К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Первый фильм Каурисмяки, который я посмотрел. Прочитав описание и пролистав несколько скриншотов, я совершенно не ожидал, что это комедия. Первая сцена заставила волноваться об отсутствии в фильме традиционной структуры повествования, благо это впечатление оказалось иллюзорным. В экспозиции автор знакомит нас с главными героями. Илона и Лаури - люди, которые существуют в своём невероятно скучном, но хорошо знакомом мире, в котором при этом иногда даже есть место для маленькой радости в виде нового телевизора, купленного в кредит. В основном же их жизнь - это бессмысленная череда одинаковых серых дней.

Следующую часть фильма я бы назвал «падение» по одноимённой серии видеоартов американского художника Баса Яна Адера, в которых он падает в разных обстоятельствах, при этом падение Лаури в прихожей выглядит как прямая отсылка. Разрушение жалкого мира главных героев- это трагично и смешно одновременно. Впервые за долгое время попавшие в непонятную ситуацию супруги в нелепых попытках исправить своё положение вдруг обретают хоть какой-то смысл жизни. Намеренно скомканная концовка - хэппи энд в кавычках. Судьба даёт главным героям надежду на светлое будущее, но при этом они так и остаются пассажирами, никак не влияющими на исход событий.

В целом кино очень ситуативное. На мой взгляд, смешно будет только людям, которые когда-нибудь находились или находятся в тяжёлом финансовом положении.

7,5 из 10

19 ноября 2017 | 13:40
  • тип рецензии:

Пролетарский рай Аки Каурисмяки незамысловат и красочен, как лубочная картинка. Лаури подвозит жену на трамвае из ресторана, где та поистине незаменима в качестве старшей официантки, и покупает в кредит роскошный цветной телевизор. Илона всегда готова накормить, обогреть, утешить и простить, если заветная бутылка в очередной раз затмит весь мир. Не райский сад с дивными птахами, но удобная квартира с пестрым интерьером и милой собачкой, хрупкая идиллия финского Эдема, судьба которого предрешена. Внешне устроенный мирок супругов рушится после скоропостижного сокращения штата трамвайного депо и закрытия ресторана «Дубровник». Герои прощаются с неплохо устроенным прошлым комично и с музыкой, а последний вечер заведения знаменуется лебединой песней для двоих.

В своей очередной работе финский маэстро ироничной безысходности превзошёл сам себя. Бедам на пути героев нет конца, за огнем следуют вода, медные трубы и прочие хрестоматийные неприятности, а все вокруг только и делают, что беднеют, стареют да спиваются. Ностальгия по отжившему свое соседствует с бытовым трагизмом колышущегося на краю бедности среднего класса, которому препятствует не плохая карма, а извечное стремление власть имущих обмануть и вышвырнуть на улицу. Конфликт между рабочим классом и условной буржуазией в этой горькой истории более чем прозрачен. Как и в других работах Каурисмяки, положительными героями стали честные труженики фабрик и заводов, а банкиры, кредиторы и наниматели изображены истинным злом. Годы упорного труда и чинное шествие по карьерной лестнице, близкие любому постсоветскому человеку, в лихорадящей кризисной Финляндии ничего не гарантируют, а лучшей страховкой даже от смерти становятся связи. Воспетая на стартовых титрах холеным негром свобода, принесенная западным ветром, предсказуемо обернулась не справедливостью для всех, а культом денег и зависимостью от хрустящих купюр. «Вдаль уплывают облака» не только демонстрирует кризис середины 90-х, но и предсказывает последующие спады, когда то, что имеешь сегодня, может завтра стать вчерашним достоянием.

