За «Амаркорд» Феллини получает свой четвертый «Оскар», и действительно несмотря на славу пошлого фильма, в котором есть непристойные сцены, это достаточно сдержанное кино. Да, здесь есть зашкаливающая эмоциональность в передаче воспоминаний детства и отрочества. Здесь достаточно откровенно обозначена важная для Феллини аутоэротическая тема, однако, при всем при этом «Амаркорд» - кино очень собранное, плотное в плане спрессованности нарратива, насыщенности его событиями, жизнелюбием, витальностью, без которых не было бы фильмов, например, Эмира Кустурицы, цитировавшего в них «Амаркорд» буквально по-кадрово. Совершенство художественной формы в «Амаркорде» потрясает: здесь нет, кажется, ни одной лишней сцены и лишнего типажа, все сочится колоритом и исполнено оценочной индифферентностью. Здесь даже фашисты, показанные нелепыми, все же не вызывают осуждения.
Сам режиссер в интервью по поводу фильма говорил, что хотел снять фильм об инфантильности не только психологической, являющейся чертой переходного возраста, но и политической, выражением которой, по его мнению, и является фашизм. Действительно, фашистский парад в фильме показывается отчетливо заряженным сексуальной энергетикой, атмосферой тотального эротического экстаза и исступления, и это не прием постановщика, а исторически достоверный факт (достаточно посмотреть хронику «Триумф воли» Рифеншталь). Слава «Амаркорда», как языческого фильма, которым он мне представлялся пятнадцать лет назад после первого просмотра, с годами померкла, и я увидел прежде всего признание в любви к детству, его впечатлениям, его героям и героиням, очарование которых не смогло омрачить даже время фашистского варварства.
Что же касается, темы пошлости некоторых сцен (например, эпизода с табачницей, видимо все же воображаемой), то она кажется мне несколько преувеличенной. Конечно, хочется, чтобы все в шедевре были идеально, а «Амаркорд» - без сомнения, шедевр прежде всего сценарного и режиссерского искусства, однако, постановщик решил иначе. Важным для понимания этой картины Феллини является тема воображения (смыкающаяся с аутоэротизмом), его спасающей и животворной силы. Смотря «Амаркорд», зритель прекрасно понимает, что в жизни сценаристов было все по-иному, гораздо тусклее и бесцветнее, и именно сила кино смогла вдохнуть в пережитые образы тот концентрат жизни, который мы называем витальностью.
Феллини – один из самых жизнелюбивых кинохудожников мира (наряду с Менцелем и Кустурицей), но и он осознает, что для того, чтобы заразить зрителя жизнерадостностью, надо передать на экране иллюзию многоголосого и неуправляемого хаоса, непредсказуемости жизненных перипетий. Для этой цели Феллини и Гуэрра пишут один из лучших сценариев в истории кино, в котором есть место и сатире, и гротеску, и черному юмору, и внешне простой, но скрывающей второе дно иронии, – всему многоцветию смешного, всему, что может вызвать улыбку зрителя. При этом Феллини и Гуэрра находят в своем произведении место и для печали, и грусти, ведь, согласно мировоззрению великого Федерико, жизнь многообразна, ее нельзя мазать одной краской при переносе на экран.
Именно это сложно организованная экспрессия и делает «Амаркорд» гениальным фильмом, роль секса в котором сильно преувеличена критиками и фанатами Феллини. Да, это более раскрепощенный фильм, чем, допустим, «Сладкая жизнь», однако, то, что считается в нем пошлостью – просто дань режиссера чрезмерности кинообразов. Ведь при съемках «Амаркорда» Феллини хотел избежать прежде всего даже не столько «золотой середины», сколько серости и однообразия. «Амаркорд» в его понимании и изображении жизни – это программное отрицание уныния и отчаяния, это признание в любви к жизни во всех ее проявлениях, это стремление оправдать жизнь (то есть в конечном счете и секс, и подростковые проявления сексуальности). Не даром главная сцена фильма, на мой взгляд, - это проделки сумасшедшего дяди Тео на дереве с его воплями о женщине: не знаешь, как к ней относится, и смешно, и грустно, и вместе с тем так жизненно.
В этой сцене – весь Феллини и сам смысл «Амаркорда», как оружия против уныния и оправдание жизни во всей ее сложности. Тем, кто хочет свести счеты с жизнью, надо обязательно посмотреть этот фильм, чтобы убедиться, что жизнь сложнее, чем им представляется и гораздо богаче, чем кажется в трудные минуты, а значит – надо жить, чтобы твое существование хоть немного, хоть в редкие дни, но превратилась в тот праздник бытия, которым ее показывает шедевр Федерико Феллини.
