Никогда не думала, что Сингапур делает такие фильмы. Знакомство с азиатским кино для меня началось с Кореи и Японии. Конечно, первое, что я начала смотреть - это китайские ленты про кунг фу. Сингапур порадовал и разжег еще больший интерес к азиатскому кинематографу в целом.
Илоило - медленное житейское кино, которое удивительно емко раскрывает секреты одной семьи. Сценарист не напивал емких и сложных диалогов. Обычные разговоры семьи за ужином или в гостях, обычные движения, стандартный день. История в картины разворачивается вокруг непоседливого мальчика. Родители нанимают горничную, которая будит следить за сыном, убираться и готовить на семью. Но зритель видит больше, чем обычную историю о прислуге и мальчике. У каждого члена семьи есть свои секреты, о которых другим лучше не знать. Муж тайком курит, жена попалась на крючок мошенника, ребенок обожает лотереи. Даже у служанки есть тайна. «Ты думаешь, покончить с собой так забавно?»- говорит она однажды подопечному, бросив задумчивый взгляд на свои запястья.
Картина покажет нам не только «скелетов в шкафу», но коснется вопросов отношений супругов и незнакомого человека в доме. Все это на фоне начинающегося кризиса в стране. Я писала выше, что фильм простой на диалоги. Так же он прост на действия и жесты. Но за этим скрыт глубокий смысл и трагедия отдельно взятых героев. Служанка - филлипинка слишком сильно сблизилась с мальчиком, что на время потеряла грань между ними, разбудив ревность со стороны хозяйки. У филлипинки есть своя душевная рана. Поэтому ее материнские чувства вылились на чужого мальчика.
Разные житейские сюжеты, на которых построен фильм, затрагивают разные проблемы семьи и воспитания детей. Одной женщине некогда уделить внимание сыну из-за занятости на работе, другая нашла подход к непоседе, хотя загружена работой по дому не меньше. Сцена с сигаретой или помадой как нельзя лучше раскрывают характер истории. Особенно тронул сюжет в гостях, когда не всем хватило места за столом. Рассказывать не стану - смотрите.
Фильм снят в 2013 году, но как бы на пленку в стиле девяностых. Это усилило эффект времени и унесло меня, как на машине времени в страну не цифровых фильмов.
Спокойное повествование о совершенно обыкновенных людях продвигается размеренно и создает ощущение добротно рассказанной истории, словно от прочтения книги. Фильм сделан нарочито просто, съемка такого типа дает зрителю чувство наблюдателя или даже невидимого участника. Похоже на то, если бы в обычной квартире или доме была установлена камера наблюдения. Мы видим частную жизнь семьи на фоне набирающего темп экономического кризиса Юго-Восточной Азии. У каждого члена семьи есть свои секреты, своя тайна есть даже у ребенка. Семья восточная, что дает дополнительную специфичность просмотру, поскольку очевидно, что мы не можем до конца понять все тонкости психологии и быта, а смотрим как бы сквозь тусклое стекло. Тем интереснее.
Итак, нормальная сингапурская семья решила нанять домработницу и воспитателя в одном лице, как водится в тех краях молодую филиппинку. Введение нового персонажа в привычную обстановку - это излюбленный сюжетный ход в истории литературы, театральных сценариев и кино. Здесь есть место для игры тайных и явных мотивов поведения героев. Появление нового персонажа всегда обнажает различного рода недомолвки, уловки за которыми кроются более серьезные нерешенные внутренние проблемы героев. Именно так и на этот раз.
Стандарты допустимого в семье стремительно меняются. Многополярный мир живет по базовым стандартам, которые вполне универсальны в своем использовании как в англоязычных государствах, так и в странах Азии. И вот вопреки стереотипам, наиболее премируемые на сегодня фильмы вовсе не связаны с 'нетрадиционными' темами. Они как раз касаются вопросов самого понятного - традиционного брака. Ведь стремительное осознание людьми своих прав и рычагов борьбы за них предполагает и особенное отношение к детям. Прошла та пора, когда 'пачками' снимались фильмы о том, что учителя обижают детишек. Да и количество уничтоженных или разоблаченных экранных педофилов наверное если не превышает, то соответствует числу реальных преступников. По больше мере, эти темы в кино уже раскрыты. Плюс-минус, нового чего-либо сказать уже сложно. А вот пристальное внимание к вопросам семьи ныне весьма интересно. Все дело в том, что ранее в фокусе внимания были семьи находящиеся в кризисе, нуждающиеся или страдающие. Однако, тренд таков, что средний класс совсем не идеален. Если ребенок сыт и одет, то это вовсе не означает, что у него все в порядке.
Фильм 'Илоило' буквально под микроскопом показывает вполне внешне состоятельную семью, которая решает пригласить домработницу из Филиппин (действие проходит в Сингапуре). Женщина, находящаяся на нелегальном положении и страдающая от резкости хозяйки дома неожиданно сближается с маленьким мальчиком - сыном и наследником. По ходу выясняется, что внешне грубоватый и бедокурящий ребенок может быть вполне и вполне адекватным собеседником и чувствующим человеком. Просто, все дело в семейной атмосфере. И ведь самое интересное, что негодяев тут нет - просто спешащие фрустрированные люди, мало задумывающиеся о происходящем.
Режиссер, получивший в Каннах специальную 'Ветвь' за лучший дебют, не стремится искать плохих и хороших. Не ищет он и психоаналитических подтекстов. Никаких реверансов 'Бергману' с его напряжением. Секрет прост - он показывает 'как не надо поступать'. Человеческое достоинство прежде всего. Уважение и достоинство, и никакого бунта. Это вам не изысканный Трюффо с его '400 ударами' и не скучные Дарденны. Повышенное внимание к быту и никаких морализаторских выводов в такой восточной терпеливой надежде на просветление зрителя.