Отношения ищущих свой путь супругов мало чем отличаются от изначально задуманного режиссером союза двух друзей, на роль одного из которых он прочил не Кати Оутинен, а блистательного Матти Пелонпяю. Ни одна из картин Каурисмяки не позволяет заподозрить в нем веры в любовь, и брак Лаури и Илоны, основанный не на страсти и романтике, а на близости двух одиночеств, тоже не исключение. Их тандем – удивительный пример почти греческого сторге, любви-дружбы людей, чье наивысшее выражение чувств – лечь рядом, если супруг упадет на пол. Сильнее оказывается Илона, ломающая все новые копья на пути вперед, зато Лаури, который, похоже, никогда не думал бороться, всегда готов поднести жене чашечку кофе. Роднит героев почти безобидная неидеальность: он много пьет, она много курит, он попадает в опасные для жизни передряги, а она – на незаконную работу. Образы мужа и жены усреднены и наделены минимумом индивидуальных черт, главная из которых - нордическая угрюмость, возведенная в карикатурный абсолют. Здесь никогда не плачут, встречая бесконечные беды строго и равнодушно, и радоваться успеху тоже не смеют, памятуя об изменчивости судьбы. Полагающиеся только на себя и идущие лишь вперед персонажи определенно симпатичны, ведь живут в реальном мире, где помочь смогут не боги и другие люди, а только алкоголь и, что более вероятно, немного упорства.

Привычные вторые скрипки местного оркестра - бледненькая и совершенно исключительная в своей серости Оутинен и примеряющий очередной парик Вяянянен – изо всех сил стараются заменить первую – скончавшегося на пике карьеры Пелонпяю. О нем напоминают и поход в кинотеатр на «Ночь на Земле», и оплакиваемый Илоной ребенок на фото, который оказывается самим Матти в юном возрасте, хотя о посвящении в первую очередь говорят не эти скрытые отсылки. В привычном сплаве юмора и трагедии превалирует вторая, а мучительная тоска по всему на свете становится центральным настроением. Даже неожиданно яркие для фильмов режиссера цвета с преобладанием зеленого и синего позже оказываются издевкой над печальными людьми, чья жизнь далеко не так радужна. Удивительно, но этот всепоглощающий пессимизм отнюдь не кажется нагнетанием и нарочитой мрачностью, это всего лишь знание жизни, которая не бывает проста. Оттого это обаятельное кино с незамысловатой моралью и кажется таким понятным и близким. Облака всегда скрывают солнце, и, уплывая, они уносят с собой и хорошее, и плохое. Без возврата.

21 августа 2014 | 21:09
  • тип рецензии:

Так уж получается, что весь авторский кинематограф впору приравнять к негласному субжанру 'кинематограф пессимизма'. Во времена советской цензуры у нас в стране картины Андрея Арсеньевича костерили именно за пессимизм, в наши дни европейский арт-хаус, так и вовсе не вылезает из минорного настроения не на кадр. Не мудрено, что именно такой край света, как Финляндия родил одного из главных певцов 'нищих духом' лузеров- Аки Каурисмяки.

Его трагикомические минималистские работы, полные ностальгических нюансов и меланхолических нот, завоевали весь 'фестивальный мир' благодаря неподдельному потоку искренности и тонкостям персональной интонации финна. По сути кино Аки- это фильмы 'о бедных'- 'для бедных', о том что жить просто, но выжить тяжело, но всё же можно.

'Вдаль уплывают облака'- архаичная трагикомедия практически чаплинского стиля и масштаба, где почти полностью отсутствуют словесные конструкции, как всегда у режиссёра замещённые чёрным юмором немых сцен с лёгким налётом абсурдизма. Старая избитая истина- о том что любое падение есть путь к возвышению, выходит полной противоположностью 'догм' любимого автором Достоевского да и всей русской культуры 'до кучи'.

Сам Каурисмяки в интервью заявлял, что его картина о психологических, а не экономических последствиях кризиса безработицы. Фильм начинающийся покупкой телевизора с дистанционным управлением(эдакой метафорой максимально возможного благосостояния рядового обывателя) делает полный цикл, заканчиваясь его описью, что даёт героям претерпев ряд душевных и социальных метаморфоз двинуться дальше, по пути называемым жизнью.