В этой картине Федерико Феллини показал своего рода хронику обыденного каждодневного времяпрепровождения одной провинциальной семьи, многие фрагменты которого, как сам режиссёр признавался, являются автобиографичными. Стоит признать, что лента не имеет чётко выраженного сюжета, вместо привычной структуры фильмов сосредоточивая своё повествовательное внимание на многочисленных событиях жизни города, при этом предоставляя возможность членам вышеупомянутой семьи принять непосредственное участие в них.
Такие эпизоды ленты, как 'знакомство' юнца с необъятным бюстом продавщицы сигарет; продолжительные истошные вопли: 'Хочу женщину!'; весёлые уроки в школе; будоражащие эротические воспоминания подростка во время исповеди; неоднократные и уморительные семейные перепалки; трогательные проводы океанского лайнера в другую сторону света, запоминаются надолго. Впрочем, вся картина невообразимо прочно и невероятно ярко остаётся в памяти, что говорит о её великолепном качестве.
И действительно, Феллини смог в очередной раз представить на всеобщее обозрение истинное кинотворение, которое способно и порадовать, и огорчить, и развеселить, в общем подарить всю бурю эмоций. Федерико - мастер высочайшего класса. Его вклад в развитие общемирового кинематографа нельзя переоценить. По его фильмам учатся будущие профессиональные режиссёры, а синефилы рукоплещут перед творческой продвинутостью этого итальянского киномэтра. Что ещё сказать? Да здравствует, Феллини!
Таким образом, 'Амаркорд' - это высокохудожественное кинематографическое произведение великого Федерико, воплощающее на экране массу его воспоминаний из детства и юношества, попутно рождая новые всевозможные фантазии, поразительно интригуя ими зрителя. В этом фильме, похоже, можно найти всё, что только вздумается (в частности для подрастающего ума), ведь классика обширна, глубока и непобедима временем, оттого-то и приятно возвращаться к ней раз за разом.
Итальянский курортный городок, возможно, Римини. Время – где-то 1930 год, может, 1931-й. Ну и здесь своя не очень размеренная, но точно сумасшедшая жизнь. Школота забавляется на уроках, взрослые водят хороводы и провожают океанские лайнеры, все поголовно мечтают трахнуть местных новеньких проституток, ну и как-то нехотя массы выполняют фашистские культы, связанные с правлением дуче. В общем, именно такая Италия, которую оставил в своей памяти 10-летний мальчишка Федерико Феллини.
Не сложилось у меня как-то с Феллини, друзья, и похоже, уже и не сложится. «Амаркорд» фактически закрывает все значимые работы итальянца, и за исключением «Дороги», и в меньшей степени «Ночи Кабирии» и «Сладкой жизни», ничего даже околоприличного в фильмотеке режиссера мною замечено не было. Возможно, все в дурном вкусе. Но на мое усмотрение, Феллини – это ярчайший пример дутости и чрезмерного почитания в мире кино. С итальянцем носятся как с древней китайской вазой, не в состоянии сложить ей цены. Чуть ли не каждая поделка Феллини объявлялась грандиозным событием в кинематографе. А всем его бессистемным нелепостям присуждался высший бал по аллегоричности и философичности.
«Амаркорд» из этого же разряда. Фильм-балаган без центральной повествовательной канвы и главных героев. Центральная тема – все хотят трахаться. Завуалированная – фашизм – это плохо. Фон – комедия положений с чередой гротескных нелепостей. Метода – нагромождение нелепостей в каждой мизансцене, что превращает действие в театр-абсурд. Коллективный онанизм подростков в машине. Синхронное движение большой группы персонажей. Дурачок на дереве, кидающийся во всех камнями и орущий «Хочу женщину!». Павлин, летающий по заснеженному городу. Сам снег в приморском субтропическом городе…
Но главная претензия к Феллини не в наборе бессистемности, абсурдности и навязчивой зауми. Он художник, он так видит. Феллини скучен и не эстетичен. Он давит именем, но не талантом. Он уже раз облажался своими «воспоминаниями о детстве» с одной из первых своих работ «Маменькины сынки». Теперь же абсурду добавил динамики и цвета, но не осмысленности. А ведь есть с чем сравнивать бездарные попытки Феллини передать свои субъективные воспоминания о детстве. В том же 1973 году впервые громко заявил о себе тогда еще безвестный Джордж Лукас, поставивший восхитительные «Американские граффити», которые также были ностальгией еще молодого режиссера за своей юностью. А как «свои 17 лет» обыграл Питер Богданович в «Последнем киносеансе»? Это примеры того, как можно снять глубоко личное кино, которое богато духовно, содержательно и не выглядит идиотски в событийном ряду. А Феллини… останусь при своем. Абсолютно дутая фигура в мировом кинематографе.
