Один из самых независимых японских режиссеров еще в далеком 2003 году представил публике свой, тогда четвертый по счету фильм '9 душ'. Картина повествует о девяти заключенных сбежавших из тюрьмы с целью поиска сокровищ, местонахождение которых указал десятый заключенный оставшийся за решеткой. Вот только вместо заветного клада они находят непонятную карту и странный пластиковый ключ, с письменным указанием, что этот ключ к будущему, который откроет каждую дверь.
Ключ к будущему, который откроет каждую дверь.
Далее пути девяти беглецов постепенно расходятся. Кто - то встречает душевный покой, кого то накрывает еще большая тягость современно бытия, а кто то смерть. Фильм, буквально пропитанный невыносимой грустью, будничностью серых тонов, великолепными диалогами и монологами главных героев. У Тойоды по другому не бывает. Кино не для массового зрителя, но равнодушным он не оставит никого. Это кино позволяет чувствовать, сопереживать.
К актерам нет ни малейшей претензии. Они не играли, они, словно прожили жизнь в данной картине. А отдать всего себя, заслуга, как и актера, так и режиссера. Музыка в фильме предает то настроение, которое наиболее лучше подходит для его восприятия.
Девять преступников бегут из тюрьмы и отправляются на поиски клада, оставленного десятым преступником. Клад они действительно вскоре находят, однако там лишь пластиковый игрушечный ключ, которым даже непонятно что открывать. Впрочем, не сильно разочарованные, преступники пытаются наслаждаться свободой. Они разъезжают по дорогам, грабят, что придется, и иногда теряют членов своей группы. Кого-то ранят в перестрелке, кто-то уходят по собственной воле. Преступники отчаянно ищут свободу, но не находят ее, потому что прошлая жизнь отказывается их принять, а без нее жизнь для большинства из них немыслима.
По мере развития истории открываются две вещи. Во-первых, это чудовищность самих преступлений, совершенных беглецами. Поначалу последние просто названы преступниками-убийцами, и зритель еще не догадывается о подлинном характере этих убийств. Один заключенный раздавил собственного сына, превратив его в лепешку, другой съел отца, третий убил дюжину старшеклассников и так далее. Но есть и вторая вещь, которая несколько меняет представление об этих преступлениях. Заключенного, убившего сына, сам его сын просил это сделать. Другой заключенный, убивший человека, помогал своему брату-ростовщику, который потом, хотя и расчленил труп убитого, смог избежать ответственности и создать выгодный, хотя и омерзительный бизнес. Таким образом, выясняется некая моральная двусмысленность большинства убийств – они, безусловно, заслуживают осуждения, но вина убийц оказывается не такой однозначной. Выбравшись на волю, они охотно вспоминают о прошлой жизни и даже пытаются вернуться в нее. Один персонаж с подарком спешит на свадьбу дочери, но та отвергает его. Другой пытается дозвониться до своей подружки, но та не берет трубку. Третий находит приют в придорожном ресторанчике, где устраивается на работу официантом. Но и его оттуда гонят, когда узнают, что он беглый преступник.
Нельзя сказать, чтобы персонажи «9 душ» вызывали какое-то особенное сочувствие, но их пример очень ярко свидетельствует о том, что человеческая жизнь шире понятий преступления и наказания, в которые ее загоняет социальная жизнь. Их жизни не хватает некой позитивной завершенности, и именно это толкает их на странствия. Странствия эти полны порока, ведь беглецы и здесь совершают правонарушения, но цель их – обретение гармонии с самими собой – могла бы быть целью и любого законопослушного человека.
Тойода снял не столько фильм-размышление, сколько фильм-парадокс, в котором персонажи, вызывая поначалу только отвращение, со временем допускают зрителя в свой мир, где все оказывается уже не столь однозначным.
Вряд ли вы найдите в интернете какую-либо информацию об этом фильме. А зря. Фильм стоит того, чотбы посмотреть и даже того, чтобы пересматривать.
Жестокая и кровавая драма начинающаяся вроде бы очень хорошо и создающий впечатление, что перед нами легкая комедия. Но все меняется, когда мы знакомимся ближе с каждым из героев и понимаем, что подобная история хорошо закончиться не может. Поиск 'ключа от вселенной' превращается для каждого из них в разговор с самим собой, в конфронтацию со своими мечтами и светлыми сторонами своей души. И перед тем, как покинуть нас, каждый из них делится со зрителем самым сокровенным, тем, что удерживало его в этой жизни.