Эдакий спившийся водкой поздний Чаплин пополам с отстранённостью Куросавы, но ещё вполне себе комедиограф Каурисмяки, остаётся самим собой застряв между 'золотым веком' Голливуда(по духу) и неореалистическим постмодерном(по форме). А облака уплывают в даль, оставляя его персонажам 'голубое небо' надежды и оптимистическое послевкусие нам зрителям...

8 из 10

01 января 2013 | 17:28
  • тип рецензии:

Чем меня радуют фильмы Аки Каурисмяки - удивительно-непримечательными людьми. Такие есть на каждом шагу - скромно работают, не позволяют себе лишних трат, дорогие вещи покупают в кредит. Даже внешность в глаза не бросается - люди как люди, не слащавые голливудские персонажи. Никаких намеков на красивую жизнь, гламур, роскошь.

А вот главный недостаток финского кинематографа - несоответствие реальности (особенно ярко это проявляется в фильмах 'Ариэль' и 'Огни городской окраины'. Если в голливудских лентах нарушаются все мыслимые и немыслимые законы физики, один безоружный легко справляется с пятью вооруженными', супергерои находят выход из любых ситуаций и т.д., то в финских фильмах наоборот все упрощается. Но здесь нет ничего такого, все соответствует реальной жизни.

Наравне с социальными проблемами фильм затрагивает такие темы как любовь и дружба. Глядя на Лаури и Илону, заметно, что они до сих пор испытывают нежные чувства друг к другу. Несмотря на постигший их финансовый провал, Лаури не один раз дарит жене цветы. Как трогательно улыбаются они друг другу, обсуждая детали ресторана. И даже ссорятся они скорее 'для приличия', чем всерьез.

-Прости меня.

-Не прощу. Никогда.

-Пошли домой.

-Хорошо.


И никаких постельных сцен, страстных поцелуев...

Говоря о дружбе, стоит отметить поведение коллег Илоны. Так или иначе, пути их постоянно пересекаются, а потом бывшая хозяйка 'Дубровника' помогает Илоне открыть новый ресторан. Заслуживает уважения забота о практически спившемся поваре Лайонене, который после потери работы совсем опустился. Тут оправдывает себя поговорка 'друзья познаются в беде'.

Хочу отметить замечательное музыкальное оформление. Эти милые песни на финском как нельзя лучше соответствуют атмосфере фильма.

20 февраля 2012 | 16:59
  • тип рецензии:

Эх, кризис. Мне кажется, что если бы кому-то пришла в голову мысль создать список 100 самых обсуждаемых и волнующих всех и вся тем на протяжении всего ХХ и начала ХХІ столетия, то «кризис» был бы на лидирующих позициях. Он действует как большая волна, которая раз в пять лет облизывает пятки загорающим на пляже, а раз в пятьдесят – подчистую сносит их дома. Он касается всех, и все к нему готовятся, но ждут его с неизбежностью, как землетрясения.

Но кризис, как это ни парадоксально, нужен человечеству. Он есть результатом пика возможностей, после которого непременно должен быть упадок, который, в свою очередь, сменится неизбежным новым ростом. Это как достичь дна, чтобы сильнее оттолкнутся.

Илона и Лаури столкнулись с экономическим кризисом Финляндии 90-х, потеряв в два счета, казавшуюся незыблемой, финансовую опору. Зато они поняли, что старшая официантка и машинист – это не придел их возможностей. Баловниками судьбы их назвать трудно, ведь они привыкли довольствоваться малым. Кризис заставил их действовать, бороться, не сдаваться, искать всевозможные выходы из сложившейся ситуации. И, в конце концов – они открыли свой ресторан, словив за хвост мечту, которая уплывала от них вдаль, как облака.

Этот фильм особенный для меня еще с чисто познавательной точки зрения, ведь он открывает окно для изучения чужого, совсем другого менталитета. Я была восхищена спокойствием, обоюдным трепетом, отсутствием упреков и мощнейшей поддержкой, которые главные герои оказали друг другу.

Хороший, жизненный фильм, с актуальными вопросами и ответами на некоторые из них.