Раз уж наглеть, то наглеть. «Амаркорд» Феллини – бездарное и безвкусное кино.
- Куда же это я зашел? Чувствую себя так, словно я нигде.
Федерико Феллини в своей картине 'Амаркорд' затрагивает вопросы, которые возникали в потоке мыслей каждого из нас хотя бы однажды. И самое интересное, что они не прописаны явно в диалогах персонажей, они раскрываются перед смотрящим иначе - при помощи образов, символизма и ассоциаций.
Сюжет фильма построен на воспоминаниях о детстве, ностальгии по тем временам, которые уже прошли. В курс происходящего на экране нас вводит голос рассказчика. И это важный инструмент, так как в фильме нет четкой сюжетной линии. Мы видим отрывки различных воспоминаний, где реальность переходит в мечты, желание любви меняется на откровенную пошлость, а непристойность следует за красотой.
Сложно выделить главных героев. В картине большое количество персонажей, но по своей роли они равны. Своей примитивностью персонажи могут отталкивать, но эта нестандартная для взрослого детскость в поведении важна для полного понимания того, что же все-таки хотел показать режиссер.
Хочу отметить несколько сцен, которые по своему наполнению мне очень понравились - мальчик встречает буйвола в тумане по пути в школу, красавец-павлин на снегу, летящий пух, который закольцовывает время в фильме...
О чем же фильм в итоге?
Мне кажется, Феллини хотел показать одиночество человеческой души, попавший в громадный мир, и о том, как эта самая душа в этом мире выживает. В картине явно показывается два мира, которые сталкиваются на протяжении всей временной ленты. Это мир реальный - похоть, абсурдность и примитивность жизни, и мир мечт и фантазий. Первый больше присущ взрослым, а второй для детей. Ведь дети на все смотрят через призму радости, счастья, своих особых фантазий. Но сказка рушится в самом конце, показывая, что не все так безоблачно, как хотелось бы.
Грядущей осенью пересмотр фильмов Федерико Феллини особенно хорош после погружений в урбанистические дебри, в которых сегодня по-прежнему в моде экшн, глянец и дешёвые сериалы.
Осенью появляется желание рассказывать о любимых фильмах, как хочется доставать из коробки семейные реликвии.
Фильм «Амаркорд» (1973) когда-то был дважды оскароносным, ибо тогда в ленте ценилась задумка, тонкость юмора, неслучайность сцен. Такое кино имеет продуманный до мелочей видеоряд. Оно рассчитано на внимательного зрителя, и появление того или иного персонажа прописано посекундно.
«Амаркорд» кажется скучным и затянутым тем, кто ждёт от просмотра напряжения и спецэффектов. Умное ироничное кино об ушедшей эпохе, детстве в воспоминаниях взрослого человека трогает даже тех, кто никогда не прикасался к Италии.
Феллини – Мастер описания жизни, с её очевидными уроками, трагикомичным горем,
ироничной радостью.
К сожалению, сегодня его фильмы – это привет из почившего европейского стиля.
Только зубры авторского кино и внимательные режиссёры - аматоры используют такие приёмы: статичную камеру и постановку кадра, в которой ключевую роль играет не фокус, а свет.
Ценность таких фильмов — правда, преподнесённая в художественной форме. В данном случае — в виде ироничных воспоминаний из детства.
Главная нота фильма «Амаркорд» — впитывать счастье здесь и сейчас, как мы все когда-то умели в детстве.
Спустя четыре года я наконец решилась пересмотреть небезызвестное творение Феллини, так как подозревала, что при первом просмотре, чтобы оценить его по достоинству, мне еще не хватало извилин. Удачное было решение.
Темп фильма крайне расслабленный. Режиссер показывает нам год жизни маленького итальянского городка. Кино изобилует самыми разными персонажами, выхватывая несколько основных, но до самого финала ни на ком конкретном не фокусируясь. Сюжета как такового вы тут не найдете, лишь отдельные моменты жизни героев и, пожалуй, одну законченную арку. Фильм призван показать эпоху, и он с этим чудесно справляется.
Лента пропитана простым житейским юмором, который многим покажется не чужд (сцена ссоры за семейным столом, к примеру, мне лично оказалась очень близка). У подростков на экране вовсю бушуют гормоны, и этот нелепый период в жизнях молодых людей показан с большой нежностью и искренностью. Режиссер как бы говорит, мол, да, мы были дебилами, но кто не был? И разве не в этом вся прелесть?
