Забавная криминальная ретро-комедия. Ночной сторож банк Орацио опаздывает на работу из-за блондинки, встреченной на улице. Придя на работу, он обнаруживает, что банк ограблен. Опасаясь увольнения, Орацио обращается за помощью к местным ворам и бывшему авторитету Нандо. Те боятся, что подумают на них и помогают сторожу вернуть деньги в банк.
В общем как в пословице, вор у вора украл дубинку. Черно-белая картина, где преступники милейшие люди. Очень добрая картина, да еще с советским дубляжом. Режиссером, кстати, является Лучио Фульчи. Интересно было посмотреть на ранний опыт известного мастера джалло.
Мило и довольно непритязательно. Особо известных актеров здесь. что конечно минус. Приятный советский дубляж, что плюс. Ничего особо смешного, хотя забавные элементы есть. Все же комедия не самый конек Фульчи. Видел я итальянские криминальные комедии поинтереснее.
Ночной сторож Орацио Маникотти отвлекся от привычного маршрута в родном римском квартале. И виной тому – прекрасная туристка блондинка. Вернувшись через час к своим обязанностям, Орацио замечает, что во время его отсутствия злоумышленники ограбили банк. Как теперь не потерять работу? Справиться с проблемой Маникотти соглашаются местный криминальный авторитет Нандо и шайка мелких жуликов. Нандо боится раскрытия тайны собственного банковского вклада, а его подручные – подозрения и ареста.
Это классическая итальянская история о мошенниках и воришках, которые очень дорожат своим «честным именем» в своем квартале. Получилась добротная криминальная комедия, при просмотре которой улыбку от меткой шутки сменяет сочувствие к невезучести героев.
Роль отвлекающей ночного сторожа блондинки исполнила Хелен Шанель. И напомнила очаровательную Монику Витти! Зная, что Лючио Фульчи и Микеланджело Антониони были знакомы, можно допустить, что образ коварной красотки был вдохновлен подругой Антониони. Но это лишь мое предположение.
Не знаю, как вам, но мне этот, вполне классический, ранний фильм Фульчи в сто раз симпатичнее, чем его последующие жуткие творения. От этой, сценарно действительно необычной и весьма занимательной 'комедии улыбок' с ярким итальянским колоритом, с компанией симпатичных, неудачливых мелких воришек и жуликов (если бы такой залез ко мне в карман, я бы не стал его сдавать в полицию- кулака бы хватило, а то и без него бы обошлось) Фульчи какая-то 'тёмная сторона силы' кинула в ужас и жуть, то есть от Создателя к его антиподу. Невозможно осуждать замечательного режиссёра за его выбор (хотя бы потому, что в Писании сказано: 'Не суди, да не судим будешь!', а главный наш Судья- Он!). Можно лишь сожалеть или не сожалеть о его выборе, философски размышлять на эту тему и выражая свои личные мнения. Моё- 'Ой, напрасно!..' Понятно, о чём.
Но вернёмся к самой картине. Здесь и сразу хочу напомнить господам-коллегам кинокритикам ( и прежде всего одному из рецензентов 'Ограбления по-итальянски') о том, что в глобальном жанре 'кинокомедия' есть множество ответвлений и 'подразделений'! Чисто бурлескное ( например, фильмы с участием Чарли Чаплина или того же Луи де Фюнеса); 'чёрная комедия' (особо модная в последние лет 30, с кучей 'прекрасных экземпляров', которые мы все знаем и любим); 'лирическая комедия' (тут я всех отсылаю к творчеству Эльдара Рязанова и Марка Захарова- так и просится добавление 'лирико-философская'). А есть ещё сказочные, 'народные' комедии Роу, и чисто ситуационные комедии Гайдая... А есть ещё... и ещё! Так что мир комедии обширен и многообразен, и каждый комедиограф по-своему видит и раскрывает его!
Хотя бы по этой причине ни в коем случае нельзя 'сталкивать лбами' комедии Рязанова и Гайдая! Так же нельзя делать такое в отношении 'Операции 'Святой Януарий' и нашего 'Ограбления по-итальянски', подобно одному из здешних рецензентов картины. Никто не спорит- фильмы во многом схожи. Но не надо забывать, что 'Операция...' появилась на свет четырьмя годами позже, то есть в 1966 году, и в цвете (была отмечена призом на ММКФ в Москве). И не стоит отрицать (глупо!), что главреж 'Операции...' Дино Ризи не видел фильм Фульчи и не 'стянул' у него пару-тройку идей (хотя бы ту, что истинно грабили иностранцы, которым противостоят 'патриоты'-итальянцы; да и криминального 'босса' Ризи сделал ярче- это уже не как бы 'отставной' грабитель, владелец легальной электробытовой фирмы, а настоящий 'дон', сидящий в тюрьме 'с уважением'.
Ну а наш фильм я склонен отнести к 'поджанру'- 'комедии улыбок'. На большее он и не претендует! А после него действительно стоит посмотреть-вспомнить 'Операцию 'Святой Януарий'. Что я сейчас и сделаю!
Удивление охватывает, когда узнаёшь, с чего начинал Лючио Фульчи. Семейное кино, романтические комедии, приключенческие экранизации… И это тот самый Фульчи, который открыл «Седьмые врата ада», указал на «Домик на краю кладбища» и ознакомил мир с канибалистичными «Зомби». «Ограбление по итальянски» - типичный коммерческий проект своего времени, продвигающий эстетское течение неореализма с комедийным наполнением в широкий прокат.
Постовой Оттавио прозевал на дежурстве ограбление банка. Пытаясь спасти репутацию, он обращается за помощью к мелким мошенникам и крупным аферистам. Те тоже возмущены неблаговидностью поступка неизвестных и с воодушевлением помогают. На то у всех есть и дополнительные причины. По идее всё должно быть также смешно, как в «итальянской» новелле советского анимационного шедевра «Ограбление по…». Но на деле всё донельзя скучно.
Обращаясь к самоиронии и в поздних хорридных проектах, Фульчи также не блистал свежестью юмора. Что уж говорить, комедия – не конёк классика страшилок. Фильм хоть и пользовался неплохой популярностью в советском прокате, значительно уступает в искромётности, схожим по тематике хитам, «Операция Святой Януарий» и «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны».
Вялотекущая последовательность гэгов держится на избитом комиковании в отношении экспрессивности средиземноморской ментальности. Из той же оперы размышления о душевности «маленьких» людей. Да и без круговой мафиозной «Омерты» никуда. Побочные лирические линии утяжеляют сюжет и напрочь убивают, иногда возникающие, зачатки остроумия.
Режиссёр сделал верный вывод из начальных опытов динамичной карьеры: чем стать вторым Де Сикой или Дино Ризи, лучше быть первым и неповторимым Лючио Фульчи.
Трудно представить в жизни ситуацию, когда воры отнимают деньги у других воров и кладут их обратно в банк, который недавно обчистили. Оригинальный сюжет этого фильма основная составляющая, игра актеров и режиссерская работа в этом фильме второстепенные.
Стоит обязательно посмотреть тому, кто любит всякие аферы и комбинации, потому что здесь все наоборот и в лучшем виде. Стоит еще сказать, что кино снято в лучших традициях европейского, а именно итальянского, кинематографа.