8 из 10

02 сентября 2011 | 10:22
  • тип рецензии:

Фильм 'Вдаль уплывают облака' Аки Каурисмяки рассказывает историю Илоны - старшей официантки ресторана 'Дубровник' и её мужа Лаури, водителя трамвая, в одночасье потерявших свои рабочие места и оказавшихся в мире тотальной безработицы.

Аки Каурисмякий, по его словам, не стал идти простым путём и делать 'злодеями' работодателей, которые выгнали несчастных работяг - 'Дубровник', в котором работает Илона закрывается из-за банковских долгов, выплату которых потребовали в связи с неблагоприятной экономической ситуацией, а судьбу Лаури решили игральные карты. Осталось лишь обвинять 'судьбу' или 'экономическую систему' - но всё это бессмысленно, и главные герои не тратят время что бы найти виноватого в их злоключениях.

А злоключения эти - на каждом шагу. Невозможно найти достойную работу (Илона - фактически, администратор ресторана), а если и удаётся получить какое-то место, то удачу обязательно что-то омрачит - будь то жулик-начальник или неожиданные проблемы со здоровьем, рушащие все планы. Илона и Лаури отчаянно цепляются за появляющиеся возможности, но все они оборачиваются провалом. Илона, её муж и друзья, с которыми она много лет работала в 'Дубровнике' заливают горе алкоголем и в отчаянии уже готовы на любую работу - пусть даже и ту, в которой они ничего не понимают или ту, которая возвращает их назад по 'карьерной лестнице'.

Кажется, что вместе с рабочими местами герои фильма потеряли и связь с миром - кончаются деньги, кредиторы отбирают купленные в рассрочку вещи, да и из дома они вот-вот будут выселены. Миру, похоже не нужны такие как они (бывший швейцар 'Дубровника' находит причину их безработицы в современных нравах людей), профессионалы в сфере, о которой многие даже не задумываются - водители трамваев, повара, администраторы, которые чтут ресторанный церемониал.

Однако, Аки Каурисмяки не просто рассказывает о несчастьях и оставляет проблемы героев неразрешёнными - его героям не свойственно капитулировать перед обстоятельствами окружающего мира. Да и сами эти 'обстоятельства' - не обязательно строго негативные, пропитанные духом обречённости: Аки Каурисмяки показывает, как могут сложиться самые простые обстоятельства - нежелание работников вечно прозябать, бездействуя, в алкогольном дурмане, и нежелание человека, имеющего деньги, но потерявшего собственное дело, праздно доживать свой век. Обстоятельства податливы человеческой воле, а сами люди - ещё слишком живые, с огромным запасом возможностей - и здесь Аки Каурисямяки впервые, пожалуй, в своей фильмографии, не оставляет нас в неведении, не оставляет нам додумывать судьбу своих персонажей - он показывает, хоть и небольшой, кусочек нового мира, в который вступают главные герои.

Пожалуй, это один из наиболее оптимистичных фильмов Аки Каурисмяки (по-крайней мере открыто заявляющих о таком взгляде на мир, ведь во многих его работах можно увидеть несколько извращённый оптимизм) - песня человеческой жизнестойкости.

01 февраля 2010 | 08:21
  • тип рецензии:

Фильм о мировом финансовом кризисе, снятый еще в 1996 году. Такое бывает - дар предвидения или 'история по спирали'... история безработной семьи показана финским режиссером с достоверной точностью, наблюдательностью. картина трогательная, немного ироничная, со свойственным Каурисмяки флегматизмом.

Потрясающая сцена, когда избитый задолжавшими Илоне работодателями муж приходит к ней с цветами, купленными на последние деньги. или когда муж проигрывает в казино вырученные с продажи авто деньги, а жена обнимает его и гладит по голове... вообще, подобное кино пробуждает не только любовь к 'маленькому человеку', но и обеспокоенность за судьбу тех, кто честно трудится и попадает в итоге в 'капиталистический капкан'. Не нужны водители, официанты, уборщики, не нужны просто люди - вот что страшно. Безработица и как социальное явление, и как психологическое, конец у фильма оптимистичный, это радует.

22 мая 2009 | 11:53
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: