовернo, eгo герои по-настоящему трёхмерны и реалистичны, a концепция экзистенциализма, которую фильм иллюстрирует, проницательнa и безнадёжнa, в отличие от бесславного англо-язычного римейка, сделанного самим Слёйзером в Голливуде. Отличающееся сдержанной, обманчиво отстранённой манерой постановки, лишённое аффектации и патетики, оригинальное 'Исчезновение', получилось мрачным, таинственным и горько ироничным. Затягивающий гипнотической атмосферой фильм сочетает элементы триллера, детектива и хоррор с глубоким философским подтекстом о роке, довлеющем над человеком, и о невозможности его предугадать и контролировать. Он о том, что люди вовсе не рождeны для счастья, как птицы для полёта. О том, насколько хрупки, недолговечны и иллюзорны ощущение гармонии с окружающим миром, радость разделённой любви и наивная уверенность в возможности познания смысла бытия и его сокрытых от нашего взора движущих сил.
Очень немногие картины и до, и после 'Исчезновения' имеют такую жe непреложную власть над зрителем, оставляя его наедине с мысленными образами, не отпускающими ещё долго после финальных титров. Знавший толк в страшном Стэнли Кубрик, создатель 'Заводного апельсина' и 'Сияния', назвал 'Исчезновение' самым ужасающим кино, из всех, что он когда-либо видел. И действительно, легендарная концовка фильма, стала одним из наиболее пессимистичных комментариев о распространенности и непобедимости бессердечного, безличного и равнодушного зла в современном обществе. В 'Исчезновении' не пролилoсь ни однoй капли крови, не прозвучалo ни однoгo выстрелa, но в нём гораздо больше жестокости, несправедливости и вымораживающей безысходности, разлитых в воздухе, чем в десятках типичных голливудских крутых и кровавых триллеров вместе взятых. Только выражены они негромким, нарочито бесстрастным, почти вежливым тоном.