Амаркорд можно причислить к рангу специфических фильмов без прочного сюжетного костяка. Он призван передать настроение, и делает это посредством зарисовок сцен из жизни, навеянных Феллини воспоминаниями из юности (на итальянском диалекте «амаркорд» значит «я вспоминаю»).
Ценность подобных картин в наше время высока. Нечасто режиссёры отходят от привычных рамок построения истории и пытаются с помощью киноязыка передать свои чувства и эмоции по отношению к чему-либо. К примеру, в «Однажды в... Голливуде» Тарантино отдает дань своей любви к Голливуду того времени, а «Большой Лебовски» так вообще многие считают культурным феноменом за его нетривиальность и смелый взгляд на жизнь. Надо иметь определённую гибкость мышления, чтобы отвлечься от клише и воспринять мысль режиссера, ведь на самом деле искусство очень пластично и позволяет передать все что угодно, нужно лишь не бояться выходить за рамки.
В конце концов, ценность любого произведения значительно повышается, если создатель вкладывает в него частичку своей души. В Амаркорде Феллини тщательно и с любовью рисует облик эпохи, страны, своей родной Италии времен правления Муссолини. Его светлые, ностальгические и бесконечно теплые чувства ощущаются в каждом кадре ленты, и даже проплывающий корабль из далекой Америки, символ мечты и надежды, лишь подчеркивает уют и самобытность провинциального городка.
После просмотра хочется с нежностью вспоминать свое далекое детство и глупости, которые мы делали. Амаркорд - это возвращение в мир наивной юности, когда все еще впереди, и хочется ловить каждое мгновение.
Есть в живописи такое понятие - бытовой жанр. Различные ситуации в жизни, нанесённые на холст. 'Амаркорд' - набор из нескольких десятков подобных зарисовок, оживших и сливающихся в одну ленту.
Представлен далеко не весь, но приличный срез общества, их жизнь и проблемы: учителя и шкодляры, три поколения друг с другом взаимодействующих возрастов, персонажи с нарушенным развитием (умалишённый и безумная 'Лисичка'), рабочие и начальник, фашисты, светская львица, интеллектуал - это далеко не всё социальное разнообразие этой итальянской 'Торбы-на-Круче'.
Все это сопровождается дополнительными бонусами, которым предлагается порадоваться вместе с обитателями этого маленького городка: праздники, громадная плавающая вундервафля, игра в снежки, легкая эротика и внезапная материализация одной редкой курообразной птахи.
Спасибо Феллини за действительно живописное бытописание.
Добралась до Феллини. Это фильм-калейдоскоп. Состоит из нескольких историй, собранных в мозаику. Действие происходит в 30-е годы ХХ века в небольшом итальянском городке с богатой историей. Старинные здания, колоритные граждане, жизнь бьёт ключом: на центральной площади в огромном стоге хвороста сжигают чучело зимы, школьники развлекаются на лекциях, строители работают на берегу моря, у юноши пробуждаются эротические желания и он тискает огромные груди продавщицы табака, большая семья за столом, муж с женой ругаются, весь город плывёт ночью на лодках, чтобы увидеть проходящий мимо американский многопалубный корабль, свадьба первой красавицы города, похороны, пациент психбольницы забирается на высокое дерево и орёт целый день: «Хочу женщину!», священник исповедует подростков и корит их за рукоблудие, потрясающий снегопад, и другие истории. Фильм очень красочный, все эмоционируют, «цыганский балаган». В Википедии пишут, что это истории из детства Феллини, и действие картины происходит в родном городе режиссёра – Римини. На местном диалекте Романьи «амаркорд» означает приблизительно «я вспоминаю». Яркое кино. Посмотрела с удовольствием.
Мне показалось, что это очень мужской фильм. Перед камерой крутятся женские попы разных размеров, большие налитые груди. Много эротизации. И меня, честно говоря, это немного покоробило. Слишком откровенно режиссёр совместил детство и сексуальность. Такой взгляд на детство взрослого, прожжённого человека. Который всё видел и всё пил. Кино гениальное, красочное, но в нём показан взгляд на жизнь человека, мировоззрение которого лично мне не близко. То есть я как будто зашла в чужой дом, приоткрыла дверь и заглянула в одну из комнат, а там совсем другая бурная действительность. Я два часа на неё посмотрела, закрыла дверь и, слава Богу, ушла восвояси.
Действие происходит в Римини, родном городе Феллини, в 30-е годы, то есть в эпоху фашизма. События в фильме являются воспоминанием режиссера о своих юношеский годах, а название только подтверждает это («амаркорд» на диалекте жителей Римини переводится как «я вспоминаю»). В фильме просматривается антифашистский взгляд режиссера (надо сказать, что 70-е годы 20 века представляют собой расцвет политической темы в итальянском кино), однако главный акцент делается все же на описании повседневного быта итальянцев, а не на политических вопросах. Фильм был удостоен 4-х премий: за лучшую режиссуру («David di Donatello») и трижды как «лучший фильм»/«лучший иностранный фильм» («David di Donatello», «Оскар», Премия Национального совета кинокритиков США).
Центральное место в повествовании занимает обычная итальянская семья, где обращается внимание, прежде всего, на 15-летнего Титта, а именно на его юношеские переживания (в основном любовные). Показываются различные эпизоды жизни этой семьи, их довольно насыщенное времяпрепровождение даже в столь обыденных ситуациях как семейный обед или школьное занятие. Разные эпизоды, порой несвязанные, сменяют друг друга, что придает повествованию хаотичность. Множество других персонажей удостаивается в них внимания. Вся атмосфера наполнена одним и тем же – неповторимой эмоциональностью, жизнелюбием и порой сентиментальностью итальянцев. К этому примешивается ощущение свободы, отношение к ней как к ценности, которая чувствуется даже там, где осуществляются попытки контроля. Разве не будет фашизм выглядеть комичным в итальянской действительности?
Персонажи и события показываются несколько карикатурно, но это может служить лишь художественным приемом, нацеленным на демонстрацию ключевых черт характера итальянцев. А может быть режиссер просто хотел представить содержание наиболее выразительных или карикатурных сцен как заключающее в себе особенно памятные моменты его жизни. Стоит отметить, что главный герой фильма, на мой взгляд, – скорее не какой-то отдельный человек, а итальянец как собирательное понятие, и актеры этот образ весьма успешно реализовали.
Надо сказать и о фоновых элементах. Музыка в фильме – оживленная, стремительная и игривая, подчеркивающая театральность итальянцев (которая, кстати, является душевным порывом, а не обычным притворством, оттого для итальянца вполне естественна и, наверное, жизненно необходима). Композитор – Нино Рота (выдающаяся личность). Фон, на котором происходит действие, – Римини и его окрестности (возможно, режиссер также задействовал и другую местность). Особое место в фильме занимает главная площадь, отель Гранд, прогулка в открытом море и символический туман, заставший главных героев врасплох. Море и широкие поля – это та среда итальянца, которая также определила ключевые черты его характера. Как фон я также рассматриваю и периодически появляющиеся толпы людей, которые придают фильму еще большую оживленность. В целом место действия представляется как театральная сцена, где разыгрывается энергичное представление (временами довольно комичное).
«Люди, деревья, птицы, вино» - вот что такое для итальянца жизнь, и «Амаркорд» именно об этом. И несмотря на театральность сцен, в этом фильме отражается естественный ход вещей и обычная итальянская жизнь.
Не удалось Феллини удержать в рамках одной картины столько, сколько он хотел бы. Вышла каша, со смыслом, но без определённой связи. При большом желании, видимо, найти её можно, но тогда картина теряет ту лёгкость, на которую можно было рассчитывать, исходя из жанров и отзывов.
Скучно и трудно для восприятия. Трудно не потому что зритель глупый, а потому что тяжело ложится из-за множественности образов. Тема, конечно, одна, её угадать нетрудно, она здесь основная. Но это как-то...пошло? Тонкие, должные быть ещё неокрепшими, мальчишеские чувства превращаются в вульгарное неприкрытое желание, от которого становится неприятно и тошно. Будь то страсть к Градиске, элитной прост...женщине лёгкого поведения, или буфетчице, похоже, вечно не удовлетворённой ласками.
Фильм о толпе, не дробящейся на отдельных личностей; у всех один инстинкт, а это неинтересно. С таким же успехом можно было показать жизнь одного человека, не пихая на просмотр столько однообразия.
Печально делать такой вывод, но мне очень жаль, что это считается классикой. Должно было быть что-то светлое, что-то о приятных воспоминаниях, а получилась похоть в чистом виде.
Ругайте меня, ценители 'высокого', но иначе я думать об этом творении не могу. Не стану ставить рецензии красный цвет, ибо в паре-тройке забавных моментов 'Амаркорду' всё же не откажешь. Ну, и из чувства уважения к общественному мнению.